«Я подал заявку на льготное кредитование и выяснил, что сферу посуточной аренды в России не поддерживают. Для меня осталась непонятной причина, ведь даже гостей форума БРИКС селили в квартиры посуточно», — рассказывает о сложностях своей сферы основатель сервиса бронирования квартир Utrip Кирилл Горшков. По его словам, посуточная аренда России находится на начальных этапах своего развития. На рынке растет конкуренция, но это непрофессиональные игроки, которые забирают клиента ценой. В итоге средний чек падает, теряют все. О том, как он принял решение о продаже квартир в управлении в качестве готового бизнеса, и о новых реалиях российского предпринимательства — в материале «БИЗНЕС Online».
Кирилл Горшков
О герое
Кирилл Горшков — основатель сервиса бронирования квартир Utrip. Занялся субарендой после чемпионата мира по футболу в 2018 году. Бизнес пережил пандемию, начало СВО и стал одним из публичных лидеров в сфере посуточной аренды в Казани. Сейчас у Горшкова 70 квартир в управлении в центральных районах города.
В 2024 году в преддверии саммита БРИКС занимался подготовкой двух многоквартирных домов в квартале «Гаилэ» (М14) к принятию гостей мероприятия. Также работал над расселением тысячи человек — это одна из крупнейших групп форума.
Родился в 1998 году в Альметьевске, окончил экономический факультет Казанского национального исследовательского технического университета им. Туполева — КАИ.
«В 2022-м было около 3 тысяч объявлений о сдаче квартир в посуточную аренду в Казани, в 2023-м уже 6 тысяч, а в 2024-м — 10–11 тысяч»
О росте конкуренции
- В начале 2025-го звезд с неба, конечно, никто не хватал. Рекордных выручек ждать не приходилось. И если первая половина года была более или менее стабильная, то со второй в нашей отрасли начался переломный момент.
- Еще в 2024 году заметили явный тренд: это стремительный рост конкуренции. Довольно прогнозируемая история, потому что этот процесс шел постепенно: в 2022-м было около 3 тыс. объявлений о сдаче квартир в посуточную аренду в Казани, в 2023-м уже 6 тыс., а в 2024-м — 10–11 тысяч.
- Но буквально годом ранее никто и не чувствовал давления от того, что рынок серьезно «раздуло» от количества новых игроков. У большинства из тех, кто начал заниматься этим еще раньше, квартиры были заранее забронированы на весь сезон. Поэтому новички не смогли полноценно открыться. То ли дело лето 2025-го — подключились все, что заметно отразилось на среднем чеке.
- Если взять все квартиры, которые сдавались в посуточную аренду в 2025-м и смести их под одну гребенку, то получим рост средней суточной ставки в диапазоне 10–15%. Это сомнительно, потому что в нашей отрасли есть очень важное правило: дорогие квартиры в цене растут, а дешевые, наоборот, падают.
- Происходит это из-за некомпетентности большинства игроков, которые забирают клиента исключительно ценой. И таких дешевых квартир — одно- и двухкомнатных — больше половины, около 70%. Вот и получается, что у многих предпринимателей в аренде с ростом конкуренции средний чек только снизился — в пределах 10%. Иными словами, раньше однушку в центре в сезон можно было сдать за 10 тыс., а сейчас — за 9 тысяч.
- Еще одна неочевидная причина, почему в любом анализе рынка посуточной аренды России говорят о росте средней арендной ставки, — это изменения политики Avito. Раньше было фиксированное вознаграждение около 15% с каждого бронирования. Сейчас все платят от 15 до 35%, где в первом случае тебя не покажут никому, а во втором квартира будет на 1-м месте. И люди просто повысили стоимость суток, исходя из того, какое вознаграждение за бронирование они платят Avito. Для понимания: сдавали квартиру за 10 тыс. рублей, а потом — за 12,5 тысячи. Разницу получает не арендодатель, а площадка.
- Что касается количества наших объектов, то в пик сезона их было 80. Но к концу лета отказались от 10 самых нерентабельных и от тех, где собственники серьезно подняли цену.
«Рынок сейчас говорит о том, что выигрывают те, кто максимально отходит от лишних расходов»
О взыскательном российском туристе и трудностях персонализированного подхода к каждому гостю
- Недавно для комитета по туризму Казани готовили цифры: в посуточной аренде города 5,2 тыс. игроков и 11 тыс. квартир. Если опираться на простую математику, то получим в среднем по две квартиры на игрока. Но, допустим, у меня сдается 70 квартир. Есть в столице РТ и предприниматели с 20–30 объектами. Выходит, что большинство сдает по одной квартире.
- В такой ситуации нужно отдавать себе отчет в том, что до 90% рынка — это непрофессиональные игроки, для которых это лишь дополнительный заработок. Такие люди работают на авось — без детализации, понимания, как работает рынок. Но у них есть неоспоримое преимущество: это персонализированный подход к каждому гостю.
- А в рамках моей компании, которая в моменте может заселить до 150 человек, уделить внимание каждому становится все проблематичнее. У людей возникают вопросы: «Не открывается вот это приложение в телевизоре. Что делать?» или «Не работает кран. Разберитесь!». Для сотрудника, который поддерживает связь с гостями, знать особенность каждой квартиры при таком их количестве нереально. Конечно, мы прописываем подробные инструкции, но контакт с гостем теряется, если не получается проконсультировать его сразу. Остается негативное впечатление, потому что клиенты в России сервисом избалованы, и это хорошо. «Самокат» же везет продукты за 15 минут, и здесь ожидают молниеносного решения.
- Чтобы подстроиться под рынок, мне бы пришлось нанимать сотрудников под каждую квартиру, а это 70 человек. Только так можно создать условия, в которых работают большинство игроков: одна квартира — один управляющий. А это, очевидно, слишком дорого.
- Профессиональным игрокам сложно конкурировать с теми, кто не платит налоги, никак не оформлен и не имеет сотрудников, а это бо́льшая часть рынка. А мы, работающие по всем правилам, кормим налоговую, команду, собственников, но не кормим себя…
- Поэтому 2025 год был достаточно непростой — нужно было искать решение. Пришли к оптимальной модели: идти не против рынка, а навстречу ему. А рынок сейчас говорит о том, что выигрывают те, кто максимально отходит от лишних расходов.
- Как это сделать? Сначала появилась идея разделить имеющиеся у нас в управлении квартиры на юниты — условно, по 7–10 квартир в одном. И отдать этот пул объектов в руки управляющих партнеров. Так они более эффективно смогут работать над сервисом с персональным подходом к каждому гостю.
- Но когда я начал искать таких управляющих партнеров, пришел к важному выводу: должного внимания бизнесу уделять они не будут. Все просто — это такие же наемные люди без чувства собственности. Значит, юниты нужно продавать!
О продаже юнитов — по 10 квартир на франчайзи
- Тяжелые времена — COVID-19, СВО, рост конкуренции, снижение рентабельности — многому научили. Хочется же заработать больше, закрыть на себе все вопросы. А кризис угомонил эго. Думать нужно иначе: зарабатывать можно и в комьюнити с кем-то.
- Вначале я взял выручку по каждой квартире за 2024 год. И подсчитал расходы, которые бы потребовались в случае единоличного управления, — без особенной налоговой нагрузки, без команды. И получились достаточно хорошие цифры: от 100 тыс. до 400 тыс. рублей с одного юнита чистыми.
- Продавать их решил по сумме годовой прибыли. Условно говоря, если конкретный пул квартир приносит по 400 тыс. рублей в месяц в среднем, его стоимость — 4,8 миллиона.
- Честно, самая страшная мысль для меня — это продажа бизнеса. Как бы трудно временами ни было, потерять свое время, ресурсы, команду я себе не позволял. Но здесь компания, бренд остается за мной. После покупки юнита предприниматель — иначе франчайзи — подключается к роялти-системе, по которой уже мы настраиваем его работу с площадками, предоставляем финансиста, бухгалтера, постоянную поддержку. Мы также оставляем за собой право выкупить объекты в случае, если партнер ведет себя непрофессионально.
- Стоить для него это будет 6% от выручки. Если взять условно, то от 1 млн рублей — это 60 тыс. рублей. За такие деньги грамотный финансист даже консультировать не возьмется. С момента начала работы нашли двоих франчайзи и уже передали им объекты.
- Это решение хорошо распространено в других сферах — в строительстве, бьюти-индустрии. Но в аренде я такого не встречал, поэтому тут есть риск. Куда повернет рынок, мы можем только прогнозировать, но не утверждать наверняка. Радует, что российский бизнес с таким продуктом уже знаком — предпосылки к хорошим результатам есть.
- На старте было 8 юнитов, но это не предел! У нас поиск объектов поставлен на поток — собственники уже сами предлагают взять их квартиры под управление. Собираем новый пул квартир, упаковываем его, продаем и подключаем к себе еще одного франчайзи. Последний получает готовый бизнес с уже настроенной системой, где все продумали за тебя — остается только взяться за работу.
«Сейчас приходим к тому, что выигрывают те компании, которые выстраивают доверительные отношения с командой, четкую структуру труда и хорошо платят»
О кадрах
- Я бы не сказал, что у меня есть кадровые проблемы. Придерживаюсь принципа, что за людей нужно держаться, потому что найти новых сотрудников сегодня непросто.
- К тому же сейчас явно не время заниматься кадровыми перестановками. Команду лучше перетасовывать, когда все в твоем бизнесе идет хорошо: и спрос стабильный, и процессы налажены. А если сфера, в которой ты работаешь, в зоне турбулентности, то остается только удерживать своих людей.
- Но мы сейчас кардинально меняем модель работы. Поэтому понятно, что кто-то может не сродниться с новыми задачами и уйти. Но ставлю на то, что до 50% команды останется без изменений. Сама модель сокращений никаких не требует: бухгалтер, финансист, технический директор, который следит за качеством квартир, останутся. Никуда не денутся горничные, мастера — просто будут работать уже с другими лицами.
- Для России вопрос работы в целом надо рассматривать глобальнее. Владимир Владимирович [Путин] даже как-то упоминал, что Россия должна гармонировать между Востоком и Западом. Если переносить это на бизнес, то Восток — это больше про человеческие взаимоотношения, где серьезное значение имеет то, что тебе дали слово и пожали руку. А Запад учитывает только то, под чем стоит подпись.
- 90-е, конечно, серьезно нарушили баланс: каждый думал только о себе, бизнес строился на полном обезличивании сотрудников. Но менталитет никуда не денешь. Поэтому сейчас приходим к тому, что выигрывают те компании, которые выстраивают доверительные отношения с командой, четкую структуру труда и хорошо платят.
«Рынок посуточной аренды тоже когда-то должен попасть в поле зрения государства. И в плане не только надзора, но и помощи в развитии»
О контроле и поддержке государства
- От государства не чувствую особого надзора за сферой, но вместе с тем заметно, что наблюдение имеется — все в рамках разумного. Поэтому это скорее слухи о том, что налоговая взялась за посуточников по-крупному. Случаются штрафы, и их, может быть, стало больше. Но повсеместной паники по этому поводу не вижу.
- Со мной, как я ранее упоминал, консультируется комитет по туризму, просят поделиться цифрами. Их Ильсур Метшин (мэр Казани — прим. ред.) потом даже где-то открыто упоминал — мол, мы всех посуточников видим. Но думаю, ведомствам пока непонятно, что с этим рынком делать. Четкой законодательной базы нет, серьезных игроков с большим пулом квартир тоже.
- К определенным правилам от государства на рынке посуточной аренды мы все равно придем. Можно для начала посмотреть на опыт других стран. К примеру, Франция разрешила сдавать квартиры посуточно, но только 100 дней в году. В ряде стран также ввели сертификаты, без которых нельзя сдавать квартиры.
- Что касается поддержки посуточной аренды от государства, то здесь я столкнулся с любопытным моментом. У фонда предпринимательства РТ есть разные субсидии, в том числе льготное кредитование. Я подал заявку и выяснил, что сферу посуточной аренды квартир они не поддерживают — только гостиницы. Отказ объяснили в целом тем, что это серый способ заработка. Не помог и мой аргумент о том, что работаю исключительно в белую. Возьмите и проверьте — все чисто! Но не помогло: нет, и все.
- Как раз мы, к слову, занимались подготовкой квартир и расселением делегаций для БРИКС. Получается, с нашей стороны это была незаконная деятельность, которая не может поддерживаться фондом предпринимательства? Вопрос пока остается открытым.
- Все внимание и преференции достаются гостиничному бизнесу. И честно, могу это понять, потому что с большей частью игроков в «посутке» вести диалог государству трудно. Это разрозненные предприниматели без профессионального стиля работы и, так скажем, делового этикета. И вот пример, как это выглядит со стороны: к профессиональному журналисту подходит школьник и спрашивает, как ему написать статью. Объяснить на пальцах явно не получится. Примерно так же комитет по туризму смотрит на общую массу тех, кто сдает квартиры посуточно.
- Но и рынок посуточной аренды тоже когда-то должен попасть в поле зрения государства. И в плане не только надзора, но и помощи в развитии. Потому что этот рынок растет, но пока на нем активно развиваются только маленькие игроки. А государству, думаю, все же интересен рост больших корпораций с крупными налоговыми отчислениями, инвестиционным бюджетом.
- А если говорить о конкретных целях, то в следующем году планируем распродать все юниты, отработать новую систему. И открыть несколько — около пяти — новых для следующих продаж и расширения сети. Также планирую запускать YouTube-сериал о том, как мы начинаем эту работу, как первые партнеры берутся за объекты.
О прогнозах
- Но все-таки пока государству явно не до туризма. Сейчас на повестке дня вопрос мирного соглашения. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что даже при достижении каких-то компромиссов, остановке боевых действий никто не гарантирует конца конфликта. Все же помнят, что началось после Второй мировой войны?
- 2025 год в корне изменил отношение многих людей к своему бизнесу. У большинства уже появились сценарии, как перестраивать бизнес-модель на фоне того же повышения НДС. А лично у меня от прошедшего года возникает такое ощущение: словно весь 2025-й сбрасывали старую чешую, чтобы начать все заново — креативить, создавать что-то для рынка экстраординарное.
- Эта тенденция началась еще в 2022 году с глобальных изменений в мировой экономике, в устройстве мира в целом. И большинство все три года после этого проехали на уже наработанных запасах прочности, закрыли глаза на неизбежное. А этот год заставил наконец их открыть: как раньше не будет никогда и пора что-то менять.
- Моя сфера, несмотря на такое количество игроков, на самом деле в России находится только в самом зачатке. Рост конкуренции продолжится еще какое-то время — думаю, вплоть до 2028 года. Это надо переждать. Дальше рынок сам себя начнет отфильтровывать: отвалятся те, кто занимался этим несерьезно, без какой-либо стратегии. Развитие посуточного рынка до крупных корпораций, сетей с тысячами квартир в управлении может занять все следующие 10 лет.
«Если бросать не хочется — нужно концентрироваться на положительных изменениях и отталкиваться от своих возможностей. И одно решение может помочь заработать кратно больше»
Совет предпринимателям
- Как-то после начала СВО встретился с предпринимателями. Для меня, молодого бизнесмена, этот кризис последовал сразу после COVID-19. Руки опускались, а они почему-то были абсолютно спокойные. Говорят: «Пока все находятся в панике, посмотри, а что ты можешь предложить рынку в новых условиях. И просто будь первым, кто это внедряет».
- Поэтому совет такой: трезво посмотреть на свой бизнес и определить, а что я могу изменить. Понятно, что у многих, думаю, появляются мысли оставить все, потому что в моменте рентабельность падает до нуля. Если бросать не хочется — нужно концентрироваться на положительных изменениях и отталкиваться от своих возможностей. И одно решение может помочь заработать кратно больше.
- Но оговорюсь! Это совет не из разряда того, что надо уйти от НДС или поделить бизнес. Это о генерации собственного адекватного подхода к оптимизации.
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.