В 80-е годы за 1 т шерсти можно было купить автомобиль «Жигули» и трактор МТЗ, а сегодня овцеводы вынуждены утилизировать шкуру, сетовали участники 26-го ежегодного съезда ассоциации фермеров Татарстана. Количество фермеров и ЛПХ в республике снижается, но в целом это все равно мощная «агломерация», которая производит 40% агропромышленной продукции в РТ. О том, как сами фермеры решают проблему низких закупочных цен на молоко, почему падает поголовье скота на селе и каких решений аграрии ждут от министерства сельского хозяйства и Госдумы, — в материале «БИЗНЕС Online».
Экспонентов было немного, но гостей все же было чем удивить
«Село, крестьяне, земля — это не чей-то бизнес-проект»
Снегопадом сегодня встречала Казань фермеров, прибывающих из разных районов в Дворец земледельцев. Здесь состоялся 26-й ежегодный съезд ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (АККОР). Некоторые из аграриев, видимо, не учтя погодные условия, приехали немного позже и в спешке расставляли свою продукцию на традиционной выставке. Экспонентов было немного, но гостей все же было чем удивить. Чего только стоит экзотический для Татарстана деликатес в виде фаршированных улиток, выращенных на новошешминской ферме Helix group. Или колбаски из козлятины со звучным названием «Козляносси» от агрофермы «Светлое озеро». А как вам система контроля стада и надоев на основе искусственного интеллекта (куда же без него)?
Глава татарстанских фермеров Камияр Байтемиров начал свое выступление со слов раиса Татарстана Рустама Минниханова, которые тот произнес в своем послании Госсовету РТ, о том, что «село — это фундамент, на котором строится не только экономическое, но и национальное благополучие всей республики». «Точнее и не скажешь, уважаемые коллеги. Речь Рустама Нургалиевича — это посыл всем, кто работает на земле, родился там и продолжает бережно к ней относиться», — заявил Байтемиров.
Чего только стоит экзотический для Татарстана деликатес в виде фаршированных улиток
Однако площадь этого «фундамента», увы, сокращается. На 2026 год в РТ осталось 401 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ), 2,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и 420 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (их них 200 — реально действующие). Для сравнения: еще в 2020-м в республике насчитывалось свыше 450 тыс. ЛПХ и 4 тыс. фермерских хозяйств. Позже министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров пояснит, что «основная причина таких показателей — вопрос низкой эффективности» хозяйств.
Село без крестьянских подворий и крестьянско-фермерских хозяйств и кооперативов трудно себе представить, да уже и невозможно. «Но не надо доводить до того, чтобы затем предпринимать героические усилия по восполнению того, что мы можем потерять, — сетовал Байтемиров. — Село, крестьяне, земля — это, уважаемые коллеги, одна целая, как сейчас называется, агломерация: инфраструктура, рабочие места, а не только чей-то бизнес-проект».
Глава татарстанских фермеров Камияр Байтемиров начал свое выступление со слов раиса Татарстана Рустама Минниханова, которые тот произнес в своем послании Госсовету РТ, о том, что «село — это фундамент, на котором строится не только экономическое, но и национальное благополучие всей республики»
И если по количеству произведенного зерна, яиц, овощей и картофеля в малых формах хозяйствования пока еще идет рост, то по производству молока и мяса отмечается снижение. Что вполне объяснимо — с учетом снижения числа ЛПХ и КФХ. «В прошлом году было 710 тысяч тонн молока, в этом — 693 тысячи. Это не слишком приятная картина, которая, уважаемые наши фермеры и сельскохозяйственные потребкооперативы, не очень хорошо нас характеризует», — обратился к залу Байтемиров.
Камияр Мижагитович не забывал поблагодарить минсельхозпрод РТ за оказываемую поддержку (фермер, сидящий по соседству, подсчитал, что спикер делал это минимум трижды по ходу речи). За год МФХ республики получили из бюджета в общей сложности порядка 2 млрд рублей. «Соседи, наверное, завидуют тому, что наши фермеры пользуются большой поддержкой. Ну пусть завидуют. Марату Азатовичу [Зяббарову] мы пожелаем так и продолжать, а может быть, даже увеличивать, да?» — обратился Байтемиров к руководителю ведомства.
Однако позже глава фермеров все же не упустил возможности попенять на то, что господдержка распределяется непропорционально выпускаемой продукции, мол, крупные компании получают бо́льшую часть субсидий.
Роза Исхакова: «У фермера покупают молоко жирностью 4,6 процента по 32 рубля. В магазине нормализованное молоко жирностью 3,2 процента, разведенное, куда добавили порошок, вы покупаете по 90 рублей»
Никто не думает, а как фермеру быть дальше
Какие проблемы сегодня волнуют фермеров? Например, принятый на днях Госдумой в первом чтении законопроект, касающийся регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
«Если земля теряет свое плодородие (хотя собственник не заинтересован, чтобы земля теряла плодородие), то земля изымается. Никто не думает, а как фермеру быть дальше. Если он свою жизнь связал с фермерством, с землей? Этот закон может сыграть отрицательную роль», — заявил Байтемиров.
По его словам, глава федерального АККОР Владимир Плотников, будучи заместителем председателя аграрного комитета Госдумы, сейчас вносит соответствующие дополнения, для того чтобы фермерские хозяйства, малые формы хозяйствования не пострадали в случае принятия этого законопроекта.
Вопрос номер два — упавшие цены на молоко. Проблему озвучила глава органической фермы из Лаишевского района Роза Исхакова: «Закупочная цена на молоко снизилась за год на 10 рублей, что составляет 25 процентов, в то же время в рознице молоко подорожало на 6 процентов. А цены на электричество, ГСМ, запчасти и технику выросли, поэтому нам достаточно сложно конкурировать по зарплате».
Она вспомнила аналогичную ситуацию почти 10-летней давности, когда благодаря близкому расположению к Казани смогла найти покупателей на свою продукцию. «Если помните, в 2017 году было первое на моей практике падение цены на молоко. Мы стали выезжать на ярмарки, по районам, в Казань, нашли сыроварню, где молоко наше понравилось. Поэтому на сегодняшний день только 50 процентов объема всего производимого молока мы сдаем трейдерам, а остальное у нас по стабильным и достаточно высоким ценам покупают сыроварня-ресторан „Чизерия“ и производитель йогурта в агропромпарке», — поделилась она своим опытом.
Для решения вопроса нужно уйти от трейдеров, указала фермер позже в беседе с журналистами. «У фермера покупают молоко жирностью 4,6 процента по 32 рубля. В магазине нормализованное молоко жирностью 3,2 процента, разведенное, куда добавили порошок, вы покупаете по 90 рублей», — подсчитала Исхакова.
Кроме того, хозяйство Исхаковой столкнулось с кадровым дефицитом. В районе расположено большое число крупных предприятий, готовых предложить работникам более высокую зарплату и вахтовый автобус.
Равиль Бикчуров рассказал, что уже несколько раз ездил в Китай. «Удивительный народ, трудоспособный, там не как у нас — рабочих сил хватает», — отозвался он о китайцах
«План аграриев на 2026 год — выжить»
Известный на весь Дрожжановский район (и не только) аграрий, глава КФХ Равиль Бикчуров свое выступление начал со слов о наболевшем: «Надеюсь, многие из сидящих в зале согласятся со мной, что минувший 2025 год стал одним из самых сложных за всю историю для сельского хозяйства. Первая причина — погода, которая сильно повлияла на работу. Вторая — ценовая ситуация на рынке продовольствия. Если не говорить о проблемах, то планы на 2026 год у нас, аграриев, простые — выжить», — признался спикер.
Его хозяйство первым в Дрожжановском районе внедрило использование дождевальных машин кругового действия «Казанка» — они применялись для орошения не только овощных культур, но и (в порядке эксперимента) зерновых, и результат не заставил себя ждать в виде прибавки урожайности.
Хозяйство выращивает сахарную свеклу, которую сдает на Буинский и Ульяновский сахарные заводы, по давальческой схеме в оплату получили сахарный песок, но цены на него в этом году не радуют. «Если в прошлом году мы реализовывали песок за 60–62 рубля, в этом году цена снижалась до 45 рублей, сейчас стала 47 рублей. Самая высокомаржинальная культура — сахарная свекла, поэтому я не говорю, что стоит перестать ее выращивать. Выращивать, конечно, нужно, но себестоимость должна быть не выше 35 рублей», — считает фермер.
Бикчуров рассказал, что уже несколько раз ездил в Китай. «Удивительный народ, трудоспособный, там не как у нас — рабочих сил хватает», — отозвался он о китайцах. В КНР фермер уже поставляет так называемый китайский подсолнечник (он имеет необычно большой размер корзинки и самих семечек). В планах — наладить поставку в Поднебесную сои и чечевицы, а также создать производство комбикормов и заняться разведением лошадей.
Талгат Муллануров: «На производство шерсти тратится огромная сумма, а реализация почти по нулям!»
«Козу начали считать за животное. Но овцы все еще остаются в тени»
О доле овцевода в Татарстане присутствующим рассказал фермер из Агрызского района Талгат Муллануров. Поголовье овец в республике за последние 40 лет уменьшилось на 74% — с 1 млн голов в 80-х годах до 256 тыс. в 2026-м. И число барашков продолжает сокращаться — на 1,5–2% ежегодно.
«На сегодняшний день на 17 жителей республики приходится одна овечка. Если перевести на мясо, это 1,5 килограмма баранины. Если учитывать, что на каждого жителя у нас в республике производится 73 килограмма мяса, баранина в этом случае занимает около 2 процентов. Я считаю, это явление плачевное!» — сетовал фермер.
И это при том, что заниматься овцеводством прибыльно и выгодно. С учетом механизации с обслуживанием стада в 300 голов вполне может справиться один человек, а продажа барашка становится экономически эффективной уже спустя полгода после его рождения. «Экономическая эффективность моего хозяйства за последние 8 лет не менее 50 процентов рентабельности», — в подтверждение своих тезисов подчеркнул Муллануров.
Однако есть у овцеводов и свои трудности. Во-первых, они не получают какую-либо поддержку от государства, указал фермер. «У нас в Татарстане есть поговорка: „Бажа — туган тугел, кәҗә — хайван тугел“ („Свояк не родственник, коза не скот“ — прим. ред.). Козу начали считать за животное, получают субсидии, если не ошибаюсь, по тысяче рублей. Но овцы все еще остаются в тени», — констатировал он.
Кроме того, на сегодняшний день абсолютно не востребована побочная продукция овцеводства — шерсть и шкура. «На производство шерсти тратится огромная сумма, а реализация почти по нулям!» — возмущается Муллануров. При себестоимости килограмма шерсти около 800 рублей в лучшем случае продать ее получается за 20–40 рублей.
«Татарская порода овец должна стать брендом нашей республики», — говорит Талгат Муллануров
«Помню, еще в 80-х годах килограмм шерсти покупали за 9–11 рублей. То есть, имея 1 тонну шерсти, можно было купить автомобиль „Жигули“, который стоил 7 тысяч, и еще плюс к этому трактор МТЗ!» — прикидывал фермер. Шкуру же овцеводы и вовсе вынуждены утилизировать.
Выход — строительство в Татарстане предприятия по обработке побочного продукта овцеводства. Такую идею фермер предлагал еще 1,5 года назад, тогда объем необходимых инвестиций оценивался приблизительно в 200 млн рублей. Но с учетом того что в республике ежегодно производится около 1 тыс. т шерсти, предприятие себя окупило бы, уверен Муллануров.
Что же касается господдержки, то грантами на покупку племенных животных воспользоваться могут далеко не все, мелкие хозяйства не осилят подготовку необходимых документов. Поэтому начинающим овцеводам нужна помощь в оформлении документов, получении земли и разрешений на строительство овцеферм с подводом коммуникаций.
Кроме того, в республике всего два хозяйства со статусом племенного. Нелегко найти плембарана требуемой породы, чтобы климатические условия региона ему подходили. Поэтому нужно разводить овец именно татарской породы. «Я считаю, что татарская порода овец должна стать брендом нашей республики», — обращался к президиуму Муллануров. В завершение речи он призвал создать комплексную программу по поддержке и развитию овцеводства.
О переработке шерсти давно идет речь, признал позже Зяббаров. Но так до сих пор и не нашлось тех, кто готов к кооперации, поскольку это очень затратное направление, объяснил министр и поручил заняться вопросом Байтемирову.
Марат Зяббаров: «Сегодня вся наша государственная поддержка связана с субсидиями, а это возврат вложенных средств. На 31 миллиард рублей сельхозорганизации приобрели технику, фермеры — на 4 миллиарда. Вот 30 процентов от вложенной суммы и возмещаем»
«Более 6 тысяч голов мы «минусанули»
Малые формы хозяйствования Татарстана в 2025-м произвели продукции на 160 млрд (или 40% от хозяйств всех категорий), в том числе на 123,2 млрд рублей было произведено продукции в ЛПХ и на 37,3 млрд рублей — в КФХ, начал подведение итогов Зяббаров. Это на 6% выше, чем годом ранее.
При этом рост отмечается только в растениеводстве, в животноводстве динамика отрицательная. «Здесь уже мы обсуждали причины — кто-то в ЛПХ переходит, кто-то сокращается», — объяснил он. Еще одна из причин — сокращение поголовья. «Более 6 тысяч голов мы „минусанули“. Половина из них — это дойное поголовье», — констатировал министр.
Отреагировал министр и на традиционное заявление Байтемирова о несправедливом распределении господдержки между «крупняками» и мелкими хозяйствами. «Удельный вес в производстве валовой сельхозпродукции КФХ составляет 9,3 процента при 10,4 процента бюджетной поддержки по прямым, а также другим направлениям поддержки — наравне с сельхозорганизациями», — указал он.
При этом доля валовой продукции МФХ за последние годы снизилась до 40%, а доля сельхозорганизаций, напротив, увеличилась с 56 до 60%. Связано это с инвестициями, которые дают свою отдачу. За это время «крупняки» вложили в производство около 100 млрд рублей.
«Соответственно, они получают и больше поддержки в виде субсидий, — подвел присутствующих к выводу Зяббаров. — Сегодня вся наша государственная поддержка связана с субсидиями, а это возврат вложенных средств. На 31 миллиард рублей сельхозорганизации приобрели технику, фермеры — на 4 миллиарда. Вот 30 процентов от вложенной суммы и возмещаем».
На поддержку фермерских хозяйств в РТ в текущем году выделили 488 млн рублей — на 163 млн больше, чем в прошлом. Также республика оказывает «в масштабах страны беспрецедентную поддержку» ЛПХ, указал министр. Дело в том, что этот вид деятельности не финансируется на федеральном уровне, деньги полностью выделяет республика — на 2026 год на эти цели запланировано 690 млн рублей. «По ЛПХ удельный вес валовой продукции 30,8 процента при их поддержке в 4,8 процента», — посчитал он.
Многие связывают снижение числа фермеров с возросшими ветеринарными требованиями, продолжил Зяббаров. «Но надо понять: как бы мы ни возмущались, что бы ни говорили, это обязательное условие для всех предприятий, которые занимаются животноводством», — наставлял он и напомнил о случаях, когда из-за бруцеллеза и других инфекций закрылись предприятия.
В то же время растет число работающих кооперативов, сейчас их в республике 215 — это в 1,5 раза больше, чем в 2025 году. Ожидаемая выручка кооперативов по итогам 2025-го прогнозируется на уровне 22,5 млрд рублей.
Ситуация по молоку — в заморозке, зато молодым аграриям удвоили подъемные
Далее Зяббаров перешел, пожалуй, к самому актуальному вопросу. «Ситуация по ценам на молоко на сегодняшний день пока заморожена. Куда она дальше пойдет, честно говоря, понимания нет ни у нас, ни вот в Госдуме сегодня обсуждался вопрос. Но пока задача хотя бы, чтобы вся эта тенденция остановилась», — откровенно признался министр.
Но есть и хорошие новости. В текущем году минсельхоз РТ планирует закрыть долги по субсидиям на приобретенную технику за 2023–2025 годы. На эти цели заложено более 4 млрд рублей. «У вас задача подготовить правильные, качественные документы, чтобы вы не „вылетели“ с этой государственной поддержки», — наставлял Зяббаров.
Обещал министр помочь и с решением кадровой проблемы. Благодаря финансированию по федеральной программе «Кадры в АПК» республика модернизирует кузницу аграриев: аграрный университет открывает агротехклассы в школах (сейчас их 20). Кроме того с 350 тыс. рублей до 750 тыс. увеличилась единовременная выплата молодым специалистам, вернувшимся в АПК. А предприятиям государство возвращает средства на проведение практики для студентов. «Надеемся, в ближайшее время результат будет положительный», — отметил он.
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.