«ВООПИиК недавно возродилось, но раньше нам всегда предоставлялось слово!» — негодуют защитники исторического наследия в преддверии сегодняшней коллегии комитета РТ по охране объектов культурного наследия. Накануне татарстанское отделение ВООПИиК в письме вице-премьеру республики Лейле Фазлеевой пожаловалось, что им не дают слова на совещании. Причина — список выступающих якобы уже согласован, а лишнего времени нет. В итоге письмо подействовало, сегодня днем Фазлеева заверила, что представители организации смогут выступить за трибуной. В самом ВООПИиК считают, что ситуация «в очередной раз демонстрирует неготовность к диалогу с общественными организациями». О том, для чего общественники требовали слова и что готовятся сказать, — в нашем материале.
Руководитель татарстанского отделения ВООПИиК Степан Новиков в письме «обратился с просьбой содействовать участию в коллегии для дальнейшего сотрудничества», говорится в публикации в телеграм-канале организации
«Вчера на почту заместителя премьер-министра РТ Фазлеевой Л.Р. было отправлено письмо…»
В Нацбиблиотеке РТ через два часа начнется коллегия республиканского комитета по охране объектов культурного наследия. Ведомство, которое возглавляет Иван Гущин, подведет итоги работы в прошлом году и наметит планы на нынешний. За несколько дней до собрания произошла неприятная история с домом в Казани, где родился Мулланур Вахитов, а накануне еще одна. Как выяснилось, выступить на коллегии смогут не все желающие.
На то, что им не дают слово, вчера пожаловались в татарстанском отделении всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Там возмутились настолько, что даже написали письмо вице-премьеру РТ Лейле Фазлеевой (она сегодня примет участие в коллегии). Как следует из поста отделения ВООПИиК, организация получила официальный отказ на просьбу выступить.
Руководитель татарстанского отделения ВООПИиК Степан Новиков в письме «обратился с просьбой содействовать участию в коллегии для дальнейшего сотрудничества», говорится в публикации в телеграм-канале организации.
«БИЗНЕС Online» ознакомился с текстом обращения. В нем Новиков отмечает, что 30 декабря 2025 года организация получила приглашение на коллегию комитета, а 12 января, в первый рабочий день года, защитники наследия попросили дать им выступить. «Однако по телефону нам сообщили, что список выступающих был сформирован ранее», — указали в отделении ВООПИиК. Там считают, что эта ситуация «в очередной раз демонстрирует неготовность к диалогу с общественными организациями». Не готов к нему охранный комитет, следует из текста.
«Традиционно ТРО ВООПИиК вело активную работу по инвентаризации объектов культурного наследия в Татарстане. Мы готовы к сотрудничеству. И сейчас есть успешные направления взаимодействия: комитет принял к рассмотрению и поставил на временную охрану 7 объектов монументального искусства. Их постановка на учет станет важным этапом сохранения данного направления декоративно-прикладного искусства. <…> В целях дальнейшей продуктивной работы и налаживания взаимодействия с комитетом мы просим вас урегулировать наше участие в коллегии», — сказано в письме.
Как говорится в письме вице-премьеру Татарстана, в конце прошлого года отделение ВООПИиК направило несколько писем в комитет РТ по охране культурного наследия с критикой актов государственной историко-культурной экспертизы, где предлагалось исключить 15 зданий из перечня объектов культурного наследия
Защитники хотели поднять тему с экспертизой дома, где родился Вахитов, и другими подобными случаями
В беседе с нашим изданием Новиков уточнил, что планировал рассказать о проблемах сохранения наследия в Татарстане. Одна из главных проблем — это участившиеся случаи исключения исторических зданий, расположенных в республике, из списка выявленных объектов культурного наследия на территории РТ.
Как говорится в письме вице-премьеру Татарстана, в конце прошлого года отделение ВООПИиК направило несколько писем в комитет республики по охране культурного наследия с критикой актов государственной историко-культурной экспертизы, где предлагалось исключить 15 зданий из перечня объектов культурного наследия (ОКН). В ответ на эти обращения защитники получили «общий ответ», который, по их мнению, свидетельствует о «формальном рассмотрении направленных замечаний».
Ответ, следует из письма, был следующим: «Законодательно не предусмотрены случаи и порядок воссоздания выявленного объекта культурного наследия. Учитывая отсутствие уникальных характеристик и физической сохранности выявленных объектов, эксперт обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения их в реестр». Другими словами, комитет республики соглашался с выводами экспертов, которые признавали, что исторические здания «недостойны» включения в перечень объектов культурного наследия РФ.
Поясним, без статуса ОКН здания не получают соответствующего уровня госохраны. Здания, как правило, получают более низкий статус исторически ценного градоформирующего объекта (ИЦГФО). Исторические здания, исключенные из реестра памятников и признанные ценными градоформирующими объектами, все еще остаются под государственной охраной, подчеркивал ранее Гущин. При этом он настаивал, что не комитет решает, будет здание ОКН или нет, а экспертиза.
«Все указанные экспертизы проведены не местными экспертами — Мартыновым Александром Федоровичем и Абдулгужином Димом Иделовичем. Их подход к проведению экспертиз вызывает недоверие, особенно на фоне экспертизы об исключении из списка выявленных ОКН объекта „Дом Филимонова, где 10 (22) августа 1885 года родился М.М. Вахитов“ середины XIX века, проведенной Мартыновым А.Ф. Последняя экспертиза вызвала недоумение даже у комитета по охране ОКН», — сказано в письме.
Об истории с домом Филимонова «БИЗНЕС Online» подробно рассказал на этой неделе. После того как общественность обратила внимание на выводы из экспертизы и в частности на указание о том, что татарский революционер Мулланур Вахитов «не является исторически ценной личностью», комитет Гущина пообещал потребовать повторной экспертизы. «БИЗНЕС Online» сегодня еще раз созвонился с автором экспертизы Мартыновым, но тот вновь переадресовал все вопросы к комитету: «Если там сказали, что станут требовать новой экспертизы, значит, так и будет».
Планируемый доклад посвящен «тенденции, когда ряд экспертов как под копирку пишут отрицательные заключения о выводе выявленных объектов культурного наследия»
«Эксперт Мартынов пачками штампует эти отрицательные экспертизы!»
«В свое время меня исключили из научно-методического совета при комитете [по охране объектов культурного наследия]. Не объяснили, в связи с чем. Из-за этого сложно влиять [на рассматриваемые вопросы]. Только через СМИ, а не через какие-то профессиональные инструменты», — рассказал Новиков в разговоре с «БИЗНЕС Online» о причинах публикации письма вице-премьеру РТ.
Причина отказа, которую назвали общественникам, — уже расписанный регламент и отсутствие свободного времени. Раньше, вспоминает Новиков, такого не было. «ВООПИиК недавно возродилось, но раньше нам всегда предоставлялось слово. Последний раз выступала Фарида Мухаммедовна (Забирова — экс-глава ТРО ВООПИК — прим. ред.) Ее доклад прервали на половине. Видимо, не хотели слышать. Но это коллегия комитета, они имеют право не давать слово тем, кому не считают нужным», — рассуждает собеседник «БИЗНЕС Online».
Планируемый доклад посвящен «тенденции, когда ряд экспертов как под копирку пишут отрицательные заключения о выводе выявленных объектов культурного наследия». «В частности, речь идет об эксперте Мартынове, который пачками штампует отрицательные экспертизы», — уточняет Новиков.
До Нового года отделение ВООПИиК, по словам Степана Викторовича, проанализировало 50 экспертиз, сегодня к списку добавилась еще одна — по дому Гуревича. Последний эксперт Мартынов также отказался признавать его памятником истории и культуры. «Мы нашли множество ошибок и несоответствий в самой экспертизе, где эксперт сам себе противоречит, но получили абсолютно формальный отказ в двух строчках. Написано, что все сделано в соответствии», — отмечает председатель общества.
Большинство объектов из экспертиз, проведенных Мартыновым, уже снесено, а на их месте другие строения. «По объектам, на месте которых что-то построено, мы не стали писать возражения, а только по тем, где на сегодня участок свободный, где, в принципе, возможно воссоздание исторического объекта. Но и по ним все равно был отказ, — говорит Новиков. — Следовательно, выявленный объект можно снести, если логикой комитета руководствоваться? Выявленный объект сносится, на его месте что-то строится и исключается из списка выявленных объектов».
Возмущение председателя вызывает избирательное комментирование комитетом ситуаций с объектами. «Когда по дому, где жил Вахитов, все вышло в публичное поле, сразу появился и комментарий. По сгоревшим деревянным домам в центре Казани ни одного комментария не было официального. Не последовало комментария, почему был выведен деревянный объект на Хади Атласи из списка выявленных объектов», — подчеркивает Новиков.
В письме обозначен еще один вопрос. «Помимо прочего, члены общества занимаются инвентаризацией ОКН РТ. Это важное направление требует совместной работы общественников и комитета Татарстана по охране ОКН. Совместная работа будет способствовать сохранению и популяризации памятников республики. На сегодня, к сожалению, не удается найти общий язык с комитетом на эту тему, все наши письма отклонены, а эксперты, подобные Мартынову, продолжают работу по выводу объектов из реестра, что вызывает широкий негативный резонанс в СМИ», — говорится в обращении.
Судя по всему, письмо написали не зря. Сегодня около полудня в беседе с «БИЗНЕС Online» Фазлеева заверила, что представителю ВООПИиК все-таки дадут слово на коллегии.
В 2022-м юрлицо ТРО ВООПИиК в Татарстане прекращало свою деятельность. Соответствующее решение по иску минюста РФ принял Кировский суд Казани
Противостояние комитета ОКН и ТРО ВООПИиК
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры в прошлом году отметило юбилей — 60 лет. Оно не работало с 1991 по 2009 год, после развала СССР закрылись региональные отделения. Татарстан не исключение. В 2009-м отделение было воссоздано в республике — после 18-летнего перерыва ВООПИиК стало участником градостроительных конфликтов в Казани и других городах России, где сносили здания.
В 2022-м юрлицо ТРО ВООПИиК в РТ прекращало свою деятельность. Соответствующее решение по иску минюста РФ принял Кировский суд Казани. У общества выявились задолженности по отчетам за предыдущие годы, в том числе за 2019-й и 2020-й. Ликвидация произошла спустя год после смерти руководителя татарстанского республиканского отделения Фариды Забировой от последствий ковида. После этого будущее организации оказалось под вопросом. Однако в апреле 2025 года ее работа возобновилась. Возглавил отделение архитектор-реставратор, кандидат архитектуры Новиков.
Напряжение в отношениях ВООПИиК и комитета ОКН длится, пожалуй, на протяжении всего времени существования общества. Еще в 2021 году помощник раиса Татарстана Олеся Балтусова в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывала: «Комитет по охране объектов культурного наследия РТ работает за закрытыми дверьми, а при госоргане не работает научно-методический совет».
«С 2018 года ни один проект реставрации не обсуждался с экспертами, — говорила она. — Ни с кем не обсуждали и решение о сносе и воссоздании бывшей школы на Нурсултана Назарбаева. Я считаю, что комитет объявил итальянскую забастовку: да, он работает по букве закона, но фактически сотрудничества нет. Орган же создавали в помощь делу наследия, а по факту утрачена связь с экспертным сообществом; все до единого, кто работал в нашей идейной дружной команде, оттуда ушли, за три года комитет даже не встретился с обществом охраны».
Так, например, в 2019-м разгорелся скандал из-за офицерского дома Казанского порохового завода — деревянного здания на улице 1 Мая, 16. ВООПИиК обратилось к Гущину с просьбой включить дом в список выявленных объектов культурного наследия. Комитет решил не включать — и защитники казанской старины пошли в суд. Фемида в итоге приняла сторону команды Гущина.
Непубличное противостояние длится годами, говорят наши собеседники. Слова в свое время не давали и Забировой — ей тоже приходилось решать вопросы с выступлением на коллегии через Фазлееву, отмечают они.
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.