«Удар будет по всему рынку и перекинется на банковский сектор, если в ближайшее время не найдут решение!» — так эксперты оценивают ситуацию после того, как крупнейший девелопер «Самолет» обратился к правительству с просьбой о господдержке на 50 млрд рублей. Акционеры пытаются хоть как-то сохранить свои деньги в компании, долговая нагрузка которой превышает остатки на эскроу-счетах. Цена акций «Самолета» с вечера 4 февраля упала на 12% и продолжает снижаться. Часть экспертов рассчитывают на помощь государства, а другие — нет: 10 лет назад в то время девелоперу №1 СУ-155 никто не помог, хотя письмо тоже писали. Или это не тот случай? Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Акции «Самолета» на Мосбирже на фоне просьбы о господдержке за 4 февраля упали на 9,5%
«Самолет» долетался: долгов свыше 350 млрд, акции упали
Руководство девелоперской группы «Самолет» обратилось к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой выделить льготный кредит на 50 млрд рублей для покрытия долга в обмен на блокирующий пакет акций при условии возможности обратного выкупа. Акционеры также готовы обеспечить дополнительное внешнее финансирование в размере до 10 млрд рублей. Об этом накануне сообщили федеральные СМИ. Письмо в правительство направила гендиректор компании Анна Акиньшина, в кабмине РФ его получили, но отклика пока нет.
«Направление обращения о возможном привлечении поддержки со стороны государства соответствует рыночным практикам и диверсифицированному подходу компании к обеспечению долгосрочной устойчивости бизнеса с учетом консервативного подхода к прогнозу макроэкономических параметров», — такое информационное сообщение сегодня появилось на сайте группы «Самолет».
Девелопер «Самолет» основан в 2012 году. Компания возникла как партнерство совладельца группы «Русское море» Максима Воробьева и малоизвестного бизнесмена Михаила Кенина. Фамилия Воробьева не раз служила поводом для разговоров о том, что за стремительным взлетом «Самолета» стоит административный ресурс. Брат предпринимателя Андрей Воробьев с 2012-го является губернатором Московской области, а отец Юрий — соратник и близкий друг экс-министра обороны и бывшего главы МЧС Сергея Шойгу. Основным акционером считался Кенин (31,6% акций), скончавшийся в августе 2025 года.
Акции «Самолета» на Мосбирже на фоне просьбы о господдержке за 4 февраля упали на 9,5%. Минимальная цена акции опустилась до 879,6 рубля, сегодня падение продолжилось — после открытия торгов акция стоила уже в районе 860 рублей, еще минус 3%. Напомним, компания вышла на IPO в 2020 году. На тот момент капитализация составляла 57 млрд рублей и к началу 2026-го снизилась на 6% до 53,6 млрд рублей.
«Самолет» — крупнейший девелопер России: объем текущего строительства — 4,7 млн кв. метров. 61 «дочка» – застройщик компании возводит 61 жилой комплекс, 237 многоквартирных домов. 16 регионов присутствия, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Владивостоке, Мурманске, Чите, Корсакове (Сахалин), Казани, Уфе, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде. В 2025-м сдано 1,1 млн «квадратов» (№3 в рейтинге ЕРЗ).
Явные сложности у «Самолета» начались в 2024 году. Тогда структуры группы «Киевская площадь» вышли из капитала девелопера, в ноябре 2024-го вместо Андрея Иваненко новым генеральным директором назначили Акиньшину, ранее занимавшую должность финансового директора. «На сложном рынке моя задача — повысить прибыльность бизнеса, увеличить возврат инвестиций для наших акционеров», — говорила она. Покупателя на свой пакет акций искал и крупнейший совладелец застройщика Михаил Кенин. Летом 2025-го появились сообщения о задержках передачи ключей дольщикам в пригородах Санкт-Петербурга.
Перечислим причины проблем «Самолета»:
- Долги. В прошлом году скорректированный чистый долг «Самолета» составлял более 350 млрд рублей при продажах в 272 млрд рублей — это данные МСФО за первое полугодие 2025-го. По итогам 2025 года группа «Самолет» смогла снизить корпоративный долг на 28 млрд рублей и повысить долю обеспеченного долга с 71% на конец 2024-го до 78% к концу 2025-го.
- Мощная региональная экспансия — компания строит в 16 регионах, в том числе и в Татарстане, а это требует приобретения земли, разработки проектов и т. д. — все это затраты.
- Сворачивание программ льготной ипотеки.
- Отмена моратория на штрафы застройщикам за задержку ввода домов в эксплуатацию.
- Многопрофильность бизнеса. «Самолет» — это не только застройщик, среди других бизнес-направлений — платформа сервисов с недвижимостью «Самолет Плюс», управляющая компания, банк, фонды коммерческой и арендной недвижимости, девелопмент проектов во всех сегментах по всей России, ИЖС, курортная недвижимость и др.
«В целях повышения финансовой устойчивости компания точечно реализует свой земельный банк, монетизирует непрофильные активы, а также придерживается взвешенного подхода к запуску новых проектов, исходя из их рентабельности и востребованности в котлах спроса», — говорится на сайте фирмы.
По оценкам собеседников «БИЗНЕС Online» на рынке недвижимости в Казани, у «Самолета» были неплохие продажи
«Крупные агентства всем впаривали этот «Самолет», потому что там комиссия очень большая!»
В Казани «Самолет» строит два жилых комплекса — участки под них он приобрел у ASG Алексея Семина. Финансирует стройку Сбер.
Первый — Manzara Towers площадью 41 тыс. кв. м на 893 квартиры на Сибирском тракте. Средняя цена — 287 тыс. рублей за «квадрат». Выдача ключей здесь запланирована на декабрь 2028 года, при этом комплекс распродан на 54%. В домах в среднем 13 квартир на этаж, средняя площадь — 43 кв. м, обеспеченность машино-местами — 26%.
Второй объект — 25-этажный «Зилант Премьер» на улице Назиба Жиганова. Общая площадь — 25 тыс. кв. м на 552 квартиры. Средневзвешенная цена — 270 тыс. рублей за 1 кв. метр. Выдача ключей — март 2029 года, степень распроданности — 20%. Средняя площадь квартир — 45 кв. м, 8 квартир на этаже, а обеспеченность машино-местами — 54%.
По данным «Дом.РФ», девелопер за прошлый год реализовал в Казани 507 жилых объектов на 5,08 млрд рублей. Т. е. в принципе, по оценкам собеседников «БИЗНЕС Online» на рынке недвижимости в Казани, у «Самолета» были неплохие продажи. «Они давали очень хорошую комиссию риелторам — чуть ли не полмиллиона с квартиры. Крупные агентства, грубо говоря, всем „впаривали“ этот „Самолет“, потому что там комиссия очень большая», — пояснил собеседник редакции. Конечно, после вчерашних сообщений о запросе финансирования из казны риелторские агентства стали более осторожными в обещаниях.
Помимо этого, девелопер разрабатывает в Казани целый ряд земельных участков. Например, один из них — на территории бывшего «Адмирала». Пока здесь утверждена концепция застройки, но сам участок не выкуплен. Есть и другие территории ASG, которыми интересуется девелопер.
«Самолет» — большой долг и недостаток ликвидности»
Многие знакомые с ситуацией эксперты уже давно обеспокоены состоянием финансов компании. Некоторые инсайдеры в стройкомплексе в разговоре с «БИЗНЕС Online» прямо говорили, что их тревожит ситуация с финансами девелопера. Риски прогнозировали и финансисты.
«Посмотрите на облигации застройщиков, — говорил „БИЗНЕС Online“ эксперт по финансовым рынкам, аналитик компании „Золотой монетный дом“ Дмитрий Голубовский в августе прошлого года. — Я смотрю как финансист. Если облигации „Самолета“ торгуются под 20 процентов, то это значит, что у компании не все в порядке. А это самый крупный растущий девелопер России».
«„Самолет“ — большой долг и недостаток ликвидности», — писали аналитики на сайте «Финама» в сентябре 2025-го, анализируя отчетность группы по итогам полугодия. Чистая прибыль — всего 1,8 млрд рублей, что на 62% ниже, чем годом ранее. При этом выручка была такой же — 171 млрд рублей. А остатки на эскроу-счетах выросли всего на 2 млрд рублей (1%) до 326 млрд рублей. И покрытие долга счетами эскроу — всего 59%: т. е. компания фактически строила в долг, не покрывая продажами расходы на стройку. Причем с начала 2025 года покрытие долга за счет продаж квартир и пополнения эскроу-счетов снизилось на 6%. Чистый долг за вычетом всех денег на счетах, по данным отчетности на июнь 2025-го, — 350,9 млрд рублей. В то же время по итогам 2024-го чистый долг был на уровне 291 миллиарда.
«Слишком большой долг и замедление роста эскроу настораживают. Ранее писали, что у застройщика, вероятно, есть дефицит ликвидности. Здесь отмечали и сейчас подтверждаем: основная идея в „Самолете“ — спекулятивная, под снижение ставки и IPO сервиса „Плюс“», — делает вывод основатель телеграм-канала Invest Era Артем Николаев.
«Никто не пережил последствия катастрофы 2008 года»
Но возникает вопрос: а что теперь будет? Старший партнер агентства недвижимости Vysotisky Estate Сергей Смирнов в своем телеграм-канале, комментируя ситуацию, отмечает, что «„Самолет“ взорвал бомбу под рынком недвижимости» — по аналогии с тем, что было в 2008 году, когда основатель Mirax Group, участник списка Forbes Сергей Полонский заявил, что останавливает все продажи.
После этого начался крах крупнейших девелоперов, сейчас из них в живых лишь ПИК, который перешел сначала под контроль структур Сулеймана Керимова, а затем, в 2013-м, — Сергея Гордеева и Александра Мамута. «Никто не пережил последствия катастрофы 2008 года, — подчеркивает Смирнов. — Сегодня компания „Самолет“ дала старт новой катастрофе!» Сейчас, по мнению старшего партнера агентства недвижимости Vysotisky Estate, продажи жилья у «Самолета» встанут, эскроу-счета наполняться не будут.
«Удар будет по всему рынку и перекинется на банковский сектор, если в ближайшее время не найдут решение!» — резюмирует он.
«По стартовавшим проектам со сдачей в 2028–2029 годах там могут возникнуть проблемы»
«Самолет» — первая ласточка?
Не исключено, что проблемы «Самолета» — это только первая ласточка. Каждый пятый застройщик в России может обанкротиться, предупреждал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в августе 2025 года.
«Риски есть примерно у 20 процентов застройщиков. Почему я называю именно эту цифру? Срок ввода 19 процентов проектов уже перенесен. Если бы мы подходили к этому вопросу формально, то объекты с задержкой на 6 месяцев уже попадают в категорию обманутых дольщиков», — заявил он. Хуснуллин прогнозировал, что без принятия мер отрасль «посыплется» уже через полгода.
В трагедии отрасли виноваты высокая ключевая ставка и отсутствие притока денег: долги по проектному финансированию девелоперов в России уже превышают сумму денег, собранную на эскроу-счетах в результате продаж квартир. Рыночная ипотека в стране перестала существовать как класс: если раньше доля льготной ипотеки была на уровне 20–30%, то теперь она достигает 80%. Так что пока единственный выход — это субсидирование, хотя расходы бюджета на господдержку почти достигают 2 трлн рублей в год.
«Если застройщик «номер один» говорит: «SOS», то что тогда с застройщиком под номером N?»
Ситуацию с письмом «Самолета» в правительство РФ эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают по-разному: одни рассчитывают на помощь государства, другие осторожны с таким прогнозом. Например, девелопер СУ-155 в 2015 году тоже обращался за господдержкой и тоже был девелопером №1. В итоге 130 домов остались недостроенными — их достраивали за госсчет.
Но теперь ведь формально ситуация иная. Ключевой вопрос: даст ли государство денег в ответ на просьбу «Самолета»? В конце-то концов, в правительстве могут сослаться на замечательный закон №214-ФЗ и напомнить, что в случае банкротства застройщика покупатели могут забрать свои деньги с эскроу-счетов — дольщики, как известно, защищены на сумму до 10 млн рублей. А затем банкирам придется как-то достраивать дома: взяли же они на себя обязанности по проектному финансированию?
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить последствия.
Андрей Савельев — генеральный директор компании «НЛБ-недвижимость»:
— Настораживают ли меня эти новости с «Самолетом»? Безусловно, да. Но я не думаю, что «Самолет» потерпит крах, банкротство и так далее. Это огромная компания, компания-гигант, поэтому я сомневаюсь, что она обрушится, но сама по себе новость настораживает, да.
Ожидаю ли я сокращения продаж у этой фирмы? Нет, не думаю. Даже наоборот: если будет какая-то помощь, если они получат эту поддержку, то продажи, думаю, вырастут еще больше.
Если же говорить об их казанских проектах, то они не лидеры рынка, но, в принципе, продажи у них идут. Думаю, если «Самолет» получит такую поддержку, то другие компании тоже будут за ней обращаться, потому что сейчас, с 1 февраля, ипотека у нас еще больше сократилась, ужесточилась и, соответственно, с продажами будет «прохладно». В целом в эту первую половину года, до тех пор пока у нас ставка не изменится, у всех застройщиков будут проблемы.
Анастасия Гизатова — руководитель АН «Счастливый дом»:
— Проблемы у «Самолета» начались не в этом году, в публичное поле они выходили и в прошлом году, и позапрошлом. Более того, мы своим клиентам рекомендовали воздержаться от покупок у этого застройщика. Я проанализировала распроданность компании — и по ряду жилых комплексов, которые должны сдаваться в 2026-м, она достаточно высокая. А вот уже по стартовавшим проектам со сдачей в 2028–2029 годах там могут возникнуть проблемы.
Еще хотелось бы сказать, что «Самолет» себя в последнее время позиционировал как застройщик «номер один». И он открыто заявил о своих проблемах и попросил о помощи. Для рынка это такой сигнал, что если застройщик «номер один» говорит: «SOS», то что тогда с застройщиком под номером 21, 22 и 23 (совпадения случайны!), если «номер один» уже испытывает такие трудности?
Я думаю, что эти трудности могут быть решены за счет земельного банка, который у «Самолета» достаточно большой. Это Новая Москва и Подмосковье. Эти участки будут востребованными многими игроками, застройщиками из регионов, которые как раз мечтали зайти на данный рынок. То есть они могут решить ряд проблем по этому банку.
Я считаю, что «Самолет» никто не бросит, потому что разгребать проблемы с дольщиками и с банками, которые финансировали их проекты, гораздо дороже, чем сейчас, скажем так, оказать такую локальную точечную помощь.
Ключевым решением — помогать или не помогать компании — будет, на мой взгляд, все-таки позиция банка или банков, осуществлявших проектное финансирование. То есть станут учитываться в первую очередь интересы банковской системы. Потому что, с одной стороны, действительно, много дольщиков, много проектов, последствия неоказания помощи, возможно, будут глобальнее, чем средства, которые направят на помощь. С другой стороны, в случае если экономическая ситуация останется такая же, последовать примеру «Самолета» и так же попросить помощь могут и другие компании. А это уже другая ситуация.
Игорь Горский — президент ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
— Мы давно ждали того, что ситуация, которая сложилась на рынке, может осложниться. Не секрет, что порядка 80 процентов объема приобретаемого жилья, особенно в сегменте эконом- и комфорт-класса, было по ипотеке. Сейчас, когда ипотеки нет, в этом сегменте у наших граждан есть 2–3 миллиона на первый взнос, но нет возможности оплатить всю квартиру. А объемов на рынок выводится много, потому что это как конвейер.
ГК «Самолет» — глобальная компания, которая строит от Калининграда до Камчатки. Предполагаю, что ситуация с продажами в разных регионах тоже разная. Льготный кредит необходим, чтобы не повышать цены и выполнить свои обязательства, поскольку граждане не могут сейчас в таких объемах покупать. Также, вы знаете, там случилась трагедия: ушел из жизни один из совладельцев, существует полугодовой мораторий на наследство. Это значит, что часть активов была заморожена. Они не могли их использовать. Ну и нужно отметить, что в 2025 году у них состоялась существенная выплата дивидендов — по-моему, 15 миллиардов рублей. Конечно, это все достаточно серьезно осложнило операционную деятельность. Наверное, такой тройной удар по компании — наследство, выплата дивидендов и высокая ставка по ипотеке — привел к ситуации, когда, на мой взгляд, фирма достаточно честно, порядочно повела себя: она попросила помощи у государства. У нас же нет государственных строительных компаний, но роль государства у нас очень важна в стране.
Гузель Шахимарданова — руководитель отдела продаж АН «Мегалит»:
— Не секрет, что «Самолет» уже несколько лет испытывает экономические сложности и, выходя на наш рынок, уже находился в сложном состоянии. Однако это не мешает ему расширять рынки и осваивать новые регионы. На момент, когда «Самолет» вышел с первым своим проектом на рынок Казани, было уже много публикаций в СМИ о том, что фирма не совсем лучшие времена сейчас переживает. Несмотря на это, у нее активно ведутся стройки на нескольких площадках в Казани.
«Самолет» предлагает очень интересные условия для своих покупателей. В целом я знаю, что есть спрос на их объекты. Жилые комплексы у них находятся в хороших локациях. В Казани, по крайней мере, клиенты очень спокойно и лояльно относятся к приобретению объектов у застройщика «Самолет», несмотря на то что всем много лет известно об их сложностях.
Я не думаю, что это станет системной практикой, когда застройщики будут обращаться за какими-то мерами поддержки. В целом мы должны понимать, что строительная отрасль — это очень емкая отрасль, в ней задействовано большое количество людей, материалов, производств. И понятно, что государство всегда будет стремиться поддержать ее, насколько это будет возможно, для того чтобы стимулировать дальше развитие экономики. Потому в этом плане я не думаю, что будут сложности у «Самолета» с объектами. Это лидер отрасли, компания федеральная с самым большим количественным присутствием в регионах — 16 регионов у них.
Я знаю, что они, кроме строительства, производят строительные материалы. Поэтому такие отраслеобразующие предприятия, конечно, в случае каких-то сложностей нуждаются в поддержке. Я думаю, что они будут поддержаны.
По данным продаж новостроек в Казани, «Самолет» входит в топ-5, клиенты приобретают лоты в проектах «Самолета», понимая, что их средства идут не сразу к застройщику, а размещаются на эскроу-счетах до сдачи дома.
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.