По словам Адыева, за прошлый год в Татарстане зарегистрировано 3276 ДТП. В них погибло 345 человек, еще 3994 получили ранения разной степени По словам Адыева, за прошлый год в Татарстане зарегистрировано 3 276 ДТП. В них погибли 345 человек, еще 3 994 получили ранения разной степени Фото: «БИЗНЕС Online»

На 54 погибших больше, чем «положено»

ГБУ «Безопасность дорожного движения», возглавляемое Рифкатом Миннихановым, отработало 2025 год со стахановскими результатами. Во всяком случае, если верить словам первого замдиректора Анаса Адыева, что он представил сегодня в стенах Госсовета РТ на комитете по законности и правопорядку. Ведомство продемонстрировало кратный рост по всем ключевым показателям. Например, темпы рассылки копий постановлений за нарушения ПДД выросли в 2,5 раза, анализ ситуации по придорожной полосе — в 1,5 раза, проведение экспертиз, межведомственное электронное взаимодействие с дорожными структурами подросло в 1,4 раза и т. д.

«Но, к сожалению, несмотря на нашу активную работу, количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях увеличилось…» — резко сменил Адыев риторику своего доклада. Новых истин он не открыл — ужасающая статистика по дорожной аварийности в последние дни неоднократно уже поднималась и республиканской ГАИ. Но в устах представителя одного из ключевых ведомств, отвечающих за безопасность на дорогах республики, цифры звучали еще более тревожно.

По словам Адыева, за прошлый год в Татарстане зарегистрировано 3 276 ДТП. В них погибли 345 человек, еще 3 994 получили ранения разной степени. При этом расчетный показатель исполнения нацпроекта «Инфраструктура для жизни» — не более 291 погибшего. А тут уже 345… на 54 человека больше, чем «предписано» республике федеральным центром.

«Выбор между «сейчас выпью и доеду» и «я ценю жизнь»: число жертв ДТП в Татарстане бьет антирекорды

Самым эффективным инструментом борьбы с нарушениями на дорогах, подчеркнул Адыев, остается фото- и видеофиксация нарушений. Благодаря таким инструментам в том году из более чем 8 млн вынесенных постановлений о нарушениях ПДД 94% было выявлено именно дорожными камерами. Неслучайно этой теме республикой уделяется особое внимание — за 2025 год из бюджета на обновление дорожных камер выделяли ни много ни мало 600 млн рублей.

Большое значение в БДД придают электронным формам работы. Например, 54% постановлений о нарушениях ПДД в том году были разосланы именно по электронной почте. По системе «Народный контроль» в 2025-м был зарегистрирован чуть ли не пик поступления «доносов» о нарушениях — на 34% больше. Вознаграждения народные инспекторы получили по 8 тыс. вынесенных постановлений, или на общую сумму 4 млн рублей.

«Штрафы гигантские, но репрессией не взять»: почему так растет смертность на дорогах Татарстана?

Как фуры избегают штрафов

Отдельным пунктом в своем докладе Адыев выделил ситуацию с весовым контролем большегрузов на дорогах республики. Фуры, как известно, должны оплачивать отдельный тариф за перегруз — все деньги за это идут на обновление дорожной инфраструктуры. В 2019 году в Татарстане внедрили автоматизированную систему весового контроля. «Но остается болезненным вопрос сокрытия государственных номеров», — рапортовал представитель БДД.

По его словам, автоматизированная система весового контроля не принесла ожидаемых результатов. И это не только в РТ, но и в целом по стране. Чтобы не платить, водители фур умышленно закрывают номера при проезде через пункты контроля — система их просто не видит, заявил Адыев. В некоторых регионах, мол, 90% грузовиков ездят с закрытыми номерами. «В интернете даже есть в продаже [устройства], как из кабины можно включать и выключать, закрывать госномера, чтобы не ловили», — рассказал Адыев.

«К сожалению, работа по пресечению данных нарушений сотрудниками ДПС проводится нерегулярно», — продолжал докладчик. Например, в том году инспекторами было выявлено более 400 большегрузов с закрытыми номерами. Все материалы по ним направили на рассмотрение. К ответственности удалось привлечь всего 29 нарушителей, т. е. 8% из выявленных. Либо нарушитель не явился на рассмотрение, либо истек срок… Грузоперевозчики в целом уже реже стали обращаться в Ространснадзор за получением специальных разрешений на движение своих большегрузов — от этого страдает бюджет.

«К сожалению, работа по пресечению данных нарушений сотрудниками ДПС проводится не регулярно» «К сожалению, работа по пресечению данных нарушений сотрудниками ДПС проводится нерегулярно» Фото: «БИЗНЕС Online»

Повысить контроль за ситуацией, кажется, никто не в силах — нет людей. В татарстанском Ространснадзоре, отметил Адыев, всего пять выездных инспекторов на республику.

Еще одна проблема, что вскользь затронул Адыев, — привлечение за нарушения и хранение машин на специализированных штрафстоянках. Этим также занимается ГБУ. «Остается проблема нехватки свободных машино-мест в связи с длительным нахождением специального криминального транспорта, то есть те, которые [проходят] по постановлениям следователей, правоохранительных органов, прокуратуры, у себя также храним, — заявил Адыев. — На стоянках в Бугульме, Нижнекамске, Мамадыше, Апастово, Бавлах уже на сегодняшний день нет возможности принимать на хранение даже легковой транспорт».

В завершение доклада представитель БДД рассказал о еще одной функции ГБУ — пропаганде безопасности дорожного движения. Активно работают со школьниками, есть сайт, где пытаются воспитывать и прививать водителям культуру безопасного вождения. Получается, если верить словам Адыева, вполне неплохо, результаты есть.

«Особенно больно смотреть, что в ходе ДТП гибнут люди», — отреагировал, председатель комитета по законности и правопорядку Александр Чубаров «Особенно больно смотреть, что в ходе ДТП гибнут люди», — отреагировал председатель комитета по законности и правопорядку Александр Чубаров Фото: gossov.tatarstan.ru

«Есть люди, которые нарушают вне зависимости от суммы. Они даже на Ferrari могут ехать, а потом бросить Ferrari и просто уйти»

Сказать, что депутаты Госсовета остались равнодушны к озвученным проблемам — ничего не сказать. Тезисы представителя БДД вызвали большой интерес со стороны народных избранников. «Особенно больно смотреть, что в ходе ДТП гибнут люди, — отреагировал, например, председатель комитета по законности и правопорядку Александр Чубаров. — В этом году ситуация нисколько не улучшилась, а даже ухудшилась. Идет рост погибших. <…> Гибель людей на дорогах… При наших-то дорогах! При том, сколько республика вкладывает в дорожное строительство… Язык не поворачивается сказать: „Как же так?“ У нас одни из лучших дорог в регионах России — и столько погибших на них, особенно в этом году…»

Депутат Игорь Бикеев в этой связи полюбопытствовал у представителя БДД: может, в республике штрафы за нарушения ПДД увеличить? Может быть, тогда люди станут чуть менее безалаберно относиться к дорожной безопасности? Удивительно, но Адыев отреагировал на вопрос прямо противоположно: повысить-то можно, но только эффект будет не таким уж и заметным. Лучше, по словам замдиректора БДД, заниматься повышением культуры безопасного движения. «Какие бы штрафы ни были… Есть люди, которые нарушают вне зависимости от суммы. Они даже на Ferrari могут ехать, а потом бросить Ferrari и просто уйти», — заявил Адыев.

Тогда депутат Ильдар Шамилов (к слову, бывший главный безопасник КАМАЗа) прямо спросил представителя БДД: если не ростом штрафов, то как законодательно народные избранники могут помочь поправить ситуацию на дорогах? «Сложная перед вами задача стоит», — пожал плечами Адыев.

Депутат Ильдар Шамилов прямо спросил представителя БДД — если не ростом штрафов, то как законодательно народные избранники могут помочь поправить ситуацию на дорогах? Депутат Ильдар Шамилов прямо спросил представителя БДД: если не ростом штрафов, то как законодательно народные избранники могут помочь поправить ситуацию на дорогах? Фото: gossov.tatarstan.ru

Все проблема, по его словам, так или иначе кроется в том, что на дорогах недостаточно «живого контроля». «Сотрудники ГИБДД по большому счету… У них там некомплект», — констатировал Адыев. «На самом деле идет просто массовое увольнение, потому что очень низкие зарплаты», — добавила ложки дегтя Юлия Королева, член экспертного совета при комитете ГС, а по совместительству еще и адвокат коллегии адвокатов «Гатауллин и партнеры». К слову, по нашим данным, ситуация в ГАИ, если сравнивать с остальными подразделениями МВД, наоборот, вполне рабочая: некомплект значительно ниже, чем в остальных управлениях.

«В 90-е годы, когда преступность захлестнула, было решение Минтимера Шариповича [Шаймиева] на совете безопасности, по которому предприятия, в том числе и мы (ПАО „КАМАЗ“прим. ред.), вкладывались в специальный бюджет [на вопросы обеспечения безопасности], — рассказывал Шамилов. — Смотрите, 4 миллиона мы потратили на „Народный инспектор“. Может, нам эти бюджеты направить на поддержку… Вы говорите, что инспекторы ГИБДД не заинтересованы. Так, может быть, так повысим заинтересованность?»

Тезис, однако, остался без комментариев, в отличие от другой идеи Шамилова. Победить «зайцев» на весовом контроле можно, по его словам, если переформатировать систему, чтобы она реагировала не на транспортные номера, а на чипы, которые стоят сегодня практически на каждом большегрузе. Или, например, научить камеры реагировать на грузовики на малой скорости — мол, так тоже умудряются обманывать систему контроля. «Если видим, что фура резко тормозит и снижает скорость до 5–7 километров в час, значит, точно она перед системой весового контроля», — пытался научить Шамилов представителя БДД.

По словам Адыева, чипирование большегрузов — это не прерогатива БДД или даже Татарстана, тема федеральная. Ее даже уже обсуждали, но решений пока никаких нет. «Даже уже законодательно [предлагали] ввести уголовную ответственность за закрытие номеров и так далее. Все эти предложения уходят от нас. Но мы отправляем это все через минтранс, и поэтому… Я уже говорил, что за все, что происходит на дороге, отвечает владелец дороги», — сказал Адыев, отметив несколько раз, что БДД не про надзор или контроль, а про содействие всем остальным дорожным ведомствам. И проблема не в том, что нет там каких-то особенных штрафов, а именно в том, подчеркнул еще раз Адыев, что эти самые штрафы, постановления о нарушениях некому рассматривать, некому работать.