«Мы сокращаем численный состав, производственные структуры и секторы бизнеса, стараемся ужаться, чтобы в критической ситуации мы могли удержать то, что сегодня у нас есть», — рассказывает о стратегии ведения бизнеса в 2025 году основатель АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. Нефтяная отрасль все так же остается на «острие внимания» у контролирующих органов, но из-за дефицита бюджета лишилась господдержки. «Держат в тонусе» и санкции против российского нефтяного сектора. Однако все это не помешало компании удержать объемы добычи нефти на уровне предыдущих лет. О том, какие направления бизнеса оказались менее эффективны и как компания готовится к масштабному мировому кризису, — в нашем материале.
Фоат Комаров: «Кризисная ситуация медленно, но верно развивается. Просто, грубо говоря, чирей пока не лопнул»
О герое
67-летний Фоат Комаров — бизнесмен, основатель и владелец АО «СМП-Нефтегаз», на данный момент занимает должность советника генерального директора. Родился в Альметьевске, в своей трудовой карьере прошел путь от слесаря по ремонту автомобилей до главы администрации родного Альметьевского района и Альметьевска. В разное время был депутатом Госсовета РТ и Госдумы РФ.
В 1991 году организовал кооператив «СМП-91» по строительству щебеночных дорог к объектам нефтедобычи. В 1998-м было освоено новое направление деятельности и создана компания «СМП-Нефтегаз», которая сразу начала работать на 144 нефтяных скважинах. В 2004 году «СМП-Нефтегаз» построил комплекс подготовки и сдачи нефти. Таким образом компания стала выполнять полный цикл работ от бурения скважин до подготовки и сдачи товарной нефти в систему АК «Транснефть».
За время своего существования компания выросла в многопрофильный бизнес. В ее структуру входят ООО «Трансойл», которое занимается разработкой нефтяных месторождений, добычей и реализацией нефти. Также в составе «СМП-Нефтегаза» ОАО «Автострада» (созданное в 2005 году для реализации проекта строительства автомобильной дороги Алексеевское — Альметьевск), альметьевская чулочно-носочная фабрика «Алсу», ОАО им. Токарликова (объединяет ряд предприятий, занимающихся производством сельхозпродукции). В общей сложности в империи Комарова сегодня работают около 1 тыс. человек.
Об итогах 2025 года
- В целом в этом году напряжение было все время. Основной вид деятельности у нас — нефтедобыча, и все ограничения, попытки подорвать экономику России, в том числе и нефтегазовый бизнес, — это все держит нас в тонусе. В любой момент могут нам сократить добычу или еще что-то.
- Готовился ли к таким событиям? Нет вообще! Я же всегда готов (смеется). Я прекрасно понимаю, что цена нефти будет колебаться, поэтому у меня расчеты были сделаны вплоть до стоимости нефти $15 за баррель. Мы морально, психологически, экономически готовы к любым скачкам цен. Поэтому какого-то дискомфорта у нас нет — прибыль то увеличивается, то уменьшается.
- Я давно уже морально и психологически готов к мировому кризису. Кризисная ситуация медленно, но верно развивается. Просто, грубо говоря, чирей пока не лопнул. Экономика надувается как воздушный шар — ее то надули, то отпустили. Но шар бесконечно надувать нельзя. Т. е. мировая экономика накачана деривативами — производными финансовыми инструментами, которые не обеспечены товаром. Поэтому рано или поздно эта ситуация должна рухнуть.
- Как готовимся к мировому кризису? Мы сокращаем численный состав и производственные структуры, секторы бизнеса, стараемся ужаться для того, чтобы в критической ситуации мы могли удержать то, что сегодня у нас есть.
- В целом по АО «СМП-Нефтегаз» численность персонала сократилась почти вдвое и составляет на сегодня около тысячи сотрудников. Сокращения не коснулись нефтедобывающего сектора бизнеса, IT и сельского хозяйства.
- В целом у нас серые будни. Подвижек серьезных, активных мы не проводим. Мы не можем инвестировать в какие-то направления, которые сегодня перспективны. Я знаю, что их надо бы профинансировать, но ресурсы ограничены, мы пока не можем в этих направлениях развиваться или не рискуем начинать. Поэтому мы пока находимся в режиме сжатой пружины.
«В 2025-м ожидаемый объем добычи нефти в нашей компании сохранился на уровне предыдущих двух лет — около 400 тыс. тонн. В 2023 и 2024 годах мы добыли 407 тыс. и 402 тыс. т нефти соответственно»
О нефтегазовой отрасли
- Нефтегазовый бизнес всегда находится на острие внимания со стороны регулирующих и контролирующих органов. Это неизбежно! Потому что это основной источник пополнения экономики Российской Федерации. В нефтегазовой отрасли все процессы происходят под контролем, даже трубопровод и перевозки контролируются. Поэтому теневого движения товарной продукции в отрасли нет, она прозрачна.
- На данный момент государство не оказывает поддержку отрасли, к сожалению. Сегодня для этого недостаточно средств — они направлены на специальную военную операцию. Хотелось бы получать поддержку в прежнем виде — к примеру, в качестве льгот на добычу трудноизвлекаемой нефти, т. к. на это нужны большие затраты. Также были льготы для низкорентабельных скважин с добычей 1−2 тонны. Думаю, когда закончится СВО и экономика перейдет на мирные рельсы, тогда такая поддержка будет возможна.
- В 2025-м ожидаемый объем добычи нефти в нашей компании сохранился на уровне предыдущих двух лет — около 400 тыс. тонн. В 2023 и 2024 годах мы добыли 407 тыс. и 402 тыс. т нефти соответственно.
- Сейчас у себя в структуре мы восстанавливаем бурение, будем бурить собственными силами. У нас и ранее были собственные буровые установки, но они уже устарели, и мы уже больше года не производили бурение. В этом году мы закупили новые. В основном планируется бурение эксплуатационных скважин на существующих поднятиях (уплотнение сетки). В планах также несколько разведочных скважин.
- Есть ли у компании кредиты? Конечно, есть. Мы к этому тоже с пониманием относимся — а что делать? Мы работали и тогда, когда кредитная ставка была 210% годовых (в период с 15 октября 1993 года по 28 апреля 1994-го Банк России установил ставку рефинансирования в размере 210% — прим. ред.)! Я застал и такие времена. Поэтому сегодняшние 19–21% вполне подъемны для нас. Мы пока справляемся.
«Завершили строительство трассы Алексеевское – Альметьевск, начатое в 2006-м. По нашим подсчетам, сегодня стоимость наших работ составляет более 30 млрд рублей без учета цены земли»
О дорожном строительстве
- В 2024 году мы завершили строительство трассы Алексеевское — Альметьевск, начатое в 2006-м. И весь 2025 год прошел у нас, как я говорю, в перетягивании каната с министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ. Мы не можем пока прийти к единому мнению относительно оценки вклада нашей компании в строительство трассы — у министерства свое видение ситуации, у нас свое. По нашим подсчетам, сегодня стоимость наших работ составляет более 30 млрд рублей без учета цены земли, а по заключению госэкспертизы — 24 млрд рублей. А миндортранс РТ собирается принять работы за 11 млрд рублей, основываясь на бухгалтерских документах, крайний срок которых — 2021 год. При этом работы, выполненные за счет бюджета, оцениваются по ценам 2005-го.
- Сейчас госзаказов по дорожному строительству у компании нет, поэтому выручка резко упала. После завершения строительства дороги Алексеевское — Альметьевск мы сократили численность персонала, который увеличивали для обеспечения круглосуточной работы на объекте. А в сентябре — октябре прошлого года начали увольнять сотрудников, работающих на строительстве дороги, — сначала временных рабочих, потом основной состав, всего порядка 1,5 тыс. человек.
- Но постоянные затраты резко нельзя сократить, потому что мы набрали темпы. Есть асфальтный завод, строительная техника — от этого просто так не избавишься.
«В последние три года фабрика производила порядка 1,5–2 млн пар чулочно-носочных изделий. В основном у нас мелкие заказы, но большой объем идет по заказу министерства обороны»
О сельском хозяйстве и чулочно-носочной фабрике
- В этом году некоторые бизнес-направления, которые не так эффективны, нам пришлось сократить. Чулочно-носочное производство практически сведено до минимума — оно стало экономически нецелесообразным. Я думаю, что есть вопрос и к нам самим. У нас отсутствует маркетинг, способность реализовывать продукцию.
- Сейчас на фабрике «Алсу» работают минимальное число человек — 60. В последние три года фабрика производила порядка 1,5–2 млн пар чулочно-носочных изделий. В основном у нас мелкие заказы, но большой объем идет по заказу министерства обороны, здесь мы работаем через посредника.
- Если говорить про сельское хозяйство, то в 2025 году были высокие потери урожая в связи с нарушением сроков уборки [из-за погодных условий]. К примеру, первые гектары гороха мы убрали с урожайностью 20 ц/га. Потом мы переключились на уборку других культур, а горох остался напоследок. Оставшиеся 250 га гороха мы убирали с урожайностью 5 ц — в 4 раза ниже. В итоге валовый сбор гороха и подсолнечника в этом году оказался в 2 раза меньше прошлогоднего. Это связано с затяжными дождями.
- Зерновые — пшеницу, рожь, ячмень — убрали без проблем, урожайность хорошая была и даже превысила прошлогодние показатели в среднем на 10%. Разумеется, из-за сырой погоды зерно приходилось досушивать, но авральности не было.
- В нашей структуре также есть современный молочно-товарный комплекс. Валовый надой молока сохранился примерно на уровне 2024 года.
О планах и надеждах на 2026 год
- Главное ожидание от 2026 года — завершение специальной военной операции. Когда завершится СВО, у страны будут средства для развития собственной экономики, производственного сектора. Упадут процентные ставки, государство будет целенаправленно финансировать развитие каких-то приоритетных секторов — авиационную промышленность машиностроение, станкостроение, радиоэлектронику, сектор информационных технологий, искусственный интеллект. Это просто насущная необходимость.
- Я думаю, что мир окончательно признает роль России в мировой экономике, в мировом пространстве. Как говорится, все поймут, что приставить РФ к ногтю не получится. Т. е. будет официально признан статус России как мировой державы.
- Отменят ли санкции в 2026-м? Нет, их не отменят до тех пор, пока собственная экономика России не встанет на ноги. Санкции — это зарабатывание денег на проблемах РФ. Поэтому пока Россия свои проблемы не снимет, санкции будут действовать.
- Каковы личные планы на предстоящий год? Стимулирую детей на рождение внуков (смеется).
- Я уже от бизнес-процессов максимально отошел, а в будущем году планирую вообще от них отстраниться. Сейчас я в основном закрываю вопросы, связанные с концессионным соглашением по трассе Алексеевское — Альметьевск, а должность генерального директора занимает мой старший сын. Дети медленно, но упорно осваивают компанию.
Совет предпринимателям
- Какой совет могу дать предпринимателям в 2026 году? Я бы рекомендовал воздержаться от кредитной массы. Нужно планировать свои действия, исходя из имеющихся ресурсов, и очень взвешенно, тщательно относиться к заемным средствам. Не должно быть такой беспечности. Заемные средства — это гибель для многих бизнес-процессов. Иногда бизнесмены легкомысленно берут кредиты, исходя из сиюминутной оценки ситуации, без глубокого анализа многолетних процессов. Это очень чревато.
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.