Создатели сервисов для оплаты штрафов ГИБДД забили тревогу: один клик пользователя «проверить штрафы» теперь обходится бизнесу в 4,93 рубля. Для отрасли это стало холодным душем Создатели сервисов для оплаты штрафов ГИБДД забили тревогу: один клик пользователя «проверить штрафы» теперь обходится бизнесу в 4,93 рубля. Для отрасли это стало холодным душем Фото: «БИЗНЕС Online»

Что произошло?

Последние 10 лет экосистема уведомлений о штрафах и гос­платежах в России развивалась по принципу «чем быстрее, тем лучше». Банки, платежные системы, агрегаторы штрафов — все они получали данные из государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и превратили рутину граждан (от штрафов до ЖКХ) в простую операцию: проверил — увидел — оплатил. Для государства это тоже работало отменно: последние 10 лет собирать платежи было легче, недоимок меньше.

ГИС ГМП — государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах, которая является централизованным агрегатором всех данных о платежах граждан и организаций государству. Она обеспечивает прием, учет и передачу информации между администраторами доходов бюджета, банками, порталами госуслуг и другими участниками. Через ГИС ГМП можно узнать о своих задолженностях (штрафы, налоги, пошлины).

Но с 1 ноября 2025 года отлаженный механизм начал буксовать. Доступ к ГИС ГМП стал платным для всех участников рынка — вне зависимости от результата запроса и от того, оплатил в итоге человек задолженность или нет. Создатели сервисов для оплаты штрафов ГИБДД забили тревогу: один клик пользователя «проверить штрафы» теперь обходится бизнесу в 4,93 рубля. Для отрасли это стало холодным душем.

«95 процентов пользователей не оплачивают штрафы через нас. Они проверяют их через наше приложение, но платить идут в онлайн-банк, например, чтобы избежать комиссий. Нас такой подход в целом устраивал до 1 ноября. Сейчас наша экономическая модель при таких вводных становится неэффективной, и мы вынуждены ограничивать предоставление услуг», — констатирует основатель одного из крупнейших сервисов проверки штрафов «Штрафы ГИБДД» Василь Закиев. Только в его компании расходы вырастут на 600 млн рублей за квартал (!). Компания уже проводит сокращения штата.

Новая модель монетизации не просто увеличила расходы — она сделала их непредсказуемыми, т. к. они зависят от поведения миллионов пользователей, которые могут вхолостую — на всякий случай — нажимать кнопку «проверить штрафы» в приложении, а владелец платформы каждый раз будет платить за это 4,93 рубля. Новая схема фактически «обнуляет» экономику отрасли.

Особенно если учесть масштабы: в России около 50 млн автомобилистов. Каждый в год получает в среднем два штрафа, ежегодно выписывается около 100 млн штрафов. Соответственно пользователи ежегодно оплачивают нарушений примерно на 500 млрд рублей, и каждый 10-й — через подобные сервисы и приложения.

Казалось бы, для чего вообще нужны такие сервисы, если есть «Госуслуги»? Дело в том, что качество информирования о штрафах по стране распределено неравномерно. Если в Москве и Татарстане портал «Госуслуги» может прикрепить к фотографии данные о том, каким средством фиксации, на каком километре и по какому адресу было зафиксировано нарушение, то примерно в 80 регионах все работает куда менее прозрачно для пользователя. Человек видит только то, что ему пришел штраф и сколько он должен заплатить. Независимые приложения фактически закрывали данный пробел: расшифровывали штрафы в регионах, уточняли параметры съемки и карту места. «Мы, как сервисы, заинтересованы в том, чтобы люди оплачивали штрафы. Все это делают более охотно, если получают детальную информацию о нарушении. Таким дата-майнингом у нас занимаются специальные сотрудники, чтобы предоставить все данные в простой и понятной форме», — объясняет Закиев.

В России около 50 млн автомобилистов. Каждый в год получает в среднем два штрафа, ежегодно выписывается около 100 млн штрафов В России около 50 млн автомобилистов. Каждый в год получает в среднем два штрафа, ежегодно выписывается около 100 млн штрафов Фото: «БИЗНЕС Online»

К чему это приведет?

«По данным минцифры, казна таким образом пополнится на 22 миллиарда рублей. Но, на мой взгляд, оценка завышена. Введение платы на практике должно привести к объединению игроков рынка в пул, созданию общего кеша, из которого все будут получать необходимую информацию. Такие технологии уже реализованы у платежных агентов и использовались ранее для других целей. Доходы бюджета при этом довольно вероятном сценарии будут ограничены суммой примерно в 1,5 млрд рублей (количество выписываемых в год штрафов, умноженное на 4,93 рубля), а вот недополученные в бюджет суммы превысят десятки миллиардов. И это тогда, когда каждый рубль для государства на счету», — рассуждает Закиев.

По его оценкам, те 50 миллиардов рублей, которые бюджет получает сегодня от оплаты штрафов через такие сервисы, сократятся примерно до 20 миллиардов. «Для Татарстана это 70 миллионов рублей. Вроде не очень большая сумма, но это живые, внебюджетные деньги, которые теперь, как мы полагаем, недополучит республика», — говорит основатель приложения «Штрафы ГИБДД», которым сейчас пользуется, по внутренним подсчетам компании, каждый 10-й автомобилист республики, а всего хоть раз устанавливали 25 млн человек. Закиев признает, что и он, и его коллеги по цеху уже перестали уведомлять 95% аудитории, сосредоточившись на наиболее лояльной части, которая оплачивает штрафы через его приложение.

«Изменения точно отразятся на рынке — вплоть до того, что часть сервисов может отказаться от такого вида услуг. Математика сейчас совсем не сходится: крупные игроки еще смогут какое-то время продержаться, но ненадолго. Постепенно все будет уходить на спад и становиться просто невыгодным. Приложения и сервисы будут сворачиваться, — подтверждает и Николай Телегин, продакт-менеджер приложения „Штрафы ГИБДД официальные ПДД“. — Сейчас наша главная задача — сохранить тех, кто пользуется приложением уже 7–8 лет. Их мы будем проводить через проверку, оптимизировать запросы, чтобы это не становилось слишком затратным. Но новых пользователей мы привлекать не можем: нет уверенности, что они будут оплачивать, а делать множество запросов впустую нам невыгодно».

Закиев прогнозирует, что люди рано или поздно переориентируются на другие, возможно, менее удобные площадки, но, по его мнению, как минимум на переходный период собираемость штрафов снизится однозначно, бюджет недополучит огромные суммы. «Кто-то принципиально не хочет регистрироваться на госуслугах, например, кому-то неудобно, кто-то просто перестанет получать оповещения и не увидит штрафы и так далее», — размышляет наш собеседник.

Сложность в том, что участники рынка до сих пор не понимают, как будет строиться биллинг, и не знают, какой счет им в конце квартала — в феврале — выставят. «Ряд банков уже удалил все подписки на информацию о новых штрафах по своим пользователям просто потому, что не знают, насколько это будет окупаемая для них история. А клиенты будут думать, что раз оповещений нет, то и штрафа нет, получат дополнительные штрафы за просрочку оплаты, а может, и преследование от приставов», — делится наблюдениями Закиев.

«Переход на новую систему происходит неорганизованно. Некоторым участникам рынка и банкам „временно“ включили задержку в получении данных на сутки. То есть госуслуги оповещают сразу, а мы теперь только через 24 часа. Причем не знаем, может быть, человек уже оплатил штраф за это время и получает от нас уведомления о штрафе, который был погашен», — добавляет основатель сервиса «Штрафы ГИБДД».

Кстати, уже появляются бэкдоры — некоторым участникам рынка предлагают получать информацию в обход официальной процедуры с оплатой. Такие лазейки всегда сопровождают любые новые ограничения.

«Приложения и сервисы будут сворачиваться, — подтверждает и Николай Телегин, продакт-менеджер приложения «Штрафы ГИБДД официальные ПДД». — Сейчас наша главная задача — сохранить тех, кто пользуется приложением уже 7–8 лет» «Приложения и сервисы будут сворачиваться, — подтверждает и Николай Телегин, продакт-менеджер приложения «Штрафы ГИБДД официальные ПДД». — Сейчас наша главная задача — сохранить тех, кто пользуется приложением уже 7–8 лет» Фото: «БИЗНЕС Online»

И это не только о штрафах

ГИС ГМП — ключ не только к информации о штрафах ГИБДД, ее функции гораздо шире. С введением платного барьера возникает целый ряд дополнительных проблем.

Авторизация через «Госуслуги». «Теперь каждый такой вход обходится владельцам примерно в 10 рублей. Для тех, кто использовал эту функцию как удобный способ авторизации, расходы становятся слишком большими — многие просто начнут ее убирать. Альтернативой может быть вход по СМС, но и это осложняется: стоимость отправки сообщений также выросла», — подчеркивает генеральный директор онлайн-сервиса bip.ru Алексей Куприн.

Информирование о различных счетах, например по ЖКХ. Сейчас проверить задолженность можно в банках и прочих различных сервисах, но теперь данная услуга тоже стала платной для всех, кто получает данные, говорит Куприн: «Фактически возвращается суть бумажной платежки: раньше от нее уходили, потому что она стоила денег, а теперь появляется платеж за электронную доставку той же информации».

Проезд по безбарьерным платным трассам. «Водитель проезжает без шлагбаума и получает начисление по госномеру автомобиля. Теперь каждый, кто получает такую информацию, будет платить тариф — 4,93 рубля. Для сравнения: сам проезд по МСД стоит около 10 рублей, и к этой сумме прибавляется еще и плата за получение данных», — подчеркивает спикер.

Поддержание актуальной информации в банках. Куприн напоминает, что банки обязаны хранить максимально актуальные данные клиентов: паспорт, регистрацию, и др. Эти сведения регулярно синхронизируются — при входе клиента. Но теперь каждый запрос стоит около 10 рублей, и банки будут синхронизироваться реже. «Информация быстрее устаревает, что может привести к срыву сделок или операционных ошибок, а для банков это уже штрафы», — размышляет генеральный директор онлайн-сервиса bip.ru.

«Уже сейчас многие сайты пишут: „Мы не можем получить информацию“, — или просто прекращают ее предоставлять. Рост расходов приводит к удорожанию комиссий внутри банков: если раньше комиссии казались необоснованными, то теперь они объясняются необходимостью оплачивать взаимодействие с государственными системами. Чем хуже работает сервис, тем реже пользователи оплачивают задолженности вовремя — бюджет получает меньше», — приходит к логичному выводу Куприн.

Он добавляет, что в конце октября появилась искусственная задержка уведомлений на сутки: приоритет у портала госуслуг, а остальные участники получают информацию позже. В начале декабря задержка была отключена. «Расходы компаний растут настолько, что существенная часть выручки может уходить на оплату запросов. Это делает невозможными маркетинг, развитие, инвестиции — прибыль падает. Чтобы выжить, компании ищут дополнительные источники дохода. Тарифы должны быть более обоснованными и учитывать экономику участников», — подчеркивает Куприн.

И что делать?

Эксперты видят разные способы решения проблемы, но единодушны во мнении, что платить за каждый запрос почти 5 рублей — далекая от оптимальной модель. Так, по мнению Телегина, более или менее адекватный тариф — это 1 копейка за один документ вне зависимости от того, сколько раз к нему обращается пользователь.

Куприн идет еще дальше и считает, что гораздо проще был бы сбор в виде процента от оборота или прибыли — прозрачный, понятный и не требующий хранения миллиардов запросов. «Банки и платформы вынуждены строить сложные биллинговые системы, хранить данные, проверять каждую операцию. Это огромные капитальные затраты, которые не улучшают сервис для пользователя», — объясняет он.

Закиев же предлагает среднее арифметическое между двумя крайностями: вводить комиссию не за уведомление (которое по своей сути полезно для граждан и является социально значимой услугой), а разово — за внесение в ГИС ГМП информации об оплате. Стоимость он при этом предлагает даже повысить — до 7 рублей за начисление. Дополнительные доходы бюджета в таком сценарии составят 1,4 млрд рублей.

«При этом понимаем проблему излишней нагрузки на ГИС ГМП, когда много сервисов одновременно получает информацию об одном и том же штрафе, и предлагаем решить проблему нагруженности базы организационно: ограничить скорость запросов, привязать к доле в оплатах, ввести оплату за повторные запросы в течение квартала и провести аудит качества работы системы подписок на уведомления», — заключает Закиев.