В первые дни после залповых снегопадов власти объявили план «Буран», во время которого количество уборочной спецтехники на улицах города доходило до рекордных 1,3 тыс. единиц В первые дни после залповых снегопадов власти объявили план «Буран», во время которого количество уборочной спецтехники на улицах города доходило до рекордных 1,3 тыс. единиц Фото: «БИЗНЕС Online»

Как готовили казанский снегоуборочный комбайн

Снежное начало 2026 года стало испытанием на прочность казанской системы уборки снега. С улиц города уже вывезли 655 тыс. т снега — втрое больше, чем за всю прошлую зиму. В первые дни после залповых снегопадов власти объявили план «Буран», во время которого количество уборочной спецтехники на улицах города доходило до рекордных 1,3 тыс. единиц. Коллапса не случилось — город продолжал жить и работать.

Но не только количеством техники победили снежную стихию. Готовиться к предстоящей зиме власти начали задолго до ее начала. На улице Воровского построили и открыли новую базу МУП «Городское благоустройство». Помимо современной начинки, большим плюсом стало местоположение базы. Транспортное плечо, а значит, и расходы ГСМ и времени для спецтехники, убирающей Авиастроительный и Ново-Савинский районы, значительно сократились.

Параллельно изучали опыт везде, где только можно, — от Москвы до Тюмени. Детально разобрали сложившуюся систему работы и на своих МУП. В итоге к началу зимнего содержания дорог, 15 октября, в системе уборки дорог изменили и отладили многие рабочие процессы:

  • Автомобили на дорогах — одно из главных препятствий для уборки. Именно поэтому вся спецтехника выходит ночью. Однако выпавший объем даже за несколько ночей не уберешь. Водителей, оставивших машины на муниципальных парковках, заранее предупреждали об уборке, даже включив обзвон по телефону.
  • Пожалуй, впервые так активно эвакуировали оставленные на улицах машины, хотя они и так стояли «под крестами». Вместе с ГАИ по городу за эти дни увезли на штрафстоянки более 400 авто. Еще одно новшество сезона — эвакуация грузовиков. Это настоящий бич дорожников, который побеждали с привлечением специальной эвакуационной техники. В комитете внешнего благоустройства с благодарностью говорят о работе коллег из ГАИ, ведь фуры и автобусы эвакуировали впервые.
  • Стали перекрывать для авто целые участки улиц — эксперимент на ул. Жуковского показал свою эффективность. Можно быстро навалиться всеми силами и убрать участок, а затем перейти на новый.
  • Во время последнего плана «Буран» новшеством стало объявление «дистанта» в учреждениях образования, включая детские кружки, — в течение двух дней это заметно сократило автомобильный трафик. Стало возможно чистить и вывозить снег круглосуточно. Кстати, 10-балльные пробки по вечерам в четверг и пятницу, вполне возможно, связаны как раз с возвращением кружков к нормальному ритму — люди снова повезли туда детей, поток машин вырос.
  • Пересмотрели маршруты движения спецтехники, сделав их более логичными.
  • Разобрались с эффективностью двухфазного реагента. Для этого откалибровали комбинированные дорожные машины, которые разбрасывают смесь. Теперь они точно дозируют массу разбрасываемого реагента: дозировка зависит от температуры. Кроме того, устранили проблему смачиваемости. В смоченном виде крупинки твердого реагента не уносит ветром, они лучше сцепляются с покрытием. Выяснилось, что из-за проблем с насосами реагент прежде смачивали не на 25%, а на 10%. Этот дефект устранили, отправив рекомендации предприятию – производителю оборудования.
  • Внедрили телемедицину. Теперь перед выходом в рейс давление водителям измеряет автоматика. Так исключили человеческий фактор и экономят время. Водители теперь даже курить стали меньше, потому что, если подскочит давление, в рейс не выпустят, а от этого зависит зарплата. Количество недопусков работников только у одного из МУП сократилось на 20%.
  • Перешли частично на электронные путевые листы, сэкономив время на их оформлении.
  • Оборудовали спецтехнику датчиками контроля работы механизмов и скорости КДМ. Теперь не только водитель машины, но и ответственные за уборку города видят, как движется машина, опущен ли отвал или тракторная щетка и т. д.

Время предрейсовых процедур в итоге сократилось на 30 минут, т. е. водители и механизаторы на полчаса раньше садятся за руль. Эффект дали и решения предыдущих лет. Например, в 2023 году снегоплавильные пункты города стали работать по электронным талонам, что привело к сокращению очереди из грузовиков и, соответственно, простоям техники.

«Условия, достойные столицы»: какой получилась новая база для уборки улиц Казани за 1,5 миллиарда

Перемены затронули и дорожных рабочих, для которых разработали 52 стандартные операционные процедуры: прописали алгоритм уборки объектов и использование техники. «Это сократило время обучения новых сотрудников и ввело единый стандарт качества», — рассказал «БИЗНЕС Online» председатель комитета внешнего благоустройства Альберт Шайнуров.

Посмотрели на уборку и глазами жителей. Изучили обращения граждан, жалобы за два зимних сезона нанесли на карту и обнаружили места регулярной недоработки профильных служб. А для взаимодействия с жителями запустили единый кол-центр и чат-бот. Специалисты отслеживают количество заявок, пропущенных звонков, время ожидания на линии.

На обычную погоду ресурсов с натяжкой хватает, но при снегопаде посильнее сразу же возникает напряжение На обычную погоду ресурсов с натяжкой хватает, но при снегопаде посильнее сразу же возникает напряжение Фото: «БИЗНЕС Online»

Система работает на пределе. Где выход?

Но это был результат, полученный за счет перенастройки внутренних ресурсов. Надолго этого не хватит, система работает на пределе, говорят в комитете внешнего благоустройства.

Проблема №1. Нехватка и износ техники на 70–80%, часть КДМ работает с 2011 года. Только для очистки тротуаров необходимый минимум машин — 58 единиц. А сегодня их лишь 50.

Проблема №2. Дефицит людей. Городским предприятиям сегодня не хватает 35 водителей, 59 механизаторов и 57 дорожных рабочих.

«Казалось бы, немного? Но когда снега чуть больше, на линию выходят 110 КДМ, водители работают по 14 часов. А можно было бы сделать две смены, — описывает ситуацию Шайнуров. — Дефицит кадров есть. Это факт. Техника без людей не работает!»

Т. е. на обычную погоду ресурсов с натяжкой хватает, но при снегопаде посильнее сразу же возникает напряжение.

В 2025-м в столице РТ за счет дополнительных доходов вдвое повысили тариф на уборку и содержание дорог, и сегодня механизаторы получают около 140 тыс. рублей, водители в среднем 110 тыс., говорят в комитете внешнего благоустройства. Точная сумма зависит от часов переработок, количества участков.

Если сравнивать содержание городских и федеральных дорог, то заметна большая диспропорция: на 1 км последних выделяется 4,67 млн рублей, а на городские — 2,12 млн в год. «Но федеральные дороги прямые, машины по обочинам не стоят, снег вывозить не надо. А это ведь все закладывается в сумму уборки!» — подчеркивает Шайнуров. Действительно, одно дело проехать косяком снегоуборочных машин по ровной трассе и совсем другое — петлять по узким городским улицам, заставленным машинами, сгребать снег в кучи, грузить в самосвалы, вывозить.

Возможно, логика распределения республиканского бюджета связана с тем, что заторы на магистралях влияют не только на связи между населенными пунктами, но и на аварийность, в том числе смертельную. Но все же диспропорция есть, а значит, «трассовикам» легче решать кадровые вопросы и обновлять технику.

При этом контракт на содержание улиц заключен только до 31 мая — и до этой даты работы обеспечены финансированием. Что будет дальше, городские службы сказать затрудняются.

В целом уборка казанских улиц обходится городу в 3,11 млрд рублей в год. Согласно расчетам специалистов, для выполнения всех необходимых работ требуется еще 1 млрд рублей.

В штате управляющих компаний летом 2025 года работали 1,5 тыс. дворников при нормативе в 2,2 тыс. специалистов. Но к началу зимнего сезона их количество традиционно сократилось на 20% до 1,2 тысячи В штате управляющих компаний летом 2025 года работали 1,5 тыс. дворников при нормативе в 2,2 тыс. специалистов. Но к началу зимнего сезона их количество традиционно сократилось на 20% до 1,2 тысячи Фото: «БИЗНЕС Online»

Дворников не хватает: причина — миллиардный долг за ЖКУ?

Отдельная история — состояние дворов, за которые отвечают управляющие компании и жители, как собственники этой территории. Призывы управляющих компаний 2024 года поднять тарифы или самим выходить во двор с лопатами сработали. Горожане выбрали второй вариант и после мощного снегопада вышли на помощь технике, нанятой УК. Нашлись и те, кто согласился доплатить за вывоз снега — из 5 тыс. домов за дополнительную плату снег вывозят с территорий 400 дворов. Напомним, в действующий тариф такая опция «по умолчанию» не заложена: ее предлагают на собраниях с жителями, а дальше решение за ними.

«По 3–4 раза каждый двор убрали за эти дни. Нормально там все — где-то похуже с проездом, где-то получше, — отмечает замруководителя исполкома Искандер Гиниятуллин. — Дворников не хватает, да. Техника, в том числе арендованная, помогает».

В штате управляющих компаний летом 2025 года работали 1,5 тыс. дворников при нормативе в 2,2 тыс. специалистов. Но к началу зимнего сезона их количество традиционно сократилось на 20% до 1,2 тысячи. Острая нехватка дворников — следствие большой задолженности жителей за жилищно-коммунальные услуги, которая в прошлом году достигла 1 млрд рублей. В оплате возник дисбаланс. Долги населения перед управляющими компаниями значительно превышают задолженность самих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

«Эти деньги в том числе собираются за счет того, что у нас не хватает персонала, — объяснял ранее Гиниятуллин. — Дефицит дворников сегодня образуется из-за того, что у нас есть должники за жилищно-коммунальные услуги».

Еще одна проблема — это мусор. Из-за нерасчищенных межквартальных проездов и глубокой колеи на пути мусоровозов к контейнерным площадкам график вывоза отходов с 5 тыс. мусорных площадок снизился со стандартных 99 до 90%. Казанцы заваливают контейнеры, а затем и соцсети переполняются красноречивыми фотографиями мусорных гор. Проблемы с навалами мусорных пакетов остаются на 250 точках, говорят в УК «ПЖКХ».

«Снежные завалы буквально заблокировали подъезды, что приводило к поломкам и простою техники, — вспоминают последствия снегопадов первой недели февраля в пресс-службе регионального оператора УК „ПЖКХ“. — Несмотря на это, работа велась в усиленном режиме. 120 линейных мусоровозов работали в две смены ежедневно, а диспетчерские и сервисные службы — круглосуточно, оперативно перестраивая логистику. Там, где управляющие компании обеспечили расчистку подъездов, вывоз осуществлялся по графику и удалось избежать навалов».

Часть сил регоператор в контакте с администрациями районов и управляющими компаниями бросил на зачистку маршрутов и вывоз навалов мусорных пакетов, которые местами сравнялись с высотой контейнеров. За минувшие двое суток на расчистку отправили мобильные бригады и 15 единиц техники с ломовозами и погрузчиками.

«В очередной раз убедились, что мусоровозы не летают, — говорит генеральный директор УК „ПЖКХ“ Евгений Чекашов. — Десятки машин пришлось буквально откапывать, и мы благодарны горожанам за помощь в эти дни. Все проблемные точки нам известны, и мы ставим перед собой задачу полностью нормализовать ситуацию до вторника».

Надо сказать, что этот материал готовился, когда снег «встал на паузу», а с субботы он снова валит практически беспрерывно. Так что, скорее всего, до вторника мусор опять не разгребут.

«В принципе, когда есть работа, это лучше, чем сидеть дома. Еще и люди благодарят: «Ой, спасибо вам большое» «В принципе, когда есть работа, это лучше, чем сидеть дома. Еще и люди благодарят: «Ой, спасибо вам большое» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Можно сказать, падают деньги», или Пять историй о зарплате и режиме дня

Для полноты картины «БИЗНЕС Online» пообщался не только с руководителями, отвечающими за уборку, но и с рабочими — настоящими героями снежных битв.

Усиленный режим подтверждает бригадир колонны комбинированных дорожных машин МУП «Городское благоустройство» Михаил Беркутов. Работа длится с семи вечера до семи утра, часть задач приходится решать на улице под порывами холодного ветра, держать в голове множество нюансов. «Две недели уже без выходных. В ночь работать очень тяжело. Ведь нормальный для человеческого организма сон именно ночью», — рассказывает он.

Репортаж недели: как Казань переживает снежный апокалипсис

Непогоде собеседник «БИЗНЕС Online» скорее рад, ведь это шанс получить премию. «Думаю, дадут. В этот раз снег очень долго шел. В 2023 году резко за короткий период выпал, а сейчас уже две недели он нам покоя не дает. Радуемся ли мы, когда нет снега? Да нет, зима — это же сезон. Можно сказать, падают деньги», — улыбается бригадир.

Убирать казанские улицы Михаил выезжает в одной колонне с сыном. На шутки о семейном подряде он качает головой: «Знаете, мы [с женой] этого не хотели». «Он по профессии учитель, работал в школе, а потом ушел, сказал, что не его это. Не знаю, как так получилось. Мы бы с женой хотели, чтобы он все-таки был учителем», — отмечает бригадир.

А вот история дорожного рабочего. Евгений работает уже полтора десятилетия. График — 6/1, с 6:00 до 14:00 в обычные дни, с 5:00 до 16:00 при плане «Буран». «Конечно, физически устаешь. Работаешь целый день на морозе. Снизу потеешь, сверху снегом закрывает… Все это сказывается и на физическом, и на эмоциональном состоянии. Потому что чуть поработал — вспотел, чуть постоял — уже начинаешь мерзнуть. Спецовки дают нормальные, штаны теплые, куртки тоже», — говорит наш собеседник.

Людей не хватает, раньше в бригаде с нашим героем работало больше 20 человек, а теперь полтора десятка не набирается. Участок работы находится на Тэцевской. «Зарплата оставляет желать лучшего: 50 тысяч в месяц. Этим никого не удивишь», — говорит он. Сумма — без учета переработок и выхода в праздники. Из-за снегопадов в январе наш собеседник отдыхал всего два дня и ждет середины февраля, когда придет зарплата: «Посмотрим, сколько выйдет». Зарплата маленькая, поэтому признается: приходится вставать в полпервого ночи, чтобы пойти на подработку.

«В эти дни пораньше встаю, чтобы убрать на остановке, пешеходный переход, чтобы люди могли проходить. Часов в шесть подъем, бывает и в пять утра, и до 17:00 приходится порядок наводить», — рассказывает о своей работе в период снегопадов дорожный рабочий Сергей Мельников. По словам рабочего, платят хорошо и без задержек. «В принципе, когда есть работа, это лучше, чем сидеть дома. Еще и люди благодарят: „Ой, спасибо вам большое“», — отмечает он.

На расчистке тротуаров и остановок, парков и скверов, подъездов к школам и детсадам Вахитовского района трудится Флюра Вахитова. Ее рабочий график благоприятнее: с 7 часов утра и до 16:00. Сказывается ли разгул стихии на зарплате? «Аванс дали хороший, рассчитываем и на такую же зарплату», — смеется работник «Горводзеленхоза». Во время снегопадов труднее всего приходится ее коллегам, работающим на «Черном озере». Причина в большом количестве лестниц, которые необходимо тщательно чистить для безопасного спуска. Тяжело и в Лядском саду: «Там детскую площадку построили большую. Ее постоянно надо убирать. Там мужчины помогают».

«Вот мы сегодня работали очень даже хорошо — тихо, солнце светит. Когда снег идет, когда ветер, там трудновато, потому что ты только уберешь, а следом у тебя опять завалило все. А сегодня погодка морозная, хорошая. Мы оделись, нам дают костюмы теплые, и нормально убираем», — продолжает Флюра. Телефон во время разговора сообщает: погода ощущается как минус 26 градусов…

С начала года инспекторы УАТИ обследовали свыше 5 тыс. жилых, коммерческих и промышленных объектов, нарушения нашли на 555, из которых устранили у 396 С начала года инспекторы УАТИ обследовали свыше 5 тыс. жилых, коммерческих и промышленных объектов, нарушения нашли на 555, из которых устранили у 396 Фото: «БИЗНЕС Online»

«Штрафную дубинку» усилили ИИ и ночными рейдами

Качество уборки проверяет управление административно-технической инспекции исполкома Казани. Характер нарушений с началом 2026 года и снегопадов не изменился, отмечают там.

«В январе сделали упор на безопасность горожан: контроль уборки снежных шапок, сосулек, — рассказывает начальник УАТИ исполкома Казани Артур Мухаметшин. — Стоит задача, чтобы никто не погиб от падения снега и льда. Упор сделали на беседы, стучимся во все здания, даем на устранение полдня. Не устранили — выходим с протоколом. Не для того, чтобы казна заработала. Другого выхода нет — иначе собственники даже реагировать не будут, для таких работает только кнут».

С начала года инспекторы УАТИ обследовали свыше 5 тыс. жилых, коммерческих и промышленных объектов, нарушения нашли на 555, из которых устранили у 396. Протоколы об административных правонарушениях составили в отношении 24 собственников, 88 направили извещения, которые скоро станут протоколами. Оставшиеся нарушения в работе — это случаи, когда инспекторы остались недовольны качеством уборки после первого визита. Например, со здания сбили сосульки, но осталась снежная шапка.

«Некоторые занимаются профанацией, приносят поддельные фотографии с выполненной работой, — уточняет Мухаметшин. — Только убедившись в уборке вживую, ослабляем вожжи».

Помогает искусственный интеллект. Летом комплекс «ДозорМ3» фиксирует парковку в зеленой зоне, а этой зимой стал распознавать сосульки, снежные шапки и граффити — пока в тестовом режиме. Другая особенность снежной зимы – 2026 — это ночные рейды, в которых ловят грузовики, выбрасывающие собранный снег в неположенные местах на муниципальной территории.

В сравнении со снежным 2024 годом показатель штрафов держится на том же уровне, всплеска в УАТИ не наблюдают.

«Не могу выделить злостных нарушителей. Были сложности с сетями магазинов „Магнит“, „Пятерочка“, но сегодня таких проблем нет. Выросла культура своевременной уборки снега в сравнении с тем, что было пять-шесть лет назад, — говорит Мухаметшин. — Штрафуем и муниципальные дорожные службы, но не повально: иначе это как выстрел в ногу человеку, который пытается спасти тебя. Предприятия работают героически, без выходных, рабочие спят между сменами по два-три часа в сутки. Но без внимания нарушения на дорогах не остаются».