Пользователи пишут, что не могут отправить сообщения, файлы, не открываются медиа, а у кого-то и само приложение Пользователи пишут, что не могут отправить сообщения, файлы, не открываются медиа, а у кого-то — и само приложение Фото: «БИЗНЕС Online»

WhatsApp* все медленнее

Замедление WhatsApp* стремительно ускоряется. Сегодня российские пользователи иностранного мессенджера столкнулись с новой волной сбоев. За последние 24 часа на сайте «Сбой.рф» зафиксировано 3,2 тыс. жалоб, на Downdetector — 696, больше всего в Санкт-Петербурге, Псковской, Орловской, Курской областях и Москве. Среди самых частых неполадок — сбой в оповещениях (53%), также жалуются на нарушения работы мобильного приложения, сайта, личного кабинета и общий сбой. Пользователи пишут, что не могут отправить сообщения, файлы, не открываются медиа, а у кого-то — и само приложение. Судя по всему, в случае с мессенджером пойдут по пути YouTube, который замедлили настолько, что пользоваться им без обходных сервисов невозможно.

РБК со ссылкой на собственный источник в телекоме сообщил, что с сегодняшнего дня скорость работы мессенджера сократилась на 70–80%. При этом сами операторы связи к этому отношения не имеют. «Почему не заблокировали одним днем? Причина достаточно обыденная: блокировки регулируются не только желанием заблокировать что-то. Гипотетически Роскомнадзор хочет заблокировать все, но на практике у них есть ограничения в виде отсутствия оборудования. Сейчас пришло новое оборудование, они заблокировали Roblox. До этого момента у них такой возможности не было», — говорит Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group.

Впрочем, по его мнению, тотальная блокировка невозможна в силу технических ограничений — никакого оборудования не хватит и на новые блоки, и на поддержание старых. А потом, никто не отменял средства обхода блокировок. «Сегодня Россия номер один в мире по проникновению VPN. Можете открыть топ приложений на Android, среди 40 из первых 50 — это те или иные VPN. По сути, мы пришли к очень странной ситуации, когда эта вся борьба выкидывает людей за защитный периметр, который создавался в России. Отсюда такое количество мошенничеств, и успешных, против российских граждан», — констатирует Муртазин.

«Сейчас мы видим очень серьезное усовершенствование технических средств противодействия угрозам (ТСПУ), они очень хорошо справляются со своими задачами, поэтому практически любые блокировки сегодня — это вопрос времени и целеполагания, — подтверждает источник „БИЗНЕС Online“. — В том, что дело с WhatsApp* доведут до конца, сомнений нет. Мессенджер Signal же Роскомнадзор заблокировал в России».

Пока регулятор настроен серьезно. К вечеру Роскомнадзор сообщил, что мессенджер продолжает нарушать законодательство России, и пригрозил полной блокировкой, если WhatsApp* продолжит это делать. «Роскомнадзор последовательно вводит ограничительные меры в отношении WhatsApp*. Постепенная деградация звонков в WhatsApp* была начата в августе, о чем Роскомнадзор сообщал в СМИ. Ограничения вводятся поэтапно, позволяя перейти пользователям на использование других мессенджеров», — сказано в сообщении.

В РКН отметили, что мессенджер используют для организации терактов, вербовки их исполнителей, мошеннических и других преступлений. При этом мессенджер не принимает меры для пресечения этих действий. «Введение ограничений в отношении WhatsApp* будет продолжено», — добавили в ведомстве.

К слову, в сентябре 2025 года охват WhatsApp*, по данным Mediascope, составил 96,5 млн человек старше 12 лет, что делает этот мессенджер самым популярным в стране. На 2-м месте находится «Телеграм» с месячным охватом 90,9 млн человек.

«Мы, как предприниматели принимаем, что сейчас даже, условно говоря, перевести с WhatsApp* всех на Max — это финансовые потери, потому что это время, деньги, людской ресурс» «Мы, как предприниматели, принимаем, что сейчас даже, условно говоря, перевести с WhatsApp* всех на Max — это финансовые потери, потому что это время, деньги, людской ресурс» Фото: «БИЗНЕС Online»

Какие потери терпит бизнес?

При этом серьезный скачок замедления именно в понедельник ощутили не все. Отчасти эффект смазывает использование средств обхода, а отчасти — татарстанская специфика: все-таки в качестве средства переписки в республике «Телеграм» популярнее, говорят эксперты. Но бизнес-аккаунты в американском мессенджере до недавнего времени были очень востребованы.

«Почему пользовались WhatsApp*? Не потому, что WhatsApp* такой крутой как мессенджер, а потому, что он в свое время создал мини-CRM-системы для тех самых салонов красоты, парикмахерских, сервисов. То есть у вас сразу все общение с клиентом идет в бизнес-аккаунте, все по полочкам, все видно, и стоит это адекватно. Сейчас для многих этих ребят будет откат в прошлое, потому что готовой системы такой не существует. Затраты на ведение бизнеса возрастают, предприниматели теряют клиентов, наработанные контакты, — рассуждает Муртазин. — Судя по тому, что удалось достучаться до всяких салонов красоты и они активно переходят в „Телеграм“, все уже воспринимают, что WhatsApp* — все. Но я еще не видел ни одного примера того, чтобы бизнес переходил в Мах».

WhatsApp* работает плохо уже последние две недели, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» основатель сервиса по интеграции мессенджеров с CRM Radist Online Радик Юсупов. «Последние две недели бизнес активно переходит на „Телеграм“ и Max, перестраивает свои цепочки продаж. Мы провели на эту тему вебинар, на котором было рекордное для нас количество участников — больше 100 бизнесов. Обычно в среднем участвовало 30–40. WhatsApp* у бизнеса был востребован очень сильно, поэтому сейчас предприниматели страдают, переключают воронки, лиды на Max и там начинают общаться с клиентами», — рассказывает он.

Переход на новые каналы связи — это новые финансовые затраты, обращает внимание Юсупов. «Мы, как предприниматели, принимаем, что сейчас даже, условно говоря, перевести с WhatsApp* всех на Max — это финансовые потери, потому что это время, деньги, людской ресурс. Дальше, чтобы клиентам написать в WhatsApp*, например, как мы сейчас рекомендуем, чтобы они писали в Max или „Телеграм“ — это тоже потери и риски, что платформа может заблокировать за спам. Если отправлять СМС, то это дополнительные расходы на них. В целом теряют все. Просто мы, как предприниматели, уже смирились с этим. Это просто наши риски», — отмечает он.

Другой предприниматель, Александр Виниченко из Кемерово, рассказал, что проблемы с работой в мессенджере начали чувствоваться еще два месяца назад. Его проект «стирка42.рф» оказывает услуги по стирке ковров с вывозом и доставкой. Он пояснил, что вся система коммуникации с клиентами была выстроена на базе WhatsApp* — от первого контакта до регулярных уведомлений на всех этапах работы. Клиентов информировали о времени прибытия курьера, о том, что вещи приняты в чистку, о каждой стадии обработки, готовности заказа и необходимости согласовать время доставки. Кроме того, после завершения работ компания собирала отзывы по системе NPS.

«По сути, мы отчитывались о каждом шаге перед клиентами. Каждый год напоминали о себе. Проблемы начали замечать пару месяцев назад, когда интеграции начали отваливаться каждый день, и это затруднило коммуникацию с клиентами. Последствия очевидны. Клиенты не видят прозрачно нашу работу. Приходится больше вручную звонить. Представьте, поток обращений — около 60–80 звонков в день новых клиентов. И также 30–40 клиентов надо оповещать об этапах работы», — рассказывает Виниченко. Если до постоянных клиентов сообщения еще могут доходить, то до новых — точно нет. Предприниматель отметил, что испытывает неудобства и сталкивается со сложностями в коммуникации с клиентами. По его подсчетам, для решения этой проблемы в регионах потребуется дополнительный сотрудник, что обойдется примерно в 50 тыс. рублей ежемесячно. В Москве, по его оценкам, такие расходы будут вдвое выше.

Но страдают не только предприниматели. Так, например, «Ъ» со ссылкой на данные сервиса «Актион медицина» сообщил, что каждый третий врач в России готов дать пациенту личный номер телефона или контакт в мессенджере для консультации. Причем большинство врачей использует для общения с пациентами именно WhatsApp*, на 2-м месте — «Телеграм». Отечественный Max был упомянут всего 15 респондентами.

В качестве обоснования ограничений ведомство указало на необходимость противодействия преступникам и мошенникам, которые используют иностранные мессенджеры для обмана граждан, вымогательства, а также вовлечения россиян в диверсионную и террористическую деятельность В качестве обоснования ограничений ведомство указало на необходимость противодействия преступникам и мошенникам, которые используют иностранные мессенджеры для обмана граждан, вымогательства, а также вовлечения россиян в диверсионную и террористическую деятельность Фото: «БИЗНЕС Online»

Как начались и чем закончатся блокировки?

Напомним, что в ноябре первыми под блокировку попали голосовые и видеозвонки, после чего в октябре Роскомнадзор официально объявил о введении ограничений на функционирование этих платформ. В качестве обоснования ведомство указало на необходимость противодействия преступникам и мошенникам, которые используют иностранные мессенджеры для обмана граждан, вымогательства, а также вовлечения россиян в диверсионную и террористическую деятельность.

«Чтобы продвинуть решения российских госкорпораций, мы ломаем весь Рунет!»

В июне президент РФ Владимир Путин утвердил мессенджер Max как национальный. С 1 сентября 2025 года платформа получила статус обязательного предустановленного приложения на всех устройствах, производимых для внутреннего рынка. С этого момента на Max начали массово переводить родительские чаты в школах и детских садах, медицинские учреждения, а также интегрировать его с системами МФЦ и «Госуслуг». В пилотном режиме ряд государственных услуг через новый мессенджер протестировали в Татарстане.

При этом в декабре Роскомнадзор заявил, что в отношении «Телеграма» новых ограничительных мер в настоящее время не применяется.

«Пока ситуация развивается таким образом, что  WhatsApp* действительно полностью заблокируют, „Телеграм“ пока находится под вопросом. Я не знаю, чем он отличается в лучшую сторону, с точки зрения Роскомнадзора, от WhatsApp*: находится не в России, данные хранятся не в РФ, количество каналов с неправомерной информацией там еще больше, — говорит Денис Кусков, генеральный директор агентства Telecom Daily. — В дальнейшем, я думаю, люди будут пользоваться традиционной телефонией, как проводной, так и беспроводной, что увеличит выручку операторов, а также станут переходить в Мах». 

Что касается малого, среднего бизнеса, по его словам, делать проекты на базе ресурса, который может либо сам выкинуть вас, либо его могут заблокировать, возможно, но недальновидно. «Поэтому надо пересматривать свои методы работы, писать какие-то программы, сделать сайт, где обрабатывать поток информации другим способом».

Источники «БИЗНЕС Online» отмечают: т. к. многие привыкли к звонкам через мессенджеры, они пользуются средствами обхода блокировок, автоматически включая их для всех сервисов, — их популярность взлетела в разы. Поэтому если все будет развиваться в прежнем направлении и теми же темпами, по логике событий, следующим падет «Телеграм», затем — многочисленные VPN-сервисы, а там и до интернета по белым спискам недалеко.

«Я думаю, в конечном итоге его тоже запретят, должен остаться только Max. Но тут другая ситуация. Есть два фактора. Во-первых, оборудования нет сейчас у Роскомнадзора для такой блокировки, это массовый сервис. Во-вторых, у нас выборы в 2026 году в Государственную Думу Российской Федерации. Где народные избранники пропаганду будут вести? В Max? Так там людей нет живых, которые бы были аудиторией. Поэтому я думаю, что мы летом уже увидим активную кампанию именно в „Телеграме“. Это основное соцмедиа сейчас в России, поэтому, пока выборы не пройдут, его никто трогать не будет», — заключил Муртазин.