Ровно в полночь с 30 на 31 декабря открытый в прошлом году обход Нижнекамска и Набережных Челнов длиной 81 км станет платным. Об этом сегодня сообщила госкомпания «Автодор» и опубликовала цену проезда по трем отрезкам из шести. Полностью тарифное меню госкомпания разместит позднее, в том числе и участок с мостом через Каму. Цена километра между Челнами и Нижнекамском оказалась выше, чем на отрезке М12 в РТ и платной дороге Алексеевское – Альметьевск. Пока дорога была бесплатной, по ней в сутки проезжало 13 тыс. автомобилей. Участники рынка и эксперты к платному режиму относятся по-разному: одни продолжат ездить, другие будут в крайнем случае, третьи не исключают корректировки цены. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В ночь с 30 на 31 декабря открытый в 2024 году обход Нижнекамска и Челнов длиной 81 км с новым мостом через Каму станет платным
Обход Челнов и Нижнекамска: плата в ночь на 31 декабря, первые тарифы
В ночь с 30 на 31 декабря открытый в 2024 году обход Нижнекамска и Челнов длиной 81 км с новым мостом через Каму станет платным. Об этом сегодня сообщила госкомпания «Автодор», которой правительство РФ передало трассу в доверительное управление.
«Ранее автомобильная дорога эксплуатировалась в бесплатном режиме и обустраивалась для оказания пользователям инфраструктурной услуги, — говорится в пресс-релизе госкомпании, которой руководит Вячеслав Петушенко. — Платность будет введена в ночь с 30 на 31 декабря, в 00:00».
Решение о платности кабмин РФ принял 18 апреля 2025 года. До этого, кстати, никто не говорил, что построенная за счет бюджетных средств дорога станет платной.
На отрезке 6 транспортных развязок, но цены на проезд «Автодор» обнародовал только для трех въездов и выездов рядом с Нижнекамском, аэропортом Бегишево и Набережными Челнами. Ниже приводим тарифы для легковых автомобилей на обозначенных отрезках М12 без скидки в 15% для владельцев транспондеров:
- Набережные Челны – Нижнекамск: 486 рублей.
- Нижнекамск – аэропорт Бегишево: 278 рублей.
- Бегишево – Набережные Челны: 208 рублей.
Тарифное меню не полное. Из опубликованной таблицы «Автодора» неясно, сколько будет стоить проезд по отрезку с мостом через Каму — от трассы М7 у села Костенеево до Нижнекамска. Нет и стоимости проезда до съездов у сел Шингальчи и Куперле. «БИЗНЕС Online» направил в пресс-службу госкомпании запрос о цене проезда или ее отсутствии на этих участках, но не получил оперативного ответа. На горячей линии «Автодора» пояснили, что участок будет полностью платным от Костенеево до Соснового Бора (выход на М7 в сторону Мензелинска). При этом «тарифное меню» еще не сформировано, и, когда оно будет, на горячей линии представления не имеют. Но, видимо, в последний предновогодний день ясность-то уж появится.
«Информация о тарифах будет размещена на официальном сайте ООО „Автодор – Платные дороги“ после ввода платного режима, — подчеркивают в пресс-релизе госкомпании. — На участке применяется безбарьерная система взимания платы „Свободный поток“. Над проезжей частью установлены рамки с датчиками и камерами, фиксирующими факт проезда и государственный регистрационный номер транспортного средства».
К старту платного режима на обходе начала круглосуточно дежурить служба аварийных комиссаров, готовая безвозмездно оказать помощь, сообщают в госкомпании. Для вызова действует единый номер *2323. «Также пользователям доступны многофункциональные зоны дорожного сервиса с автозаправочными станциями, кафе и санитарными комнатами», — подчеркивают в «Автодоре».
Цена проезда без транспондера для легковушки — 486 рублей, или 7,4 рубля за километр. И это дороже, чем на платной региональной трассе Алексеевское – Альметьевск длиной 145 километров
Километр объезда в Закамье получился дороже, чем на других платках в РТ
Рассмотрим отрезок от Нижнекамска до Челнов длиной 65 километров. Цена проезда без транспондера для легковушки — 486 рублей, или 7,4 рубля за километр. И это дороже, чем на платной региональной трассе Алексеевское – Альметьевск длиной 145 километров. Там поездка от начала до конца составит 644 рубля, цена километра — 4,4 рубля. Правда, скидки с транспондером там нет.
Дешевле цена километра и на других отрезках М12 в Татарстане. За поездку по отрезку по платной федеральной дороге от Больших Кайбиц до Шали длиной 134 км с мостом через Волгу «Автодор» без транспондера просит 779 рублей — 5,8 рубля за километр.
Пока обход Челнов и Нижнекамска был бесплатным, по нему в сутки проезжали 13 тыс. машин, сообщал бывший оператор обхода и заказчик дороги ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Дорога помогла разгрузить Набережные Челны, через которые ранее проходил автомобильный поток, и серьезно экономит время в пути жителям Нижнекамска. Неслучайно мэр Челнов Наиль Магдеев ранее называл запуск обхода ни много ни мало историческим. По участку М7 «Волга», проходящему через Челны, ежедневно проезжают более 60 тыс. машин со «всеми вытекающими последствиями — нагрузкой на экологическое состояние, пробками, ДТП», указывал Магдеев.
Станут ли водители платить или вернутся на старые «пути-дороги», пусть и с потерей времени и удобства? На этот вопрос отвечают эксперты «БИЗНЕС Online».
Платные дороги все транспортники используют только в том случае, если есть в этом крайняя необходимость, говорит директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников. «Либо это какие-то пробки, либо за это платит заказчик, чтобы быстрее проехали. Поэтому если не будет альтернативы, то придется ехать. Если перекроют дорогу через Челны, то хоть 100 тысяч поставьте — люди поедут. Если начать выкручивать руки, конечно, поедут», — рассказывает он.
«Я бы все-таки вспомнил те аргументы, которыми пользовались для обоснования обхода, когда его строили: разгрузить ГЭС и дорогу в Набережных Челнах. То есть это очень благие были намерения, — рассуждает Сотников. — А сейчас вдруг заговорили о том, что нужно за это брать деньги. Возникает вопрос: почему заявленная цель не соответствует действительности? Потому что все прекрасно понимают, что сумма, о которой вы говорите, заставит людей ехать снова по ГЭС и по городу. Почему эта дорога не должна быть освобождена от транзитного транспорта? Первая реакция у меня такая».
На фото: строительство моста через Каму в обход Набережных Челнов и Нижнекамска
«Если я сделаю очень крутой тариф, у меня будет маленький доход»
Примеры переводов в платный участок существуют, говорит директор Института транспортного планирования Михаил Якимов. Недавно вышел закон о наделении субъектов федерации, например Москвы, полномочиями для назначения участков и зон с платным въездом.
«И это нужно для регулирования нагрузки на окружающую среду, — продолжает эксперт. — Точно такие же цели преследуются, например, при переводе части автомобильных дорог в платный режим, особенно вблизи побережья в Италии. Вблизи побережья часть автомобильных дорог переводили в платный режим движения именно для того, чтобы снизить негативную нагрузку транспорта, чтобы понизить эмиссию загрязняющих веществ вблизи курортных территорий. И за счет этого удалось снизить и улучшить экологический фон, повысить качество жизни на курортных территориях».
Эксперту непонятна цель сбора платы на обходе Челнов и Нижнекамска. «Просто пополнение бюджета? — задается вопросом Якимов. — Я понимаю, когда автомобильные дороги строятся в режиме государственно-частного партнерства, концессии например, и нужно вернуть деньги инвестору. Тогда происходит сбор платы, и за счет эксплуатации и возвращаются единовременные вложения инвестора. Здесь, видимо, ситуация какая-то другая. Наверное, это вызовет какое-то удорожание, но очень сложно установить влияние взимания платы с грузовых автомобилей на конечную цену товаров, продукции, услуг. Это довольно косвенные эффекты, которые чрезвычайно сложно просчитать и установить какую-то общую связь».
«Не вернется ли часть потока на прежний, пусть и более долгий, маршрут? Это стандартный вопрос, который задают нашему институту, и мы подписываем соответствующий контракт и изучаем данный вопрос. Это называется эластичностью спроса к тарифу. Вот у меня в бесплатном варианте едет, условно, 10 тысяч автомобилей, а если я сделаю какой-нибудь маленький тариф [за проезд по трассе], то там будет 9 тысяч. А если очень высокий тариф, то вообще будет ноль. И вот нас спрашивают: какой должен быть тариф, чтобы потери трафика были бы несущественными? В принципе, любую управляющую структуру платной дороги заботит прежде всего отношение трафика к тарифу. Это доход! Поэтому, если я сделаю очень крутой тариф, у меня будет маленький доход. А если я сделаю проезд бесплатным, то доход окажется нулевым. Истина лежит хоть и не точно посередине, но где-то между ними», — говорил ранее в беседе с «БИЗНЕС Online» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
Пессимистично настроены не все. Например, среди них управляющий нижнекамской компанией «Преттль-НК» Олег Поляк, который построил свой бизнес благодаря КАМАЗу, став его официальным поставщиком. «Меня, честно говоря, мало волнует этот вопрос, поэтому нормально: платно так платно. Сам пользуюсь маршрутом не очень часто, а товар по нему возить буду», — кратко высказал он свои мысли корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.