В октябре 2024-го в отношении Ханбикова возбудили еще два уголовных дела — по факту хищения средств у госкорпорации «ВЭБ.РФ» в размере 2 млрд 286 млн рублей и отмывания не менее 20 млн рублей. Ханбиков свою вину не признал В октябре 2024-го в отношении Ханбикова возбудили еще два уголовных дела — по факту хищения средств у госкорпорации «ВЭБ.РФ» в размере 2 млрд 286 млн рублей и отмывания не менее 20 млн рублей. Ханбиков свою вину не признал Фото: «БИЗНЕС Online»

Однажды в провинции

Морозным утром 22 января в Железнодорожном районом суде Ульяновска было крайне многолюдно. Сюда пришла целая группа поддержки тех, кого обвиняют в мошенничестве, присвоении и отмывании денег по так называемому аммиачному делу. Среди обвиняемых — бывший генеральный директор «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Ханбиков. Следователи расследовали данное дело несколько лет, и вот только сейчас оно дошло до суда для рассмотрения по существу. Встал вопрос: а где судить группу? В Татарстане этого делать не стали, поскольку гособвинение посчитало, что у Ханбикова тут могут быть обширные связи. Поэтому дело отправили в соседний Ульяновск.

Напомним, Ханбикова арестовали в декабре 2023 года. Его обвиняют по ч. 4 ст. 159 («Мошенничество в особо крупном размере»), ч. 4 ст. 160 («Присвоение и растрата в особо крупном размере или организованной группой лиц»), п. «б» ч. 4 ст. 174.1 («Отмывание денег в особо крупном размере») УК РФ. Причем если изначально следователи говорили только о мошенничестве (якобы в 2013–2018 годах обвиняемые похитили 246 млн 378 тыс. рублей по схеме, когда компания «ТТТ» получала аммиачную селитру от производителя по заниженной цене, а продавала по рыночной), то в октябре 2024-го в отношении Ханбикова возбудили еще два уголовных дела — по факту хищения средств у госкорпорации «ВЭБ.РФ» в размере 2 млрд 286 млн рублей и отмывания не менее 20 млн рублей. Ханбиков свою вину не признал.

Ринат Ханбиков: «Я 14 лет выводил завод из кризиса и вот 7 лет вывожу из этого кризиса себя»

Вместе с ним по делу проходят бывший председатель совета директоров АО «Научно-исследовательский и проектный институт карбамида и продуктов органического синтеза» Игорь Есин, экс-директор «Менделеевсказота» Фирдис Абдрахманов, экс-директор московского представительства «Аммония», директор ООО «ТТТ» Алла Куцакова, экс-заместитель Абдрахманова — директор коммерческого департамента Гузель Салимгараева и бывший начальник отдела продаж Зухра Зиятдинова. Есин до конца декабря находился под стражей. Однако у него истекли сроки давности по всем эпизодам, и суд отпустил его на свободу. Кстати, находясь в СИЗО, Есин даже начал писать книгу, правда, остановился пока на первых трех главах.

Все обвиняемые прибыли в Ульяновск из Москвы, где они отбывают меры пресечения. Практически всем, кроме самого Рината Сагитовича, ранее была избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий. Среди этих действий — запрет выхода из дома в период с 21:00 до 6 утра, что создало определенные сложности при переезде из Москвы в Ульяновск.

Тем не менее в 8:30 по Москве все обвиняемые вместе со своими адвокатами сошли на перрон на родине Владимира Ленина и уже через несколько минут были в зале суда.

Юристы просили «адекватный» срок для изучения дел и еще доказательств, коих в деле более 100 томов Юристы просили «адекватный» срок для изучения дел и еще доказательств, коих в деле более 100 томов Фото: «БИЗНЕС Online»

Ринат Ханбиков: «Будем биться»

Процесс ведет федеральный судья Марина Кулик. «Дела хорошо, настрой боевой. Будем биться», — говорил Ханбиков перед стартом процесса корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Но ожидаемого начала так и не произошло. Дело в том, что все подсудимые сменили своих адвокатов после того, как суд перенесся в бывший Симбирск. Кто-то нанял местных защитников, кто-то, наоборот, усилился столичными. Так, у Ханбикова в деле появились еще два адвоката — Екатерина Клопова из Москвы и Максим Денисов из Ульяновска. Сделано это было для того, чтобы не затягивать процесс, чтобы кто-то из защитников мог постоянно присутствовать на заседаниях.

Адвокаты вступили в защиту своих доверителей всего неделю назад. Кто-то это сделал 16 января, кто-то вовсе за пару дней до процесса. И изучить 538 томов уголовного дела они банально не смогли. Поэтому все заявили ходатайства — дать время для изучения. Просили адвокаты период в три тома за день. Математически на это понадобится 179 дней, что суд вряд ли позволит. Тем не менее юристы просили «адекватный» срок для изучения дел и еще доказательств, коих в деле более 100 томов.

Спустя два с лишним года Ханбиков вернулся в родной Татарстан Спустя два с лишним года Ханбиков вернулся в родной Татарстан Фото: «БИЗНЕС Online»

Возвращение в Татарстан

Вопрос предоставления времени в суде в минувший четверг решен не был, его отложили для разрешения на следующий процесс.

Однако одно ходатайство Ханбиков «выиграл». Речь идет о просьбе отбывать домашний арест в Буинске у родственников, чтобы было ближе к суду. Ранее Ринат Сагитович отбывал меру пресечения на съемной квартире в Марьиной Роще. Еще в конце декабря он просил Верховный суд РФ изменить место отбывания меры пресечения, но тогда суд не встал на его сторону.

«Я сейчас нахожусь без источников существования, так как у меня даже пенсия арестована. Честно говоря, я уже два года нахожусь в Москве, я там не прописан, заработка у меня нет. Я бы хотел для ускорения судебного процесса, для полной плодотворной работы быть более доступным», — говорил Ханбиков уже в Ульяновском суде.

Для вынесения решения по соответствующему ходатайству судье понадобилось практически два часа, и после выхода из совещательной комнаты она огласила: «Изменить место нахождения под домашним арестом». И спустя два с лишним года Ханбиков вернулся в родной Татарстан.

Но это не все. На следующем судебном заседании судья, помимо вопроса предоставления сроков ознакомления с делом, должна разрешить еще ряд ходатайств от других подсудимых. Речь идет о запрете определенных действий: все просят удалить пункт о невозможности выхода из дома в ночное время. По словам обвиняемых и их защитников, это мешает им без нарушений режима добираться до суда из Москвы. И только после разрешения соответствующих вопросов в суде огласят обвинительное заключение.