«Создается впечатление, что это либо элемент какой-то большой договоренности, либо некое тактически выраженное решение», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» вчерашнее выступление Владимира Путина по поводу требований США отдать им Гренландию. Президент России заявил, что это «нас не касается совершенно», тем более что Дания относилась к острову жестко, как к колонии. Что касается приглашения вступить в совет мира, то РФ изучит его, а в качестве взноса готова отдать $1 млрд замороженных в Соединенных Штатах активов. В свою очередь Трамп, похоже, отказался от применения военной силы и вновь повторил, что Россия и Украина «разумно близки к сделке». Подробнее — в нашем материале.
Владимир Путин собрал второе за неделю совещание с постоянными членами совбеза, чтобы обсудить перспективы международного транспортного коридора «Север – Юг»
Как Путин порадовал Трампа
Год только начинается, а международная повестка уже в огне. Протесты в Иране, захват президента Венесуэлы, требования США отдать им Гренландию и новоиспеченный совет мира — по всем этим темам Россия выступала, но не на высшем уровне. Были реакции МИД РФ, а вот президент страны хранил молчание. Сложилось ощущение, что Кремль еще вырабатывает позицию, которую должно озвучить первое лицо. Ссориться с Соединенными Штатами сейчас, очевидно, не с руки, так что решили не спешить.
Позиция Москвы по двум вопросам из четырех более-менее прояснилась вчера вечером. Владимир Путин собрал второе за неделю совещание с постоянными членами совбеза, чтобы обсудить перспективы международного транспортного коридора «Север – Юг». Но в самом начале повестку чуть изменили с подачи спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая попросила Путина прояснить ситуацию с советом мира и Гренландией.
Разумеется, такой сценарий с вопросом от Матвиенко был проговорен заранее. Получается, что Кремль счел правильным сейчас выразить свое мнение по двум вопросам. Путин прокомментировал тему совета мира и Гренландии спустя несколько часов после речи Дональда Трампа на Всемирном экономическом форуме в Давосе и аккурат перед приездом в Москву американских переговорщиков, работающих над урегулированием конфликта на Украине. Последние прилетят в Первопрестольную сегодня и должны быть в хорошем настроении.
Сначала о совете мира. Судя по риторике Путина, окончательное решение еще не принято, но в целом Москва не против вступления в новую организацию. Президент России поблагодарил Трампа за приглашение и отметил, что Москва поддерживает «любые усилия, направленные на укрепление международной стабильности». Что касается вступления, сначала МИД РФ изучит поступившие от Вашингтона документы (не прозвучало какие) и проконсультируется со стратегическими партнерами (вероятно, с Китаем), а потом дадим ответ.
Главное, чтобы работа в рамках совета мира помогла долгосрочному урегулированию палестино-израильского конфликта, основанному на соответствующих решениях ООН, отметил Путин. А дальше, как отмечают телеграм-каналы, произошел «толстый политический троллинг».
По словам Путина, главное, чтобы работа в рамках совета мира помогла долгосрочному урегулированию палестино-израильского конфликта, основанному на соответствующих решениях ООН
Пресса писала, что для вступления в новую организацию странам якобы нужно заплатить взнос в размере $1 миллиарда. «Учитывая особые отношения России с палестинским народом, мы могли бы, я думаю, направить в совет мира 1 миллиард долларов США из замороженных еще при прежней администрации Соединенных Штатов российских активов», — обозначил Путин. «Это вот элегантно», — прокомментировал такое предложение РФ главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
Дальше — Гренландия. Путин никак не стал комментировать, что Трамп использует как предлог для покупки острова якобы угрозы со стороны России и КНР, и дал понять, что Москва вмешиваться в ситуацию не намерена. «Нас не касается совершенно то, что с Гренландией происходит», — сказал президент РФ. И на этом, казалось бы, можно закончить мысль, но нет. Российский лидер напомнил, как и за сколько в свое время РФ решила с Соединенными Штатами вопрос с Аляской, да и Дания продавала стране Виргинские острова. Путин даже подсчитал, сколько сейчас может стоить Гренландия.
«Площадь Гренландии — чуть больше, по-моему, 2 миллиона 166 тысяч квадратных километров, тоже с хвостиком. То есть разница где-то 449–450 тысяч квадратных километров. Если сравнить это со стоимостью приобретения Соединенными Штатами Аляски, то цена за Гренландию была бы где-то там 200–250 миллионов долларов. Если сравнивать с тогдашними ценами на золото, эта цифра была бы больше, наверное, к миллиарду. Но я думаю, что Соединенные Штаты потянут и эту цифру», — отметил глава государства. Наконец, он напомнил, что Дания всегда относилась к Гренландии жестко, как к колонии.
Стоит отметить и еще одну деталь. Говоря об $1 млрд замороженных в США активов, Путин также отметил, что остальные заблокированные в Штатах активы Россия готова потратить на «восстановление территорий, пострадавших в ходе боевых действий» на Украине, после заключения мира. Прежде о такой готовности публично не говорилось. Вопрос, войдет ли в этот периметр земля Донбасса, ставшая частью РФ.
Дональд Трамп во время своего выступления в Давосе заявил, что испытывает «огромное уважение как к народу Гренландии, так и к народу Дании»
А что сказал Трамп?
Накануне по поводу Гренландии высказался (и не один раз) и Дональд Трамп в Давосе. Во время своего выступления он заявил, что испытывает «огромное уважение как к народу Гренландии, так и к народу Дании». Однако напомнил, что каждый член НАТО обязан быть способен самостоятельно защищать свою территорию. А кроме США, ни одна страна не в состоянии обеспечить безопасность «этого огромного куска льда».
Трамп назвал «глупостью» передачу Гренландии Копенгагену после Второй мировой войны. Но сегодня значение острова для Вашингтона выше, чем тогда. И речь идет не о полезных ископаемых, а о стратегическом положении — «прямо между» Соединенными Штатами, Россией и Китаем. Трамп предупредил, что в случае крупного конфликта «над Гренландией будут летать ракеты», а США не смогут эффективно защитить остров, если речь будет идти лишь об аренде. В планах — развернуть там масштабную систему противоракетной обороны (ПРО) «Золотой купол».
При этом Трамп исключил применение военной силы после нескольких недель отказов от этого. А еще чуть позже, уже после переговоров с генсеком НАТО Марком Рютте, объявил о «рамках будущего соглашения в отношении Гренландии» и отозвал угрозу введения пошлин против 8 европейских стран. Рамочное соглашение, пишет ряд СМИ, сохраняет суверенитет Дании. А Вашингтон в свою очередь получит контроль над своими военными базами, сможет развернуть там американскую систему ПРО «Золотой купол», усилить присутствие НАТО в Арктике и расширить добычу полезных ископаемых.
Что касается украинского конфликта, то здесь Трамп заявил, что ответственность за ситуацию должна лежать исключительно на Европе. «Они должны заниматься Украиной, а мы — нет. США очень далеко, нас разделяет большой красивый океан, мы не имеем к этому никакого отношения», — сказал он.
В то же время американский президент утверждает, что активно участвует в процессе урегулирования. Но одним из ключевых препятствий для завершения конфликта является ненависть президентов России и Украины друг к другу. По его оценке, и Путин, и Зеленский «хотят заключить сделку». Стороны даже «разумно близки к ней».
«И если они этого не сделают, они глупцы. Это касается их обоих (президентов России и Украины — прим. ред.). Я знаю, что они не глупые, но, если не заключат эту сделку, они будут глупцами. Не хочу никого оскорблять, но они должны это уладить», — призвал он.
На сегодня точно неизвестно, сколько средств России заморожено в США, американцы признают только $4,5 миллиарда
«Судя по всему, все ходы США и России расписаны»
Предложение Путина направить $1 млрд, замороженных в США, в совет мира ставит перед Трампом ряд вопросов, считает «Образ будущего». На сегодня точно неизвестно, сколько средств России заморожено в Соединенных Штатах, американцы признают только $4,5 миллиарда. «При этом ранее конгресс принимал решение направить Украине 5 миллиардов [долларов], потом этот момент заболтали. И вполне возможно, что эти деньги ушли из США за подписью Байдена электронной авторучкой», — рассуждают авторы канала и задаются вопросом: если американцы тайно отправили при Байдене наши деньги Украине, то где брать этот миллиард?
«Историк Дюков» подчеркивает, что прозвучавшие заявления не оставляют никаких фантазий о защите Европы и международного права, а также о борьбе с мировым империализмом. «Прагматика и еще раз прагматика. Нам выгодно постоять в стороне — вот мы и постоим, посмотрим», — делится мнением автор канала, сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков.
В целом Кремль не против, если Трамп купит Гренландию, считает эксперт центра военно-политической журналистики, автор канала Colonelcassad Борис Рожин. «Путин сравнивал возможную покупку Гренландии у Дании с покупкой Аляски у Российской империи. Судя по всему, в рамках духа Анкориджа осуждения захвата Гренландии у Дании ожидать не стоит», — отмечает Рожин.
Россия меняет Гренландию и вхождение в совет мира «имени Трампа» на уступки по Украине и золотовалютный резерв, считает «Тот самый олень». Именно для того, чтобы согласовать «сделку», спецпосланник РФ Кирилл Дмитриев встречается со спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом и бизнесменом Джерардом Кушнером. «Очень удобно так получилось, что в этот же день в Москве находится с визитом глава Палестины Махмуд Аббас, что предполагает многостороннее обсуждение „палестинского вопроса“. Вопрос с вхождением России в ОАО „Совет мира“ тоже уже почти что решенный — нашли интересную формулу», — продолжает канал.
По мнению его авторов, Путин вчера на совбезе откровенно подыграл Трампу, отметив, что датчане относятся к Гренландии как к колонии. «Да еще сыграл на понижение цены Гренландии на торгах, опрокинув ее до 246 миллионов долларов (мол, в сравнительных ценах грош цена этой вашей Гренландии). Данное выступление — часть сделки», — делает вывод «Тот самый олень».
Канал Fighterbomber сожалеет, что вооруженной битвы за Гренландию не будет. «Мы за нее топить и вписываться не будем (неожиданно), по сути, мы уже ее благословили на развод и новую свадьбу», — пишет автор канала. Основной задачей «данного перформанса» он называет создание таких условий для США и Европы, при которых НАТО если сохранится, то чисто номинально. «То есть на бумаге это будет военно-политический блок, направленный против России, а по факту кучка разнородных государств, подверженных внутренним разногласиям, из которых в случае военной угрозы в союзе выступят максимум две-три страны, причем США среди них не будет ни в каком виде», — считает Fighterbomber.
Авторы Win-Win связывают заявления с Украиной. «Судя по всему, все ходы США и России расписаны. Зеленскому даются сутки для подписания мирного соглашения на российских условиях до полного погружения Киева во мрак и холод», — лаконичны они.
«На самом деле, не стоит принимать буквально то, что сказал Владимир Путин по поводу участия России в совете мира. Ответ Дональду Трампу скорее доброжелательный и позитивный, но со значительной долей иронии и юмора», — констатирует «Друид». По Гренландии позиция РФ — мы не вмешиваемся, это не наше дело. США, как сказал российский лидер, потянут Гренландию, если она будет стоить не очень дорого. «Таким образом, Дональд Трамп получил столь нужную ему поддержку Москвы, причем в самый подходящий для него момент. Это дорогого стоит, и президент США должен быть благодарен. Что ж, посмотрим, как он себя поведет», — констатирует канал.
«Заявление Путина надо интерпретировать как готовность России рассмотреть и изучить этот вопрос [вступления страны в совет мира]»
«Соглашаясь на передел мира, мы не знаем, чем он закончится и удовлетворится ли Трамп Западным полушарием…»
В разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперты отреагировали на заявления Путина по совету мира и Гренландии и попытались объяснить, почему Кремль выбрал такие позиции.
Сергей Черняховский — политолог, профессор Российского государственного гуманитарного университета:
— Это заявление Путина надо интерпретировать как готовность России рассмотреть и изучить данный вопрос [вступления страны в совет мира]. Подчеркнут интересный момент, что все это должно идти в русле решений ООН. Существует тенденция, идущая от Трампа, что новая организация должна заменить ООН, но Путин подчеркнул, что это должна быть, по сути, не замена, а некий конкретный инструмент для решения определенных задач, действующих в русле установок ООН.
Что касается взноса в один миллиард долларов, то почему был их не внести из замороженных активов? Это, кстати, определенный шаг к разморозке. Это же предложение: давайте внесем, но вы внесите их из того, что вы у нас почти украли.
С одной стороны, оно унижает Европу, которая сейчас пытается поддерживать борьбу против нас, с другой — помешать присоединению Гренландии мы, в общем-то, все равно не можем. А какого-то особо принципиального значения, в отличие от похищения [президента Венесуэлы Николаса] Мадуро, где мы все-таки высказали осуждение, здесь нет.
Формально да, Гренландия — это некое подобие колонии. Почему она должна быть в составе Дании? Но в целом я с определенным опасением отношусь к этой нашей позиции. Потому что, во-первых, соглашаясь на передел мира, мы не знаем, чем он закончится и удовлетворится ли Трамп Западным полушарием. Тем более что в Западном полушарии у нас есть свои интересы — и экономические, и геополитические, и отчасти идеологические. А кроме того, нарушение определенной системы отношений без создания новой… В общем, здесь есть опасения, схожие с тем, что ситуация может развернуться так же, как она развернулась после договора СССР с Германией в 1939 году.
Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:
— Можно ли это заявление президента РФ интерпретировать как готовность России войти в состав совета мира? Нет, нельзя. Совершенно очевидно, что Владимир Путин занял осторожную позицию, прежде чем вступать в это частное объединение, созданное по инициативе американского президента. С одной стороны, он не хочет обидеть Трампа, а последний очень обидчив. С другой стороны, РФ участвует на многих площадках, сейчас идет оценка того, соответствует ли национальным интересам России участие в этом формате. Многое будет зависеть от того, кто в конечном итоге туда войдет.
История с 1 миллиардом долларов из замороженных активов — это, конечно, серьезное предложение, но одновременно и троллинг. Потому что Путин уже говорил, что эти активы, к сожалению, вряд ли удастся выцарапать из цепких лапок западных стран. Поэтому почему бы не использовать их на благое дело, одновременно снижая уровень коррупционной емкости в освоении данных средств?
Что же касается Гренландии, здесь надо четко придерживаться того, что сказал президент. Что нас это не касается... Мы ни против, ни за. Не было ни одобрения, ни осуждения. Нас это не касается, но может в любой момент коснуться. Это очень важно.
Борис Межуев — главный редактор сайта АПН.ру, профессор Института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America:
— Искать какие-то подоплеки под довольно понятным заявлением, наверное, не стоит, потому что если сказано изучить, то, наверное, президент поручил изучить [данный вопрос]. Я думаю, что в этом смысле ничего другого здесь нет. Складывается ощущение, что, в принципе, мы сохраняем некоторый нормальный формат отношений. То есть если мы не разрываем отношения, несмотря на некоторые события, которые их омрачили в начале года, то, наверное, выражаем некую определенную готовность. С учетом того, что, видимо, будет доложено президенту по результатам этого изучения. Здесь нет какой-то глубинной подоплеки, о которой я либо знаю, либо подозреваю.
1 миллиард долларов из замороженных активов? Мы сейчас вступили в такой период политической динамики, когда разница между троллингом и серьезными заявлениями очень зыбкая, потому я допускаю, что, возможно, это и то и другое. Во-первых, никто сейчас не требует с нас этого миллиарда. Он потребуется только через три года, если не ошибаюсь. Потому, в принципе, Трамп мог бы посчитать, что это некоторое такое пожелание вернуться к вопросу замороженных российских активов с целью их использования для определенных нужд, в том числе и для этой тоже. С другой стороны, Трамп — человек как с чувством юмора, так и без чувства юмора. Он может как-то и всерьез сказать — хорошо, прекрасно, отличная идея. Несмотря на то что это, возможно, троллинг [cо стороны президента РФ], Трамп может принять это как серьезное послание Путина, потому что настало время обсудить опрос о размораживании российских активов и использования их для каких-то взаимных интересов — и американских, и российских. Во всяком случае, речь идет о той части замороженных активов, которые находятся в Америке и могут быть использованы американцами.
Дмитрий Дробницкий — политолог:
— Путин и раньше высказывался по поводу притязаний США на Гренландию если не благосклонно, то, по крайней мере, с пониманием. В рамках Арктического форума в России в прошлом году Владимир Владимирович даже вспомнил исторический факт, как Эндрю Джонсон сначала приобрел Аляску, а потом пытался приобрести Гренландию. Конгресс его не поддержал — и зря, сказал Путин. А вчера он сделал заявление в духе «а чего это Дания строит из себя невесту на выданье?». Очевидно же, что и так продавали уже Америке территории. И вообще это было распространенной практикой в XIX веке. Тем самым российский лидер не то чтобы поддерживает Трампа, но игнорирует логику коллективного Запада о том, что, мол, в XXI веке дела так не делаются. Но главное, что он сказал, — «это их дело». Вы уж там, мол, сами разбирайтесь, а мы по этому поводу выступать обличителем и уж тем более союзником Европы точно не будем.
Еще звучали заявления по совету мира по Газе. Но РФ вряд ли будет участвовать в нем на государственном уровне. Вместо этого Путин предложил взять 1 миллиард долларов для организации из замороженных активов. Намек простой: если это будет использовано в рамках сделки с нынешней администрацией президента США, то понятно, что никакой Европе данные деньги не достанутся ни в каком виде. На самом деле для России это замороженный актив, а для Европы и вовсе пассив. Так что забирать там нечего. Потому предложение заключается в том, чтобы деньги не просто там долго лежали, а были использованы.
Если совет мира состоится, то со стороны Союзного государства конфигурация будет следующая: на государственном уровне будет представитель от Беларуси, а от России — спецпредставитель президента РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами, глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
Но на самом деле совет мира — это такое акционерное общество по ликвидации места, где когда-то был конфликт, и строительству на данном месте эдакого рая для девелоперов. Поэтому задача здесь — завести туда представителей бизнеса. А Катар с одной стороны и Израиль с другой дадут гарантии, что никто туда лезть не будет. И охранять все это станет какая-нибудь ЧВК. Не факт, что все это получится, но это некая новаторская капиталистическая схема по ликвидации места, где когда-то был конфликт.
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.