Татарстанский кондитерский холдинг «Акульчев» развивает экспансию на восток. Сегодня стало известно о сделке по приобретению кондитерской фабрики «Колос» в Челябинске, которая выпускала продукцию под брендом «Руслада». Сумма сделки, по разным подсчетам, составляет от 250 млн до 650 млн рублей. По словам владельца Сергея Акульчева, причина проста — производственных мощностей в Челнах ему уже не хватает. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Сергей Акульчев: «Нам нужны новые площадки для развития»
Татарстанский бизнесмен пускает корни на Урале
Как стало известно «БИЗНЕС Online», производственная компания «Акульчев», принадлежащая известному татарстанскому бизнесмену Сергею Акульчеву, получила контроль над челябинской кондитерской фабрикой «Колос», выкупив 95% предприятия.
Сам Акульчев в разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» объяснил причину покупки так: «У нас уже все производственные мощности загружены и нет свободного пространства, чтобы поставить дополнительное оборудование. Нам нужны новые площадки для развития, и нам как раз предложили эту. Мы посмотрели, она достаточно свободная, там есть свободные площади, есть куда поставить оборудование».
Фабрика, работающая под юридическим лицом ПТК «Колос», была основана в Челябинске в 2007 году. Владельцем производства был один из самых богатых бизнесменов Челябинска Алишах Сулейманов, который погиб в ДТП в 2019-м. После его смерти, в 2020 году, бизнес перешел его семье. Предприятие является одним из ведущих производителей кондитерских изделий в Уральском регионе.
Фабрика «Колос» — крупный региональный производитель печенья, зефира и мучных изделий
Приобретенная фабрика «Колос» — крупный региональный производитель печенья, зефира и мучных изделий, выпускающая продукцию под брендом «Руслада». Фабрика состоит из трех производственных цехов в Челябинске, на которой работают четыре промышленные линии производительностью более 1 тыс. т в месяц, а ассортимент состоит из более чем 200 SKU кондитерских изделий.
«Оборудование здесь очень хорошее, коллектив сплоченный — около 200 человек. Но основное — это то, что Челябинск все-таки город-миллионник, а у нас их не так много в стране. Поэтому там и аэропорт есть, и логистика на Урал хорошая», — озвучил Акульчев положительные моменты сделки. Кроме того, есть куда развиваться. Загрузка [челябинского] предприятия сейчас составляет около 10%.
Оставшиеся 5% ПТК «Колос» пока остались записаны на вдову основателя «Руслады» Светлану Сулейманову, ранее она владела 100-процентной долей. Сам бренд «Руслада» в сделку не вошел и остается у прежних владельцев (у Сулеймановой).
Сергей Акульчев начал свой бизнес с небольшой пекарни около 30 лет назад. В 2004 году предприниматель занялся производством кондитерских изделий — известных венских вафель.
Сегодня на кондитерском комбинате «Акульчев» в Набережных Челнах работают около 800 человек, предприятие производит около 150 различных видов мягких вафель, печенья, макарун на 10 линиях. Продукция «Акульчева» представлена более чем в 15 странах.
Выручка ТД «Акульчев», которым целиком владеет сам бизнесмен, за 2024 год выросла на 35% и составила 5,9 млрд рублей.
По словам Акульчева, торговый дом «Руслада» — это дистрибуционная компания. «Мы никогда не были дистрибьюторами, нас этот бизнес не интересует. Это их бизнесом было и останется. Они могут кого-то пригласить туда, я не знаю, но нас это не интересует, — отметил новый собственник „Колоса“, — „Руслада“ останется так же одним из дистрибьюторов [продукции, которая станет производиться на приобретенном заводе], как и была. Мы никаких ограничений не ставим на приобретение продукции, а если у них будет желание приобретать продукцию „Акульчева“, мы будем только рады».
«В России построить — это надо прямо уметь и иметь силы, терпение и поддержку, а это нелегко»
Проще купить готовый бизнес
Стоимость сделки Акульчев не раскрыл, сославшись на коммерческую тайну. Выручка ПТК «Колос» в 2024 году составила 684,5 млн рублей, чистая прибыль — 26,3 млн рублей. На 1 января 2025-го баланс компании составлял 555 млн рублей, но были и заемные средства в размере 160 млн рублей, а также кредиторская задолженность в 132 миллиона. Таким образом, если приобретать компанию, отталкиваясь от стоимости чистых активов, то ее цена составит 260 млн рублей. Однако в условиях конкуренции за актив цена может быть и выше. По оценкам директора по стратегии ИК «Финам» Ярослава Кабакова, ориентировочная рыночная стоимость площадки может составлять порядка 250–650 млн рублей.
В любом случае приобрести готовый бизнес оказалось дешевле, чем строить с нуля. Как отметил Акульчев, его компания сводила финансовый план и даже смотрела земельные участки.
«Сейчас достаточно дорогое подведения энергоресурсов. Подвести их — это очень непростая история. И самое главное, когда ты строишь площадку, ты не понимаешь по срокам, сколько времени на это уйдет. И по деньгам есть вопросы. Мы видим, как сильно меняется ценообразование. Ставка высокая, ценообразование очень хаотичное, — поделился трудностями Акульчев, — В России построить — это надо прямо уметь и иметь силы, терпение и поддержку, а это нелегко».
Бизнесмен отмечает, что, например, в 2022 году многие строительные компании «попали» на деньги из-за роста цен на металл. В один день они выросли в 2 раза. По его словам, здесь много непредсказуемости и «очень тяжело идти».
«По ценам оно, может быть, и сопоставимо было бы, возможно, но по срокам ввода в эксплуатацию и по непредсказуемости, конечно, лучше брать готовый, если есть. Помимо того что там территория и земля, там еще есть и команда, и оборудование. Есть какие-то каналы продаж, а это все-таки тоже стоит определенных сил, времени и денег».
«Проблемы у производителей кондитерских изделий сейчас, как и у всей «пищевки», — рост стоимости ингредиентов, который идет постоянно и практически по всем направлениям»
«Маленьким компаниям очень сложно выживать сейчас»
Булат Кутдусов — гендиректор Удмуртской хлебной компании:
— Эта площадка под развитие. Мы ее тоже смотрели, также в переговорах немного участвовали, но «Акульчев» увидел больше перспективы в этой площадке. Она очень хороша как базовая.
«Акульчев» (с покупкой этой площадки — прим. ред.) как раз получит дополнительные возможности на Урале, это дополнительный рынок. Причем уральский рынок — интересный. Но в удаленности предприятия есть своя специфика, и, наверное, это одна из причин, почему мы не стали ее покупать. Мы думали, смотрели — база интересная, хорошая, но для нее надо еще одну управленческую команду формировать, поэтому мы не стали туда заходить. Но рынок интересный, проект — тоже, предприятие хорошее.
Кондитерские изделия — понятие очень растяжимое, там только направлений около 30 видов. Сахаристые, мучные… В конфетах только 16 видов: карамельные, шоколадные, пастельные, суфлейные и так далее. И все показывают разное: что-то падает, что-то растет. Но мучная кондитерка не растет. Сахаристая кондитерка показывает рост, но небольшой — 4 или 5 процентов. Сахаристая — это конфеты, все, что относится к ним. А мучная кондитерка — печенье, слойки и так далее. Они стабильны, но роста большого не показывает. А «Руслада» — это как раз мучная кондитерка, там нет никаких сахаристых кондитерских изделий. Там только печенье и слойки. И я думаю, почему «Акульчев» взял это предприятие — это как раз их специализация. Мучная кондитерка — их направление. Покупка «Руслады» — их направление. Они в этом опытны, технологичны.
Продолжится ли тенденция по консолидации активов в руках крупных компаний на фоне сложной экономической ситуации? Однозначно да, продолжится. Потому что маленьким компаниям очень сложно выживать сейчас. На рынке идет консолидация и хлебобулочных, и кондитерских изделий. Крупные компании за счет портфеля, ассортимента, разных рынков выдерживают. Но надо знать, что рентабельность у всех падает. Потому что сильно растет зарплата [у сотрудников], очень увеличивается стоимость логистики. А крупные федеральные компании покрывают несколько регионов, на одном не специализируются. При этом любая доставка больше 300 километров сейчас выросла в себестоимости. И она последние полгода все растет и растет. Стоимость логистики очень сильно увеличивается. Раньше мы все укладывались в норму 15 процентов, сейчас норма уже 20 процентов от себестоимости. И она продолжает расти.
Что касается стоимости покупки, то нам ее не озвучили, но мы готовы были вложить в приобретение ПТК «Колос» около 400 миллионов рублей.
Татьяна Кукушкина — коммерческий директор ООО КФ «Заинский крекер»:
— Данная сделка — это отличный пример консолидации в российском потребительском секторе. Как представитель отрасли, я бы назвала ее классическим шагом по усилению рыночной власти и оптимизации бизнеса. «Акульчев», как крупный и агрессивный игрок в своем сегменте, приобретает не просто конкурента, а компанию со своей сильной нишей («Руслада» известна своим сдобным печеньем, зефиром, кексами и слоеными изделиями). Это позволит «Акуличеву» укрепить позиции в торговых сетях.
Сделка подтверждает тренд на консолидацию в FMCG-сегменте, особенно в условиях высокой конкуренции и давления на маржу из-за роста затрат. Крупные игроки стремятся к росту не только органически, но и через поглощения. Это повышает входной барьер для новых игроков и усиливает давление на средние и мелкие бренды.
После сделки «Акульчев» значительно усиливает позиции в своей категории, становясь одним из абсолютных лидеров. Это прямой вызов крупным игрокам. Ожидаем усиления борьбы за полку, акций продвижения и, возможно, ценовых войн в ключевых сегментах.
В краткосрочной перспективе потребитель может не заметить изменений. В среднесрочной — возможна оптимизация брендов (какие-то марки «Руслады» могут быть усилены, а какие-то — интегрированы в портфель «Акульчева»). Плюс потенциал для вывода новых продуктов на мощностях объединенной компании. Однако ключевой вопрос: удастся ли сохранить лояльность аудитории «Руслады», которая могла выбирать ее как альтернативу крупным и более дорогим брендам?
Сделка «Акульчева» с «Русладой» — это сигнал о вступлении рынка в новую фазу зрелости, где выигрывают игроки с широким портфелем, сильной дистрибуцией и эффективными производственными активами. Думаю, это не последняя подобная сделка и мы можем ожидать дальнейшей консолидации среди производителей, а также ответных ходов со стороны других крупных игроков. В целом это усиливает тенденцию к олигополизации в сегменте.
«Акульчев» занимает достаточно большой сегмент рынка, и ему, конечно, необходимо наращивать свое производство»
Ильдар Никифоров — председатель правления союза хлебопроизводителей Республики Татарстан:
— Наверное, это расширение своего рынка. «Акульчев» занимает достаточно большой сегмент рынка, и ему, конечно, необходимо наращивать свое производство. Я просто не очень знаком с фабрикой, которую вы назвали, но Акульчев достаточно опытный бизнесмен, начинал практически с самого нуля и добился хороших результатов. Я думаю, что это достаточно продуманные действия, развитие своего бизнеса.
С этой покупкой он действительно получит новый рынок сбыта на Урале. Кондитерские изделия — это, как правило, изделия с большим сроком хранения, поэтому логистика здесь достаточно отработана. Изделиям с малым сроком хранения, конечно, труднее выходить на дальние рынки. А кондитерские изделия с большим сроком хранения могут развиваться в любом направлении.
Проблемы у производителей кондитерских изделий сейчас, как и у всей «пищевки», — рост стоимости ингредиентов, который идет постоянно и практически по всем направлениям. И по упаковке, и по другим ингредиентам, которые не имеют большого распространения, и их приходится доставать. Допустим, по какао большие проблемы, из года в год цены растут. Поэтому по шоколаду мы будем иметь рост цен постоянно. Думаю, что тенденция по консолидации активов в руках крупных компаний только продолжится.
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.