«Если резюмировать, на начало 2025 года риски обмена ядерными ударами были очень и очень большими, а сейчас можно считать, что линия, которую гнет Трамп, и новая стратегия национальной безопасности американцев эти риски снижают. Насколько — посмотрим в 2026-м», — подводит итоги уходящего года научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. О том, насколько вероятна ядерная война, по оценке искусственного интеллекта, почему «манипулирование ключевой ставкой» было бесполезным и как финансовый блок России продолжает верить в свои заблуждения, — в статье Грачева для «БИЗНЕС Online».
Иван Грачев: «Переоценен искусственный разум в значительной степени потому, что люди не умеют правильно задавать ему вопросы. Причем не только обычные люди, но и профессионалы»
Чтобы получить нужные ответы от ИИ, надо правильно задавать вопросы
Прочитал на неделе интересную статью в Financial Times под названием «Год одним словом — пузырь искусственного интеллекта». Я думаю, это очень сильное преувеличение. Да, на данный момент ИИ — переоцененный инструмент. Однако все обстоит не настолько патово, чтобы он приводил к глобальному кризису, как указано в статье. Потому что в него вложено не так много, как в ипотеку и вторичные, третичные ипотечные бумаги в 2008 году, когда действительно надулся пузырь и случился глобальный кризис.
Переоценен искусственный разум в значительной степени потому, что люди не умеют правильно задавать ему вопросы. Причем не только обычные люди, но и профессионалы. Есть масса примеров того, что мог бы реально сделать ИИ в ситуации с пандемией коронавируса, например. Но ничего подобного он не сделал, потому что ему не задали правильных вопросов. Помню такой принцип науки: правильно заданный вопрос — половина ответа, половина — решение задачи. Я учусь работать с ИИ, правильно задавать ему вопросы, чтобы этот действительно мощный инструмент помогал мне решать в том числе научные задачи общего характера.
В этом смысле мне было интересно, что все ИИ, с которыми я общался, с точностью до онтологии утвердили мою базовую формулировку, которую я многократно применял в 2025 году: целью деятельности любых живых систем от популяции вирусов до стран, цивилизаций является повышение вероятности выживания. И в науке, и в жизни я привык все вопросы рассматривать, идя не от сегодня к цели, а от цели к сегодня. Соответственно, и по 2025 году я буду оценивать, повышаются ли по его итогам шансы нашей страны на выживание или понижаются. Кстати, я бы отметил, что ничего абстрактного в такой постановке вопроса нет. Все серьезные, думающие люди, подводя итоги года, прощаясь со старым и желая успехов в новом, всегда об этом размышляют. Размышляют о том, повышают ли результаты прошедшего года шансы успешно прожить будущий.
Следующее мое утверждение о том, что самым главным из трех факторов (военный, экономический, ресурсный) выживания страны сегодня является военный, вполне согласуется с утверждением, что в период махновщины и бандитизма для выживания семьи имеют большее значение оружие и коллективная самооборона, чем все накопленное имущество, знания. Если перейти от быта к странам, сегодняшний день характеризуется явной махновщиной. Например, США силой забирают контроль над Панамой, венесуэльскую нефть, намерены (если добром не получится, то силой) забрать Гренландию. Законодательное собрание провинции Альберта поддержало петицию об отделении от Канады и т. д.
Вероятность ядерных ударов
С учетом этих обстоятельств и после предварительной просьбы оценить вероятность сохранения России и Китая как полноценных государств в случае достижения США полного военного превосходства в космосе разные ИИ выдают в среднем такие веса факторов: военный порядка 0,6, а экономический, ресурсный — около 0,2. В стационарном, некризисном режиме вес военного фактора оценивается примерно в 0,3, экономический — в 0,4, ресурсный — тоже порядка 0,3. В военном факторе сегодня доминирующий подфактор — ядерное оружие, угроза обмена ядерными ударами.
Должен признаться, что общение с ИИ довольно сильно изменило мои оценки вероятности обмена ядерными ударами. Цифровой мозг раскапывает разные старинные факты, которые я раньше за ненадобностью пропускал. Приведу два наиболее важных. Первый: в «черную субботу», 27 октября 1962 года, в критический день Карибского кризиса, американцы бомбардировали глубинными атомными бомбами нашу подводную лодку с ядерным оружием. По оценкам всех ИИ, командир лодки дал приказ атаковать в ответ, потому что ядерная война началась. Ситуацию спасло то, что для этого требовалось единогласное решение троих членов экипажа, и они принять его не смогли. Нашелся человек, который выступил против.
Президент Соединенных Штатов Джон Кеннеди оценивал вероятность ядерной войны в эту самую «черную субботу» в одну треть и выше. ИИ, собрав все факты — как реальные люди действовали, как оценивали вероятность того, что кнопку нажмут, — сейчас оценивает вероятность ядерной войны примерно в 0,1%. А в эту самую «черную субботу» — в 30–50%.
Я никогда не думал, что это было на самом деле так страшно. Помню, нам на военной кафедре рассказывали, что американцы бежали с восточного побережья со страшной силой. Это тогда вызывало удивление, а по факту означало то, что они были неплохо информированы о реальных рисках. Если дальше принять эти факты за реперные и попросить по аналогии проанализировать нынешний конфликт на Украине, ИИ опять-таки оценивает вероятность обмена ядерными ударами из-за этих кризисных событий от 0,1 до 1%. И до 5% из-за событий типа удара по Крымскому мосту, каких-то террористических актов такого класса. Конечно, это очень-очень много. Думаю, ни один здравомыслящий человек не сел бы в самолет, который имел бы такую вероятность разбиться.
«Владимир Путин, общаясь с народом, говорит, что Трамп, вероятно, искренен в своих заявлениях о стремлении к миру»
По военной составляющей 2025 год значимо увеличил шансы России на светлое будущее
Некоторые посмеиваются, когда президент США Дональд Трамп говорит, что при нем бы конфликт на Украине никогда не начался, мол, дурачье, последователи неадекватного Джо Байдена доведут ситуацию до третьей мировой войны. Вероятно, это интуитивная или расчетная правильная оценка рисков большим бизнесменом, каким является Трамп. Рассматривать это как просто пиар совершенно неправильно. Владимир Путин, общаясь с народом, говорит, что Трамп, вероятно, искренен в своих заявлениях о стремлении к миру. Думаю, такие заявления имеют под собой расчетную основу и понимание, что риски слишком высоки.
Отсюда, думаю, появилась новая стратегия национальной безопасности США, главные пункты которой, как я уже писал, очень просты. В них зафиксировано в первую очередь признание грубой ошибочности политики, которая довела до конфликта на Украине. И стремление к стратегической стабильности с Россией (читай: к обнулению вероятности стратегического обмена ядерными ударами). Добавим к этому слова Путина о том, что в новой американской стратегии Россия не упоминается ни как противник, ни как враг.
Если все это резюмировать, на начало 2025 года риски обмена ядерными ударами были очень и очень большими, а сейчас можно считать, что линия, которую гнет Трамп, и новая стратегия национальной безопасности американцев эти риски снижают. Насколько — посмотрим в 2026 году. Потому что пока это тексты (например, стратегия безопасности США), которые фиксируют намерения в данном направлении. Они важны и действительно приводят к снижению вероятности ядерного конфликта, но будет ли это снижением на порядки — покажут результаты 2026 года.
Если к этому добавить оценку Путина, которую он высказал на расширенном заседании коллегии минобороны 17 декабря, что обычные, неядерные вооруженные силы резко выросли и, вероятно, являются самыми сильными в мире на конец 2025 года, мы можем все это просуммировать и сказать, что по военной составляющей 2025-й значимо увеличил шансы России на светлое будущее. Потому что конфликт России и США — это конфликт номер один в мире.
«Вслед за признанием МВФ в бесполезности манипулирования ключевой ставкой в борьбе с инфляцией совершенно несправедливо огульно объявлять таможенные пошлины вредными»
Замедления мировой экономики из-за пошлин Трампа не случилось
Экономика тоже очень важная история. Мировая экономика в уходящем году росла — порядка 3% годовых. В доминирующей массе прогнозов экономистов и политиков в 2025-м упоминалась «турбулентность», предполагалось, что введенные Трампом тарифы замедлят экономический рост и самих Штатов, и Китая, и других стран. По факту имеем нормальный экономический рост — 3,2% на конец года, по оценке МВФ. Это гарантирует более-менее стабильные цены на сырье, включая углеводородное, если не произойдет каких-то чудес. Такое положение вещей соответствует моим давним оценкам в «БИЗНЕС Online».
Я писал, что глубокий острый, но короткий кризис, связанный с ковидом, снимает многие неравновесные моменты и дальше обеспечивает с высокой вероятностью хороший рост глобальной экономике. Примерно до 2029 года (может быть, чуть дальше). Наиболее интересными и, признаюсь, несколько неожиданными в части экономики для меня были результаты по оборотам глобальной мировой торговли. На сайте Всемирного банка представлены сравнительные данные по мировой торговле в 2023, 2024, 2025 годах помесячно (смотрите рисунок — прогнозы на IV квартал этого года).
Напомню, что все мейнстримовские экономические издания доказывали, что тарифы Трампа приведут к катастрофе глобальной торговли, жуткой инфляции в США и снижению темпов роста мировой экономики. И вот с грустью и прискорбием Всемирный банк приводит результаты, представленные на рисунке. Синяя кривая — 2023 год, красная — 2024-й, желтая — 2025-й. В этом году ничего похожего на снижение. Наоборот, рекордные результаты.
Это означает, что вслед за признанием МВФ в бесполезности манипулирования ключевой ставкой в борьбе с инфляцией совершенно несправедливо огульно объявлять таможенные пошлины вредными. Выяснилось, что мировая торговля прекрасно растет на фоне введения Трампом высоких таможенных пошлин. Более того, инфляция в Штатах по итогам года всего 2,5%. Такая большинству стран (в том числе нам) и не снилась, это инфляция, близкая к оптимуму. Скажу больше, на 15 декабря у Трампа собрано $235 млрд в федеральный бюджет только за счет таможенных пошлин.
«Я взял две квитанции ЖКХ — за прошлый ноябрь и за ноябрь этого года: платежи за год стали больше на 28 процентов»
Перспективы на предстоящий год в экономике плохие
Произошло ровно то, о чем я говорил: и Китай, и другие страны поделятся своими прибылями с американским бюджетом, чтобы не терять премиальный рынок. Если еще учесть результаты пленума ЦК КПК, существенно изменившего экономический курс Китая, мы можем сказать, что 2025-й — это год признания и корректировки ошибок в мире в целом. И международные институты, и ведущие страны делали это. К сожалению, в экономике нашей страны все совсем не так. У нас продолжают применять высокую ключевую ставку, пытаться таргетировать инфляцию и т. д. Результаты объективно плохие.
Инфляция: я взял две квитанции ЖКХ — за прошлый ноябрь и за ноябрь этого года: платежи за год стали больше на 28%. Продуктовая корзина выросла не меньше чем на 10–20%, медицина — еще больше. Если вдруг объявят, что инфляция у нас 6–7%, я с этим согласиться не смогу. Когда президенту докладывают, что у нас экономический рост в 1%, это предполагает и инфляцию в 6–7%. Реально же картинка какая: объем грузоперевозок по железным дорогам упал на 1%, морским путем — на 30%. По трубопроводам посчитать сложнее, но в среднем объем грузоперевозок в стране упал до 0,5%.
По электроэнергетике в 2024-м был рост производства и потребления, в этом году — спад по первой ценовой зоне на 3%, по второй — на 1%, в среднем — больше чем на 2%. Это означает, что реальный сектор упал. Не было никакого роста в 1%, вряд ли и ноль был. Причины — финансовый блок РФ продолжает верить в свои заблуждения. Высокая ключевая ставка абсолютно ненужная, никчемная, вредоносная, как и изъятие денег, отправка их в резервные фонды, изъятие денег для обслуживания долга. Насчет последнего: зачем брать в долг, когда на $100 млрд растут золотовалютные резервы, которые в свою очередь могут застрять за рубежом и их потом вернуть не получится? Поскольку в 2026-м планируется делать то же самое — выводить деньги за рубеж через бюджетное правило, применять завышенную ключевую ставку, расходовать 4 трлн рублей на обслуживание долга — перспективы на предстоящий год в экономике плохие.
В части ресурсов картинка тоже не очень радостная. Баланс использования углеводородов и восполнение их запаса по нефти примерно нулевые. По газу — прирост запаса меньше миллиардов на 50 кубометров. Если все это просуммировать, то в случае с ресурсами дела будут чуть хуже, в экономике — заведомо хуже, чем у Китая и США, чем по среднемировым показателям. Следовательно, это уменьшение вероятности выживания по этим факторам. Сводный результат плюсовой исключительно за счет военной составляющей. В этом смысле основное пожелание на 2026 год и себе, и семьям, и стране — видеть факты, признавать ошибки и корректировать их для того, чтобы правильно двигаться к цели.
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.