«То есть вы считаете, что в отношении любого судьи, даже председательствующего в данном процессе, вы можете начать сбор любой информации?» — возмущался Адель Минапов в суде. Прокуратура представила обширный список имущества, которым владел он, его жена, теща и ее сестра: это квартиры в ЖК Art City и элитном Luciano vita club и премиальные иномарки с «блатными» номерами. О том, как экс-судье предъявили фиктивный развод и почему он считает иск незаконным, — в материале «БИЗНЕС Online».
Экс-судья попросил не раскрывать общественности данные о своем имуществе
Бывший судья Арбитражного суда Татарстана Адель Минапов на заседание по иску прокурора РТ Альберта Суяргулова сегодня явился лично, в сопровождении двух своих представителей — юристов Эльмиры Хайруллиной и Гулии Калимуллиной. Случай крайне редки: как правило, ответчики по антикоррупционным искам Суяргулова стараются в суд не приходить, отправляя вместо себя доверителей.
Минапов и его защитники попросили закрыть процесс от журналистов. Причин этому найдено четыре. Во-первых, указывали юристы, это статус Минапова: пусть в АС РТ он больше не работает, тем не менее он судья в отставке, на которого распространяются те же правила и гарантии, что и на действующих судей.
Во-вторых, указывали они, на процессе будут оглашаться «личные сведения, личные данные об имуществе, денежных средствах, в том числе несовершеннолетнего».
«Полагаем, что на судебную власть со стороны средств массовой информации может быть оказано давление», — огласила юрист третий аргумент.
Четвертый привел сам Минапов. По его словам, сведения об имуществе, доходах и расходах судей «охраняются законом». Декларации, которые они сдают, проверяются комиссией, специально созданной при судебном департаменте, и, прежде чем их огласить, нужно спросить «мнение судьи». Минапов отметил, что и на сайте АС РТ данные о доходах и имуществе публиковались только с согласия судей. «Чтобы эти данные, а также данные пенсионеров, инвалидов (по всей видимости, речь идет о данных других ответчиков по иску — прим. ред.) раньше времени не стали общеизвестными, я поддерживаю ходатайство о закрытии [процесса]», — сказал Минапов.
Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры РТ Лилия Фаттахова была против: по ее мнению, законных оснований для ограничения принципа гласности нет. Председательствующий по делу судья Артур Мухаметов с этим согласился.
Помимо Минапова, в деле еще три ответчика — его бывшая жена Резеда Минапова, а также ее мать Амина Хуснутдинова и сестра матери Расима Гараева. Ни одна из них на процесс не пришла. По словам Калимуллиной, Гараева лежит в больнице, поэтому у нее физически не было возможности направить своего представителя.
Лилия Фаттахова: спецстатус судьи не распространяется на гражданско-правовую ответственность
Прокуратура: «Минапов сформировал круг доверенных лиц для сокрытия активов»
Доложил дело председательствующий. Из материалов выходило, что проверка по имуществу и доходам Минапова проводилась за весь период его работы судьей АС РТ — с 2011 по 2024 год (весной 2025-го он ушел в отставку по собственному желанию с разрешения квалификационной коллегии судей РТ). В этот период Минапов официально заработал 27,6 млн рублей, а его супруга — 1,4 млн рублей. Она тоже работала в АС РТ, но только до 2016 года, после этого «трудовую деятельность не осуществляла». При этом прокуратура посчитала, что их развод в 2023-м был фиктивным, т. к. после него они «фактически продолжили брачные отношения». Так, собственно, совокупный доход семьи за 14 лет составил 29,1 млн рублей — и это еще до вычета налогов. Кроме того, Минапова «заработала» 3,5 млн рублей от продажи квартиры на Ноксинском спуске, которая принадлежала ее супругу.
«До назначения Минапова на должность судьи АС РТ ни у него самого, ни у членов семьи дорогостоящего имущества не имелось», — сказал суд. Фаттахова дополнила: он всю карьеру построил в АС РТ, где еще в 2002 году начинал трудиться помощником судьи. Когда его только назначали судьей, у него была доля в родительской квартире и два кредита. Родители Минапова — пенсионеры; пока их сын работал судьей, отец, в прошлом слесарь в КМПО, получил пенсию в сумме 2,9 млн рублей, мать, в прошлом завотделением горбольницы, — 3,1 млн рублей. Из имущества у них — квартира на Восстания (по документам принадлежит самому Минапову) и садовый домик в СНТ в поселке Октябрьский. Теща тоже живет только на пенсию: за 14 лет она получила 2,7 млн от государства, и еще 2 млн рублей — от продажи двух жилых домов и участка. 1,7 млн за этот же период пенсии начислили ее сестре Гараевой.
А вот уже после назначения Минапова судьей теща и жена начали получать деньги от сдачи в аренду квартир. Первая была самозанятой, платила налоги с 2022 по 2024 год, а потом заново зарегистрировалась в качестве предпринимателя в апреле 2025-го, когда Минапов ушел с должности. Его жена тоже была самозанятой — с 2020 года.
«Установлено, что за период осуществления Минаповым полномочий судьи было приобретено имущество, которое оформлялось не только в индивидуальный титул, но и передавалось в номинальную собственность приближенных лиц, — огласил председательствующий. — Задействовав родственные связи, Минапов сформировал вокруг себя круг доверенных лиц, которых использовал для сокрытия активов от декларирования. Фактически Минапов являлся владельцем 22 объектов недвижимости, 12 автомобилей общей стоимостью не менее 250 миллионов рублей». По данным прокуратуры, часть имущества уже продана. Квартиры, которые покупались на неподтвержденные доходы, использовались для получения прибыли — их сдавали в аренду.
Главный аргумент представителей Минапова — юристов Эльмиры Хайруллиной и Гулии Калимуллиной — был в том, что, по их версии, проверка «спецсубъекта» — судьи в отставке — была проведена незаконно, без санкции квалифкомиссии РТ
О каком конкретно имуществе идет речь
По данным прокуратуры, на себя и супругу Минапов регистрировал пять квартир в ЖК Art Citу (две из них уже проданы), одну квартиру в ЖК «Уникум» на улице Аделя Кутуя, на жену — квартиру и парковочное место в Иннополисе и два Mercedes-Benz E300 (оба уже проданы). Четыре квартиры брались в ипотеку (три до сих пор выплачиваются), квартира в Иннополисе — в рассрочку (погашена).
У тещи и ее сестры список имущества поболее. Там тоже фигурируют квартиры в ЖК Art Citу, три парковочных места в элитном ЖК Luciano Vita Club и там же — квартира площадью 142 кв. м, купленная Гараевой за 42,5 млн рублей. Интересно, что право управления элитными иномарками, которые были зарегистрированы на женщин, передавалось, как следует из полиса ОСАГО, Минапову и его жене. Более того, выяснила прокуратура, экс-судья покупал машины LADA, «УАЗ», Chevrolet Lanos и Daewoo Nexia «для установки регистрационных знаков особой серии» — с буквами ВТМ, МММ и ХХХ. Также Хуснутдинова и Минапова заработали от сдачи квартир, приобретенных на неподтвержденные доходы, 5 млн и 10,4 млн рублей соответственно.
- квартира в ЖК Art Citу площадью 39 кв. м за 2,9 млн рублей (продана за 5,8 млн рублей);
- квартира в ЖК Art Citу площадью 50,2 кв. м за 3,9 млн рублей (продана за 11,9 млн рублей);
- квартира в ЖК Art Citу площадью 49,8 кв. м за 4 млн рублей в ипотеку;
- квартира в ЖК Art Citу площадью 62 кв. м за 6,6 млн рублей в ипотеку (погашена);
- квартира в ЖК Art Citу площадью 69 кв. м за 9,9 млн рублей в ипотеку;
- квартира в ЖК «Уникум» площадью 68 кв. м за 8,7 млн рублей в ипотеку;
- квартира и машино-место на улице Спортивной в Иннополисе за 9,3 млн рублей в рассрочку (погашено);
- два Mercedes-Benz E 300 (куплены за 1,8 млн и 2,6 млн рублей, уже проданы);
- нежилое помещение и квартира площадью 94 кв. м на ул. Сибирский тракт за 4,3 млн рублей (продана за 11 млн рублей);
- земельный участок и дом площадью 280 кв. м в поселке Пятидворка кадастровой стоимостью 9,3 млн рублей;
- квартира в ЖК Art Citу площадью 50,3 кв. м за 4,4 млн рублей (продана за 4,5 млн рублей);
- квартира в ЖК Art Citу площадью 49 кв. м за 5,2 млн рублей;
- квартира в ЖК Art Citу площадью 65 кв. м за 6,4 млн рублей;
- квартира на ул. Шоссейной, 57 за 4,2 млн рублей (продана за 12,7 млн рублей);
- квартира на ул. Козина, 9 площадью 60,4 кв. м за 7,3 млн рублей;
- два машино-места в ЖК Luciano Vita Club в сумме стоимостью 4,8 млн рублей;
- квартира на улице Спортивной в Иннополисе за 9 млн рублей в рассрочку (погашена);
- Mercedes-Benz C-Class за 12 млн рублей (продан за 10,5 млн);
- Mercedes-AMG за 11,8 млн рублей;
- BMW X7 за 9,9 млн рублей;
- квартира в ЖК Art Citу площадью 52 кв. м за 4,2 млн рублей в ипотеку (погашена);
- квартира площадью 142 кв. м и машино-место в ЖК Luciano Vita Club за 42,5 млн рублей и 1,7 млн рублей соответственно;
- BMW X6 за 4,2 млн рублей (продан за 2,3 млн рублей);
- Mercedes-Benz E200 за 3,2 млн рублей (продан за 2,5 млн рублей);
- два Range Rover (за 5,7 млн и 8,6 млн рублей, оба уже проданы);
- два BMW X5 (за 6,9 и 7,9 млн рублей, оба проданы);
- BMW X6, купленный за 23 млн рублей и проданный за 17 млн рублей.
По версии прокуратуры, Гараева и Хуснутдинова всем перечисленным имуществом владели номинально. Во-первых, у них не было прав, чтобы водить машину, а в страховку были включены Минапов с женой. Во-вторых, фактически всем имуществом управляли Минаповы — на основании доверенности от 2017 и 2020 годов, которая была заверена нотариусом. В-третьих, у них не было доходов на покупку таких активов.
«Минапов, занимая должность судьи АС РТ, сформировал для себя многочисленные активы, которые многократно превышают его законные доходы от трудовой деятельности», — сказано в иске.
Прокурор Татарстана попросил у суда обратить в доход государства имущество, зарегистрированное на экс-судью, его жену, тещу и сестру тещи (15 объектов недвижимости и две машины), а также 61 млн рублей наличкой — это эквивалент стоимости проданной квартиры на улице Шоссейной, двух машин и доход от сдачи квартир в аренду. В сумме иск прокурора «потянул» на 207 млн рублей.
Процесс отложили на конец февраля — к этому времени суд направит запросы по просьбе сторон, а Минапов должен будет окончательно определиться с позицией
Аргументы экс-судьи
С иском Минапов не согласился. «Доводы прокуратуры как бы неправильные, но в то же время и не являются голословными, — сказал Минапов. — Да, имущество есть, которое они установили. Но расчет, произведенный прокуратурой, в корне неверен. И доходы судей так не считаются».
При этом детально по каждому объекту Минапов объясняться не стал, заявив, что не успел сделать «полную выкладку» по недвижимости. «Но все справки о доходах и расходах судьи <…> проходили проверку антикоррупционной комиссии. По этим справкам следует, что все имущество приобреталось и продавалось с нарастанием. И по этим справкам, за которые я отчитывался перед судебным департаментом, не только нехватка имущества, там даже доход гораздо больше, чем расход», — говорил Минапов. Он добавил, что декларации постоянно проверялись, никаких претензий и вопросов к нему не было. «Они будут представлены суду, [по этим справкам] видно, что имущество приобреталось законно», — заявил Минапов. Он добавил, что декларации судей проверяет спецкомиссия при судебном департаменте, а не прокуратура, иначе нарушался бы принцип независимости суда.
Но главный аргумент представителей Минапова был в том, что, по их версии, проверка «спецсубъекта» — судьи в отставке — проведена незаконно, без санкции квалифкомиссии РТ.
«Спецсубъект не имеет ограничений на гражданско-правовую ответственность. Есть ограничение на административную и уголовную ответственность», — парировала Фаттахова. На этом же основании, по ее словам, не направлялись запросы в ККС или судебный департамент, а информация о доходах и расходах получена напрямую из Арбитражного суда Татарстана.
— Что являлось основанием для проверки спецсубъекта? — интересовалась Хайруллина.
— Текущая надзорная деятельность, — сказала Фаттахова, добавляя, что инициатива исходила не от суддепа или ККС — запросов от них не поступало.
Председательствующий по делу интересовался, проводился ли при разводе у Минаповых раздел имущества — вероятно, с целью выяснить, фиктивным ли был развод. Тот отвечал отрицательно. Как выяснилось дальше, они с экс-супругой, «бывает», живут вместе в доме тещи и в целом у них нормальные «рабочие» отношения. «Давайте не будем углубляться в семейные отношения, они настолько сложные…» — говорил Минапов, параллельно отвечая на аналогичные вопросы прокурора.
— Есть два транспортных средства, в полисе вы указаны как лица, допущенные к управлению. Как вы это прокомментируете? — спрашивал судья.
— Гараева является инвалидом, она затруднена в передвижениях, поэтому она давала управление, чтобы возить ее на процедуры, в больницы, по магазинам, — отвечал Минапов.
— По какой причине в 2019 году дом в поселке Пятидворка находился в вашем пользовании? Это было имущество, предоставленное вашей тещей? — спрашивала Фаттахова.
— Насколько я правильно понимаю, еще позиция не сформирована… — сказал Минапов, но все же ответил: — У мамы жены всегда был дом, она его продала, взяла землю в аренду…
Из рассказа Минапова следовало, что супруга после увольнения из АС РТ все же работала — в строительной компании, которая вместо того, чтобы платить ей зарплату, строила дом ее матери. По машинам Минапов объяснения дать не смог, заявив, что ему неизвестно, кто занимался их покупкой и постановкой на учет. «Это вопрос не ко мне, у меня не было никогда транспортных средств», — заявил Минапов, попросив прокурора дождаться официальной письменной позиции, которую он позже представит. «Мы еще не все успели обсудить, времени было очень мало», — поддакивали его юристы.
«Мы считаем, что нет доказательств с соблюдением законности сбора представленных документов, — заявила, резюмируя, Хайруллина, переформулировав: — Документы были добыты прокуратурой незаконно». Прокурор Фаттахова протестовала: спецстатус судьи не распространяется на гражданско-правовую ответственность.
— То есть вы считаете, что в отношении любого судьи, даже председательствующего в данном процессе, вы можете начать сбор любой информации? В отношении председателей судов, в отношении всех?
— Не я считаю, а законодательство не регулирует порядок привлечения судьи к гражданско-правовой ответственности, — заявила Фаттахова.
Процесс отложили на конец февраля — к этому времени суд направит запросы по просьбе сторон, а Минапов должен будет окончательно определиться с позицией.
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.