Чулпан Закирова: «По согласованию с министерством культуры России наш ансамбль танца „Казань“ в 2025 году побывал с гастролями в Краснодарском крае, в Дагестане, Башкортостане и крупных городах Поволжья» Чулпан Закирова: «По согласованию с министерством культуры России наш ансамбль танца «Казань» в 2025 году побывал с гастролями в Краснодарском крае, Дагестане, Башкортостане и крупных городах Поволжья» Фото предоставлено Чулпан Закировой

«Очень часто, когда пытаются поразить зрителя, и жонглируют, и висят вниз головой, и поют и прыгают одновременно»

— Чулпан Ринатовна, оглядываясь на весь прошедший год, какие итоги можете подвести?

— Год получился насыщенным в плане и расширения творческого процесса, и участия наших артистов в многочисленных мероприятиях, проходящих как в культурном центре «Чулпан», так и вне этого здания. Это и районные, и городские, и республиканские мероприятия, гастроли наших творческих коллективов по городам и районам республики, регионам России. Без ложной скромности скажу: нет ни одного более-менее значимого мероприятия, куда бы нас не приглашали выступать. А их так много, что нам приходится иногда выбирать. Но главное, что наше искусство востребовано всегда.

По согласованию с министерством культуры России наш ансамбль танца «Казань» в 2025 году побывал с гастролями в Краснодарском крае, Дагестане, Башкортостане и крупных городах Поволжья. Каждый концерт на этих гастролях превращается в незабываемую встречу с новой публикой, а это возможность показать национальное искусство Татарстана. Скажу честно, повсеместно ощущается огромный интерес как к республике, так и к ее самобытной культуре.

С тех пор как мы переехали в свою реконструированную базу — культурный центр «Чулпан», наши возможности значительно расширились, и благодаря накопленному потенциалу получилось в полном объеме создавать собственные творческие проекты. За пять лет под крылом Казанской городской филармонии собралось большое количество профессиональных артистов: вокалистов, танцоров, музыкантов, артистов различных жанров. Мы создали детскую филармонию, которая объединяет сегодня свыше 900 детей по всему городу.

Мы зачастую позиционируем себя как национальная филармония, так как у нас аккумулируются творческие силы, работающие на благо развития национальной культуры Татарстана. Мы не зацикливаемся только на современном, а стараемся обращаться к историческим событиям и личностям. Это значительно расширяет диапазон наших творческих поисков. Часто обращаемся и к мировой классике. Так, например, наши спектакли «Великий Шелковый путь» и «Голливуд» знакомят зрителей с богатством мировой культуры и традициями других народов. Каждая деталь этих спектаклей связана с конкретным событием и конкретными историческими именами. С чем мы не работаем — это фантазийные истории. Сегодня в искусстве много фантазеров. Мы же стараемся опираться на общепризнанные ценности! У сегодняшнего зрителя масса источников для получения информации, и они без труда могут проверить твою творческую концепцию. А то, что наши спектакли всегда идут с аншлагом, говорит о том, что мы на правильном пути. Такое доверие благодарного зрителя многого стоит.

Закирова Чулпан Ринатовна родилась 24 июля 1977 года в Казани. Окончила юридический факультет КГУ (1999), хореографическое отделение при музыкальной школе №11 г. Казани (1999), балетмейстерский факультет ГИТИСа по специальности «режиссура хореографии» (2005). Народная артистка РТ (2013).

1984–2002 — солистка ансамбля народного танца «Молодость»;

1991–2002 — артистка театра им. Камала;

1997–2003 — артистка балета муниципального ансамбля танца «Казань»;

С 2003 года — художественный руководитель муниципального ансамбля танца «Казань»;

2009–2015 — заведующая кафедрой хореографического искусства Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ;

С 2020 года — художественный руководитель Казанской городской филармонии.

— В этом году вы ездили с гастролями в Дагестан. Как вас там приняли? Они ведь и сами являются признанными лидерами в стране в исполнении народного танца.

— Очень тепло! Когда мы были в первый раз в кавказских республиках (Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии), даже не ожидали, что будет такой интерес зрителей. Они, видимо, хотели сравнить, как будут выглядеть татарский и русский танцы в исполнении коллектива из Татарстана. А когда наши парни исполняли свою джигитовку, то зал неизменно взрывался аплодисментами уже по ходу танца. Кавказцы — горячий народ, не умеют скрывать свои эмоции. Татарский танец в исполнении ансамбля танца «Казань» нисколько не уступил лезгинке, а наоборот, показал всю мощь мужского характера татарского народа — немного сдержанного, скрытного, но непременно своего, искреннего, родного.

Мы уже много лет дружим с Государственным ансамблем танца «Молодость Дагестана». Познакомились во время зарубежного фестиваля и с тех пор сотрудничаем. Они помогают нам с костюмами, ножами и кинжалами для кавказских танцев, с музыкальными инструментами.

Помнится, выдающийся драматург Туфан Миннуллин, который всегда с удовольствием посещал все концерты ансамбля в театре имени Камала, выразил свое восхищение так: «Наконец-то я увидел на сцене татарский мужской танец. Сохраните его, развивайте дальше. Вы на правильном пути. У мужского танца должна быть особая сильная энергетика». В этом мы в чем-то даже схожи с танцевальным темпераментом кавказской лезгинки. И теперь «Татарская джигитовка» — хит нашего репертуара. Вроде бы где Татарстан, а где Дагестан, но местным жителям всегда интересно посмотреть на другую культуру. Сколько раз мы ездили на гастроли за границу, и в любой стране к культуре другого народа относятся с большим уважением.

Во время нынешних гастролей мы проехали по городам Дагестана, давая с ансамблем «Молодость Дагестана» совместные концерты. Дагестанцы были в восторге от наших выступлений. Оказалось, что им очень близки не только наши танцы — они живо интересуются нашей историей. Мы рассказали им о Кул Гали, ибн Фадлане и Кул Шарифе. Их это сильно впечатлило. Совсем недавно ансамбль «Молодость Дагестана» приезжал в Татарстан с гастролями. Причем выступали они не только в Казани, но и в Арске, Зеленодольске, Набережных Челнах, а в Нижнекамске их почти 10 минут не отпускали со сцены.

«Спектакль уже год в нашем репертуаре и до сих пор к нему огромный интерес. Исполнители главных ролей Саида Мухаметзянова и Руслан Закиров были номинированы на республиканскую театральную премию „Тантана“, получили спецприз» «Спектакль уже год в нашем репертуаре, и до сих пор к нему огромный интерес. Исполнители главных ролей Саида Мухаметзянова и Руслан Закиров были номинированы на республиканскую театральную премию «Тантана», получили спецприз» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Расскажите о премьерах этого года. Какие спектакли вы презентовали?

— В конце 2024 года в рамках подготовки к 850-летию со дня рождения основоположника татарской поэзии Кул Гали (его будут праздновать в 2033-м) и 800-летия его знаменитого произведения «Сказание о Йусуфе» («Кысса-и Йусуф») мы поставили вокально-хореографический спектакль «Юсуф – Зулейха». Сюжет произведения принадлежит большому тюркскому миру, поэма Кул Гали понятна культуре многих восточных стран и даже инсценирована в их фильмографии как коранический сюжет. Спектакль уже год в нашем репертуаре, и до сих пор к нему огромный интерес. Исполнители главных ролей Саида Мухаметзянова и Руслан Закиров были номинированы на республиканскую театральную премию «Тантана», получили спецприз.

Параллельно в эти дни готовятся две премьеры: мюзикл «Алые паруса» по повести Александра Грина, ставшей символом мечты и надежды, и сказка «Бременские музыканты». Кстати, тенденция обращения к музыкальным спектаклям не случайна. Если взглянуть на общую федеральную творческую индустрию, многие выбирают постановки, оформленные с помощью различных выразительных средств. В Москве мода на мюзиклы идет уже целое десятилетие и, кажется, не собирается пока останавливаться. Зритель сейчас искушенный — предложений много, и удивлять его нелегко. Мы все это производим сами — выручает многолетний опыт, собранный по крупицам.

Лично я всегда за чистоту эксперимента: главное не навредить, не испортить. Очень часто, когда пытаются поразить зрителя, и жонглируют, и висят вниз головой, и поют и прыгают одновременно — в смешении жанров невозможно даже определить, в каком формате строится продукт. То же самое иногда происходит сегодня с татарским танцем. Коллективов в республике сейчас множество, интерес к хореографическому искусству радует, но с национальным материалом нужно обращаться очень аккуратно. В национальном танце, как в зеркале, отражаются характер, привычки, нравы и дух народа.

Важно, чтобы люди относились к искусству танца глубинно, обращались к источникам, с детства учились у профессионалов, а не так: «Я сейчас тут нафантазирую и налеплю…» Этого я категорически не приемлю. У нас работают мэтры танца, выходцы из советской хореографической школы, высокообразованные, преданные своей профессии и по-настоящему влюбленные в нее, горячие патриоты нашего города и республики, истинные воспитатели молодого поколения.

«Мы стараемся утверждать свои стандарты, свои традиции. Во многом это удается благодаря активному привлечению к нашим проектам постоянных, преданных нам зрителей» «Мы стараемся утверждать свои стандарты, свои традиции. Во многом это удается благодаря активному привлечению к нашим проектам постоянных, преданных нам зрителей» Фото предоставлено Чулпан Закировой

«Даже пятилетний ребенок должен уметь в кругу семьи исполнить кусочек татарского и русского танцев»

— С тех пор как вы переехали в реконструированный «Чулпан» пять лет назад, что-то изменилось в политике коллектива? Все-таки бо́льший зал — бо́льшая ответственность.

— Наша непосредственная аудитория — это родители воспитанников, которые живут вместе с нами. У нас такая семейственность царит в самом хорошем смысле! Зайдешь в «Чулпан» — дети с ног сбивают, пройти негде. Когда Рустам Нургалиевич открывал наш центр, то пожелал, чтобы жизнь в нем кипела. И она действительно кипит — с утра до позднего вечера!

Мы стараемся утверждать свои стандарты, свои традиции. Во многом это удается благодаря активному привлечению к нашим проектам постоянных, преданных нам зрителей. Так, уже пять лет подряд к новогодним каникулам мы выпускаем детские музыкальные спектакли-сказки. Например, в эти новогодние праздники планируется сыграть не менее 30 спектаклей, в которых также активно участвуют наши маленькие артисты, занимающиеся в детских ансамблях. Вы бы видели, как меняется поведение этих ребят и девчонок, когда они вместе с профессиональными артистами стоят на одной сцене! Нетрудно здесь наблюдать благотворный воспитательный эффект занятий в детской студии.

Сейчас активно готовимся к новогодним спектаклям. Оглянуться не успели, а все билеты уже раскупили. Причем многие приходят по 5–7 раз. Почему наши постановки интересны? Во-первых, мы внедряем в содержание фишки, которые современным детям хорошо заходят. Но ни в коем случае не портим основу — она должна соответствовать первоисточнику. Если нет основы, все разлетится. Во-вторых, добавляем интерактивные эксперименты. В спектакле об Аладдине в сцене, где он продает лампу, дети так эмоционально его отговаривают, они так вовлечены в сюжет и смотрят спектакль на одном дыхании, не шумят, не бегают. Родителям тоже интересно смотреть детские постановки, потому что шутки, юмор — для всей семьи: мамочки сидят и от души смеются. Я сама иногда с удовольствием смотрю спектакль, который у нас идет 2–3 года. Мне всегда интересна реакция зрителей. Это точный «барометр» состоятельности творческого труда целого коллектива.

«Дети росли бок о бок с профессиональными танцорами. Начинали с 30 человек, а сейчас у нас занимается почти тысяча детей» «Дети росли бок о бок с профессиональными танцорами. Начинали с 30 человек, а сейчас у нас занимается почти тысяча детей» Фото предоставлено Чулпан Закировой

— При ансамбле открыта образцовая детская хореографическая студия, где вы воспитываете новое поколение танцовщиков. Каких успехов они достигли? Какие еще есть детские проекты?

— Студия существовала при ансамбле, можно сказать, с самого первого дня: дети росли бок о бок с профессиональными танцорами. Начинали с 30 человек, а сейчас у нас занимается почти тысяча детей. На сегодняшний день работают 49 групп от мала до велика. Наконец получилось отдельно собрать мужскую трюковую группу, к чему мы шли несколько лет. Привлечь мальчиков в танцы — задача непростая.

Наши детские коллективы постоянно участвуют во многих творческих соревнованиях в республике и стране и регулярно становятся обладателями Гран-при престижных детских конкурсов и фестивалей. Нас часто приглашают выступать на сцене Кремлевского дворца в Москве, поскольку мы входим в базу зарекомендовавших себя успешных творческих коллективов. Организаторы конкурсов и фестивалей очень часто звонят и просят «подкрепления», чтобы именно наши ребята выступили на том или ином соревновании. Участие в творческих конкурсах — это обязанность детских ансамблей, такова наша стратегия.

Даже пятилетний ребенок должен уметь в кругу семьи исполнить кусочек татарского и русского танцев. Понятное дело, что малышей родители приводят за ручку, но уже в 10–12 лет дети осознанно заявляют: «Я люблю народные танцы!» Любовь к народному искусству — это одна из основ воспитания, поскольку через нее приходит любовь к своей родине. Кроме того, занятие танцами — это не просто физическая нагрузка, но и всестороннее развитие личности (дисциплина, ответственность, коммуникабельность, раскрепощенность). В студии преподают уроки классического танца, акробатику, степ и другие. Весной будущего года готовимся побить российский рекорд по танцевальному искусству.

А еще в момент переезда в культурный центр «Чулпан» был создан детский вокально-инструментальный ансамбль. Дети поют исключительно на татарском языке. Также это единственный детский коллектив, который исполняет мунаджаты. Недавно они выступали в популярной передаче «Поле чудес» на Первом канале, где представили татарский колорит с песней «Рәхим итегез!».

«Хотелось бы сделать масштабное национальное шоу, которым можно гордиться на международном уровне» «Хотелось бы сделать масштабное национальное шоу, которым можно гордиться на международном уровне» Фото предоставлено Чулпан Закировой

«Когда мы создавали ансамбль, у всех был один вопрос: зачем нам еще один, если уже есть государственный?

— В 2026 году ансамбль танца «Казань» отпразднует 30-летний юбилей. Можете ли подвести некие итоги работы и отметить ключевые достижения коллектива за все это время?

— Главный итог и планы на будущее не растерять то, что уже сделано, и продолжить, и приумножить в том же духе! Самые большие наши достижения всегда были в хореографических спектаклях — от простых танцев мы перешли к зрелищным и содержательным танцевальным спектаклям. Хотелось бы сделать масштабное национальное шоу, которым можно гордиться на международном уровне. Не возить по заграницам, а показывать гостям здесь с должным обрамлением: светомузыкой, сценографией и костюмами. Меня всегда интересует, какое шоу представляет тот или иной регион, поскольку на основе эпоса или зрелищного танца оно передает национальный колорит.

Когда мы создавали ансамбль, у всех был один вопрос: зачем нам еще один, если уже есть государственный? На сегодняшний день в республике существует несколько государственных коллективов, которые образуют волшебный двигатель всей сферы танцевального искусства.

— Зарубежные гастроли планируете?

— В нынешних реалиях это сложно. Все ездят разве что «по правительственной линии». Коммерческие гастроли требуют грамотного импресарио, которых во всем мире единицы. Всех интересует наш продукт только в качестве заработка на долгосрочный проект типа выезда в Китай. Мы себе этого позволить не можем, потому что есть график мероприятий в Татарстане.

«На сегодняшний день в республике существует несколько государственных коллективов, которые образуют волшебный двигатель всей сферы танцевального искусства» «На сегодняшний день в республике существует несколько государственных коллективов, которые образуют волшебный двигатель всей сферы танцевального искусства» Фото предоставлено Чулпан Закировой

— В чем секрет долголетия ансамбля «Казань»?

— В сотрудниках, которые фанатично преданы своему делу и трудятся не ради денег. И в творческом багаже моего поколения, которое сейчас руководит ансамблем, в их высоком профессионализме, строгой дисциплине, требовательности и, следовательно, результативности. Человек прежде всего, без него стены пустые. Все наши начинания подкреплялись многолетним самоотверженным трудом. Мы настолько набили руку, что разбираемся не только в том, как собрать спектакль, но и в пошиве костюмов, сценографии, расстановке света, качественном музыкальном сопровождении и так далее.

Ансамбль танца «Казань» возник не на пустом месте. В 1990 годы, в эпоху всеобщего подъема, в Татарстане произошла активизация творческих сил. Музейные комплексы и концертные площадки начали работать на материалах из фондов, архивов, мастерских художников. А филармоническое объединение на тот момент подтянуло к себе неравнодушных творцов и стало создавать проекты — работать в области развития национальной культуры, проводить общегородские праздники, которые привлекали на концертные площадки большое количество горожан и гостей Казани. В это же время и возник ансамбль танца «Казань», который уже много лет формирует хореографический пласт нашей республики. Весь накопленный опыт вылился сегодня в содержательное творческое объединение, которое создает собственные проекты и представляет Татарстан за его пределами.

«Мы настолько „набили руку“, что разбираемся не только в том, как собрать спектакль, но и в пошиве костюмов, в сценографии, в расстановке света, в качественном музыкальном сопровождении и так далее» «Мы настолько набили руку, что разбираемся не только в том, как собрать спектакль, но и в пошиве костюмов, сценографии, расстановке света, качественном музыкальном сопровождении и так далее» Фото предоставлено Чулпан Закировой

— Сегодня вы художественный руководитель Казанской городской филармонии. От формата чисто танцевальных или чисто вокальных концертов коллектив перешел к музыкальным спектаклям. Что при этом изменилось в вашей работе?

— Мне в наследство досталась целая когорта высококвалифицированных солистов-вокалистов, оркестр народных инструментов «Казан нуры». Диапазон наших вокалистов впечатляет — от колоратурного сопрано до бархатного баса. И работают они в разных стилях и направлениях: академическом, народном, эстрадном. Многие из них имеют консерваторское образование, почетные звания и награды. Сегодня в репертуаре нашей филармонии появились классические концерты под живой оркестр, тематические концерты, посвященные творчеству выдающихся композиторов, концертные программы из песен к популярным кинофильмам и мультфильмам и др. Благодаря объединению хореографического, вокального, инструментального жанров у нас появились возможности создания новых проектов, музыкальных спектаклей.

— Ни для кого не секрет, что в Казани не хватает еще одного музыкального театра. Вам не предлагали занять нишу?

— Вопрос сложный, его наскоком не решить. Он должен созреть постепенно. На серьезном уровне в отрасли разговор пока не идет. Есть высказывания отдельных энтузиастов. Мы тоже пытаемся внести свой вклад в пользу этого дела. Ведь жанр родился в Казани не сегодня, он возник еще во времена Салиха Сайдашева — вспомним «Голубую шаль». Музыкальные спектакли еще с тех пор прочно закрепились в памяти народа. Зрители и сегодня любят спектакли с синтезом музыки, песен, стихов и танцев, встроенных в сюжетную линию.