В 2025 году только 17% автовладельцев смогли купить новый автомобиль, тогда как в 2012‑м доля новых машин в продажах составляла 34%, «у человека не хватает денег на покупку нового автомобиля», сокрушался Алексей Подщеколдин на пресс-конференции РОАД в Москве. Дорожающие авто, жесткие кредиты и растущий утильсбор — три кита, на которых держится российский авторынок-2026. О том, почему покупка новой машины стала роскошью для 83% россиян и какие бренды рискуют покинуть рынок, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Алексей Подщеколдин подвел итоги авторынка за 2025 год
Новое авто смогли себе позволить вдвое меньше автолюбителей
Выступая на прошедшей сегодня в Москве пресс-конференции, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин подвел итоги авторынка за 2025 год.
«Сегодня много диванных экспертов, которые выражают различное мнение. Голова кругом идет, какие прогнозы идут, а истины зачастую мало или нет. Мы (РОАД — прим. ред.) максимально искренне хотим донести причины удач и неудач автомобильного рынка», — с некоторым задором начал свое выступление Подщеколдин, одновременно предупредив, что населению надо готовиться к новому витку цен, а также к очередному падению рынка.
По данным ассоциации в России по итогам 2025 года, продали почти 8,48 млн автомобилей. В статистику вошли как новые, так и подержанные авто (легковые и легкие коммерческие). Причем 83% рынка (или почти 7,07 млн машин) заняли автомобили с пробегом. Соответственно, 17% — новые легковые и легкие коммерческие автомобили (чуть больше 1,4 млн авто).
После «бурного» восстановления рынка после 2023 года, а по факту заполнения вакуума китайскими брендами, автомобильный рынок не просто уперся в «потолок», но начал откат назад. Эксперт считает, что в 2026-м ожидается повышение стоимости новых автомобилей минимум на 10%, а в зависимости от сегмента — до 25%. Таким образом, средняя цена на новую машину в текущем году составит уже 3,85 млн рублей против 3,5 млн рублей в 2025-м. Стоимость автомобиля с пробегом вырастет до 1,3 млн рублей.
При этом финансовая емкость рынка новых машин составила 33% (или 4,61 трлн рублей) от общей суммы, на автомобили с пробегом россияне потратили 9,18 трлн рублей в 2025 году (67% от общей финансовой емкости). И если по сравнению с 2012-м емкость рынка в рублевом эквиваленте выросла в 3 раза — с 4,4 трлн до 13,8 трлн рублей, то в долларовом — всего на 10% — с $135 млрд до $150 миллиардов.
«1,4 миллиона [проданных в 2025 году в РФ новых легковых и легких коммерческих автомобилей] — это рынок Австралии, где кенгуру больше, [чем машин]!» — приводит сравнение Подщеколдин, акцентируя внимание на недоступности покупки транспорта. И тут ключевая фраза: «…потому что доходы у предприятий и у физических лиц не растут, а скорее снижаются».
Падение реальных доходов и рост цен привели к тому, что в 2025 году только 17% россиян смогли купить новый, а не подержанный автомобиль. Еще в 2012-м доля новых автомобилей в продажах занимала 34%, т. е. доля тех, кто может позволить купить себе новую машину, упала в 2 раза. По словам Подщеколдина, «у человека не хватает денег на покупку нового автомобиля», а причина снижения спроса на новые авто проста и связана не только с ценами на машины, но и с риторикой государства, которое своими действиями понижает доступность таких автомобилей.
Подщеколдин также отметил, что, по последним данным, экономика Китая в 2025 году выросла на 5%, достигнув установленной правительством цели: «В новостях говорят, что Китай неуспешно добавил 5 процентов, а мы успешно — 1 процент. Где логика?»
«В этом году рынок будет опять под давлением»
Эксперт обозначил, что 2026 год для рынка новых автомобилей будет непростым, вернее, он опять окажется под давлением. И Подщеколдин прямо обозначил основные риски, влияющие на это: курс рубля, ставка ЦБ, НДС, утильсбор и стабилизация складов.
Первый тезис — сценарии развития рынка. По оценке агентства РОАД, базовый прогноз на 2026 год — около 1,4 млн проданных новых автомобилей, так же как и в 2025-м.
Рынок новых автомобилей окажется под давлением — это курс рубля, ставка ЦБ, НДС, утильсбор и стабилизация складов
«В базовом сценарии рынок в 2026 году будет примерно на том же уровне, что и в 2025-м. При негативном сценарии объем рынка может сократиться до 1,25 миллиона машин, что соответствует 10 процентам», — посчитал Подщеколдин. При этом оптимистический сценарий в прогнозах вообще никак не учтен.
Вторая причина — рост цен и налоговая нагрузка. Очередное повышение утилизационного сбора, увеличение НДС и жесткая монетарная политика ЦБ могут привести к постепенному сокращению автомобильного рынка из-за роста цен. «Если бы налог был в 2 раза меньше, а продаж в 2 раза больше, то бюджет был бы наполнен одинаково. Здесь выиграли бы люди — им дешевле было бы покупать автомобили», — дал совет минфину глава РОАД.
Сейчас же падение продаж приводит только к снижению поступлений НДС, а рост НДС на 2% с начала года войдет в цену минимум в размере 3–4%. Кроме того, с 1 декабря 2025 года вступили в силу новые правила утильсбора. Коэффициент, на который умножают базовую ставку, теперь зависит не только от объема двигателя и возраста автомобиля, но и от мощности мотора. Чем мощнее машина, тем выше коэффициент. Дополнительно с 1 января 2026 года сюда добавилась ежегодная индексация утилизационного сбора на 10–20% в зависимости от категории транспорта. В среднем к 2030-му, по данным РОАД, средний утилизационный сбор на новый автомобиль составит 1,5 млн рублей.
Также на величину продаж сильно повлияет ужесточение условий автокредитования. И это будет связано с тем, что банки станут более тщательно проверять заемщиков. Кредиторы с начала года стали по-другому оценивать заемщика. Банки теперь могут опираться только на официальные данные о доходе клиента — информацию из налоговой либо социального фонда. Эта особенность окажет несравнимо большее влияние на выдачи, чем высокие ставки и общая закредитованность. По данным Подщеколдина, только за прошедшие дни января 2026 года выдачи автокредитов снизились на 30%.
В целом 2026-й станет периодом ожидания и осторожности. Рынок вошел в фазу выжидательной стагнации, а дальнейшая динамика будет напрямую зависеть от регуляторных решений и доступности денег для конечного покупателя.
Автомобильные марки, продающие менее 1 тыс. автомобилей в год, вынуждены будут уйти с российского авторынка в 2026-м из-за убытков
Какие марки авто могут уйти с рынка?
В российской ассоциации дилеров поделились своими прогнозами на будущее китайских марок, ответив на животрепещущий вопрос о том, какие марки в ближайшем будущем могут покинуть российский рынок.
Автомобильные марки, продающие менее 1 тыс. автомобилей в год, вынуждены будут уйти с российского авторынка в 2026-м из-за убытков, рассказал Подщеколдин. Среди таких брендов — несколько автокомпаний, которые стремительно теряют дилеров, практически исчерпали запасы машин и находятся в группе риска.
«В среднесрочной перспективе локализация производства — это единственный путь для китайских производителей, чтобы работать в России. Но маленькие продажи в целом на рынке вызывают нежелание, в том числе и китайских инвесторов, приходить на такой мелкий рынок. При этом с новым утильсбором везти автомобиль к нам не приведет к успеху», — уверены в РОАД. Вместе с тем главный тезис — это то, что локализованные модели выиграют за счет госкомпенсации утильсбора, а импортеры окажутся в зоне риска.
Глава РОАД отметил, что, несмотря на низкие, а порой даже катастрофически низкие продажи, китайские марки не спешат покидать Россию. Они могут как бы впасть в анабиоз, а при улучшении условий — как экономики в стране, так и с получением финансов на пиар и раскрутку от головного офиса — снова открыть двери шоурумов.
По данным из инфографики ассоциации, под удар могут попасть 12 марок с меньшими продажами, а значит, с бо́льшим количеством рисков, и 20, объемы реализации которых явно не покрывают содержание дилерских центров. В первую группу вошли такие авто, как Denza, Xiaomi, ORA, во вторую — Hiphi, NIO, Venucia.
Такие некрупные китайские автомобильные бренды действительно имеют большие шансы уйти с рынка. Когда продажи исчисляются парой сотен машин, то эти марки находятся в аутсайдерах. Причем в России укрепляется тренд на монополизацию рынка, когда крупные игроки остаются, а все остальные потихоньку расходятся. «У них были возможности работать раньше даже при минимальных продажах, но повышенный утильсбор они не смогут перекрыть своей маржой и начнут перекладывать ее на потребителя, а по такой цене ее уже никто не купит», — поделился мнением эксперт.
Буквально сегодня в СМИ появилась информация, что китайские автомобильные бренды резко сократили число шоурумов в РФ. Каждый четвертый салон автомобилей из КНР, по экспертным оценкам, был закрыт или переформатирован под другой бренд в условиях низких продаж и роста расходов, а к резкой коррекции рынка в 2025-м привела избыточная активность китайских автомобильных брендов в России в прежние годы.
Китайские автомобильные бренды резко сократили число шоурумов в РФ в условиях низких продаж и роста расходов
«В некоторых городах дилеров больше, чем нужно»
По горячим следам пресс-конференции корреспондент «БИЗНЕС Online» обсудил с главным редактором журнала «За рулем» Максимом Кадаковым его видение ситуации на 2026 год. Так, его прогноз по продажам — на уровне 1,3 млн автомобилей. Цены же, по ощущению автоэксперта, подрастут при позитивном развитии событий на 5–7%. «Если будет все менее позитивно, то получим около 10 процентов. Прогнозы, которые дает Подщеколдин, совпадают с нашими», — сказал он.
Несмотря на явный обвал продаж всех марок, Кадаков считает, что никто из «большой китайской десятки не уйдет». «То, что уйдет бренд №53, вообще ни на что не влияет. Говорить об этом бессмысленно. Мягкая замена бренда Chery на Tenet предсказуема. И здесь не столько уход, сколько трансформация. И то бренд исчезнет только в том случае, если они примут решение не продавать оставшиеся модели Arrizo, Tiggo. Changan тоже не уйдет. Никто даже из относительно крупных не уйдет, потому что у них есть поддержка экспортной программы. Даже если они торгуют здесь в убыток, они в итоге с учетом субсидий, которые дает либо Китай, либо правительство провинции, все равно какие-то показатели себе получают», — пояснил наш собеседник.
Такие же прогнозы Кадаков строит и по поводу автосалонов: одни закроются, но откроются другие, крупным же сетям ничего не будет. «Если все же количество дилеров сократится, то в этом нет ничего плохого, потому что у нас в некоторых городах дилеров больше, чем нужно. Если в областном городе, где живут 300 тысяч человек, начинают открываться по три-четыре дилерских центра одного бренда — это неправильно. Потому что они ничего, кроме каннибализации, с собой не несут и работать всем плохо», — считает наш спикер, предполагая, что если закроется 10% от существующего количества, то это будет даже хорошо.
«Нам при тех объемах продаж, которые были в 2024–2025 годах, столько дилерских центров не надо», — уверен Кадаков.
Вопрос корректировки суммы утильсбора сейчас неактуален, считает эксперт: «Я думаю, что в этом году вряд ли мы дождемся каких-то корректировок „утиля“. Недавно очень сильно подумали, все скорректировали, с 1 декабря переписали, поэтому ждать, что сейчас что-то принципиально поменяется — это вряд ли».
Текущая ситуация остается сложной, особенно для игроков с высокой долговой нагрузкой, а возможности для развития есть далеко не у всех
В ожидании «оздоровления» рынка
Директор направления новых автомобилей ГК «ТрансТехСервис» Алексей Караулов сообщил изданию, что при формировании планов компания закладывает средний сценарий развития рынка, согласно которому в 2026-м объем продаж новых автомобилей в России составит порядка 1,3 млн единиц — на уровне прошедшего года.
«Идет процесс развития портфеля. В 2025 году мы закрыли несколько минусовых направлений, заместив их востребованными и хорошо зарекомендовавшими себя автобрендами. Есть пример Souest — полгода мы их успешно продавали, но бренд ушел с рынка. При этом у нас сохраняются свободные мощности практически во всех городах присутствия, и ключевая задача — выделить их под правильных партнеров», — сообщил спикер.
В прошлом году ТТС расширил сотрудничество с рядом крупных брендов: Geely в Уфе, Solaris в Ижевске и Казани, Changan в Нижнекамске, Ижевске и Казани. «Несмотря на то что сейчас Changan находится в более слабой фазе, мы уверены, что ситуация выправится уже к весне. Также был открыт дополнительный дилерский центр LADA, появились новые партнеры — KGM и LiXiang. В 2026 году планируем дальнейшее расширение сотрудничества с ключевыми брендами. Уже в январе мы запустили Jetour в Чебоксарах, а в первом квартале планируем открыть Solaris, Hongqi и LiXiang в Уфе», — говорит Караулов.
Отдельный фокус — расширение предложения электромобилей и гибридов. Сейчас у ТТС работает три дилерских центра Exlantix, компания планирует получить четвертый контракт в Уфе. «В Казани, Набережных Челнах и Уфе мы запустили гибридную линейку Geely — кроссовер EX5. Рассчитываем развернуть во всех городах, где у нас есть ДЦ Changan Uni, продажи электричек и гибридов Deepal и открыть новые автосалоны Voyah. Мы внимательно следим за развитием этого сегмента и считаем его важным», — подчеркнули в компании.
В целом по рынку автодилер ожидает определенного «оздоровления». Хотя текущая ситуация остается сложной, особенно для игроков с высокой долговой нагрузкой, а возможности для развития есть далеко не у всех. «По нашим оценкам, до 10–15 процентов игроков могут покинуть рынок: текущий объем продаж распределен между большим количеством дилерских центров и зачастую не обеспечивает даже уровень безубыточности», — сообщил эксперт.
Существенным фактором по-прежнему остается утилизационный сбор. Большинство брендов уже заложили его рост в свои цены, у отдельных производителей этот процесс растянется на 1–2 месяца, комментирует Караулов. По массовому сегменту в ТТС также видят рост стоимости автомобилей на 50–100 тыс. рублей, а по итогам первого квартала ждут удорожания на уровне 6–8%.


Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.