Генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Ибрахим Таха: «Генеральный секретариат ОИС поддерживают вашу инициативу провести юношеские Исламские игры в Казани» Генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Ибрахим Таха: «Генеральный секретариат ОИС поддерживает вашу инициативу провести юношеские Исламские игры в Казани» Фото: rais.tatarstan.ru

Игры ОИС — один из трех топ-турниров, которые ожидаются в Казани в 2027-м

В альтернативной вселенной к январю 2026 года Казань провела бы чемпионат мира по водным видам спорта – 2025, построила бы новую арену на 10–15 тыс. мест, обсуждала бы возможную заявку на Олимпиаду и другие крупные турниры, но в нынешней обстановке ситуация с большими спортивными событиями, разумеется, другая.

В 2024 году в Казани отгремели Игры БРИКС и «Игры будущего», в 2025-м подобных турниров не было, не ожидается их в текущем 2026-м. Но уже в 2027-м ситуация может поменяться. В декабре, как сообщалось в официальной хронике, состоялась встреча министра спорта РФ Михаила Дегтярева и раиса РТ Рустама Минниханова. Главным вопросом было проведение новых турниров в столице РТ.

Как в конце декабря объявил на итоговой пресс-конференции министр спорта республики Владимир Леонов, обсуждалось три мероприятия. Два он не назвал, а вот одно из них — юношеские Игры стран ОИС. Ранее о планах на турнир неоднократно говорил сам Минниханов, а исламская организация поддерживала намерения Казани в виде различных обращений и писем секретариата.

«Хочу выразить мою глубокую и сердечную благодарность вам и правительству Татарстана за такую важную инициативу, а также за ваш вклад в развитие исламского движения и продвижение интересов ОИС в сфере молодежи и спорта. Генеральный секретариат ОИС поддерживает вашу инициативу провести юношеские Исламские игры в 2025 году в Казани», — писал еще в декабре 2023 года в обращении к Минниханову генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Ибрахим Таха.

При этом Казани предстоит пройти большую дорогу до турнира. Но прежде чем погружаться в нюансы подготовки, давайте разберемся, что такое ОИС, зачем ей спорт и как всем этим заинтересовалась Казань.

ОИС была основана в 1969 году, сегодня, 57 лет спустя, в организации уже 57 членов ОИС была основана в 1969 году, сегодня, 57 лет спустя, в организации уже 57 членов Фото: © IMAGO, Saudi Press Agency apaim, globallookpress.com

В ОИС не брали Индию, хотя там более 200 млн мусульман, а Россия в организации — наблюдатель

Немного истории. ОИС была основана в 1969 году, и на тот момент там было 24 мусульманские страны. Сегодня, 57 лет спустя, в организации уже 57 членов — 27 из Африки (в том числе Египет, Сенегал, Камерун, Тунис), 27 из Азии (Турция, Иран, Катар, страны СНГ), два из Южной Америки (Гайана и Суринам) и один из Европы (Албания). В целом это второе по величине объединение в мире после ООН. Штаб-квартира ныне расположена в Джидде, Саудовская Аравия.

Россия впервые заявила о намерениях вступить в ОИС в 2003-м. Это была личная инициатива Владимира Путина. Страну приняли через два года, но, что интересно, не как постоянного члена, а как наблюдателя. Т. е. РФ вхожа в Организацию исламского сотрудничества, но не имеет там права голоса. Такой же статус есть в ОИС еще у четырех государств — Боснии и Герцеговины, Центральноафриканской Республики, Таиланда и Кипра.

Что смутило тогда представителей объединения, сказать сложно. Можно отметить, что ОИС в целом очень консервативна в вопросе добавления новых стран. В последний раз это происходило в 2001 году — тогда добавили Кот-д'Ивуар. Чего говорить, если даже Индию, третье государство в мире по количеству проживающих мусульман (порядка 200 млн), не пускают в ОИС. Ее заявку блокирует Пакистан, у которого, как у любого другого постоянного члена, есть право вето.

У Организации исламского сотрудничества есть своя спортивная ассоциация, и с 2005 года она проводит Игры исламской солидарности — главный турнир в орбите ОИС У Организации исламского сотрудничества есть своя спортивная ассоциация, и с 2005 года она проводит Игры исламской солидарности — главный турнир в орбите ОИС Фото: © Aziz Karimov/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Наконец, у ОИС есть своя спортивная ассоциация. Основана она в 1985 году, там тоже 57 членов, ее возглавляет министр спорта Саудовской Аравии Абдул-Азиз ибн Турки аль-Сауд. С 2005-го ассоциация организовывает Игры исламской солидарности — главный турнир в орбите ОИС. Они проходят каждые четыре года. За все время их проводили саудиты, Иран, Индонезия, Азербайджан и Турция.

В 2025-м в ноябре игры принял Эр-Рияд, там собрались 3 тыс. участников из 21 вида спорта (для сравнения: на Играх БРИКС были 4,6 тыс. спортсменов из 27 видов). На соревнования отправилась татарстанская делегация, чтобы посмотреть, к чему в перспективе нужно готовиться Казани. Как рассказывают, все было очень солидно: саудиты в последнее время провели множество спортивных топ-событий и показали весь свой опыт. В 2029-м турнир пройдет в Малайзии.

Пока стороны пришли к компромиссному решению: давайте сперва проведем в Казани что-нибудь поменьше, а потом вернемся к вопросу Игр исламской солидарности. Так родилась идея нынешних юношеских Игр стран ОИС Пока стороны пришли к компромиссному решению: давайте сперва проведем в Казани что-нибудь поменьше, а потом вернемся к вопросу Игр исламской солидарности. Так родилась идея нынешних юношеских Игр стран ОИС Фото: © Artur Widak/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Казань хотела Игры исламской солидарности — главный турнир ОИС, но решено начать с юношеских Игр

А теперь перейдем к тому, как во всю эту историю вписалась Казань. Впервые в столице РТ заговорили об Играх исламской солидарности еще в 2023 году: тогда это очень удачно совпало с возросшей активностью Минниханова по линии группы «Россия – исламский мир», поисками новых спортивных событий, которые могли бы прийти на смену ушедшим чемпионатам мира и Европы, и, самое главное, новым федеральным статусом KazanForum. На мероприятие в «Казань Экспо» приехало множество представителей стран ОИС — и все они кулуарно поддержали идею татарстанских коллег.

Затем в пользу проекта высказался верховный муфтий России и председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин: как говорят, он регулярно связывается с казанскими коллегами и спрашивает, как дела у спортивного турнира.

Еще одно знаменательное событие случилось в феврале 2024-го во время приезда в Казань на «Игры будущего» Путина. До президента РФ дошел вопрос об Исламских играх, и он поддержал начинание Казани. По итогам визита было подготовлено письменное распоряжение начать подготовку. И вот столица республики развернула контакты с Саудовской Аравией, совершила первый визит с вопросом турнира.

Владимир Путин одобрил идею турнира во время визита в Казань на «Игры будущего» Владимир Путин одобрил идею турнира во время визита в Казань на «Игры будущего» Фото: kremlin.ru

Само собой, России хотелось бы провести большие Игры исламской солидарности, но проблема в том, что РФ опять же не постоянный член союза, а наблюдатель. В теории это решаемый вопрос: сейчас легко представить, что нашу страну принимают в ОИС на полных правах, учитывая ее политический курс, сильные мусульманские традиции, дипломатические усилия Татарстана и других регионов, но решается этот вопрос на принципиально другом уровне, до которого Исламские игры пока не добрались.

Отметим, что обсуждения сейчас идут не только на спортивном уровне. Тезис, что Россия созрела до полноправного члена ОИС, активно продвигался религиозными деятелями на мероприятиях в честь 20-летия вхождения страны в организацию. «У нас есть зрелые чиновники, политики. Видим, каких успехов добились Татарстан, Чечня, другие республики с компактным проживанием мусульман. Будучи евразийской державой, самым большим государством мира, мы по своей сути и природе обязаны быть членами Организации исламского сотрудничества», — говорил первый зампредседателя ДУМ России Дамир Мухетдинов.

Пока стороны пришли к компромиссному решению: давайте сперва проведем в Казани что-нибудь поменьше, а потом вернемся к вопросу Игр исламской солидарности. Так родилась идея нынешних юношеских Игр стран ОИС. Ранее подобного турнира в организации не проводилось — его создадут конкретно под Казань.

Михаила Дегтярева прямо сейчас можно назвать самым важным человеком в проекте: без его участия игры не продвинутся ни в Москве, ни в Джидде Михаила Дегтярева прямо сейчас можно назвать самым важным человеком в проекте: без его участия игры не продвинутся ни в Москве, ни в Джидде Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Вокруг игр развернулось много споров, даже по названию

Чтобы игры окончательно состоялись в Казани, должен произойти ряд событий. Во-первых, ОИС должна разрешить наблюдателям проводить свои спортивные мероприятия — сейчас такого права у них нет. Во-вторых, организация должна учредить юношеские Игры. Это, кстати, не так легко, как может показаться: у офиса есть большие опасения, будет ли у турнира будущее. Окей, Россия проведет все на высшем уровне, в этом нет сомнений, а что дальше? Само собой, Казань рассчитывает на то, чтобы турнир прописался в Татарстане — в идеале вообще навсегда.

Наконец, в-третьих, все это должен утвердить совет министров иностранных дел стран ОИС. Это главный совещательный орган в объединении, который принимает ключевые решения. Ближайшее заседание запланировано на июнь 2026 года в Ираке — и это можно считать своего рода дедлайном для Казани и России. До этого срока планируется ряд зарубежных поездок и дипломатических мероприятий.

Параллельным курсом турнир должен заручиться поддержкой в РФ. В том, что мероприятие состоится в том или ином виде, сомнений нет — все-таки уже получено добро президента России. Но уровнем ниже ведутся весьма серьезные дискуссии, в каком виде должен пройти турнир, поскольку у него есть некоторая религиозная направленность. Споры, насколько нам известно, ведутся даже по названию. Пока решено остановиться на варианте «Юношеские игры стран ОИС» — это некий компромисс между всеми сторонами.

О проблемах открыто заявил Минниханов на заседании комитета по спорту Госдумы РФ. Оно прошло летом 2024 года в Казани. «Мы хотим провести у себя юношеские Исламские игры, — сообщил он тогда депутатам. — Мы обсуждаем это с Организацией исламского сотрудничества, у нас с ними хороший контакт, многие страны хотят приехать к нам. Это еще один повод показать, что Россия не закрыта. У некоторых появляются мысли, что я продвигаю этот проект, потому что мусульманин. Высказал эту инициативу, а мне говорят: „Почему они не православные?“ Вот такие подходы у некоторых чиновников».

Следом Рустам Нургалиевич уточнил, что не имеет ничего против православных игр. Более того, православные соревнования тоже проводятся в Казани, но одно другому не мешает. «Пока есть организация, которая готова нас поддержать в исламском направлении. Другой нет», — рассказал он. По оценкам наших собеседников, спустя год ситуация стала значительно лучше. Решающую роль сыграла поддержка турнира министром спорта РФ Дегтяревым. Прямо сейчас его можно назвать самым важным человеком в проекте: без его участия игры не продвинутся ни в Москве, ни в Джидде.

Гостей планируется примерно то же количество, что было на Играх БРИКС и «Играх будущего», — от 3 тыс. до 5 тысяч Гостей планируется примерно то же количество, что было на Играх БРИКС и «Играх будущего», — от 3 тыс. до 5 тысяч Фото: © Artur Widak/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Сколько ожидается гостей, будут ли новые объекты и приедут ли звезды

Итак, если все сложится удачно, юношеские Игры стран ОИС могут пройти в Казани в 2027 году. На такой срок, по нашим данным, нацеливаются в Татарстане. Срок это достаточно большой, возможны самые разные корректировки, но перечислим основные параметры турнира на данный момент. Планируется, что там будут участвовать спортсмены до 17–18 лет по более чем 20 видам спорта.

Гостей планируется примерно то же количество, что было на Играх БРИКС и «Играх будущего», — 3 тыс. до 5 тысяч. Причем стран должно быть значительно больше, чем на названных турнирах, — в ОИС входит 57 государств. На недавние игры в Саудовской Аравии они все отправили свои сборные.

Говоря о деньгах, стоит отметить, что пока Казань продвигает свой традиционный тезис, что для проведения турнира у нее уже есть все необходимое: объекты, аэропорт, отели и т. д. Но все может поменяться по мере того, как проект будет набирать свои обороты и обретать все более реальные очертания. Например, на Играх БРИКС тоже изначально ничего не планировалось, но на последнем рубеже столица РТ получила на ремонт спортобъектов порядка 5 млрд рублей.

Операционный бюджет турнира таких параметров можно оценить на уровне 1–1,5 млрд рублей. Например, Игры БРИКС провели за 1,2 млрд рублей, из которых миллиард выделил федеральный бюджет, а 200 млн добавила республика.

Как такового оргкомитета у турнира пока нет. Пока им в активном режиме занимается команда министерства спорта РФ, МИДа, раиса РТ. Среди республиканских функционеров отметились Леонов, который посещал Саудовскую Аравию, глава олимпийского совета РТ, экс-министр спорта Марат Бариев, который первым предложил идею Исламских игр, и помощник раиса Тимур Сулейманов, у которого остались контакты с ОИС после проведения в Казани молодежных форумов.

Игры БРИКС провели за 1,2 млрд рублей, из которых миллиард выделил федеральный бюджет, а 200 млн добавила республика Игры БРИКС провели за 1,2 млрд рублей, из которых миллиард выделил федеральный бюджет, а 200 млн добавила республика Фото: «БИЗНЕС Online»

В турнире не обяжут участвовать только мусульман

Ясное дело, что акцент будет сделан на летних дисциплинах — они просто лучше развиты у представителей стран ОИС, но есть большое желание добавить в программу одну зимнюю дисциплину — хоккей. В последнее время Казань прикладывает много усилий, чтобы развить свой любимый спорт в мусульманском регионе. «Татнефть» учредила Организацию развития хоккея в исламских странах (ОРХИС), куда входят 16 государств, ежегодно проводит турнир, организует сборы.

Что касается спортивного уровня соревнований, здесь тяжело делиться прогнозами. Даже на Играх исламской солидарности, основном турнире ОИС, он объективно невысокий. Но все может преобразиться, если в России достигнут решения направить на соревнования своих лучших спортсменов. Никаких ограничений по религиозному признаку для участников не планируется, т. е. участвовать в них не обязаны только мусульмане. Покрываться девушек, если они этого не делают сами, тоже заставлять никто не будет.

Кроме того, в планах провести во время спортивного турнира ряд культурных, образовательных и молодежных мероприятий. Тем более что у Казани появится большой опыт в этих вопросах благодаря статусу культурной столицы ОИС в 2026 году. А там, того и гляди, запустятся политические процессы, которые сделают Россию полноправным представителем объединения.