Гражданское общество стало «поактивнее», ИИ способен помогать в систематизации нормативно-правовых актов, а конституционная реформа по-прежнему не отпускает со своей «одноуровневостью». Это основные темы, которые во вторник обсуждали на годовой коллегии министерства юстиции Татарстана. О том, как Рустем Загидуллин выбил 1,3 млрд рублей на ремонт зданий судов и что говорили об иноагентах, — в материале «БИЗНЕС Online».
Во вторник прошла годовая коллегия министерства юстиции Татарстана
Республиканский закон «О местном самоуправлении» изменят к лету
Ставя свою оценку минюсту РТ и управлению минюста РФ по РТ, главный федеральный инспектор РТ Виктор Демидов о «солидности» заявил несколько раз. Хотя по факту из всего перечня он выделил лишь два достижения: проактивную позицию ведомств в предоставлении бесплатной юридической помощи участникам СВО и членам их семей, а также высокое качество экспертизы республиканских нормативно-правовых актов (НПА), за которыми и блюдут в минюсте. Еще Демидов отдельно подчеркнул, что на СВО ушли 7 республиканских адвокатов, за что тем слова огромной благодарности. Но остальные успехи минюста главный федеральный инспектор РТ оставил за скобками, а зря — похвастаться министру юстиции Рустему Загидуллину и его коллеге, начальнику управления минюста федерального Максиму Скирде, явно было чем.
Создание пяти центров пробации для бывших осужденных, несколько подготовленных отчетов средне-волжским центром судебной экспертизы (это «подведы» управления минюста), заполнение федерального регистра НПА, сверка республиканских актов с федеральными — вот лишь малый перечень того, чем в 2025 году занималось управление минюста РФ по РТ.
Из любопытного, о чем следовало бы сказать, — это ситуация с некоммерческими организациями (НКО). Их регистрирует управление минюста, и оно же потом за ними следит. Число НКО как показатель уровня развития гражданского общества в республике порадовал: 6 215 действующих организаций различного толка (общества, ассоциации, союзы, фонды и т. д.). Число их в прошлом году выросло на 278 новых НКО. А заявок на регистрацию было и того больше — 2 508 в 2025 году против 1 912 в 2024-м и 1 856 в 2023-м.
Важным, по словам Скирды, станет регистрация уставов муниципальных образований Татарстана — чуть ли не задача номер один для управления минюста России по РТ в 2026-м
Прирост гражданского самосознания и инициативы присутствует, причем в качественной форме: проверять НКО стали чуть чаще, а выявлять нарушения — сильно реже (34 составленных протокола в 2025-м против 64 в 2024-м). Подросла и статистика предоставления отчетов НКО (83% организаций отчитались перед минюстом). В этом году показатель еще вырастет — с 1 января теперь все отчеты будут приниматься только в электронной форме, что, разумеется, развяжет руки управлению минюста, чтобы можно было заняться чем-то более важным.
Этим важным, по словам Скирды, станет регистрация уставов муниципальных образований Татарстана — чуть ли не задача номер один для управления минюста России по РТ в 2026-м. Необходимость «переписывания» уставов на местах напрямую вытекает из тех самых резонансных поправок в №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», из-за которых в прошлом году Татарстан вызвал небольшой переполох в Госдуме.
Речь шла о переходе с двухуровневой модели управления МСУ к одноуровневой, что означало бы ликвидацию «сельсоветовского» уровня. Регионам, как известно, позволили самим определять, как удобнее управлять на местах. Но поправки в №33-ФЗ от этого никто отменять не стал. Закон приняли. Но теперь появились разночтения в республиканской правовой системе и федеральной (в части разграничения полномочий между разными уровнями МСУ). Вот это и надо теперь причесывать под одну гребенку.
Поправки в №33-ФЗ вступят в полную силу лишь к 2027 году. А до того республике необходимо принять новую редакцию республиканского закона «О местном самоуправлении в РТ». По словам Загидуллина, над поправками работают с июля 2025-го и пока еще не пришли к консенсусу. «Завершение этой работы является одной из ключевых задач на 2026 год», — заявил глава минюста РТ. Точно такое же требование ему поставил на коллегии и первый вице-премьер Рустам Нигматуллин. Тот обозначил четко — чтобы до 1 июня уже внесли поправки на рассмотрение в Госсовет РТ. А уже затем придется причесывать уставы на местах (с учетом поселений — их в республике 956), перерегистрируя всех в управлении минюста. И это только одна задача на этот год.
Республике необходимо принять новую редакцию республиканского закона «О местном самоуправлении в РТ». По словам Загидуллина, над поправками работают с июля 2025-го и пока еще не пришли к консенсусу.
Ремонт мировых судов растянут на пять лет
Еще одна тема, уже чуть более приятная для татарстанской юстиции. Связана она с долгожданным ремонтом зданий мировых судов.
Сегодня в Татарстане работают 190 судебных участков мировых судей, в 2025 году ими рассмотрено более 692 тыс. дел… И это еще число уменьшилось на 20% — впервые с 2010-го зафиксировали снижение нагрузки на судей. По словам зампреда Верховного суда РТ Эдуарда Каминского, сегодня показатель составляет 1,7 по уголовным составам и 119 по административным, т. е. в среднем по 263,6 дела в месяц — цифры «оптимальные».
Основная причина снижения нагрузки на мировых судей, как ни парадоксально, связана с налогами. С ноября прошлого года из подсудности мировых судей исключили дела о взыскании налоговой задолженности (теперь это происходит вне суда, решением самой налоговой). Если в 2024 году из общего числа дел таких было 88 тыс., то в 2025-м — уже 50 тысяч. Учитывая, что в этом году часть обязательных платежей (помимо налоговых) также начнут взыскивать не судебными, а приказными производствами, нагрузка на мировых судей еще снизится. По оценке Загидуллина — примерно на 10%.
Плюс чуть выросла штатная численность мировых судов (на 1,7%) до 190 единиц — стало чуть полегче с нагрузкой. Но речь только о мировых судьях, к которым прилагается штат помощников. И вот там ситуация плачевная. «По-прежнему остро стоит вопрос нехватки сотрудников аппарата мирового судьи и высокой текучести кадров», — отметил Каминский в своем отдельном докладе. Наибольший отток кадров в Авиастроительном (55%), Кировском (58%), Тукаевском (50%), Апастовском (50%) районах. Все это влияет на качество отправляемого правосудия (сильно выросло число жалоб в минюст на решения мировых судов). Причина кадровой нестабильности, как и всегда, в материальном стимулировании. Причем это касается не только вопроса оплаты труда, но и отчасти условий, в которых трудятся судьи и их помощники. Как отметил Загидуллин, мировые судьи размещены сегодня в 71 здании, 60% из которых остро нуждаются в ремонте.
«С этого года по решению раиса Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова начинается пятилетняя программа капитального ремонта зданий судебных участков мировых судей с объемом финансирования более 1 миллиарда 300 миллионов рублей», — заявил Загидуллин. Для сравнения: вся государственная программа «Развитие юстиции в РТ» в 2025 году обошлась республиканскому бюджету в 1,22 млрд рублей.
Ремонт начнут (точнее, продолжат, постепенно здания приводились в порядок и так, но при куда меньшем финансировании) уже с этого года. Это будет 11 зданий в разных районах РТ. К слову, за последние 6 лет отремонтировали аналогичное число объектов, а тут в планах столько же, но уже за год. Всего планируют за пять лет отремонтировать поэтапно 44 здания.
Сегодня в Татарстане работают 190 судебных участков мировых судей, в 2025 году ими рассмотрено более 692 тыс. дел… И это еще число уменьшилось на 20% — впервые с 2010-го зафиксировали снижение нагрузки на судей
«Просьба проводить принципиальную государственническую деятельность по контролю за иноагентами»
Приведение республиканского законодательства в порядок после конституционной реформы и запуск программы «реновации» мировых судов — пожалуй, главная рутина минюста. В остальном же цифровизация в республике растет, и уже совсем скоро откажутся от бумажного документооборота (уж слишком болезненно прозвучала информация о больших тратах на почтовые отправления), антикоррупционная экспертиза НПА проводится, ошибки выявляются и устраняются, бесплатная юридическая помощь участникам СВО и членам их семей оказывается.
На других задачах Нигматуллин, выступивший с традиционной политминуткой о социально-экономических результатах республики, по итогам всех докладов внимание особо не акцентировал, разве что призывал еще раз подумать о внедрении ИИ в мировые суды и для помощи в систематизации нормативно-правовых актов. Также он посоветовал чуть поактивнее быть в 2026-м при работе с ветеранами — все же это Год воинской и трудовой доблести.
Ну а Демидов по поручению своего шефа, полпреда президента РФ в ПФО Игоря Комарова, добавил, что неплохо было бы еще поработать минюсту и с «деструктивными» иноагентами. «Просьба проводить принципиальную государственническую деятельность по контролю за ними», — наставлял Демидов.
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.