«Те, кто пампят драгметаллы ровно год назад в этом же время пампили скамкоины в крипте, а в этом году ИИ-шные компании» «Те, кто пампит драгметаллы, ровно год назад в это же время пампили скамкоины в «крипте», а в этом году — иишные компании» Коллаж: ru.freepik.com

Что произошло на рынке драгметаллов

Рекорды по недельным результатам:

* Серебро — 18,1%, лучший результат с февраля 1998;

* Платина — 23,6%, лучший результат с января 1980.

За торговый день:

* Серебро — лучший результат с сентября 2008;

* Платина и палладий — лучший результат с марта 2020.

Для серебра и платины позавчера был установлен рекорд — максимальная производительность за всю историю в условиях обновления максимума.

По среднемесячному значению текущая цена по серебру отклоняется на 24,3% — сопоставимо было только в августе 2020 и декабре 1997, но тогда было далеко до максимума.

Скорость разбега по 22, 60 и 100 дневным скользящим средним сейчас максимальная за всю историю для серебра и платины. Сопоставимо было только один раз — в 1979, но объемы были на несколько порядков меньше.

Результаты с начала года:

* Золото — 70,6%, третий лучший результат в истории после 1979 (138.1%), 1973 (71.7%);

* Серебро — 168,7%, второй лучший результат в истории после 1979 (369%);

* Платина — 165%, лучший результат в истории (предыдущий рекорд в 1970 — 98,2%);

* Палладий — 111,2%, четвертый лучший результат в истории после 1979 (157%), 2000 (116.8%), 2009 (113.2%).

Речь идет о сильнейшем движении за всю историю существования рынка.

Очень забавляет читать, так называемых «аналитиков» и «экспертов», которые рассуждают о том, что причиной рекордных движений на рынке драгметаллов стали: ожидания роста инфляции, ожидания смягчения ДКП от ФРС, падение доллара, подрыв доверия к доллару, высокие госдолги и скорость роста госдолгов, геополитическая премия, попытка экспроприации российских резервов, инвестиционный спрос и рекордные покупки ЦБ, внезапно образовавшиеся дефицит предложения (вот в середине 2025 дефицита не было, а тут так взял и появился).

Этот поток шизоаналитики (как в одном мозгу может уместиться ожидания резкого роста инфляции и смягчения ДКП?) даже разбирать не собираюсь, к реальным причинам все это не имеет никакого отношения. Пусть аналитика для тупых останется для специфичной аудитории.

Отмечу лишь то, что единственный и самый достоверный индикатор доверия к доллару и финансовой системе, это:

* Способность рефинансирования существующего госдолга и размещение нового в рамках потребности бюджета.

* Условия размещения (Bid to cover, структура спроса в виде доли первичных дилеров, нерезидентов и т. д., параметров много).

* Цена и кривая доходности (имеет значение спрэд между средним и дальним участком кривой доходности к денежному рынку).

Сейчас 10-летние трежерис отгружают со спредом 0.38 п. п. к денежному рынку (исторически низкий спрэд), а размещения являются рекордными. Это все, что следует знать по «подрыв доверия к доллару, госдолгу и про ожидания инфляции».

При реальном подрыве доверия триллионных размещений быть не может, структура спроса искажается в сторону первичных дилеров и ФРС (монетизация госдолга), а средний и дальний участок кривой доходности улетает выше 2-4 п. п. (сильно выше 5% доходности).

Так в чем причина роста драгметаллов?

Деградация финансовой элиты (раньше у них хватало компетенций сдерживать рост и сентимент вокруг драгметаллов), плюс оглушительная тупость инвестсообщества в запредельном уровне вздрюченности, помноженная на несколько слоев маржинколлов (шортсквиз).

Это самая емкая, концентрированная и цельная причина пампа на рынке драгметаллов, которая только может быть. Это можно расписать на несколько академических лонгридов, но мне просто лень по столь банальным инфоповодам.

Те, кто пампит драгметаллы, ровно год назад в этом же время пампили скамкоины в «крипте», а в этом году — иишные компании. Им все равно, что «драть» на рынке: dogeusdt или silver.

Когнитивная глубина памперов настолько «высока» (типичное Reddit сообщество), что едва ли могут запомнить тикеры. Не нужно здесь ничего усложнять, приписывая способности предвидения слома архитектуры финсистемы — они даже таких слов не знают.

Все намного проще: тупость, жадность, ошаление.

О деградации финансовой элиты

В эпоху существенно более развитой цивилизации, по крайней мере до 2020 года, одним из инструментов стабилизации финансовой системы и поддержки хрупкого баланса доверия к фиату — были механизмы депревации спроса на драгметаллы через последовательное обесценение, выражаемое через отношение доступного ликвидного резерва драгметаллов к совокупному балансу мировых ЦБ (G7) и денежной массы.

Центральным консенсусом финансовой элиты (закрепленного с 2012 года), объединяемой через пул центральных банков (ФРС, ЕЦБ, Банк Японии, Банк Англии, ШНБ и ЦБ Канады и Австралии) в совокупности с ведущим национальными банками и инвестфондами, было недопущение прорыва избыточной ликвидности на товарные рынки с целью неповторения события 2005-2007 с пампом товарных рынков и 2010-2011 (памп агросырья).

Избыточная ликвидность могла направляться в долговые рынки и акции, но не могла идти в проинфляционное направление (сырье) и не могла идти в драгметаллы.

Сырье должно было существовать в условиях реального баланса спроса и предложения (вне спроса инвестфондов и хэджфондов), а драгметаллы должны были дополнительно подавляться (эти процессы я подробно описывал более 10 лет назад еще в ЖЖ).

Этот консенсус выполнял функцию стабилизации монетарной системы (недопущение раскачки доверия к фиату со всеми вытекающими катастрофическими последствиями) и недопущение раскачки инфляции, что могло сломать всю конструкцию неудержимых и множественных эпизодов QE от мировых ЦБ.

Куячить (выполнять множественные, масштабные и продолжительные операции QE) можно только на затяжной дезинфляционной траектории (устойчивые компоненты инфляции стабильно ниже таргета по инфляции).

* Памп сырья в критически зависимых от импорта сырья странах имел выраженный проинфляционный эффект.

* Памп драгметаллов неизбежно дестабилизировал хрупкий баланс доверия к фиату и актуализировал вопросы доверия к мировым ЦБ из G7.

Это было в середине 2011 (почти 15 лет назад), когда только развертывали операции QE на полную мощность, и выстрел серебра с 17 до 50 за авг.10-май.11, а золота с 1200 до 1900 запускали дискурс об устойчивости западной финансовой системы.

Стабилизационные меры начали внедрять с 2012, а уже с апреля 2013 начался легендарный медвежий рынок на рынке драгметаллов и историческое обесценение. Средняя цена серебра с апр.13 по апр.20 составила 17.3, а золото стоило в среднем 1290.

В августе 2008 балансы ЦБ G7 были всего $4.5 трлн, а к фев.20 достигли $16.6 трлн, далее началось величайшее монетарное бешенство, которое нарастило балансы еще на $12 трлн до $28.6 трлн к мар.22, но даже так, средняя цена золота за два года (апр.20-мар.22) составила 1820, а серебра всего 23.7.

Памп был везде, кроме драгметаллов.

За это время был сформирован рекордный разрыв между балансами ЦБ, денежной массой и капитализацией ликвидной части драгметаллов.

Инструменты сдерживания работали исправно, но начали сбоить уже с 2021 года (деградация финансовой элиты началась примерно с 2016 года, ускорилась с 2020, а в терминальную фазу распада вышла с 2025 года).

Но потом пришли гротескные отморозки из команды Трампа: Бессент, Хассет, Миран, Наварро и прочие клоуны.

Еще раз повторюсь, реальные причины роста драгметаллов: накопленная деградация финансовой элиты, отупевшее инвестсообщество и прорыв глупых и шальных денег из ИИ пузыря, усиленного эффектом шорт-сквизов.

Рынок низколиквидный с дефицитом физического металла, поэтому даже миллиардные потоки становятся заметными.

Сам факт появления дискурса об устойчивости финсистемы и фиата, неизбежно сопряженного на траектории роста драгметаллов — результат утраты контроля финансовой элиты над денежными и информационными потоками.

Тот, кто реально ставит на перестройку и/или коллапс финансовой системы, осмысленно и последовательно накапливали позиции в драгметаллах последние 15 лет, а не на траектории вертикального пампа.

Текущие действующие лица на пампе имеют когнитивную глубину чуть выше уровня булыжника — они же год назад участвовали в пампе скамкоинов в крипте, им все равно что гнать.

Рынок драгметаллов в 2025-м как символ деградации

В 1979 году агрессивные спекуляции братьев Хант привели к сквизу с 6 до 48 баксов за унцию серебра.

Тогда на пике кризиса зарегистрированные запасы серебра, доступные для немедленной поставки по фьючерсам, составляли около 60-80 млн унций при мировом потреблении около 430-450 млн унций в год.

Позиция Хантов составляла примерно четверть от мирового потребления и вдвое больше запасов на бирже и не менее 1/3 от открытого интереса на бирже в тот момент.

Разница в том, что большинство участников рынка работали по поставочной схеме, а Ханты выходили на поставку, при этом используя маржинальную торговлю на полную мощность, рефинансируя новые позиции реализованной и нереализованной прибылью от позиций в серебре.

Сквиз был остановлен принудительно регуляторами. Биржи COMEX и CBOT, видя угрозу для всей финансовой системы, изменили правила игры:

* Был введен «Серебряный закон №7», который запретил открытие новых позиций на покупку маржинального серебра, разрешалось только закрывать старые (продавать).

* Были резко повышены маржинальные требования.

С начала 1980 цены на серебро начали отвесно падать, упав более, чем в 4 раза до 11 баксов к марту 1980.

Когда цена на серебро начала падать, брокеры и кредиторы потребовали от Хантов внести сотни миллионов долларов маржи. У лудоманов, очевидно, не было кэша. Все закончилось принудительной ликвидацией с дырой почти в пол миллиарда долларов (около $2 млрд в ценах 2025).

Дальше все банально и неинтересно, но суть в том, что лудоманов «накуканили» в предельно жесткой форме.

После обвала в 4 раза за 3 месяца от декабрьских максимумов 1979 серебро легко в медвежий дрейф на следующие 20 лет (к 1991 году цена упала еще почти в 4 раза до 3.46), оставаясь низкой до 2001 года (около 4 баксов в конце 2001).

Сейчас количество лудоманов распределено по всему миру (основная концентрация в США), но суть неизменная — за каждым пампом идет жесткий дамп. Исключений не бывает.

* После пампа весной 2024 произошел дамп на 36% за 25 торговых дней, далее повторение пампа весной 2026 и снова обвал на 38% за 24 дня.

* Мощный рост был в мае 2011, но обвал на 35% за 10 дней и вынос летом 2020 с последующим обвалом на 28% за 34 дня.

* В 2020 драгметаллы были в стагнации, после 2011 начался 10-летний медвежий рынок, а в 2004 и 2006 было продолжение роста с перерывами.

* В 2004 и 2006 дамп составил минимум половину от пампа, в 2011 пережали так сильно, что цена обвалилась на треть от момента начала роста (накопленное падение в 4 раза от максимумов 2011), а рост 2020 был полностью нейтрализован к сентябрю 2022.

Ситуацию 2025 не совсем корректно сравнивать с историей, т. к. в условиях значительно более развитой цивилизации (тогда) и наличия обратных связей механизмы ценообразования отличаются.

Сейчас отупение достигло гротескных характеристик и запредельных показателей, причем на всех слоях (от обычных лудоманов до управленческого звена и регуляторов), но законы физики и экономики не обойти. Логично ловить серебро по 35 баксов в 1П26.

Повторюсь, сам факт пампа серебра — ярчайший маркер деградации элиты.

По рынку серебра. Объем предложения около 1 млрд унций (около 29 млрд валовой выручки в 2024 году), где добыча серебра балансирует около 815-840 млн унций в год, остальное переработка.

* Промышленность в совокупности потребляет 680 млн унций в год (спрос растет примерно на 30% за 5 лет);

* Инвестиционный спрос на физическое серебро от 150 до 340 млн унций, но с 2022 по 2025 инвестспрос упал на 40%;

* Ювелирка, фото, медали и сувениры забирают около 300 млн унций в год (спрос стабилен).

Дефицит серебра наблюдается с 2021 года в объеме от 115 до 250 млн унций в год (в 2025 около 117 млн). Пик дефицита был в 2022 — 250 млн унций, что не помешало ценам упасть на 20%.

Исторически не выявлено корреляции между ценой и балансом спроса и предложения на рынке серебра.

Запасы серебра в Лондоне около 800 млн унций, а в Нью-Йорке — примерно 500 млн, т. е. почти 1.5 года мирового производства и 10 лет закрытия дефицита предложения.

Павел Рябов