«Самые большие наши достижения всегда были в хореографических спектаклях — от простых танцев мы перешли к зрелищным и содержательным танцевальным спектаклям. Хотелось бы сделать масштабное национальное шоу, которым можно гордиться на международном уровне», — рассказывает худрук Казанской городской филармонии и ансамбля танца «Казань» Чулпан Закирова. В уходящем году ее хореографический коллектив проехался по кавказским регионам, солистка спектакля «Юсуф – Зулейха» Саида Мухаметзянова была номинирована на премию «Тантана», а детский ансамбль выступил на «Поле чудес». О том, как удивлять искушенного зрителя, чем «татарская джигитовка» похожа на кавказскую лезгинку и какие премьеры готовятся в КЦ «Чулпан», — в интервью «БИЗНЕС Online».
Чулпан Закирова: «По согласованию с министерством культуры России наш ансамбль танца «Казань» в 2025 году побывал с гастролями в Краснодарском крае, Дагестане, Башкортостане и крупных городах Поволжья»
«Очень часто, когда пытаются поразить зрителя, и жонглируют, и висят вниз головой, и поют и прыгают одновременно»
— Чулпан Ринатовна, оглядываясь на весь прошедший год, какие итоги можете подвести?
— Год получился насыщенным в плане и расширения творческого процесса, и участия наших артистов в многочисленных мероприятиях, проходящих как в культурном центре «Чулпан», так и вне этого здания. Это и районные, и городские, и республиканские мероприятия, гастроли наших творческих коллективов по городам и районам республики, регионам России. Без ложной скромности скажу: нет ни одного более-менее значимого мероприятия, куда бы нас не приглашали выступать. А их так много, что нам приходится иногда выбирать. Но главное, что наше искусство востребовано всегда.
По согласованию с министерством культуры России наш ансамбль танца «Казань» в 2025 году побывал с гастролями в Краснодарском крае, Дагестане, Башкортостане и крупных городах Поволжья. Каждый концерт на этих гастролях превращается в незабываемую встречу с новой публикой, а это возможность показать национальное искусство Татарстана. Скажу честно, повсеместно ощущается огромный интерес как к республике, так и к ее самобытной культуре.
С тех пор как мы переехали в свою реконструированную базу — культурный центр «Чулпан», наши возможности значительно расширились, и благодаря накопленному потенциалу получилось в полном объеме создавать собственные творческие проекты. За пять лет под крылом Казанской городской филармонии собралось большое количество профессиональных артистов: вокалистов, танцоров, музыкантов, артистов различных жанров. Мы создали детскую филармонию, которая объединяет сегодня свыше 900 детей по всему городу.
Мы зачастую позиционируем себя как национальная филармония, так как у нас аккумулируются творческие силы, работающие на благо развития национальной культуры Татарстана. Мы не зацикливаемся только на современном, а стараемся обращаться к историческим событиям и личностям. Это значительно расширяет диапазон наших творческих поисков. Часто обращаемся и к мировой классике. Так, например, наши спектакли «Великий Шелковый путь» и «Голливуд» знакомят зрителей с богатством мировой культуры и традициями других народов. Каждая деталь этих спектаклей связана с конкретным событием и конкретными историческими именами. С чем мы не работаем — это фантазийные истории. Сегодня в искусстве много фантазеров. Мы же стараемся опираться на общепризнанные ценности! У сегодняшнего зрителя масса источников для получения информации, и они без труда могут проверить твою творческую концепцию. А то, что наши спектакли всегда идут с аншлагом, говорит о том, что мы на правильном пути. Такое доверие благодарного зрителя многого стоит.
Закирова Чулпан Ринатовна родилась 24 июля 1977 года в Казани. Окончила юридический факультет КГУ (1999), хореографическое отделение при музыкальной школе №11 г. Казани (1999), балетмейстерский факультет ГИТИСа по специальности «режиссура хореографии» (2005). Народная артистка РТ (2013).
1984–2002 — солистка ансамбля народного танца «Молодость»;
1991–2002 — артистка театра им. Камала;
1997–2003 — артистка балета муниципального ансамбля танца «Казань»;
С 2003 года — художественный руководитель муниципального ансамбля танца «Казань»;
2009–2015 — заведующая кафедрой хореографического искусства Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ;
С 2020 года — художественный руководитель Казанской городской филармонии.
— В этом году вы ездили с гастролями в Дагестан. Как вас там приняли? Они ведь и сами являются признанными лидерами в стране в исполнении народного танца.
— Очень тепло! Когда мы были в первый раз в кавказских республиках (Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии), даже не ожидали, что будет такой интерес зрителей. Они, видимо, хотели сравнить, как будут выглядеть татарский и русский танцы в исполнении коллектива из Татарстана. А когда наши парни исполняли свою джигитовку, то зал неизменно взрывался аплодисментами уже по ходу танца. Кавказцы — горячий народ, не умеют скрывать свои эмоции. Татарский танец в исполнении ансамбля танца «Казань» нисколько не уступил лезгинке, а наоборот, показал всю мощь мужского характера татарского народа — немного сдержанного, скрытного, но непременно своего, искреннего, родного.
Мы уже много лет дружим с Государственным ансамблем танца «Молодость Дагестана». Познакомились во время зарубежного фестиваля и с тех пор сотрудничаем. Они помогают нам с костюмами, ножами и кинжалами для кавказских танцев, с музыкальными инструментами.
Помнится, выдающийся драматург Туфан Миннуллин, который всегда с удовольствием посещал все концерты ансамбля в театре имени Камала, выразил свое восхищение так: «Наконец-то я увидел на сцене татарский мужской танец. Сохраните его, развивайте дальше. Вы на правильном пути. У мужского танца должна быть особая сильная энергетика». В этом мы в чем-то даже схожи с танцевальным темпераментом кавказской лезгинки. И теперь «Татарская джигитовка» — хит нашего репертуара. Вроде бы где Татарстан, а где Дагестан, но местным жителям всегда интересно посмотреть на другую культуру. Сколько раз мы ездили на гастроли за границу, и в любой стране к культуре другого народа относятся с большим уважением.
Во время нынешних гастролей мы проехали по городам Дагестана, давая с ансамблем «Молодость Дагестана» совместные концерты. Дагестанцы были в восторге от наших выступлений. Оказалось, что им очень близки не только наши танцы — они живо интересуются нашей историей. Мы рассказали им о Кул Гали, ибн Фадлане и Кул Шарифе. Их это сильно впечатлило. Совсем недавно ансамбль «Молодость Дагестана» приезжал в Татарстан с гастролями. Причем выступали они не только в Казани, но и в Арске, Зеленодольске, Набережных Челнах, а в Нижнекамске их почти 10 минут не отпускали со сцены.
«Спектакль уже год в нашем репертуаре, и до сих пор к нему огромный интерес. Исполнители главных ролей Саида Мухаметзянова и Руслан Закиров были номинированы на республиканскую театральную премию «Тантана», получили спецприз»
— Расскажите о премьерах этого года. Какие спектакли вы презентовали?
— В конце 2024 года в рамках подготовки к 850-летию со дня рождения основоположника татарской поэзии Кул Гали (его будут праздновать в 2033-м) и 800-летия его знаменитого произведения «Сказание о Йусуфе» («Кысса-и Йусуф») мы поставили вокально-хореографический спектакль «Юсуф – Зулейха». Сюжет произведения принадлежит большому тюркскому миру, поэма Кул Гали понятна культуре многих восточных стран и даже инсценирована в их фильмографии как коранический сюжет. Спектакль уже год в нашем репертуаре, и до сих пор к нему огромный интерес. Исполнители главных ролей Саида Мухаметзянова и Руслан Закиров были номинированы на республиканскую театральную премию «Тантана», получили спецприз.
Параллельно в эти дни готовятся две премьеры: мюзикл «Алые паруса» по повести Александра Грина, ставшей символом мечты и надежды, и сказка «Бременские музыканты». Кстати, тенденция обращения к музыкальным спектаклям не случайна. Если взглянуть на общую федеральную творческую индустрию, многие выбирают постановки, оформленные с помощью различных выразительных средств. В Москве мода на мюзиклы идет уже целое десятилетие и, кажется, не собирается пока останавливаться. Зритель сейчас искушенный — предложений много, и удивлять его нелегко. Мы все это производим сами — выручает многолетний опыт, собранный по крупицам.
Лично я всегда за чистоту эксперимента: главное не навредить, не испортить. Очень часто, когда пытаются поразить зрителя, и жонглируют, и висят вниз головой, и поют и прыгают одновременно — в смешении жанров невозможно даже определить, в каком формате строится продукт. То же самое иногда происходит сегодня с татарским танцем. Коллективов в республике сейчас множество, интерес к хореографическому искусству радует, но с национальным материалом нужно обращаться очень аккуратно. В национальном танце, как в зеркале, отражаются характер, привычки, нравы и дух народа.
Важно, чтобы люди относились к искусству танца глубинно, обращались к источникам, с детства учились у профессионалов, а не так: «Я сейчас тут нафантазирую и налеплю…» Этого я категорически не приемлю. У нас работают мэтры танца, выходцы из советской хореографической школы, высокообразованные, преданные своей профессии и по-настоящему влюбленные в нее, горячие патриоты нашего города и республики, истинные воспитатели молодого поколения.
«Мы стараемся утверждать свои стандарты, свои традиции. Во многом это удается благодаря активному привлечению к нашим проектам постоянных, преданных нам зрителей»
«Даже пятилетний ребенок должен уметь в кругу семьи исполнить кусочек татарского и русского танцев»
— С тех пор как вы переехали в реконструированный «Чулпан» пять лет назад, что-то изменилось в политике коллектива? Все-таки бо́льший зал — бо́льшая ответственность.
— Наша непосредственная аудитория — это родители воспитанников, которые живут вместе с нами. У нас такая семейственность царит в самом хорошем смысле! Зайдешь в «Чулпан» — дети с ног сбивают, пройти негде. Когда Рустам Нургалиевич открывал наш центр, то пожелал, чтобы жизнь в нем кипела. И она действительно кипит — с утра до позднего вечера!
Мы стараемся утверждать свои стандарты, свои традиции. Во многом это удается благодаря активному привлечению к нашим проектам постоянных, преданных нам зрителей. Так, уже пять лет подряд к новогодним каникулам мы выпускаем детские музыкальные спектакли-сказки. Например, в эти новогодние праздники планируется сыграть не менее 30 спектаклей, в которых также активно участвуют наши маленькие артисты, занимающиеся в детских ансамблях. Вы бы видели, как меняется поведение этих ребят и девчонок, когда они вместе с профессиональными артистами стоят на одной сцене! Нетрудно здесь наблюдать благотворный воспитательный эффект занятий в детской студии.
Сейчас активно готовимся к новогодним спектаклям. Оглянуться не успели, а все билеты уже раскупили. Причем многие приходят по 5–7 раз. Почему наши постановки интересны? Во-первых, мы внедряем в содержание фишки, которые современным детям хорошо заходят. Но ни в коем случае не портим основу — она должна соответствовать первоисточнику. Если нет основы, все разлетится. Во-вторых, добавляем интерактивные эксперименты. В спектакле об Аладдине в сцене, где он продает лампу, дети так эмоционально его отговаривают, они так вовлечены в сюжет и смотрят спектакль на одном дыхании, не шумят, не бегают. Родителям тоже интересно смотреть детские постановки, потому что шутки, юмор — для всей семьи: мамочки сидят и от души смеются. Я сама иногда с удовольствием смотрю спектакль, который у нас идет 2–3 года. Мне всегда интересна реакция зрителей. Это точный «барометр» состоятельности творческого труда целого коллектива.
«Дети росли бок о бок с профессиональными танцорами. Начинали с 30 человек, а сейчас у нас занимается почти тысяча детей»
— При ансамбле открыта образцовая детская хореографическая студия, где вы воспитываете новое поколение танцовщиков. Каких успехов они достигли? Какие еще есть детские проекты?
— Студия существовала при ансамбле, можно сказать, с самого первого дня: дети росли бок о бок с профессиональными танцорами. Начинали с 30 человек, а сейчас у нас занимается почти тысяча детей. На сегодняшний день работают 49 групп от мала до велика. Наконец получилось отдельно собрать мужскую трюковую группу, к чему мы шли несколько лет. Привлечь мальчиков в танцы — задача непростая.
Наши детские коллективы постоянно участвуют во многих творческих соревнованиях в республике и стране и регулярно становятся обладателями Гран-при престижных детских конкурсов и фестивалей. Нас часто приглашают выступать на сцене Кремлевского дворца в Москве, поскольку мы входим в базу зарекомендовавших себя успешных творческих коллективов. Организаторы конкурсов и фестивалей очень часто звонят и просят «подкрепления», чтобы именно наши ребята выступили на том или ином соревновании. Участие в творческих конкурсах — это обязанность детских ансамблей, такова наша стратегия.
Даже пятилетний ребенок должен уметь в кругу семьи исполнить кусочек татарского и русского танцев. Понятное дело, что малышей родители приводят за ручку, но уже в 10–12 лет дети осознанно заявляют: «Я люблю народные танцы!» Любовь к народному искусству — это одна из основ воспитания, поскольку через нее приходит любовь к своей родине. Кроме того, занятие танцами — это не просто физическая нагрузка, но и всестороннее развитие личности (дисциплина, ответственность, коммуникабельность, раскрепощенность). В студии преподают уроки классического танца, акробатику, степ и другие. Весной будущего года готовимся побить российский рекорд по танцевальному искусству.
А еще в момент переезда в культурный центр «Чулпан» был создан детский вокально-инструментальный ансамбль. Дети поют исключительно на татарском языке. Также это единственный детский коллектив, который исполняет мунаджаты. Недавно они выступали в популярной передаче «Поле чудес» на Первом канале, где представили татарский колорит с песней «Рәхим итегез!».
«Хотелось бы сделать масштабное национальное шоу, которым можно гордиться на международном уровне»
«Когда мы создавали ансамбль, у всех был один вопрос: зачем нам еще один, если уже есть государственный?
— В 2026 году ансамбль танца «Казань» отпразднует 30-летний юбилей. Можете ли подвести некие итоги работы и отметить ключевые достижения коллектива за все это время?
— Главный итог и планы на будущее не растерять то, что уже сделано, и продолжить, и приумножить в том же духе! Самые большие наши достижения всегда были в хореографических спектаклях — от простых танцев мы перешли к зрелищным и содержательным танцевальным спектаклям. Хотелось бы сделать масштабное национальное шоу, которым можно гордиться на международном уровне. Не возить по заграницам, а показывать гостям здесь с должным обрамлением: светомузыкой, сценографией и костюмами. Меня всегда интересует, какое шоу представляет тот или иной регион, поскольку на основе эпоса или зрелищного танца оно передает национальный колорит.
Когда мы создавали ансамбль, у всех был один вопрос: зачем нам еще один, если уже есть государственный? На сегодняшний день в республике существует несколько государственных коллективов, которые образуют волшебный двигатель всей сферы танцевального искусства.
— Зарубежные гастроли планируете?
— В нынешних реалиях это сложно. Все ездят разве что «по правительственной линии». Коммерческие гастроли требуют грамотного импресарио, которых во всем мире единицы. Всех интересует наш продукт только в качестве заработка на долгосрочный проект типа выезда в Китай. Мы себе этого позволить не можем, потому что есть график мероприятий в Татарстане.
«На сегодняшний день в республике существует несколько государственных коллективов, которые образуют волшебный двигатель всей сферы танцевального искусства»
— В чем секрет долголетия ансамбля «Казань»?
— В сотрудниках, которые фанатично преданы своему делу и трудятся не ради денег. И в творческом багаже моего поколения, которое сейчас руководит ансамблем, в их высоком профессионализме, строгой дисциплине, требовательности и, следовательно, результативности. Человек прежде всего, без него стены пустые. Все наши начинания подкреплялись многолетним самоотверженным трудом. Мы настолько набили руку, что разбираемся не только в том, как собрать спектакль, но и в пошиве костюмов, сценографии, расстановке света, качественном музыкальном сопровождении и так далее.
Ансамбль танца «Казань» возник не на пустом месте. В 1990 годы, в эпоху всеобщего подъема, в Татарстане произошла активизация творческих сил. Музейные комплексы и концертные площадки начали работать на материалах из фондов, архивов, мастерских художников. А филармоническое объединение на тот момент подтянуло к себе неравнодушных творцов и стало создавать проекты — работать в области развития национальной культуры, проводить общегородские праздники, которые привлекали на концертные площадки большое количество горожан и гостей Казани. В это же время и возник ансамбль танца «Казань», который уже много лет формирует хореографический пласт нашей республики. Весь накопленный опыт вылился сегодня в содержательное творческое объединение, которое создает собственные проекты и представляет Татарстан за его пределами.
«Мы настолько набили руку, что разбираемся не только в том, как собрать спектакль, но и в пошиве костюмов, сценографии, расстановке света, качественном музыкальном сопровождении и так далее»
— Сегодня вы художественный руководитель Казанской городской филармонии. От формата чисто танцевальных или чисто вокальных концертов коллектив перешел к музыкальным спектаклям. Что при этом изменилось в вашей работе?
— Мне в наследство досталась целая когорта высококвалифицированных солистов-вокалистов, оркестр народных инструментов «Казан нуры». Диапазон наших вокалистов впечатляет — от колоратурного сопрано до бархатного баса. И работают они в разных стилях и направлениях: академическом, народном, эстрадном. Многие из них имеют консерваторское образование, почетные звания и награды. Сегодня в репертуаре нашей филармонии появились классические концерты под живой оркестр, тематические концерты, посвященные творчеству выдающихся композиторов, концертные программы из песен к популярным кинофильмам и мультфильмам и др. Благодаря объединению хореографического, вокального, инструментального жанров у нас появились возможности создания новых проектов, музыкальных спектаклей.
— Ни для кого не секрет, что в Казани не хватает еще одного музыкального театра. Вам не предлагали занять нишу?
— Вопрос сложный, его наскоком не решить. Он должен созреть постепенно. На серьезном уровне в отрасли разговор пока не идет. Есть высказывания отдельных энтузиастов. Мы тоже пытаемся внести свой вклад в пользу этого дела. Ведь жанр родился в Казани не сегодня, он возник еще во времена Салиха Сайдашева — вспомним «Голубую шаль». Музыкальные спектакли еще с тех пор прочно закрепились в памяти народа. Зрители и сегодня любят спектакли с синтезом музыки, песен, стихов и танцев, встроенных в сюжетную линию.
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.