Сначала в 14.30 ввели запрет для грузовиков и автобусов, а позднее движение запретили для всех видов транспорта Сначала в 14:30 ввели запрет для грузовиков и автобусов, а позднее движение запретили для всех видов транспорта Фото: «БИЗНЕС Online»

Платная дорога Алексеевское – Альметьевск снова не работает

Вчера из-за снегопадов во второй раз с начала года полностью закрыли для движения платную трассу Алексеевское – Альметьевск. Об этом во второй половине дня сообщила Госавтоинспекция по РТ. Сначала в 14:30 ввели запрет для грузовиков и автобусов, а позднее движение запретили для всех видов транспорта.

«Ограничение введено до улучшения погодных условий», — говорится в сообщении ГАИ.

В последний раз движение на дороге закрывали 4 января, а открыли только 6 января. Тогда же на отрезке трассы в Чистопольском районе произошло смертельное ДТП с участием 15 машин и четырьмя погибшими. Причиной массового ДТП стали погодные условия, сообщили в министерстве внутренних дел республики. По требованию прокуратуры возбуждено уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Концессионное соглашение между Татарстаном (концедент в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ) и АО «Автострада» (концессионер) предусматривает эксплуатацию дороги на платной основе до 2121 года. Право собственности на созданную автомобильную дорогу также принадлежит республике.

«Концессионером автомобильной дороги Алексеевское – Альметьевск является АО „Автострада“. По всем волнующим вопросам вы можете обратиться к ним», — так прокомментировали происходящее с трассой в миндортрансе РТ.

«Водители зимой не учитывают погодные и внешние условия и продолжают гонять, наивно полагая что на платной дороге можно переродиться» «Водители зимой не учитывают погодные и внешние условия и продолжают гонять, наивно полагая, что на платной дороге можно переродиться» Фото: «БИЗНЕС Online»

Проблемы со снегом?

Полное закрытие дороги АА второй раз с начала года становится закономерностью. Напомним, 4 января из-за сильной метели и снегопада ограничили движение для автобусов и грузовиков на федеральных автодорогах Казань – Оренбург и Казань – Ульяновск, трассах М7 «Волга» и М5 «Урал», платной М12. Но полностью в итоге закрыли только «платку» до Альметьевска. Накануне информации о даже частичном закрытии федеральных автодорог в РТ не поступало, в том числе и по М12, — зато АА вновь закрыли.

Проблемы с уборкой снега были на дороге в начале 2025 года, когда трасса еще работала в бесплатном режиме — тогда по ней ежедневно в среднем проезжало по 3 тыс. автомобилей. В ноябре 2025-го глава миндортранса РТ Фарит Ханифов заявлял, что в среднем за сутки по дороге проезжает 5,5 тыс. машин, что в 2 раза выше расчетного показателя.

«В части содержания есть определенные вопросы к подрядной организации „СМП-Нефтегаз“, возникают сложные моменты в период обильных снегопадов. Для них это новое направление, решаем вопрос с парком техники, усиливаются. Думаю, в ближайшее время выйдут на отличное содержание», — рассказывал изданию экс генеральный директор компании-концессионера АО «Автострада» Александр Комлев в начале 2025 года.

Проблемы действительно были. «Но, судя по тем докладам, которые звучат на различных совещаниях в миндортрансе, с количеством техники и порядком ее применения у эксплуатантов трассы Алексеевское – Альметьевск все в порядке», — рассказывает собеседник издания в сфере дорожного хозяйства.

Редактор татарстанского телеграм-канала Stop City Racing указал, что причина аварий на дороге в привычке. «Дорога слишком хорошая летом, люди привыкли гонять по ней. Водители зимой не учитывают погодные и внешние условия и продолжают гонять, наивно полагая, что на платной дороге можно переродиться», — прокомментировал он. Также он добавил, что у всех платных дорог одна проблема — они быстро заметаются снегом, потому что построены на открытых участках.

Фоат Комаров: «Так как дорога позволяет, идут на высоких скоростях. И, к сожалению, уже при возникновении нештатных ситуаций люди не успевают реагировать» Фоат Комаров: «Так как дорога позволяет, идут на высоких скоростях. И к сожалению, уже при возникновении нештатных ситуаций люди не успевают реагировать» Фото: «БИЗНЕС Online»

Позиция «СМП-Нефтегаза»

Эксплуатацию дороги «Автострада» поручила АО «СМП-Нефтегаз», и там главной видят не проблему с уборкой снега, а несоблюдение скоростного режима. К примеру, на трассе было введено ограничение скорости в 70 км/ч, но кто его соблюдает?

«Вопрос в том, что дорога скоростная, а, к сожалению, людей даже страх практически не останавливает, — заметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ советник генерального директора АО „СМП-Нефтегаз“ Фоат Комаров. — Потому что ограничение по скорости вводят, дают предупреждение, но психологически русский человек устроен так. Как говорят, „какой русский не любит быстрой езды“. И поэтому, так как дорога позволяет, идут на высоких скоростях. И к сожалению, уже при возникновении нештатных ситуаций люди не успевают реагировать. Поэтому лучше закрыть дорогу, чем допустить трагедию, такую как произошла 4 января».

Напомним, дорога задумывалась как безопасная альтернатива бесплатным трассам. «У нас на чистопольской трассе случилось столкновение нескольких транспортных средств, — говорил в интервью „БИЗНЕС Online“ 2024 года Комаров. — В ДТП попал наш вахтовый уазик с бригадой электриков — они все погибли. Очень много смертельных аварий на трассе Казань – Оренбург. Грубо говоря, это была „дорога смерти“, поэтому оказалась нужна новая, безопасная дорога. Я коренной альметьевец, родился, вырос и живу в этом городе. Потому в первую очередь данная дорога построена для Альметьевска».

Теперь концессионер и эксплуатант дороги думают над тем, как обезопасить уже построенную дорогу. Один из вариантов принудительного снижения скорости во время непогоды — организованная проводка.

«То есть создаются автомобильные колонны и их ведут с ограниченной скоростью, — говорит Комаров. — Допустим, каждые 15 минут по мере скопления машин будет колонна проводиться. Люди не смогут разгоняться, потому что впереди будет идти техника эксплуатирующей организации, которая будет перекрывать дороги и двигаться со скоростью 50, может, максимум 60 километров в час. Ведь людям все равно нужно ехать — их нельзя останавливать. Но, пока эти мероприятия не отработаны, мы не можем говорить о том, что дорога в любое время будет открыта. 4-го числа проблема была в том, что остальные дороги были перекрыты, а наша трасса — открыта. Ну естественно, люди пошли по ней. А так как трасса задумана как высокоскоростная, водители двигались по ней на большой скорости».

Обращалась ли прокуратура по поводу трагедии? «Я в это дело не вникаю, этим занимаются ответственные лица, — ответил Комаров на вопрос. — Следственный комитет ведет расследование. С нашей стороны полная информация предоставляется, мы открыты. Мы морально чувствуем ответственность… Искренне сожалею, соболезную всем людям, которые пострадали в этой ситуации. Но мы приложим все силы для того, чтобы в будущем таких повторений не произошло. Людей надо ограничивать в критических ситуациях. Не нужно стесняться ограничивать свободу людей».

Эксплуатанты платных дорог учитывают негативный опыт аварийности в сложных погодных условиях, и поэтому они склонны чаще «дуть на воду» и заранее ограничить движение, чем рисковать Эксплуатанты платных дорог учитывают негативный опыт аварийности в сложных погодных условиях, и поэтому они склонны чаще дуть на воду и заранее ограничить движение, чем рисковать Фото: «БИЗНЕС Online»

«Новую дорогу надо прикатать»: почему новые платные трассы закрывают чаще, чем старые бесплатные дороги?

Складывается ощущение, что платные трассы закрывают для движения чаще, чем бесплатные. В чем же дело? Как пояснили «БИЗНЕС Online» в одной из компаний, занимающихся содержанием дорог, дело тут не только в качестве содержания самой дороги — на это есть кипа нормативных документов, регламентирующих технологию работы, количество техники, порядок ее применения и т. д. Есть целый комплекс причин.

Во-первых, чистота на дороге зависит не только от качества самого обслуживания и очистки, но и от интенсивности транспортного потока на широкой дороге. Если поток небольшой, то чистой чаще всего остается наиболее загруженная полоса движения. На второй же песко-соляная смесь, которую применяют дорожники, недостаточно раскатывается машинами — и ее быстро заметает, она перестает работать. А платная трасса по определению загружена меньше, чем бесплатная.

Во-вторых, есть проблема со снегозащитой дороги в поле, особенно если она прямая и широкая. Если на старых трассах эксплуатанты уже хорошо знают участки, где возможны проблемы, и принимают меры заранее, то с новыми дорогами надо сначала получить этот опыт эксплуатации. На старых трассах часто уже исторически имеются и лесополосы, и специальные снегоудерживающие траншеи, а местами и снегозадерживающие щиты. Вырастить лесополосу долго и дорого, а чтобы соорудить траншеи, часто необходимо договариваться с владельцами прилегающих к дороге земель. Местами же это и вовсе крайне сложно: например, если на каком-то участке рядом охранные зоны трубопроводов (тех же газовых или нефтяных). Что до щитов, то они эффективны ограниченное время: низовая метель, поземка их заметают, они перестают работать. И их надо либо расчищать, либо наращивать дополнительно. Также необходимо четко понимать, где какие меры будут наиболее эффективными, что приходит с опытом эксплуатации трассы. «Новую дорогу надо прикатать», — резюмирует собеседник «БИЗНЕС Online».

В-третьих, эксплуатанты платных дорог учитывают негативный опыт аварийности в сложных погодных условиях, и поэтому они склонны чаще дуть на воду и заранее ограничить движение, чем рисковать. Решение по ограничению движения или закрытию трассы принимается по рекомендации ГАИ, и по факту эта рекомендация обязательна к исполнению.

По всей видимости, комплекс этих причин и приводит к тому, что ограничения на федеральных трассах вроде М7 бывают реже. Здесь в метель чаще всего ограничивают движение только для большегрузов и автобусов, но дорога остается открытой для легковых автомобилей — ГАИ лишь предупреждает о необходимости строго соблюдать ПДД и учитывать дорожные условия. Однако и участки федеральных трасс могут закрывать полностью — если, к примеру, метель сильно затрудняет видимость на дороге.