Случилось то, чего все давно ожидали, да надеялись, что этого не произойдет: Илон Маск по просьбе «украинских партнеров» сделал запрет на работу терминалов, которые не включены в так называемый белый список Случилось то, чего все давно ожидали, да надеялись, что этого не произойдет: Илон Маск по просьбе «украинских партнеров» сделал запрет на работу терминалов, которые не включены в так называемый белый список Фото: © Таисия Воронцова, РИА «Новости»

Больше нет в свободном доступе

4 февраля в 22:00 по Москве стало известно, что все терминалы Starlink на территории театра военных действий заблокированы.

«Заблокированы все терминалы по ТВД Украины. И у нас, и у ВСУ. Причем и из их белого списка. Вообще все. Блокировка была проверена на всех имеющихся на участке устройствах. На разных аккаунтах, разные тарифные планы. В разных местах по ЛБС, на том же счете и близко к „передку“. Блокировка началась примерно в 19:30 мск, постепенно отключались все терминалы в течение получаса. Как проверить, что терминал отключен? В аккаунте на странице подписки указано: „Учетная запись устройства Starlink отключена“ или „Учетная запись устройства Starlink деактивирована“. Состояние антенны видно, то есть антенна доступна — время последнего обновления видно, и оно меняется. Но интернета нет», — пишет телеграм-канал Condottiero.

Случилось то, чего все давно ожидали, да надеялись, что этого не произойдет: Илон Маск по просьбе «украинских партнеров» сделал запрет на работу терминалов, которые не включены в так называемый белый список. Он при этом начал заполняться уже в тот же день, как было сделано отключение. Всего, согласно имеющейся в интернете информации, в районе зоны проведения специальной военной операции зафиксировано около 500 тыс. терминалов — как украинских, так и российских.

Как скоро противник введет свои терминалы в белые списки, сказать сложно, но, скорее всего, время идет на срок от одной до нескольких недель. При этом для России, видимо, терминалы Starlink останутся «тыквой». Как следствие, возникает очевидный ряд вопросов: насколько значимы терминалы Starlink, что именно с их помощью делали и чем можно заменить? Об этом и попробуем поговорить.

«В ситуации с отключением Starlink ВС РФ приятно удивили. Почти ни у кого не возникло проблем с развертыванием БШПД, прокладкой полевки и прочими «связистскими приблудами» «В ситуации с отключением Starlink ВС РФ приятно удивили. Почти ни у кого не возникло проблем с развертыванием БШПД, прокладкой полевки и прочими «связистскими приблудами» Фото: © Philipp von Ditfurth / dpa / www.globallookpress.com

Значимость

Первое, оно же главное: представить себе украинскую армию без терминалов Starlink нельзя. Украина буквально завязана на данный вид мобильного интернета, и потеря его — это практически полная потеря сообщений внутри вооруженных формирований Украины. Как следствие, в первые часы после выключения Starlink украинский фронт погрузился в бардак.

«Надо понимать, что 80 процентов Starlink, находящихся в ВСУ, такие же пиратские, как и у наших. Да, они запустили механизм составления „списков“ (любимое слово менеджериата), но, конечно же, не успели до момента нажатия рубильника. В итоге вместо подготовленного удара по противнику, когда у него (то есть у нас) одномоментно отрубается вся связь, а у них все летает, получился адский треш в духе самых любимых „либеральных реформ“ — от „монетизации льгот“ до „пенсионной“: бардак, паника и скрежет зубовный», — комментирует ситуацию политолог Алексей Чадаев.

С Россией ситуация обстоит несколько не так. В отличие от Украины, которая буквально начала собирать вооруженные силы с нуля силами западных инструкторов, у России они были. Они были обкатанные, и они же имели определенный задел.

В силу специфической ситуации, сложившейся в военном ведомстве до мая-июня 2024 года, скажем дипломатично, со связью в войсках чувствовалось некоторое отставание. Однако за счет волонтеров, необычных закупок, прочих видов неподотчетных поставок какая-никакая, а связь на опорнике была.

«Скажу так: вот сегодня если ты приходишь на какую-то серьезную „располагагу“ взводного уровня и там нет интернета, то я даже не знаю, что сказать. Либо это „располагага“, которую соорудили два дня назад, либо тут какие-то люди, которые ни украсть, ни покараулить… По большому счету интернет сейчас к „передку“ прокидывают многими способами, необязательно Starlink. Скажем, делают радиомосты на частоте 2,4 или 5,8 ГГц. Ставятся антенны, которые направлены друг на друга, на расстоянии 7, 8, 10, 15 километров, в зависимости от того, как настроишь. Где-то как можно ближе подтаскивают оптику. По сравнению с тем, что было в начале прошлого года, — небо и земля», — рассказывал «БИЗНЕС Online» о ситуации один из командиров «Эспаньолы» Сергей Загатин в мае 2024 года.

Как следствие, после того как терминалы Starlink перестали работать, в Российской армии ничего принципиального не произошло. Как сообщают новостные паблики, почти ни у кого не было никаких проблем с организацией беспроводного широкополосного доступа.

«В ситуации с отключением Starlink ВС РФ приятно удивили. Почти ни у кого не возникло проблем с развертыванием БШПД, прокладкой полевки и прочими „связистскими приблудами“. Высокоскоростного спутникового интернета без ограничений на сайты с низким пингом у нас больше нет в массе своей, но все же то, что теперь имеем, тоже хорошо. Развала управления не произошло, направление никакое не потеряно, все отлично. Связисты мотострелковых дивизий — наша гордость», — пишет телеграм-канал «Неопознанное тело».

Однако в целом перестраиваться все равно придется. Причина очевидная — Starlink был чрезвычайно удобен.

Применение и альтернативы

Комплексы Starlink могли использоваться по всей территории бывшей Украины, на территории России это уже было невозможно. Это, с одной стороны, давало определенное удобство для украинских частей: все российские соединения, находящиеся на старой границе, не могли пользоваться терминалами; с другой стороны, вооруженные формирования Украины также не могли пользоваться терминалами Starlink на территории России, что сильно подорвало возможность как дальних ударов, так и сыграло против украинских захватчиков во время курской авантюры.

Ключевое преимущество перед любым другим источником связи и интернета — удобство. Буквально вышел, развернул антенну, настроил терминал — и все готово. Кроме того, как мы писали в нашем другом материале, терминалы Starlink использовались и для оснащения дронов возможностью связываться с оператором на дальнем расстоянии.

Притом речь идет не только об ударных FPV-дронах для дальних расстояний, но и о тяжелых гексакоптерах («Баба-яга»), которые выполняют функции снабжения. Либо, правда, эти примеры чаще фиксировались с украинской стороны — ситуация, при которой гексакоптер, оснащенный терминалом Starlink, использовался как дрон-матка для роя FPV-дронов, которые, слетев с него, устремлялись к назначенным целям.

«Без дешевого, массового и доступного спутникового интернета у нас подвоз будет держаться на пехоте, которую придется все больше и больше заводить в оспариваемую полосу обеспечения», — комментирует ситуацию военный эксперт Владислав Угольный.

Основной альтернативой, которая должна была прийти на замену Starlink, была бы российская аэрокосмическая система «Бюро 1440», однако по ряду причин развертывание спутниковой группировки на данный момент так и не начато.

Другой альтернативой служит банальная прокладка кабеля либо установка «моста», т. е. ряда ретранслирующих устройств, которые передают сигнал до необходимой точки на передовой. Слабым местом в этом решении является, во-первых, его уязвимость: достаточно просто выбить всего один ретранслятор из цепочки, чтобы она потеряла практический смысл, либо перебить оптоволокно.

Второй момент, конечно, — это все не в формате «приехали, развернулись, есть»; нужно потратить какое-то количество времени, т. е. мобильность все равно более низкая.

Однако мост и оптоволокно — это еще не все варианты. Во-первых, есть достаточно архаичный вариант: использовать как ретранслятор сигнала дирижабль. Проще говоря, поднять его на высоту, недоступную для удара дроном, и оттуда, находясь в тылу, ретранслировать сигнал. Так, специалист в области воздухоплавания Сергей Бендин в интервью «БИЗНЕС Online» озвучивает эту возможность.

«Стратосферные дирижабли — это очень важная геополитическая система, она позволяет, во-первых, очень дешево раздавать интернет, что не получилось у Илона Маска, кстати. КНР на эту тему очень сильно продвинулась, там раз за разом готовят новые аппараты, тестируют и запускают их. Китайцев догоняют сейчас итальянцы с французами, делают стратосферные дирижабли, которые будут по полгода стоять на высоте 20 километров в беспилотном режиме и раздавать телекоммуникации, интернет, а также заниматься военной разведкой, в том числе испытаниями специальных систем вооружения», — говорит он.

Однако это, очевидно, на сегодня вариант, который было бы правильнее считать практически невозможным, но есть и другой, достаточно экзотический пример, а именно мобильные сотовые базы.

Так вот, теоретически есть возможность развернуть сеть базовых станций LTE в непосредственной близости от переднего края, в том числе диапазонах 900 и 450 мГц, которые, проигрывая в пропускной способности, выигрывают в «дальности» распространения, что позволяет меньшим числом базовых станций покрыть бо́льшую площадь.

Надо сказать, что данное предложение было положено на стол еще пару лет назад, но тогда министерство обороны еще под руководством Сергея Шойгу этот план отвергло.

Согласно имеющимся сведениям, причины были следующие:

  • радиоэлектронная разведка противника все вычислит и сразу же нанесет поражение развернутым станциям;
  • на это никогда не пойдет 8-е управление Генерального штаба, возглавляющее службу защиты государственной тайны;
  • это нельзя закупать, оборудование не приобрело необходимую оценку.

Практика показала, что любое оборудование противник будет вычислять и уничтожать, собственно, это его естественное состояние. Несмотря на наличие 8-го управления, все, кто мог, пользовались Starlink, «Телеграмом», Discord. Кроме того, бывший глава 8-го управления Юрий Кузнецов находится в заключении за совершение преступления по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение должностным лицом взятки в особо крупном размере»).

«Возможности у операторов и даже немного у промышленности есть. Запас станций, мобильных станций под ЧС и массовые мероприятия тоже есть. Как всегда, нет только желания и воли. Пора перестать бояться себя и обеспечить войска связью. LTE даже близко не заменит Starlink, но часть проблем точно сможет решить. При этом безопасность связи точно вырастет, потому как уж обеспечить использование в этой сети только телефонов и терминалов только из белого списка проблем не составит», — комментирует ситуацию телеграм-канал «Повернутые на войне».

Какое решение будет принято?

А вот тут можно смело гадать что угодно. Предсказать, какой именно вариант будет принят, невозможно. Скорее всего, вариант будет представлять собой совокупность вышеназванных примеров, а также некие решения, которые не удалось рассмотреть в рамках данного материала.

В любом случае практика ведения специальной военной операции показывает, что на стремительное изменение игры, как это было с появлением Bayraktar, систем HIMARS или с российской стороны дронов на оптоволокне, всегда в течение обозримого срока находилось неожиданное и весьма приемлемое решение.

Скорее всего, ближе к лету станет понятно, что именно произошло. Отметим, что где-то даже хорошо, что Маск отключил Starlink в это время. Сделай он это на полгода позже, и вся летняя кампания могла бы покатиться кубарем ввиду изменившихся правил ведения боевых действий.