Посадки глав больше не поражают, а выиграть дело, если антикоррупционный иск предъявляет прокурор РТ Альберт Суяргулов, представляется невозможным. Это два главных вывода, которые эксперты из силового сообщества делают по итогам 2025 года. В целом событий было чрезвычайно много, некоторые из них сложились в тенденции, которые полезно знать бизнесменам и политикам. И собеседники «БИЗНЕС Online» полагают, что в 2026-м знаковых событий будет больше.
В 2025 году силовики республики действовали согласно спортивной аксиоме «не так сложно завоевать чемпионство, как удержать его»
Коррупция уже не впечатляет
«Если бы Рамиля Муллина арестовали пару лет назад, это бы стало событием года, а сейчас забыли через неделю», — такой фразой резюмировал 2025-й один из высокопоставленных силовых источников «БИЗНЕС Online». Действительно, Татарстан вступил в эпоху новой нормальности. Этот экономический термин, некогда введенный в широкий оборот профильным министром Алексеем Улюкаевым, как нельзя лучше подходит к описанию процесса борьбы с коррупцией в РТ. Символично, что сам автор понятия в итоге сел за получение взятки, но это, конечно, просто совпадение…
В 2025 году силовики республики действовали согласно спортивной аксиоме «не так сложно завоевать чемпионство, как удержать его». В 2024-м впервые за 15 лет в СИЗО оказался действующий глава района (Тукаевского) — Фаил Камаев. Чуть позже (и тоже впервые) — бывший вице-премьер Энгель Фаттахов. В 2025-м планку поднимать не стали, но уровень фигурантов дел сохранили, т. е. закрепились на взятой высоте. Пример — тот же бывший мэр Нижнекамска Рамиль Муллин. Под следствием — глава Лениногорска Марат Гирфанов. Пост министра здравоохранения покинул Марсель Миннуллин: формально к нему претензий не было, но заявление он написал после ареста главврача Нижнекамской ЦРБ Руслана Валеева, попавшегося на махинациях с закупкой медицинского оборудования. Из СИЗО последнего выпустили — после дачи показаний. Миннуллин же заявил, что на посту министра устал, однако местом для отдыха выбрал хирургический стол в прифронтовом Лисичанске. Было еще много чиновников рангом ниже — РИКи, заместители районных глав…
Под арестом оказались и крупные бизнесмены: глава СК «Автодор»» Рамиль Шайдуллин, владелец «ВолгаДорстроя» Айрат Миннуллин. В связи с этим дополнительный резонанс получило дело о нападении на Ирину Шевыреву. На жену наследника автодорожной империи «Волга-Автодор» напали с ножом — прямо у школы, куда она привезла дочь. «Что-то небанальное: не взятка, не коррупция, а запутанная история с явным личным мотивом», — объясняет «зрительский успех» истории один из наших собеседников.
Киллера и его помощников МВД поймало оперативно, СКР вычисляет заказчика. В СИЗО — тесть Ирины Станислав Шевырев и его начальник службы безопасности Андрей Черкасин. Последний взял всю вину на себя, но следком ему пока не верит. Скорее всего, развязку истории увидим в нынешнем году.
Волна резонансных антикоррупционных исков 2024 года завершается безоговорочной победой Альберта Суяргулова
Три урока
А еще 2025-й явил несколько уголовных и правовых прецедентов. Выделить можно три.
Первый. Связь между делами бывшего главы Тукаевского района Фаила Камаева и экс-главы загса РТ Гульшат Нигматуллиной. На первый взгляд ничего общего: одного судили за взятку, другую — за махинации с обналичкой премии. Камаев полностью признал вину, дал показания по другому делу — в отношении Фаттахова. Нигматуллина же на протяжении всего процесса отказывалась давать показания, вину признала лишь частично, не согласившись с квалификацией. В итоге она получила условный срок, а Фаил Мисбахович уехал в колонию, хотя гособвинение просило для него условное наказание. Теперь фигуранты громких дел задумаются: а стоит ли идти на содействие следствию, сдавать своих коллег и начальников, если за молчание можно получить меньше? И больше всех об этом переживают даже не подозреваемые, а силовики, которые годами выстраивали тактику расследования. Впрочем, история еще не закончена: прокуратура обжаловала приговор Камаева и будет добиваться его освобождения.
Второй. Волна резонансных антикоррупционных исков 2024 года завершается безоговорочной победой Альберта Суяргулова. Минувшим летом прокуратура выиграла иск против бывшего главы Кировского и Московского районов Сергея Миронова, затем — против теперь уже бывшего мэра Бугульмы Ленара Закирова. Отдал ключи от трех квартир экс-ректор КНИТУ-КАИ Тимур Алибаев. И даже привыкший бороться до последнего Алексей Семин принял иск и пошел на мировую. Ни одного спора по искам Суяргулова ответчики не выиграли.
Третий. Дубай теперь не такое уж и безопасное место, но только для фигурантов уголовных дел, которые находятся в отпуске. В декабре после четырех лет розыска оттуда вернули сооснователя пирамиды Finiko Эдварда Сабирова. Ранее в его экстрадиции отказывали. Дело в том, что Сабиров и Ко применили в судах ОАЭ интересную схему — с мнимым долгом перед местными гражданами, а по законам Эмиратов, пока долги не закрыты, преступников высылать из страны нельзя. Но летом в дело вмешался тогда еще генпрокурор Игорь Краснов — и Сабирова депортировали из страны за нарушение миграционного законодательства. Постигнет ли такая же участь Марата Сабирова и Зыгмунта Зыгмунтовича?
Некоторые наши собеседники подчеркивают: окончание СВО развяжет силовикам руки
Чего ждать в 2026-м
Почти все наши источники в силовых структурах сходятся в одном: тенденции 2026 года будут в первую очередь зависеть от ситуации на фронте. Если победит «партия Дональда Трампа» и с Киевом заключат договор, в Татарстан вернутся десятки тысяч бойцов. Силовикам придется балансировать. С одной стороны, не допустить всплеска преступности: мужчин, прошедших жернова войны, надо мягко вернуть в русло мирной жизни. С другой — контролировать, чтобы государство выполняло все свои обязательства перед ветеранами и их семьями. Да, за этим следят уже сейчас, но актуальность темы будет только расти.
В то же время некоторые наши собеседники подчеркивают: окончание СВО развяжет силовикам руки. За последние годы скопилось много папок на высокопоставленных чиновников и руководителей промышленных предприятий (источники даже называют имена), но, пока идет СВО, возбудить дела не спешат — урон тылу будут несопоставимым с пользой от посадки VIP-фигуранта.
Что касается борьбы с коррупцией, то, весьма вероятно, планку поднимут. И если в 2025-м, как выразился один из источников, «напряжение было стабильным», то в 2026-м оно вырастет. Ряд задержаний планировались на минувший декабрь, но были отложены. Понять можно: как говорит один из наших собеседников в погонах, если в конце года тебе пришел хороший материал, лучше перенести реализацию на I квартал. План есть план…
Еще одна тенденция года — деприватизация и соответствующие иски. Суяргулов обещает к середине 2026-го «подойти к какому-то логическому решению». Кому прилетит — один из самых интригующих вопросов для бизнесменов Татарстана. Источники пока не называют ИНН, но утверждают: прокуратура точно удивит, потому что в списке ответчиков будет не один, а несколько крупных предпринимателей. Первый иск уже на старте, гром может грянуть намного раньше названного прокурором РТ срока.
Комментарии 85
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.