Накануне в кинотеатрах появилась долгожданная драма режиссера-дебютанта в полном метре Сергея Малкина «Здесь был Юра». На фестивале «Маяк» картина забрала Гран-при и приз за лучшую мужскую роль: звезда театра и кино, худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский сыграл мужчину с ментальными отклонениями, за которым пришлось присматривать 30-летним панк-музыкантам. Что из этого вышло, оценил корреспондент «БИЗНЕС Online».
В широкий прокат вышла долгожданная драма режиссера-дебютанта в полном метре Сергея Малкина «Здесь был Юра»
Отыскать Юру в стоге блокбастеров
Репертуар отечественных кинотеатров чаще всего становится объектом внимания, когда российские и зарубежные блокбастеры начинают радовать продюсеров кассовыми сборами. Отгремела новогодняя битва «Чебурашек» и «Буратин», «Горничная» с Сидни Суини мчится к первому рублевому миллиарду… Между тем время от времени в прокате появляются негромкие картины, гораздо ближе стоящие к киноискусству, чем вышеназванные произведения, которым все же удается за счет фестивальных успехов и участия известных артистов «выбить» для себя один-два сеанса в день в многозальном кинотеатре города-миллионника.
И пожалуй, первая такая отечественная картина в 2026 году — это авторское кино дебютанта в полном метре Сергея Малкина «Здесь был Юра», фаворит III фестиваля актуального российского кино «Маяк», где инклюзивное драмеди получило Гран-при, а приз за лучшую мужскую роль забрал Константин Хабенский.
Авторы устроили предпремьерный тур по городам России. И 4 февраля казанский кинотеатр «Мир» навестил продюсер кинокомпании Bosfor Pictures Иван Яковенко, кстати, работавший над татарской семейной драмой «Бери да помни» Байбулата Батуллина, а также над ждущим проката фильмом Алины Насибуллиной «Шурале». На встрече Яковенко в числе прочего объяснил, почему продюсеры не попытались на «Здесь был Юра» получить бюджетные средства: «Думаю, сейчас есть некие ограничения, которые, к сожалению, не смогли бы дать зеленый свет по поддержке конкретно министерства культуры. Тогда у нас должна была быть история про панков, которые не матерятся, не курят, не пьют и ведут себя порядочно. И это был бы другой фильм».
Фильм основан на реальных событиях — эта история произошла с самим режиссером. Главное лицо — Хабенский, который не сказал ни одного слова за полтора часа, однако оторвать взгляд от его беспомощного и по-детски искреннего персонажа было непросто
Полтора часа молчания Хабенского
По сюжету Олегу (Денис Парамонов) и Сереге (Кузьма Котрелев) под 30 лет. Живут в московской коммуналке с дотошным соседом по комнате Андреем (Василий Михайлов), играют в малоизвестной группе вместе с товарищем Чебой (Александр Поршин) и мечтают о музыкальной карьере. Вдруг на голову безалаберных панков сваливается дядя Олега — 50-летний Юра (Хабенский) с ментальными нарушениями. Он не умеет разговаривать и не может позаботиться о себе, поэтому племяннику приходится стать запасной сиделкой на 10 дней, пока из ИВС не выйдет основная (брат Юры). А на носу андеграундный фестиваль, на который друзья так мечтали попасть.
Фильм основан на реальных событиях — такая история произошла в жизни самого режиссера. Актеры также были знакомы с прототипами, но не получали от автора задачу сыграть конкретных людей. Наблюдая за максимально живым взаимодействием музыкантов, складывается ощущение, что играли они сами себя. Особый шарм придают реалистичные диалоги, которые вполне могут принадлежать легкомысленным панкам, и дурацкие, но забавные шутки ниже пояса. «А давай мы ему под дверь насрем и будем отрицать, что это мы? Или лучше бомжа попросим. Организуешь бомжа?» — примерно так Олег и Серега решают проблемы с душнилой-соседом.
Дух молодости передают лица, еще не успевшие замылиться в череде массовых проектов. Парамонова мы могли видеть в сериалах «Плевако» (2024) и «Дети перемен» (2024), но не в главных ролях. Котрелев известен по сериалу «Юззз» (2021) и «Между нами химия» (2025), Михайлов — в «Кровавой луне» (2024), а Поршин и вовсе почти что дебютант.
Но главное лицо — это Хабенский, который не сказал ни одного слова за полтора часа, однако оторвать взгляд от его беспомощного и по-детски искреннего персонажа было непросто. Лишних манипуляций актер себе не позволяет: вместо пафосных речей радостные бессмысленные кивки, вместо бури эмоций любопытные, широко распахнутые глаза. Пожалуй, это одна из его лучших работ, особенно за последнее время.
При этом само присутствие в такой роли звезды масштаба Хабенского не дает пройти мимо этой талантливой и малобюджетной картины. Интересно, что Парамонов, Котрелев и Поршин — артисты МХТ им. Чехова, художественным руководителем которого является Хабенский, сценарий быстро попал ему напрямую в руки, и на роль актер легко согласился.
За 10 дней, проведенных бок о бок с Юрой, не случается ничего сверхъестественного, картину вообще сложно назвать остросюжетной, однако лед все же начинает таять — то, что нужно в морозный февраль
«Юра — это не хайп»
С первых минут оператор Филипп Задорожный пользуется своим опытом документалиста и берет зрителя за руку, отправляясь на московские задворки. Камера постоянно «плавает», трясется и выглядывает из-за чьей-то спины, крупным планом выхватывает лица героев, следует за ними по пятам и не спешит отдавать вожжи монтажеру. В фильме немало долгих молчаливых сцен, снятых одним кадром, но скучно от них не становится. В конце концов и в жизни бывает немало неловких пауз.
Малкин и его коллега сценаристка Юлиана Кошкина не давят на жалость и не заостряют внимание на ментальных особенностях Юры. Олег даже не знает толком, что у дяди за диагноз. «Неудачно в роддоме вытащили и что-то повредили в мозгу», — вот и все, что он может сказать. Причем поначалу более ответственной «сиделкой» оказывается чуткий Серега, который не бросает их нового товарища, этакого «дядюшку Ау», а помогает ему приспособиться к жизни в коммуналке. «Юра — это не хайп», — возмущается Серега после того, как на Юре хотели сделать контент.
«Здесь был Юра» уже кто-то окрестил «русским „Человеком дождя“», вспоминая оскароносный фильм Барри Левинсона с Томом Крузом и Дастином Хоффманом, гениально сыгравшим аутиста с феноменальными способностями, фраза которого «кто на первой базе?» вошла в историю кино.
В русском «Человеке дождя» есть место дружеским недопониманиям, но куда больше в нем семейного тепла. Молодые парни, которые и за себя-то иногда не могут нести ответственность, везде берут с собой дядю, много разговаривают с ним, даже не зная, понимает он их или нет, стараются чему-то научить. Нейроотличность Юры не мешает с ним поладить. Наоборот, даже черствые ворчуны оказываются способны на сентиментальные поступки. И даже несмотря на унылый вид коммуналки и творческий кризис героев, картина дает ощущение светлой надежды. За 10 дней, проведенных бок о бок с Юрой, не случается ничего сверхъестественного, картину вообще сложно назвать остросюжетной, однако лед все же начинает таять — то, что нужно в морозный февраль.
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.