Руководитель компании «МИР» Дмитрий Салимов: «Мы выполняли обвязку приточно-вытяжных установок на Казанской ТЭЦ-2, занимались отопительной системой для поликлиники ДРКБ, монтировали узлы погодного регулирования в казанском аэропорту и многоэтажках по программе капремонта» Руководитель компании «МИР» Дмитрий Салимов: «Мы выполняли обвязку приточно-вытяжных установок на Казанской ТЭЦ-2, занимались отопительной системой для поликлиники ДРКБ, монтировали узлы погодного регулирования в казанском аэропорту и многоэтажках по программе капремонта»

В 20 лет самостоятельно переделал систему вентиляции на заводе «Эдельвейс»

— Дмитрий, ваш профессиональный путь начался достаточно рано. Что вы считаете своими главными университетами?

— Во-первых, спорт, куда меня привел отец. Во-вторых, стройки, куда он меня брал с 15 лет. Мама умерла рано, мы жили с отцом и бабушкой в трущобах, где туалета даже не было, на улице Бехтерева. Сейчас это элитный район Казани, а тогда, в 90-е, там были только трущобы и глухие дворы. Чтобы отвлечь меня от улицы, отец начал учить всему, что умел делать сам, — монтировать вентиляцию, ставить кровли, делать ремонты. После получения разряда по вентиляции, в 20 лет я устроился на молокозавод «Эдельвейс», располагавшийся на улице Сайдашева, где в одиночку переделал всю систему вентиляции.

Позже устроился менеджером по снабжению в строительную компанию «Рафф». Мне сразу дали вести 40 объектов, куда поставлялись тысячи наименований материалов на вентиляцию, отопление, водоснабжение, канализацию, электрику, в которых нужно было разбираться,. Первый месяц вообще не понимал, что к чему. Но у меня был замечательный руководитель, Василина Евгеньевна Веретенникова, которая терпеливо вводила меня в эту сферу. Я на объектах проводил не только будни, но и все выходные, вникал в каждую мелочь. Через полгода мне уже начали приносить проекты по инженерным сетям, и я находил в них ошибки, хотя не имел профильного образования. Это была еще одна, уже инженерная школа.

«Уже вскоре собирал котельные под ключ, которые работают как автопилот в кабине самолета — масса приборов без участия человека» «Уже вскоре собирал котельные под ключ, которые работают как автопилот в кабине самолета — масса приборов без участия человека»

Как из наемного менеджера вы превратились в самостоятельного подрядчика, работающего в премиум-сегменте?

— Я поработал в нескольких крупных компаниях — «Татстрой», «Татвент». Карьера в найме складывалась успешно, но на последнем месте мы не сошлись с руководителем в подходе к решению задач, и в 2010 году я вдруг остался без работы, с кредитами и большим вопросом, чего вообще хочу добиться в этой жизни. Решил, что вот он, шанс начать работать на себя. Расклеил объявления «услуги по отоплению и водоснабжению» по всем коттеджным поселкам вокруг Казани. Через две недели пришел первый заказ на 25 тысяч рублей за систему отопления в небольшом доме. Потом еще и еще, мои контакты уже передавали друг другу друзья и соседи. Все делал сам: закупал материалы, привозил, монтировал. За несколько лет до этого первую систему, в собственном доме, я, кстати, собрал неудачно — все потекло. Пришлось учиться у слесарей, как правильно мотать лен на резьбу. И уже вскоре собирал котельные под ключ, которые работают как автопилот в кабине самолета — масса приборов без участия человека.

— Как вы пришли на крупные объекты?

— Со временем к частным заказам добавились подряды на государственные и муниципальные объекты, которые уже выполнял в статусе индивидуального предпринимателя. В моей компании «МИР» (расшифровывается как «монтаж инженерных решений») более 350 реализованных проектов. Мы выполняли обвязку приточно-вытяжных установок на Казанской ТЭЦ-2, занимались отопительной системой для поликлиники ДРКБ, монтировали узлы погодного регулирования в казанском аэропорту и многоэтажках по программе капремонта, работали на спорткомплексе «Сабантуй» в Богатых Сабах.

«Средний чек за дом площадью 135 м² с одним санузлом обойдется в 650 тысяч рублей за работу и еще 1,2 миллиона — за материалы. Моя компания работает в премиум-сегменте» «Средний чек за дом площадью 135 м² с одним санузлом обойдется в 650 тысяч рублей за работу и еще 1,2 миллиона — за материалы. Моя компания работает в премиум-сегменте»

«Мы работаем в премиум-сегменте инженерного оборудования квартир и коттеджей»

Ваша история подтверждает тезис, что предпринимателю не нужно высшего образования, а нужны талант, цепкость, сила воли и характер?

— Лучше, когда есть и первое, и второе, и остальное. Думаю, что в современном мире строить успешный бизнес могут все же профессиональные, образованные люди. У меня на сегодня есть среднее профессиональное образование и высшее в области менеджмента. Плюс дополнительное образование по профпереподготовке в КГАСУ, по направлению «экономика и управление предприятиями», и в КГЭУ, по промышленной теплоэнергетике.

Я получал высшее образование уже в сознательном возрасте, когда четко знал, куда иду учиться и зачем. Это позволяет не просто «крутить гайки», а полностью проектировать, просчитывать и отвечать за комплексные инженерные решения. Я не сантехник в привычном обывательском смысле. Я монтажник, инженер и управленец в одном лице.

— Как вы относитесь к модным бизнес-тренингам, коучам и курсам личностного роста?

— Я предпочитаю общаться с конкретными людьми, у которых есть реальный бизнес, которые сами чего-то добились, работая головой и руками. Меня самого «вырастила» спецовка, дала путевку в мир больших возможностей и денег, мне в ней не стыдно даже к министру зайти. Например, с основателем компании «Союз-Прибор» Андреем Владимировичем Бурмистровым мы познакомились, когда я делал для него работу. Из отношений «заказчик – подрядчик» выросли дружеские, он сильно повлиял на мой путь, многое подсказывал, наставлял.

«Если на объекте какой-то косяк, то компенсирую убыток из своего кармана. К тому же я просто люблю свою работу, которую считаю творческой» «Если на объекте какой-то косяк, то компенсирую убыток из своего кармана. К тому же я просто люблю свою работу, которую считаю творческой»

— При такой востребованности что заставляет вас снова лично работать на объектах, а не только руководить?

— Причина — катастрофически не хватает ответственных людей. Я не гонюсь за количеством бригад, мне нужно качество, и это основа. Я не могу себе позволить подвести клиента. Если на объекте какой-то косяк, то компенсирую убыток из своего кармана. К тому же я просто люблю свою работу, которую считаю творческой.

— Насколько доступны ваши услуги частным заказчикам?

— Средний чек за дом площадью 135 м² с одним санузлом обойдется в 650 тысяч рублей за работу и еще 1,2 миллиона — за материалы. Моя компания работает в премиум-сегменте — монтируем системы отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, занимаемся оборудованием бассейнов, подогревом дорожек, берем на себя комплексную автоматизацию квартир и коттеджей, от установки до обслуживания.

— Параллельно с бизнесом вы много лет занимаетесь благотворительностью и общественной деятельностью. Как это началось?

— 15 лет назад сын проходил лечение в стационаре на Рихарда Зорге, 2а. Там есть отделение, куда госпитализируют детей из социально неблагополучных семей. Узнав их истории, я не смог остаться равнодушным — помогал, организовывал праздники. Постепенно к моей инициативе присоединялись друзья, клиенты, даже люди, живущие за границей. Сейчас, когда больнице нужны обои, мебель или ремонт техники, я нахожу человека, который готов это безвозмездно приобрести, и налаживаю мост адресной помощи.

«Если человек окажется толковым и работящим, уже через полгода год сможет стабильно зарабатывать от 150 тысяч рублей»

— Вы являетесь членом Общественной палаты РТ, ОНК по РТ, общественного совета УФСИН РТ, входите в общественный совет при ГЖИ РТ. Для чего вам такая общественная нагрузка?

— Четвертый год я являюсь членом общественной наблюдательной комиссии, благодаря чему у нас есть право доступа в СИЗО и колонии, где мы с коллегами проверяем условия содержания осужденных. Больно видеть 16–17-летних ребят, которые из-за одной глупости сломали жизнь. Но мы с моим другом детства, руководителем исполкома РСБИ, президентом федерации кекусинкай РТ, Александром Даренковым убеждены, что работать с трудными подростками надо начинать на воле, предлагая им здоровую альтернативу.

Моя задача как предпринимателя — предложить тем, кто захочет, и профессиональную стезю. Я готов брать таких ребят, обучать ремеслу. Если человек окажется толковым и работящим, уже через полгода год сможет стабильно зарабатывать от 150 тысяч рублей.