Фарит Ханифов рассказал о планах обновления общественного транспорта, поделился задумками по строительству новых платных дорог и сообщил, во сколько оценили возведение первой очереди дублера Оренбургского тракта Фарит Ханифов рассказал о планах обновления общественного транспорта, поделился задумками по строительству новых платных дорог и сообщил, во сколько оценили возведение первой очереди дублера Оренбургского тракта

Транспорт

Общественный транспорт. Именно с этого начал итоговую встречу с журналистами министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. Он оперировал позитивными цифрами, хотя традиционно создается ощущение, что этому направлению ведомство уделяет несколько меньше внимания, чем дорожному строительству. В 2025 году Татарстан закупил 121 новый автобус, а за последние пять лет парк пополнился почти 600 машинами. К 2030-му доля общественного транспорта со сроком эксплуатации не старше нормативного должна составлять не менее 85%. Сегодня в Татарстане этот показатель — 82,4%, и к концу года он вырастет.

Министр признал, что ранее обновление парка происходило скачкообразно: в одни годы закупали по 200 единиц, в другие — не обновляли вовсе. «Это было не от хорошей жизни», — отметил он. А вот оптимальная схема, по его мнению, — это ежегодно менять по 110–120 автобусов. К этому и стремимся.

Сейчас в республике 690 автобусов младше пяти лет, 536 — в возрасте от 5 до 10 лет и 201 — старше 10.

Оптимальная схема, по мнению Ханифова, — это ежегодно менять по 110–120 автобусов. К этому и стремимся Оптимальная схема, по мнению Ханифова, — это ежегодно менять по 110–120 автобусов. К этому и стремимся

Железнодорожный транспорт. «Честно говоря, здесь мы недорабатываем», — признал Ханифов. Поезда тоже нуждаются в обновлении, и к этому планируют приступить с 2026-го. Уже в следующем году должен появиться новый комфортабельный 6-вагонный состав с детской зоной и даже баром. Его направление пока обсуждается: рассматриваются межрегиональные маршруты в сторону Нижнего Новгорода или Удмуртии. Отдельный вопрос — состояние посадочных платформ. Эту проблему, по оценке министерства, удалось решить на 60–70%. Нужно еще обустроить парковочные площади у перронов.

Важным направлением остается развитие грузоперевозок по железной дороге и реке, повторил он уже известный тезис. Эта тема станет ключевой на январской коллегии министерства. Кроме того, в этом году планируют полноценно ввести в эксплуатацию логистический комплекс им. Дэн Сяопина, чтобы уже со следующего года «мощнейшие склады» начали полноценно работать.

В казанском аэропорту продолжается строительство нового терминала. После его ввода общий пассажиропоток достигнет 7,5 млн человек в год В казанском аэропорту продолжается строительство нового терминала. После его ввода общий пассажиропоток достигнет 7,5 млн человек в год

Аэропорты. Воздушный транспорт в Татарстане работает стабильно. Незначительное снижение пассажиропотока министр объяснил введением плана «Ковер» на фоне беспилотных угроз и сопутствующих ограничений. «Но система работает», — подчеркнул он.

А как же «раскрытая книга»? Савельеву показали облик нового терминала аэропорта «Казань»

В казанском аэропорту продолжается строительство нового терминала. После его ввода общий пассажиропоток достигнет 7,5 млн человек в год. Он будет обслуживать внутренние авиалинии. А действующие терминалы 1 и 1А перейдут на международные рейсы и будут капитально отремонтированы. «Сделаем наконец супер-пупер-ремонт, чтобы нам не было стыдно», — пообещал министр.

В следующем году в аэропорту Бегишево планируется ремонт взлетно-посадочной полосы, которая не обновлялась около 20 лет, а также светосигнального оборудования. Терминал там уже отремонтировали в 2023 году. Таким образом, останется «одна мечта» — подвести к аэропорту железную дорогу. Впрочем, если уж мечтать, так по-крупному! На горизонте десятилетий — крупный транспортный хаб со станцией ВСМ и транспортно-пересадочным узлом в Бегишево — таковы наметки проекта мастер-плана Камской агломерации, который видит тут аэрополис.

Аэропорт Бугульмы также нуждается в ремонте. Эти работы включены в планы на будущее.

Главная задача — сохранить уже построенные дороги, а это непросто в условиях строительства федеральных трасс: пришлось задействовать почти 800 км региональных дорог, что сказалось на их состоянии Главная задача — сохранить уже построенные дороги, а это непросто в условиях строительства федеральных трасс: пришлось задействовать почти 800 км региональных дорог, что сказалось на их состоянии

Дороги

Ремонт и строительство дорог. По целевым показателям нацпроекта «Инфраструктура для жизни» к 2030 году нормативное состояние дорог опорной сети и агломераций должно достигнуть 85%. Татарстан уже выполнил эти требования. А вот с региональными дорогами ситуация сложнее: сегодня в нормативном состоянии лишь 51,6%, тогда как целевой показатель — 60%. «Архисложная задача», — признался министр. За последние пять лет прирост составил всего 4,3%, тогда как необходимо 8%.

Так что главная задача — сохранить уже построенные дороги, а это непросто в условиях строительства федеральных трасс: пришлось задействовать почти 800 км региональных дорог, что сказалось на их состоянии.

Мы за большие деньги делаем капитальный ремонт, а потом за месяц-два можем дорогу просто «убить». В течение одного сезона мы превратили в плачевное состояние множество трасс.
Фарит Ханифов Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ
Фарит Ханифов министр транспорта и дорожного хозяйства РТ

Впрочем, М12 построена, М7 тоже расширена до четырех полос почти везде — и такого мощного воздействия, вероятно, уже не будет.

Главный результат минувшего дорожного сезона — масштабный ремонт улично-дорожной сети. «Никто не ожидал такого хода Рустама Нургалиевича [Минниханова], когда 35 миллиардов рублей было выделено на улично-дорожную сеть. Никогда такого не было! Мы все ждем, [какое будет] состояние финансов республики. Если такая программа будет сохраняться, мы будем везде „в асфальте“», — заявил Ханифов.

Обходы райцентров. Отдельная проблема — транзит через районные центры. В ряде из них поток уже превышает 2 тыс. автомобилей в сутки. Поэтому надо строить обходы. Последний пример — обход села Сокуры: но тут, конечно, необходимость продиктована появлением М12 и ростом трафика. Один из способов строительства обходных дорог, как считает Ханифов, — развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). «Это строительство дополнительных дорог. Ни у кого не отбираем дорогу и не объявляем ее платной», — указал он.

К проектам ГЧП, по словам министра, проявляет интерес ряд крупных компаний. Например, «Алексеевскдорстрой» 5 декабря уже внес концессионное соглашение в кабмин РТ. Компания планирует расширить до четырех полос дорогу от моста через Каму рядом с селом Сорочьи Горы до села Шали и сделать участок в 32 км платным. Проявляют также интерес Сбербанк и Газпромбанк.

Будущие платные дороги. В перспективе республика хотела бы завершить дорогу Альметьевск – Бавлы. Из 245 км построено 145 (Алексеевское – Альметьевск), остается еще около 100. Однако этот участок министр назвал «очень сложным и капиталоемким». На трассе множество нефтяных дорог и газопроводов. Даже при строительстве «по прямой» 100 км оцениваются примерно в 100 млрд рублей.

Среди других объектов, которые потенциально могут стать платными, министр назвал дублеры Оренбургского и Сибирского трактов.

«Направо-налево леса рубить нельзя. Но когда смотришь на 10, 20, 30 лет вперед, к этому надо подходить трезво» «Направо-налево леса рубить нельзя. Но когда смотришь на 10, 20, 30 лет вперед, к этому надо подходить трезво»

Дублер Оренбургского тракта

Эта дорога появилась еще на этапе разработки генерального плана Казани, напомнил Ханифов. Однако в 2016 году не существовало трассы М12. В итоге рассматривались три варианта прохождения дороги. Правительством поддержан вариант Института пространственного планирования РТ. Теперь проект переходит в стадию детальной проработки. Речь идет о выборе конкретного коридора трассы и обсуждении сопутствующих вопросов с лесниками, экологами и местными жителями.

Министр напомнил, что при проектировании обходов Нижнекамска и Набережных Челнов значительная часть дороги прошла по лесным массивам. Потому что «когда прямо — тогда выгодно». У леса один хозяин — Российская Федерация. «С ним договорился: „Дай мне лес, я в другом месте посажу в 3 раза больше“. Нормально? Нормально», — привел пример Ханифов.

При этом он отметил, что лес — ресурс восполняемый, но подходить к его использованию нужно взвешенно: «Направо-налево леса рубить нельзя. Но когда смотришь на 10, 20, 30 лет вперед, к этому надо подходить трезво». Все эти вопросы будут окончательно решаться на стадии детализации проекта. Вопрос журналистов о возможном сносе домовладений министр деликатно обошел. Но, с другой стороны, пока нет конкретного варианта трассировки, говорить о том, кто будет вынужден «поделиться» своей землей, просто нереально.

«Нам де-факто прилетело такое под Новый год»: к спору о дублере Оренбургского тракта подключились экологи

Окончательная стоимость строительства пока не определена. Оценена лишь часть работ — они потребуют порядка 14 млрд рублей. Т. е., получается, фактически это первая очередь проекта.

«На сегодняшний день те проекты, которые мы уже проработали, — это примерно 14 миллиардов. Мы видим, что нужно делать. А общую сумму, чтобы зайти внутрь Казани, мы еще не рассчитывали», — сказал он. Речь идет о федеральном финансировании.

Напомним, что в рамках строительства дублера уже реконструируются дороги, которые нужно расширить и которые не требуют сложных согласований с экологами и лесниками. В частности, дорогу Столбище – Атабаево намерены расширить до четырех полос. Кроме того, уже завершена реконструкция развязки в сторону Борового Матюшино. «В сторону Борового Матюшино сейчас будем идти с расширением, чтобы могли выезжать Усады, Столбище. В любом случае ее надо расширять», — отметил Ханифов.