107 млрд рублей за 8 лет и существенное снижение жалоб на качество воздуха в Казани — с таких данных начал свой доклад министр экологии РТ Азат Зиганшин, который только вступил в должность, но уже вынужден был отчитаться за прошлый, 2025 год. Его коллега из минлесхоза Равиль Кузюров в свою очередь порадовал новостью о подписании федерального закона, который наконец даст лесхозам право «рубить лес», что должно помочь пополнению бюджета. На совместной коллегии два «природных» ведомства показывали выставку с дронами и цифровыми платформами, но в зале обсуждали насущные проблемы — нелегальные водозаборы, стареющие кадры и недоруб. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
По традиции вначале была организована выставка, на которой гости могли оценить новые проекты и успехи ведомств
Двое из «природного» ларца
Накануне в ИТ-парке им. Башира Рамеева прошла совместная итоговая коллегия двух «природных» ведомств — министерства экологии и природных ресурсов республики и министерства лесного хозяйства Татарстана. Соответственно, на заседании присутствовали только заступивший на пост министра экологии РТ Азат Зиганшин и его более опытный коллега — министр лесхоза РТ Равиль Кузюров (он занимает эту должность около 8 лет).
Помимо них, мероприятие посетили заместитель руководителя федерального агентства лесного хозяйства Вячеслав Спиренков, начальник департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Эдуард Леонтьев, первый заместитель премьер-министра РТ Рустам Нигматуллин, а также президент Академии наук Татарстана Рифкат Минниханов и др.
По традиции вначале была организована выставка, на которой гости могли оценить новые проекты и успехи ведомств. Экологи сделали ставку на «цифру». Например, ООО «Цифроматика» представило единую платформу с модулями, которые помогают бороться с незаконной добычей полезных ископаемых, а также следить за состоянием воздуха.
Лесники ответили своей цифровизацией. Центром экспозиции стала база данных о землях лесного фонда РТ. Рядом выставили практический инструментарий: парк беспилотников, фотоловушки, современное противопожарное оборудование и сувенирную продукцию от Сабинского лесхоза, от которой издалека веяло приятным еловым ароматом.
Выслушав громогласные стихи в исполнении школьных лесничих, VIP’ы проследовали в актовый зал, где их уже ожидали сотрудники ведомств. Зал разделился на две части — одну занимали сотрудники в классической «лесной» темно-зеленой форме, а вторую — «синие пиджачки» из минэкологии, одетые по-офисному, но нарядно.
«Основной причиной ситуации по воздуху», по словам министра, ученые назвали полигон ТКО на ул. Химической
107 млрд рублей на охрану природы за 8 лет — это больше, чем в Москве и Питере
Первым со своим докладом выступил Зиганшин, и он сразу начал с «вечной» темы состояния воздуха в северной части Казани. Еще несколько лет назад тема зловония была очень горяча: в 2023 году, например, в министерство поступили сотни жалоб от жителей. Вместо разовых рейдов минэкологии тогда применило «комплексный научный подход»: усилило мониторинг, заказало два масштабных исследования (от Роспотребнадзора и МГУ) и ввело систему сводных расчетов загрязнения для новых предприятий в радиусе 3 км от города.
«Основной причиной ситуации по воздуху», по словам министра, ученые назвали полигон ТКО на ул. Химической. Системная работа дала результат: по итогам 2025 года число превышений предельно допустимой концентрации (ПДК) на севере Казани упало в 8 раз, а жалоб — в 3 раза.
Еще более впечатляющий результат минэкологии демонстрирует на примере Нижнекамска, где система прогнозного моделирования работает с 2016 года. Там количество обращений жителей на качество воздуха снизилось в 145 раз за 7 лет. Основу мониторинга составляет 31 автоматическая станция (14 из которых принадлежат предприятиям вроде «Татнефти», «Казаньоргсинтеза» и ТАИФ-НК) и 10 передвижных лабораторий. В 2025 году аналогичную систему начали создавать для Набережных Челнов.
«За последние 30 лет при росте валового регионального продукта республики в 3 раза в сопоставимых ценах выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизились на 25,5 процента. Параллельно с этим объем сброса загрязненных сточных вод уменьшился на 68 процентов», — сообщил Зиганшин.
Финансовые масштабы этой работы впечатляют: за 8 лет на охрану природы в республике было направлено 107 млрд рублей, из которых 74 млрд — инвестиции самих предприятий.
Доходы от экологических платежей в 2025 году составили более 2 млрд рублей. «Объем инвестиций Татарстана в экологию превышает крупные субъекты Российской Федерации, такие как Москва и Санкт-Петербург», — отметил министр экологии.
Красивые цифры расходов на экологию во многом заслуга экс-министра экологии Александра Шадрикова. Новому министру еще предстоит показать хороший уровень лоббизма, прежде всего на федеральном уровне. Так, в предыдущие годы в пике, в 2022-м, расходы в рамках нацпроекта «Экология» составили свыше 6,8 млрд рублей, в 2024 году — 4 млрд рублей.
С 2025-го на смену национальному проекту «Экология» пришел новый национальный проект «Экологическое благополучие»: большинство программ старого нацпроекта завершены, с финансированием нового пока не так густо. На 2026 год, согласно пресс-релизу, от республики было согласовано включение 10 мероприятий на 2,9 млрд рублей, в том числе 2,7 млрд рублей из федерального бюджета и 200 млн рублей из регионального.
Спикер рассказал о ходе рекультивации иловых полей биологических очистных сооружений Казани стоимостью свыше 8 млрд рублей, которая началась в 2021 году
Иловые поля готовы на 93%
Так, за министерством закреплен новый федеральный проект «Вода России». В 2025 году в рамках этой программы стартовал второй этап расчистки русла реки Мелекески в Набережных Челнах. В перспективе — расчистка реки Челны в Набережных Челнах, а также экореабилитация реки Ноксы в Казани. Расчисткой последней Зиганшин начинал заниматься ранее, в статусе руководителя татарстанского отделения Российского экологического общества.
Спикер рассказал о ходе рекультивации иловых полей биологических очистных сооружений Казани стоимостью свыше 8 млрд рублей, которая началась в 2021 году. «Этот проект — сложнейший в России, он пилотный. На сегодня объект готов на 93 процента, завершение планируется в 2026 году», — сообщил Зиганшин.
Кроме того, в рамках федерального проекта «Генеральная уборка» планируется реализация двух мероприятий:
- ликвидация объекта накопленного вреда — Нижнекамского нефтехимкомбината министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, стоимость мероприятия — 2,5 млрд рублей;
- рекультивация полигона твердых коммунальных отходов в Нурлате стоимостью 1 млрд рублей.
Далее Зиганшин остановился на водной ситуации в муниципалитетах. Проверка 736 обращений о выделении участков выявила ошибки почти в половине случаев. Порой участки выделялись буквально в границах береговых полос.
«Важно понимать, что муниципальные органы сами обязаны следить за соблюдением земельного законодательства на своих территориях», — подчеркнул министр.
Один из примеров: в Бавлинском районе был построен плавучий дом без каких-либо разрешений и документов. Сейчас суд рассматривает вопрос об аннулировании права собственности на эти участки.
«Серьезную тревогу» у руководителя вызывает питьевое водоснабжение в сельской местности. Масштабная ревизия «Геоцентра» выявила шокирующую картину: многие из 4 тыс. обследованных водозаборов работают без лицензии, а 40% не имеют установленных зон санитарной охраны. Выделено 600 приоритетных водозаборов, требующих срочного лицензирования. В ряде населенных пунктов дефицит качественной воды.
Минэкологии, КОС, региональный общественный фонд им. Щеповских и реготделение Русского географического общества подписали соглашение о сохранении водных объектов. Оно предполагает реконструкцию и создание защитных лесополос вдоль берегов реки Казанки
Сокол, барс и укрепление берега
А что с флагманскими проектами по сохранению биоразнообразия, реализуемыми на деньги крупного бизнеса? Это:
- программа по возрождению популяции сокола-балобана при поддержке «Казаньоргсинтеза» (КОС). За три года выпущено 24 птицы;
- программа по сохранению и изучению снежного барса при поддержке «Татнефти». Создан центр в Республике Алтай, куда завезли трех особей. Ведутся переговоры о получении еще двух барсов из Монголии — в рамках сертификата, подаренного президентом Монголии Владимиру Путину.
Власти, а также представители науки и бизнеса договорились и дальше укреплять свое сотрудничество. Минэкологии, КОС, региональный общественный фонд им. Щеповских и реготделение Русского географического общества подписали соглашение о сохранении водных объектов. Оно предполагает реконструкцию и создание защитных лесополос вдоль берегов реки Казанки, на площади 4,18 га уже высажены 8 тыс. саженцев дуба и ели обыкновенной.
Основная причина, почему бизнес не хочет участвовать в аукционах, — лес в Татарстане состоит в основном из древесины мягколиственных пород. Доходы от использования лесов оставляют желать лучшего.
Освоение лесосеки не выполнено, но все должен исправить новый закон
Далее к докладу приступил Кузюров. Глава татарстанского леса обрадовал тем, что давно лоббируемый Татарстаном законопроект сдвинулся с мертвой точки. В канун Нового года — 29 декабря 2025-го — президентом России был подписан закон, который позволил лесхозам заготавливать спелые и перестойные лесные насаждения, т. е. самим заготавливать деловую древесину. Тогда как ранее лесхозы могли реализовывать лесоматериалы, полученные в ходе рубок ухода, санитарных и других подобных рубок. Но стоимость такой низкотоварной древесины невелика. А между тем реализация древесины — основной источник доходов лесхозов.
Принятие закона позволит более интенсивно осваивать расчетную лесосеку, улучшать санитарное состояние лесов и пополнить бюджет. Недорубы ведут к старению леса, а в спелых и перестойных насаждениях формируется «практически нулевой или даже отрицательный баланс выделения кислорода и поглощения СО2».
Такой перестойной древесины накопилось в Татарстане довольно много. В год освоение расчетной лесосеки для РТ устанавливается в районе 2,2 млн куб. метров. Но начиная с 2007 года реальное изъятие не превышало 25−30% от данного объема. Например, за 2025-й расчетная лесосека освоена всего на 24,4%.
Основная причина, почему бизнес не хочет участвовать в аукционах, — лес в Татарстане состоит в основном из древесины мягколиственных пород. Доходы от использования лесов оставляют желать лучшего. В 2025 году на аукционы для малого и среднего бизнеса выставили почти 1,5 тыс. лотов на 143,3 млн рублей, но продали лишь 226 лотов на 55,3 млн рублей. Вместе с тем общие доходы подведомственных учреждений минлесхоза (с учетом налогов) превысили 1 млрд рублей.
«Соответственно, за эти 19 лет накоплен достаточно большой массив неликвидной древесины, которую действительно необходимо убирать для улучшения санитарного состояния», — прокомментировал изданию первый замминистра лесного хозяйства РТ Ильгизар Зарипов.
Перечень государственных учреждений, которым разрешат заготовку древесины, а также требования к таким учреждениям еще предстоит установить федеральному правительству. Из ограничений: заготавливающая древесину организация не должна осуществлять функции государственного лесного надзора, кроме того, работы необходимо проводить силами самого учреждения, без привлечения подрядчиков.
С положительной стороны в 2025 году министерство отмечает перевыполнение плана по лесовосстановлению в рамках нового нацпроекта «Экологическое благополучие»
Kastamonu держится на плаву, сотрудники нуждаются в повышении зарплаты, а лес восстановлен на 5 тыс. гектаров
Основной потребитель древесины — турецкая Kastamonu в ОЭЗ «Алабуга». Ранее поставка древесины на завод по изготовлению древесных плит с каждым годом уменьшалась: за 2022 и 2023 годы показатель составлял 261 тыс. куб. м, а в 2024-м спустился до 186 тыс. куб. метров. В 2025-м же показатель незначительно повысился — до 190 тыс. кубометров. Любопытно, что, когда завод только закладывали, планировалось, что предприятие будет перерабатывать в год 2 млн кубометров низкосортной древесины.
Ранее в министерстве связывали снижение поставок на завод с санкциями и проблемами логистики из-за СВО. В ведомстве поясняли, что древесина поставляется на завод не напрямую, а через биржу и каждая организация сама выбирает количество закупаемой продукции. Kastamonu снизила объемы производства в связи с санкциями на фоне СВО. У них есть проблемы с реализацией продукции в Европу, могут продавать только через Турцию, но это приводит к удорожанию логистики. Сократился рынок сбыта, и они вынуждены были сократить производство, поэтому закупка древесины этим заводом с каждым годом падает, сообщали в минлесхозе.
Не менее остра кадровая проблема. Средний возраст работника отрасли в Татарстане — 43 года. Всего в лесном хозяйстве республики трудятся 2 311 человек. Перейдя на татарский язык, министр прямо указал руководителям на необходимость «шире использовать предпринимательскую деятельность» и направлять полученные доходы «в первую очередь на увеличение фонда оплаты труда». Для привлечения молодежи выпускникам вузов и ссузов при трудоустройстве в подведомственные учреждения выплачивают подъемные в 500 тыс. и 300 тыс. рублей соответственно.
С положительной стороны в 2025 году министерство отмечает перевыполнение плана по лесовосстановлению в рамках нового нацпроекта «Экологическое благополучие». Всего работы по воспроизводству лесов и лесоразведению проведены на площади 5,3 тыс. гектаров.
Усилен контрольно-надзорный блок. Государственные лесные инспекторы провели более 31 тыс. патрулирований, выявили 95 нарушений на сумму 13,5 млн рублей. Взыскали 11,8 млн рублей. «Всем государственным лесным инспекторам необходимо усилить профилактические меры и ужесточить контроль», — дал установку Кузюров.
Отдельным блоком в докладе прошла поддержка СВО. С начала спецоперации отгружено более 3,5 тыс. куб. м древесины в зону боевых действий, выделено более 30 тыс. куб. м дров для семей мобилизованных. В 2025 году дополнительно направлено более 700 куб. м пиломатериалов для строительства фортификаций.
Обсуждая тематику защиты лесов от пожаров, Спиренков подчеркнул, что Татарстан и здесь демонстрирует выдающиеся результаты — количество лесных пожаров сведено к минимуму
«Наши сферы деятельности смежные, и важно не замыкаться в узких рамках, а видеть, что делают коллеги»
Замруководителя федерального агентства лесного хозяйства Спиренков продолжил «лесную» тематику.
«Люблю приезжать в Казань не только из-за неизменно радушного приема, но и потому, что министерство лесного хозяйства Республики Татарстан стабильно занимает лидирующие позиции во всех профессиональных рейтингах», — похвалил он.
Спиренков вернулся к федеральному закону, разрешившему лесхозам проводить рубки спелых и перестойных насаждений. «Это крайне важный документ, обсуждение которого велось около пяти лет. Наконец в декабре он был подписан президентом. В настоящее время разрабатывается порядок отбора таких учреждений. Надеемся, что в ближайшее время он будет утвержден и начнет эффективно применяться в республике. Это позволит вовлечь в хозяйственный оборот спелые и перестойные леса, что повысит как уровень освоения лесов, так и доходность бюджетных учреждений», — считает Спиренков.
Не обошел замруководителя и тему низких зарплат лесников: «Сегодня отмечалось, что зарплаты в лесном хозяйстве требуют улучшения. Отмечу, что и правительство Российской Федерации, и руководство республики выделяют на эти цели дополнительные средства. Мы видим положительную динамику в финансировании и, как следствие, в росте доходов работников отрасли», — отметил спикер.
Обсуждая тематику защиты лесов от пожаров, Спиренков подчеркнул, что Татарстан и здесь демонстрирует выдающиеся результаты — количество лесных пожаров сведено к минимуму. Впереди — новый пожароопасный сезон, и нужно встретить его во всеоружии.
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.