Алексей Лопатин: «Одной из целей доклада является развенчание мифов, касающихся инженерного образования в нашей стране» Алексей Лопатин: «Одной из целей доклада является развенчание мифов, касающихся инженерного образования в нашей стране» Фото: «БИЗНЕС Online»

Миф о нехватке инженеров только миф?

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» опубликовал масштабное исследование, посвященное анализу трудоустройства выпускников вузов в области инженерных направлений подготовки. Доклад базируется на статистических данных, полученных в рамках мониторинга трудоустройства выпускников. Думаю, читателям будет интересно проанализировать основные количественные характеристики, представленные в исследовании. Сегодня я представлю первую часть анализа этого доклада.

По предисловию сразу же становится понятно, что одной из целей доклада является развенчание мифов, касающихся инженерного образования в нашей стране. Например, тех, что, по мнению авторов, свидетельствуют о нехватке инженерных кадров в структуре экономики нашей страны. Откровенно говоря, я всегда с большим уважением отношусь к аналитической работе Высшей школы экономики за системность взглядов и относительную непредвзятость выводов. В этот раз, должен отметить, меня удивило, что в самом начале доклада, в разделе «Введение», содержится не особо скрываемый намек на вывод: миф о нехватке инженеров является только мифом и не подтвержден цифрами. Давайте рассмотрим доклад и сами сделаем выводы, так ли правы аналитики ВШЭ в своих суждениях.

«Несмотря на некоторое увеличение выпуска специалистов в области инженерного дела, при переходе от относительных к абсолютным показателям мы все еще будем наблюдать значительный дисбаланс в сторону группы «Экономика и управление» «Несмотря на некоторое увеличение выпуска специалистов в области инженерного дела, при переходе от относительных к абсолютным показателям мы все еще будем наблюдать значительный дисбаланс в сторону группы «Экономика и управление» Фото: ru.freepik.com

Экономисты против инженеров

Итак, в первой таблице представлены данные по динамике распределения выпускников программ высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура). Данные представлены в процентах. Очень важно отметить, что статистика по годам с 2018-го по 2024-й соответствует не приему в вузы, а выпуску. Таким образом, например, цифры 2018 года говорят о тех студентах, которые поступили на программы бакалавриата в 2014-м.

К сожалению, не все данные, представленные в отчете, ясны и понятны. Например, строка «Итого» в каждом из столбцов имеет значение 100%, хотя неясно, что конкретно оно означает. То ли речь идет о выпуске всех выпускников по двум УГСН, то ли имеется в виду лишь выпуск по тем направлениям и специальностям, которые представлены в таблице. В любом случае прямое сложение данных, представленных в столбцах по годам, не дает значения в 100%. Тем не менее представленные данные являются, пожалуй, единственным системным статистическим материалом, позволяющим комплексно посмотреть на структуру системы высшего образования в нашей стране.

Таблица №1

В отчете авторами делается вывод о росте численности выпускников по специальностям и направлениям подготовки в области инженерного дела с 2018 по 2024 год с 26,2 до 28,9%, т. е. на 2,7 п. п. за 7 лет. На первый взгляд, 2,7 п. п. — это серьезный прирост, особенно на фоне обозначенного снижения выпуска по УГСН (укрупненная группа направлений подготовки и специальностей) в области экономики и управления аж на 8,3 п. п. (с 27,5% в 2018-м до 19,2% в 2024 году). Только вот незадача: если рассмотреть таблицу более подробно, то окажется, что УГСН «Инженерное дело» входит в блок «Математические и естественные науки», который в свою очередь занимает долю, равную всего лишь 4,2% от общего числа выпускников, тогда как «Науки об обществе», где находится «Экономика и управление», составляют в среднем 41,7% от всего выпуска.

Следовательно, как я понимаю, несмотря на некоторое увеличение выпуска специалистов в области инженерного дела, при переходе от относительных (в процентах) к абсолютным (в людях) показателям мы все еще будем наблюдать значительный дисбаланс в сторону группы «Экономика и управление». И, судя по всему, этот дисбаланс сохранится в ближайшей перспективе, т. к. негосударственный сектор высшего образования переполнен студентами по УГСН «Юриспруденция» и той же «Экономике и управлению».

Отдельно стоит отметить достаточно значительное количество выпускников (в среднем 10,5% за последние 7 лет) по УГСН «Образование и педагогические науки» при том, что в школах наблюдается тотальная нехватка педагогов. Самый простой и очевидный вывод из представленного — нематериальное стимулирование в виде каких-то квазиденежных суррогатов не работает и единственный способ привлечения выпускников педагогических направлений в школы — это повышение заработной платы.

Кроме того, стоит отметить некоторую стабильность в данных по выпуску юристов. Несмотря на некоторое снижение за последние три года, их все равно 11,4%. А вот выпускников в области гуманитарных наук стало даже немного больше — 5% в 2025 году против 3,9% в 2018-м.

«Осмелюсь предположить, что в связи с последними изменениями в законодательстве, касающимися обязательной отработки будущими врачами в государственных клиниках по распределению, медицинское образование станет дрейфовать в сторону платного и в течение ближайших 6–7 лет мы будем наблюдать инверсию» «Осмелюсь предположить, что в связи с последними изменениями в законодательстве, касающимися обязательной отработки будущими врачами в государственных клиниках по распределению, медицинское образование станет дрейфовать в сторону платного и в течение ближайших 6–7 лет мы будем наблюдать инверсию» Фото: © Nikolay Gyngazov / Russian Look / www.globallookpress.com

Инженеры и математики в основном на бюджете

Перейдем к таблице № 2, в которой представлены данные по источникам финансирования выпускников программ высшего образования в области математических и естественных наук и наук об обществе.

Надо отметить, что представленная статистика в первую очередь демонстрирует стабильный тренд: по крайней мере, вплоть до 2024 года отечественное высшее образование, по меньшей мере в двух крупных образовательных направлениях, являлось большей частью платным (в среднем 47,1% — выпускники бюджетных мест, а 52,9% — выпускники платных мест).

Таблица № 2 Таблица №2

При этом если более подробно рассмотреть раздел «Математические и естественные науки», то можно увидеть, что, например, УГСН «Инженерное дело» ровно на две трети формируется из «бюджетников», а УГСН «Математические и компьютерные науки» является «бюджетной» уже на 84,3%. Думаю, это неслучайно: в последние годы мы наблюдаем просто-таки бум IT-образования, и все это активно поддерживается федеральным минобрнауки, выделяющим значительное число бюджетных мест.

Однако если взглянуть на УГСН «Здравоохранение и медицинские науки», то ситуация окажется несколько иной: только 51,9% выпускников обучались на бюджете, остальные 48,1% были платниками. Осмелюсь предположить, что в связи с последними изменениями в законодательстве, касающимися обязательной отработки будущими врачами в государственных клиниках по распределению, медицинское образование станет дрейфовать в сторону платного и в течение ближайших 6–7 лет мы будем наблюдать инверсию — обратную картину, когда основой выпуска будущих врачей будут студенты-контрактники.

Молодежь готова учиться гумнаукам даже за деньги

Переходя к рассмотрению направления «Науки об обществе», мы видим обратную картину: лишь 19,4% выпускников за последние 7 лет являлись бюджетниками и аж 80,6% — платниками. Если говорить языком торговли, мы видим неоспоримый тренд потребительского поведения: несмотря на снижение количества бюджетных мест, интерес к этим направлениям подготовки у молодежи нисколько не снижается. Иными словами, молодежь голосует ногами. И сколько бы мы ни «топили» за инженерное образование, ситуация не меняется. Возникает вполне закономерный вопрос: в чем же дело? Думаю, что простого ответа тут не найти.

Причина многослойна и состоит из нескольких факторов. Во-первых, необходимо еще раз отметить, что система образования — это единый живой организм и невозможно получить положительный результат, переделывая что-то только на уровне высшей школы. Необходимо обратить внимание прежде всего на среднее образование. Во многом там находятся корни проблем перекоса рынка труда. Ведь если в школе не было нормальной физики, химии, информатики и математики, никакая реклама не заставит выпускников идти на риск, выбирая соответствующие профильные ЕГЭ. Молодое поколение может быть смелым, но все же голова у них на плечах точно есть. Поэтому они выбирают, по их мнению, самый простой путь — идут в «лирики».

Во-вторых, следует отметить, что значительная часть родителей сегодняшних абитуриентов относится к так называемой технической интеллигенции, которая не ощущает себя успешной и обеспеченной. Поэтому их дети делают вполне осознанный выбор, стараясь держаться как можно дальше от инженерно-технических направлений подготовки и специальностей. Наверное, можно выделить еще несколько весомых причин, по которым молодежь не очень стремится получать инженерное образование, но, думаю, они в какой-то степени будут повторять уже обозначенные.

Несмотря на то что в УГСН «Гуманитарные науки» и УГСН «Искусство и культура» преобладает бюджетное обучение, количественные характеристики выпускников этих направлений незначительны на фоне других специальностей. Так, например, по-прежнему одними из самых многочисленных среди выпускников УГСН «Экономика и управление», а также УГСН «Юриспруденция» являются «бюджетными» только лишь на 16% и 12,8% соответственно.

***

В завершение статьи хотелось бы отметить, что предпринимаемые усилия по увеличению числа студентов по естественно-научным и инженерным направлениям подготовки и специальностям дают лишь ограниченные результаты. Думаю, что и нововведение, связанное с сокращением количества платных мест (сокращение коснется направлений «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Реклама» и «Связи с общественностью» прим. ред.), не даст желаемого результата, т. к. значительное количество абитуриентов просто не имеет возможности успешно сдать необходимые для поступления на инженерные направления подготовки ЕГЭ.

К сожалению, как показывает опыт, введение ограничений зачастую приводит к росту коррупционной составляющей. И теперь у правоохранительных органов появится новая болевая точка, связанная с процессом поступления в вузы на места с ограниченным платным приемом.