«Помогать ему, направлять его в нужное время, но точно не передвигать ему ноги. А управленец, которому передвигать надо ноги, просто… должен работать, наверное, в другой команде», — рассуждал сегодня Сергей Собянин на международном конгрессе госуправления в РАНХиГС. Первый форум про чиновников собрали кабмин и администрация президента России. Первый замглавы АП РФ Сергей Кириенко заверил, что грустный анекдот о «детях генерала» больше не актуален для России, и рассказал, в чем федерация и регионы нечестны по отношению к муниципалитетам. О том, как Собянин призывал чиновников не «заигрывать с этой средой» и какой назвал рецепт успеха столицы, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Москве открылся первый Международный конгресс государственного управления
«Спасибо Сергею Семеновичу и Рустаму Нургалиевичу, которые отдали день своей жизни»
В ближайшие три дня государственная власть России будет «рефлексировать» в Москве. Здесь открылся первый Международный конгресс государственного управления. Как заявляется, это крупнейшее событие для государственных управленцев РФ, которое объединило 1,2 тыс. госслужащих. Форум для чиновников про них самих собрали президентская академия (РАНХиГС), правительство России и администрация президента РФ. А открывала его пленарная сессия о госуправлении XXI века.
За последнее время в российской системе государственного управления произошли «просто фундаментальные» изменения, отметил первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. Во-первых, стала открытой кадровая система в госслужбе. Сегодня любой человек может подать заявку, например, на проект «Лидеры России», попасть в школу губернаторов, в школу мэров либо пройти обучение в высшей школе госуправления. Также благодаря федеральной программе «Время героев» и аналогичным региональным программам дорогу к самым высшим постам в госслужбе получили герои СВО. И такая реформа дала свои плоды, 55 из 89 губернаторов — выпускники президентской школы высшего государственного управления, подчеркнул он.
Позже Кириенко обратил внимание на интересную деталь — для отбора кандидатов на обучение в школах управления используют модель профкомпетенций, построенную на основе данных лучших губернаторов страны. Оказалось, что свой вклад внес в нее и раис Татарстана.
«Когда первый набор формировался, стояла очень непростая задача — [определить], по какому критерию отбирать людей. Мы тогда обратились к лучшим губернаторам Российской Федерации — спасибо Сергею Семеновичу [Собянину] и Рустаму Нургалиевичу Минниханову, которые отдали один день своей жизни. Их часов 8 мучили социологи, психологи, консультанты в управлении и составили портрет компетенций», — раскрыл «тайну» вице-руководитель АП РФ.
«Когда президент запускал первый конкурс „Лидеры России», это 2017 год, все вспоминали грустный советский анекдот: „Может ли сын полковника стать генералом? Ответ был: нет, не может, потому что у генерала есть свои дети“. Это был антипод от которого двигалась вся система», — указал Кириенко.
«Спасибо Сергею Семеновичу [Собянину] и Рустаму Нургалиевичу Минниханову, которые отдали один день своей жизни», — сказал первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко
Вторая реформа заключается в том, что теперь вопрос кадрового обеспечения решается не в момент, когда освободился тот или иной пост, а кадровый резерв формируется заранее. К примеру, такие резервы есть у министров, губернаторов, в правительстве. «Сначала ты должен попасть в резерв, после этого проходишь обучение с обязательной сдачей экзамена по итогам каждого модуля и финального экзамена. Только после этого ты можешь стать исполняющим обязанности, а потом — заместителем губернатора», — описал спикер принцип работы системы.
Кроме того, появились параметры, по которым оценивается работа чиновников. К примеру, у всех нацпроектов есть ключевые показатели эффективности, существуют дашборды, где оцифрованы все показатели для управленцев. «Для успешности важно не угадать, кому ты должен нравиться, а кому — нет, есть достаточно измеримые объективные параметры, по которым это можно оценить», — поделился Кириенко.
«Революцией» стало то, что с 2024 года ключевой оценкой работы госслужащего стали результаты социологических опросов, а не количественные показатели построенных дорог, произведенной продукции и т. п. Так, согласно свежим данным ВЦИОМа, за последние 3–4 года российские чиновники в глазах населения стали более патриотичными (36% — за, против — 17%), более компетентными (47% — за, против — 23%) и порядочными (41% — за, 19% — против).
«Это не значит, что все хорошо, это говорит о том, куда происходят изменения. Война в некотором смысле для каждого делает вот этот выбор более принципиальным», — пришел к выводу Сергей Владиленович.
«Революцией» стало то, что с 2024 года ключевой оценкой работы госслужащего стали результаты социологических опросов, а не количественные показатели построенных дорог, произведенной продукции и т. п.
Григоренко о лучшем способе борьбы с бюрократией, кроме «пинка начальника»
Госслужащие «не с Луны приезжают», это определенный срез населения страны, так что и в госуправлении цифровизация неизбежна, заметил в своем выступлении вице-премьер РФ Дмитрий Григоренко. Сегодняшняя система управления адаптируется под привычки зумеров, современные реалии, «привыкает» к искусственному интеллекту (ИИ), даже если это кому-то не нравится.
Внедрение цифровизации для чиновников не надо воспринимать как способ контроля, точного измерения результата работы, настаивал зампред правительства. «Главная же проблема чиновника (да и не только чиновника) в чем? Всем нравится улучшать. <…> Но процесс [улучшения может быть] бесконечен. Зарплату платят, на работу ходишь и все время улучшаешь. У каждого свое понятие улучшения», — указал Григоренко. По его словам, цифровизация позволяет видеть прогресс в реальном времени, отслеживать его.
Еще «цифра» — это лучший способ борьбы с бюрократией. «Я не знаю ничего лучше. Ну кроме пинка начальника, конечно, но это совершенно другая конструкция», — сыронизировал вице-премьер. Долгие годы кабмин боролся с бумагой, даже вводил какие-то запреты, но не потому, что бумага — это плохо, а потому, что она медленнее.
Сейчас власти думают над тем, как сократить внутреннюю отчетность для чиновников (чтобы не тратить время на отчеты друг другу) и внедрение ИИ в госуправление. В правительстве видят, что искусственный интеллект сильно разгружает чиновника. Григоренко привел в пример обращения граждан: раньше его нужно было зарегистрировать вручную, а теперь ИИ буквально за минуту направляет его исполнителю.
Но идеализировать цифровизацию нельзя, и, если пользоваться ею неправильно, это будет система демотивирования чиновников, предупредил Григоренко. Остается надеяться, что госслужащие станут пользоваться правильно. Главное качество для чиновника — это, по мнению вице-премьера, неравнодушие.
Далеко не каждый город может дать чиновнику такие же возможности для самореализации, как Москва
Собянину не нужны управленцы, которым приходится «передвигать ноги»
Москва — это действительно лучший город Земли с точки зрения сервисов, медицины, комфорта и «много чего другого», воздавала должное столице модератор беседы. Она вспомнила, как в первые годы руководства Сергея Собянина критиковала некоторые решения, которые принимал на тот момент новый мэр. Вопрос был следующий: должны ли чиновники прислушиваться к общественному мнению, даже если люди не до конца понимают конечный замысел?
«В нулевые и в начале десятых общественное мнение означало не столько мнение самих людей, сколько мнение блогеров и популярных журналистов. Если слушать их, то все, что делаешь, ты априори делаешь неправильно. Можешь хоть на голове встать — и все равно не так и не то», — заметил Собянин. Сидевший по правое плечо от московского мэра Кириенко заметно улыбнулся.
Если чиновник пытается угодить публике, «заигрывать с этой средой», у него не получится вообще ничего, указал градоначальник. Он «окунулся» даже в период 90-х, когда москвичи со средним достатком ездили в города Европы и нахваливали то, как там все устроено. Столица России отстала, и за 5–10 лет Москве пришлось сделать то, что в Европе сделали за 40 лет. Так что нужна была жесткость решений.
«При этом, конечно, все это не для галочки. Ты должен понимать, что главным выигравшим от изменений будет москвич. Понимание этого и бойцовский характер диктуют быстроту изменений и их качество. И главное, ты должен быть уверен в том, что сделаешь пользу для города», — словно наставлял Собянин действующих и будущих московских чиновников.
Но у Москвы какая-то особенная скорость, поражалась модератор. «Вы что со своими подчиненными делаете, что они так работают?» — спросила она. Ответ: «Свобода и ответственность». Человеку нужно дать возможность раскрыть свои амбиции, желания и возможности, поделился мэр рецептом успеха.
«Надо помогать, но точно не передвигать ему ноги. Управленец, которому нужно передвигать ноги и для которого процесс важнее, чем результат, просто должен работать, наверное, в другой команде», — указал градоначальник. По его словам, хороший управленец должен «гореть» на работе, не бояться конфликтов, быть бойцом.
Человек ждет от власти не какой-то фантастики, а базовых вещей, подчеркивал Собянин. По его словам, хороший город должен быть для жителя «продолжением личного пространства». Но останавливаться на достигнутом — «не дай бог», потому что любая остановка является деградацией. «Да, есть трудности, непонимание, конфликты. Вообще город — это большой конфликт, но ты должен выводить его на новый уровень. От этого зависит и благосостояние нашей страны», — заметил мэр Москвы.
Справедливости ради стоит отметить, что все-таки далеко не каждый город может дать чиновникам и населению такие возможности для самореализации, как Москва, но в эту сторону дискуссия не пошла.
«Да, есть трудности, непонимание, конфликты. Вообще город — это большой конфликт, но ты должен выводить его на новый уровень. От этого зависит и благосостояние нашей страны», — заметил мэр Москвы
«Мы не очень честно себя ведем по отношению к муниципальной власти»
Вторая часть беседы — о муниципальной службе. Что ждет в ближайшие годы муниципальных чиновников? Может быть, новая модель оценки и мотивации, перераспределение полномочий, цифровые KPI, рассуждала модератор. Думается, слушавшие дискуссию муниципальные госслужащие в этот момент могли напрячься.
Но Кириенко их несколько успокоил. Во-первых, ничего «кардинально нового» не будет, многие запущенные наверху изменения до муниципалитетов еще не дошли. Есть и еще один фактор. «Я считаю, что мы, представители и федеральной, и региональной власти, не очень честно себя ведем по отношению к муниципальной власти», — отметил Кириенко. На этот тезис зал среагировал аплодисментами.
Как отметил замруководителя администрации президента РФ, часто при обсуждении распределения полномочий между Федерацией и регионами губернаторы дают понять, что им на земле виднее, а значит, полномочия должны быть у региона. «Но как только доходим до распределения полномочий между регионом и муниципалитетом, тот же руководитель региона говорит: „Слушайте, ну что они там понаворочают, мне же сверху виднее“. Я считаю, что это нечестная история», — указал представитель Кремля.
Кириенко предложил дать муниципалитетам те самые «свободу и ответственность», о которых говорил Собянин. Наконец, гость обозначил два важных качества для чиновника — умение учиться и чувствовать боль другого человека как собственную.
Под конец дискуссии модератор проговорился, что одна из ее целей — это «обелить» слово «чиновник». Люди воспринимают «чиновников» с изначально негативной окраской, признал Собянин. Возникает ассоциация с бюрократией.
«Спросите у молодых людей: хотят они бюрократами быть? Конечно, нет. Человек, который идет на государственную службу, должен иметь желание быть полезным обществу. Если у него этого желания нет, ему лучше туда не идти. Лучше пойти в бизнес: заработал немножко себе на жизнь — и слава богу. Это самоотверженная работа, особенно у нас в стране, и надо быть готовым», — предупредил градоначальник.
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.