«Это, наверное, самый ценный объект на улице Хади Атласи. Жители оттуда съехали буквально весной, то есть дом практически не пустовал, в нем до последнего жили люди», — описывают защитники наследия исторический дом в центре Казани, сгоревший в выходные. Пожар произошел в полночь, и его причина пока не установлена, но рассматривается версия поджога. К ней же склоняется и владелец здания, гендиректор компании «Атласи» Альбина Мурзыева. Ранее компания выкупила несколько домов на данной улице, в том числе сгоревший, для дальнейшей реконструкции. Проект был практически согласован, а теперь пожар. Планы все еще в силе, подчеркивает владелец и готовит заявление в полицию о возбуждении уголовного дела. Детали — в нашем материале.
В Казани в ночь с 27 на 28 декабря произошел пожар в двухэтажном историческом здании на ул. Хади Атласи, 2
Что произошло?
Двухэтажный исторический дом №2 на ул. Хади Атласи сгорел в ночь с 27 на 28 декабря. Здание загорелось в субботу около полуночи. Судя по кадрам очевидцев в социальных сетях, к моменту приезда пожарных оно уже было охвачен огнем — если не полностью, то значительная его часть. На одном из роликов виден большой столб пламени, который поднимается от строения.
«Ночью произошел пожар в неэксплуатируемом двухэтажном строении. Причина пожара устанавливается», — кратко прокомментировали возгорание в пресс-службе главного управления МЧС России по Татарстану. Сообщение о пожаре поступило в 23:44, а пожарные прибыли на место спустя 7 минут, в 23:51.
Происшествие сейчас активно обсуждается в сообществе защитников исторического наследия. «Деревянная Казань потеряла самый красивый дом на улице Хади Атласи», — отреагировала на происшествие помощник раиса РТ Олеся Балтусова.
Олеся Балтусова: «Дом номер 2 был не просто типовым двухэтажным деревянным домом, но угловым, формирующим начало улицы, с богатыми резными элементами»
В татарстанском отделении всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) накануне побывали на месте происшествия и пообщались с местными жителями, а теперь собираются обратиться в комитет по охране культурного наследия и прокуратуру Татарстана.
«Мы хотим, чтобы комитет сделал заявление, как-то разобрался и оценил действия собственников в отношении этих объектов. Важно внимательно относиться к ценным градоформирующим объектам, тем более что их очень легко вывести из этого статуса. Мы опасаемся, что из-за пожара его статус уберут без публичного обсуждения», — заявил в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель татарстанского отделения ВООПИиК Степан Новиков.
В самом комитете РТ по охране культурного наследия в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» отказались от комментариев.
Забор тут был — четыре дома обнесли им весной этого года, рассказали местные жители. Однако летом каждую ночь листы забора по одному-два начали пропадать, и территория стала общедоступной
«Ходим и тут, и вокруг часто. Ни разу не видели бомжей, алкашей»
Сегодня утром корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на месте пожара. Сразу же бросается в глаза сильно обгоревший второй этаж дома на ул. Хади Атласи, 2. На тротуар свалены обгоревшие кровельные лаги, листы фанеры от окон, а по фасаду висит ободранная сетка, которой до пожара был затянут дом. Местные жители рассказали нам, что пожарных вызвали в субботу около 23:40, когда увидели полыхающую крышу. Пришлось освобождать двор от машин, чтобы хватило место пяти красным пожарным машинам. Полыхало высоко, описали местные.
Рядом стоят еще три дома, под номерами 4, 6 и 8, территория общая и, как выяснилось, только на половину закрыта забором. Корреспондент прошелся по участкам, к каждому из домов вела свежая тропинка (ночью шел снег), внутри строений валялся мусор, иногда встречались бутылки, однако свежих следов жизни бездомных видно не было.
«Ходим и тут, и вокруг часто. Ни разу не видели бомжей, алкашей. Никто сюда не ходит», — заверила нас женщина, которая прогуливалась мимо с собакой.
Оказывается, забор тут был — четыре дома обнесли им весной этого года после серии пожаров (поджигали сарай и дерево), рассказала нам другая местная жительница. Строения хотели реставрировать, как раз для того и затянули сгоревший дом зеленой строительной сеткой. Однако летом каждую ночь листы забора по одному-два начали пропадать и территория стала общедоступной, отметила женщина.
Территория уже выкуплена и таким образом владелец хочет избавиться от домов, чтобы построить жилье, считает еще одна собеседница нашего издания, которая попросила анонимности. Однако более всего волнует местных вопрос безопасности их жилища и машин, если подобное повторится.
Исторический дом, построенный на рубеже XIX и XX веков, имеет статус ценного градоформирующего объекта. Интересно, что такой статус дом получил ровно год назад, 28 декабря 2024-го
Что за объект?
«Дом номер 2 был не просто типовым двухэтажным деревянным домом, но угловым, формирующим начало улицы, и с богатыми резными элементами», — описывает Балтусова. По словам Новикова, сгоревшее здание было, пожалуй, самым ценным историческим объектом на всей улице Хади Атласи. В нем до недавних пор жили люди, которых выселили с компенсацией (об этом далее).
«Деревянное здание, сохранившееся до сегодняшнего времени в очень хорошем состоянии. Оно было богато украшено деревянной резьбой и наличниками. Жители оттуда съехали буквально весной, дом практически не пустовал, в нем до последнего жили люди. Одно время он даже был выявленным объектом культурного наследия, но потом статус сняли по неизвестным причинам. Тем не менее ему оказывали пристальное внимание, в том числе раис республики и ВООПиК. Мы общались с собственниками, которые обещали восстановить дом», — рассказал Новиков.
Степан Новиков: «Одно время дом даже был выявленным объектом культурного наследия, но потом статус сняли по неизвестным причинам. Тем не менее ему оказывали пристальное внимание»
Информации о первом хозяине дома и о том, проживали ли там какие-то исторические личности, нет, но это «прекрасный образец градоформирующего объекта для исторического района», указал в беседе с «БИЗНЕС Online» блогер, автор телеграм-канала «Историческая Казань» Руслан Бикуев.
«Конечно, огромная потеря для Казани. Мы выезжали на объект — даже не верится, что такое могло произойти… Настолько уникальный дом со 100-летней историей и богатым, сказочным декором. Потенциально он мог выйти на один уровень с популярными локациями нашего города и стать точкой притяжения не только на улице Хади Атласи, но и всей столицы Татарстана. Представьте, этот объект мог бы быть на всех открытках Казани!» — отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online» гендиректор АН «Счастливый дом», координатор «Том Сойер Феста» Анастасия Гизатова.
Исторический дом, построенный на рубеже XIX и XX веков, имеет статус ценного градоформирующего объекта (ЦГФО). Интересно, что такой статус дом получил ровно год назад приказом комитета РТ по охране объектов культурного наследия №794-П от 28 декабря 2024-го.
Это важная деталь. Дело в том, что статус ЦГФО, по мнению защитников наследия, якобы не дает объекту достаточной защиты. Той, которая гарантируется статусом выявленного объекта культурного наследия. ЦГФО — это «очень хрупкий» статус, говорит Новиков. В то же время ст. 243 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение объектов, взятых под охрану государства, вплоть до лишения свободы. Будет ли в данном случае «активирована» соответствующая статья и хватит ли для этого статуса ЦГФО, вопрос открытый. Но есть мнение, что пожар — это не случайное стечение обстоятельств.
«Тут недоказуемо ни с какой стороны, что конкретно могло произойти. Самое главное, что утеряно историческое здание»
«Опросили местных жителей, порядка 15 человек, и все считают, что это поджог»
Причина пожара еще устанавливается, «в том числе рассматривается версия поджога», заявили сегодня «БИЗНЕС Online» в ГУ МЧС России по РТ.
Эту версию — поджог — не исключают и защитники наследия. Лидер татарстанского отделения ВООПиК Новиков замечает, что территория вокруг дома не была полностью огорожена — «только с улицы, как витрина». «Если зайти со двора, абсолютно свободный доступ. Бесхозное здание, так что неудивительно [что случился пожар]. Возможно, поджог, а возможно, и нет. Мы опросили местных жителей, порядка 15 человек, и все считают, что это поджог», — отметил наш собеседник.
«Сложно сказать, кто мог поджечь, можно только предполагать. Есть такая всероссийская тенденция, которая раньше и в Казани наблюдалась, — под Новый год, когда бдительность у населения уменьшена, дома сносят и дома горят. Так уж сложилось исторически. За последний месяц в Казани горело несколько деревянных объектов», — отметил спикер.
«Со свечкой никто не стоял. Может, это была проводка, если дом не был обесточен или люди без определенного места жительства там были. Тут недоказуемо ни с какой стороны, что конкретно могло произойти. Самое главное, что утеряно историческое здание», — переживает блогер Бикуев.
Он тоже обращает внимание на «череду» похожих пожаров в Казани. В конце ноября пожар уничтожил объект на ул. Волкова, 54, который также был исторически ценным градоформирующим объектом, а две недели назад сгорел заброшенный дом на улице Хади Такташа.
Альбина Мурзыева заявила, что считает причиной пожара поджог
«Я слышала, кто-то даже сказал, что якобы я подожгла дом специально. Я такие большие деньги потратила!»
Балтусова пишет, что четная сторона улицы Хади Атласи, на которой находится сгоревший дом, была интересна некому девелоперу и по этой территории с ней консультировался теперь уже бывший депутат Казгордумы, строитель Марат Ганиев. Встреча была, но проект реновации территории не был представлен. И в целом «никакие меры не были приняты для сохранения домов (дырявый забор не в счет)», сетует помощник раиса РТ. Ганиев на звонки и сообщения не ответил.
На бумаге сгоревший дом и несколько других по соседству принадлежат казанскому ООО «Атласи», которым владеет депутат Казанской городской Думы от ЛДПР Альбина Мурзыева. Она в беседе с «БИЗНЕС Online» заявила, что считает причиной пожара поджог.
«Я думаю, что дом подожгли. Потому что он был защищен. Мы поставили там высокий металлический забор, сделали консервацию. Для этого мы сняли наличники, заколотили окна специальной фанерой и сделали сверху консервацию пленкой и сеткой, чтобы туда не попали вандалы», — поделилась Мурзыева в беседе с «БИЗНЕС Online».
Альбина Мурзыева — депутат Казанской городской Думы V созыва, член фракции ЛДПР. Родилась 29 июля 1985 года в Казани. В 2007-м окончила Казанский государственный аграрный университет по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит», а в 2021 году получила профессию психолога в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
Начало карьеры Мурзыевой связано с отделом образования при главе администрации Ново-Савиновского района Казани, куда она пришла на должность специалиста в 2001 году. В 2006-м Мурзыева уходит в частный бизнес и открывает собственное ИП, основной вид деятельности которого — оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами. Спустя два года предприятие прекратило свое существование.
К трудовой деятельности Мурзыева вернулась только спустя 8 лет — в 2016 году она устроилась на работу специалистом в ООО «Медиапро» (консультативная деятельность и работы в области компьютерных технологий), где проработала год, а спустя еще три года стала педагогом-психологом в казанской школе №171.
Далее ее карьера снова сделала резкий поворот. В 2023-м Мурзыева учредила и возглавила ООО «Атласи», основной вид деятельности компании — строительство жилых и нежилых зданий. В том же году она сменила Максима Прокофьева на посту директора ООО «Специализированный застройщик „Комфорт Билдинг“». Затем бразды правления перешли к Марату Ганиеву (с 25.10.2024 до 27.08.2025). В августе компанию вновь возглавила Мурзыева.
В 2024 году Мурзыева стала доверенным лицом татарстанского отделения ЛДПР кандидата в президенты России Леонида Слуцкого. Ее кандидатуру на пост сенатора в Совете Федерации в случае победы на выборах рассматривал кандидат в раисы Татарстана от партии ЛДПР Руслан Юсупов. В сентябре 2025-го Мурзыева стала депутатом Казгордумы и вошла в состав комиссии по социально-экономическому развитию, предпринимательству и муниципальной собственности, по градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Она настаивает, что компания серьезно отнеслась к сохранению дома. Консервацией здания занималась специальная организация, на нее потратили не менее 3,8 млн рублей. В эту сумму вошла и установка забора, который должен был помешать посторонним пройти на территорию объекта. Однако, по словам Мурзыевой, несколько дней назад ее проинформировали, что кто-то частично снял ограждение.
В пользу версии с поджогом, рассуждает Мурзыева, говорит и тот факт, что дом на Хади Атласи, 2 стоял в окружении нескольких других пустующих домов. Они, в отличие от сгоревшего здания, не были законсервированы, проникнуть туда лицам без определенного места жительства было бы проще, считает Мурзыева. «Там же очень много домов на улице — по-моему, 8. Пожалуйста — в остальные дома заходи, они же не закрыты! Но именно тот дом, который был законсервирован, заколочен, — сгорел», — удивляется собственница здания.
Возмущают Мурзыеву и предположения о том, что пожар в доме мог быть выгоден ей самой. «Я слышала, что кто-то даже сказал, что якобы я подожгла дом специально. Я такие большие деньги потратила, чтобы его законсервировать, и я очень сильно возмущена!» — негодует она.
В целом «никакие меры не были приняты для сохранения домов»
По словам собеседницы нашего издания, на момент покупки в доме проживали несколько семей, у которых компания выкупала доли и покупала квартиры взамен, уверяет она. Аналогичная история и у рядом стоящих домов. «Я выкупала полностью всю улицу, постепенно, года два расселяла жильцов с помощью управления жилищной политики. Я помогала городу от себя. У управления жилищной политики не было денег, потому что здания не являются многоквартирными домами. Я, как инвестор, на собственные денежные средства расселяла людей», — подчеркивает владелец «Атласи».
«Для меня этот дом был большой ценностью. И все, кто помогал мне расселять его, знают, насколько трудно нам это удалось. Все знали, что мы именно этот дом собираемся сохранить», — уверяет инвестор. Проект подготовлен, но предназначение здания еще не определено. «Мне хотелось именно деревянный дом сохранить на этой улице. Мы готовили проект, но пока не решили, что там будет — ресторан или еще что-то», — поведала Мурзыева.
Алексей Кузьминых: «Мы планировали создать старую улочку на Хади Атласи в практически неизменном виде. Намерение было в том, чтобы включить домики в состав новой застройки. На первой линии планировались коммерческие помещения, которые выходят на улицу, а уже внутри — жилая застройка»
Владелец обратится в полицию и сохраняет планы восстановить здание
Мурзыева подчеркивает, что дом имел особую ценность и должен был стать изюминкой архитектурной концепции всей улицы. Здание планировали реконструировать, а проект архитектора Алексея Кузьминых уже был практически согласован управлением архитектуры и должен был в скором времени выйти на градостроительный совет.
Кузьминых уточнил в разговоре с «БИЗНЕС Online», что по проекту планируется сохранить деревянные корпуса в их нынешнем виде и вписать их в современную застройку. «Мы планировали создать старую улочку на Хади Атласи в практически неизменном виде. Намерение было в том, чтобы включить домики в состав новой застройки. На первой линии планировались коммерческие помещения, которые выходят на улицу, а уже внутри — жилая застройка», — пояснил архитектор.
Несмотря на то что здание отреставрировать уже не получится, Мурзыева не отказывается от планов по сохранению объекта. «Понятно, что мы дом сейчас уже не сохраним и отреставрировать его не получится. Наверное, будем воссоздавать, заново возводить из схожих материалов», — заключила наша собеседница.
«Конечно, будем восстанавливать. Возьмем за основу оставшиеся элементы фасада, законсервируем их и будет воспроизводить все остальное, — сказал в свою очередь Кузьминых. — Есть такое понятие, как „переборка“ — разобрать и собрать заново, максимально сохраняя элементы фасада. Бывает же, что в старых домах меняют венцы, которые снизу уже прогнили. Тут примерно такая же история будет».
Дальше — заявление в полицию. «Вчера я со следователем созванивалась, и он меня спросил, буду ли я заявление писать на возбуждение уголовного дела. У меня юридическая компания в сопровождении, сказала, чтобы писали заявление», — сообщила Мурзыева. При этом собеседница нашего издания не стала говорить, кто может быть причастен к поджогу, и называть сумму предполагаемого ущерба.
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.