Российский рынок грузовых авто пока не демонстрирует признаков восстановления и, по всей видимости, сохранится в состоянии спада как минимум до 2026 года. Об этом в интервью «Вестям КАМАЗа» заявил гендиректор автогиганта Сергей Когогин, комментируя текущую ситуацию в отрасли.

Сергей Когогин Сергей Когогин Фото: «БИЗНЕС Online»

«Пока положительных сигналов к этому мы не видим. В этом году объем рынка ожидается в диапазоне 52–55 тысяч, и в 2026-м этот сценарий, вероятно, повторится», — сказал он.

В течение года рынок находился в глубоком кризисе: продажи снижались, финансовые показатели перевозчиков ухудшались, а конкуренция с китайскими производителями усиливалась, напомнил Когогин. Среди ключевых факторов он назвал высокую ключевую ставку, инфляцию, перенасыщение рынка в 2023 году и затоваренные склады в 2024-м.

Дополнительное давление, по его словам, испытывают транспортные компании — основной потребитель грузовой техники. В первом полугодии их тарифы снизились примерно на 20% и вряд ли в ближайшее время вернутся к уровню 2024-го. При этом объем перевозок по итогам года покажет лишь минимальный рост — от 2 до 3,8% в зависимости от сегмента.

Сергей Когогин о «монстрах» из Китая: «Такие машины разрушают дороги и формируют токсичную практику!»

«Водителей не хватает, кредиты малодоступны. Соответственно, затраты грузоперевозчиков выросли, им стало сложно обновлять автопарк, а нераспроданные с 2024 года остатки китайских грузовиков на этом фоне продаются с дисконтом. Плюс изъятые и отказные машины лизинговых компаний, чьи склады тоже наполнились этой техникой. КАМАЗ, я считаю, сумел сохранить гибкость в этих условиях — когда и платежи ограничены, и логистика, и технологическая инфраструктура», — сказал Когогин.

Напомним, что в ноябре 2025-го рынок новых тяжелых грузовиков в России сократился на 46% к прошлому году и на 21% к октябрю. Всего было продано почти 4 тыс. машин полной массой свыше 16 тонн. Лидером остался КАМАЗ с 1 314 автомобилями (минус 20% к прошлому году), а основными конкурентами выступили китайские бренды Sitrak и FAW с 717 и 461 проданными машинами соответственно, их совокупная доля рынка около 30%, в пятерку также вошли Shacman (302 штуки) и белорусский MAZ (266).

Ранее компания «КАМАЗ» зафиксировала значительный убыток в первом полугодии 2025-го: по отчету РСБУ он составил 20,8 млрд рублей, тогда как за аналогичный период 2024-го предприятие показало прибыль в 641,1 млн рублей. В пресс-службе КАМАЗа отметили, что на финансовый результат сильно повлияло резкое сокращение рынка тяжелых грузовиков почти на 60% и изменения в денежно-кредитной политике Центробанка.

КАМАЗ продолжает держать конкуренцию с китайскими производителями на российском рынке грузовиков. В октябре челнинский завод реализовал 1 305 машин, а Sitrak почти догнал КАМАЗ с результатом 1 171 авто, при этом Shacman остался позади с 663 единицами.

На этой волне КАМАЗ также представил серийное производство тягачей поколения К5+, которые позиционируются как прямой конкурент китайской технике. Новинка оснащена системой помощи водителю ADAS, включая адаптивный круиз-контроль, а новые обтекатели обещают сокращение расхода топлива на 5–10%.