Пик инфляционного давления был пройден в декабре — январе, как и пик роста инфляционных ожиданий, заявила Эльвира Набиуллина. «Сейчас у нас больше уверенности, что мы можем продолжить снижение ставки», — отметила председатель ЦБ Пик инфляционного давления был пройден в декабре — январе, как и пик роста инфляционных ожиданий, заявила Эльвира Набиуллина. «Сейчас у нас больше уверенности, что мы можем продолжить снижение ставки», — отметила председатель ЦБ Фото: © Roman Naumov / URA.RU/ www.globallookpress.com

Набиуллина держит обещание. По крайней мере пока

Положа руку на сердце, особых надежд перед сегодняшним заседаниям совета директоров Центробанка РФ финансовый рынок и бизнес не питали. С учетом роста налогов, ставок утильсбора и тарифов ЖКУ в начале года читалось решение прервать цикл снижения ключевой ставки и сохранить текущие 16%. Вышедший в начале февраля обзор Банка России, в котором регулятор констатировал «резкое повышение цен» в январе из-за роста НДС, оптимизма не добавил.

Перед повышением НДС бизнес намеренно не стал поднимать цены, чтобы распродать складские запасы. Поэтому инфляция в декабре оказалась аномально низкой, а в январе случился ценовой скачок. Причем темпы роста цен оказались выше, чем в случае с предыдущим повышением НДС до 20% в январе 2019 года. За 26 дней января рост составил 1%, и это при том что инфляция по году должна составить 4–5%.

Ставку будем снижать весь 2026-й, а кредиты не главная беда бизнеса: тезисы Набиуллиной в Госдуме

Определенный всплеск в январе был связан с ростом НДС и переносом подорожания плодоовощной продукции с декабря на январь, объяснял накануне глава минэкономразвития РФ Максим Решетников. Правительство РФ сейчас готовится к отчету в Госдуме, и депутаты, понятное дело, задают вопросы о ставке. Ведь в октябре 2025 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина обещала им, что цикл снижения ставки захватит весь следующий год. И пока что сдержала обещание.

Случился неожиданно резкий рост цен на огурцы, который вызвал внимание со стороны ФАС Случился вдруг неожиданный резкий рост цен на огурцы, который тут же вызвал внимание со стороны ФАС Фото: «БИЗНЕС Online»

Под заседание случился неожиданно резкий рост цен на огурцы, который вызвал внимание со стороны федеральной антимонопольной службы (ФАС). С 3 по 9 февраля 2026 года рост цен на плодоовощную продукцию составил 1,7% после роста на 2,1% с 27 января по 2 февраля. В целом же с начала месяца рост цен к 9 февраля составил 0,20%, а с начала года — 2,24%, сообщил в среду Росстат. Для сравнения: в 2025 году с начала года к 9 февраля цены выросли на 1,50%.

Ценовые ожидания предприятий РФ в феврале снизились и стали близки к среднему уровню 2025 года, но было заметное повышение в январе. Зная «психологию» Банка России, казалось, тот выберет тактику «затаиться» и подождать, как оно будет складываться дальше. Инфляция выросла, а значит, пока придержим ставку.

Вот только охлаждение экономики затягивается. «Примерно половина экономики в 2025 году уже в минусе, промышленность вне приоритетных отраслей падает максимальными темпами с 2009 года, а экономику тянет буквально несколько отраслей в госуправлении, ВПК и строительстве/финансах», — замечал в преддверии заседания совета директоров ЦБ финансовый аналитик Павел Рябов. Возможно, произошло уже переохлаждение экономики, но «проблема инфляции никак не сходит, и это добавляет сложностей для ЦБ, в том числе риски „сползания в рецессию“», указывал эксперт в своем телеграм-канале.

Совет директоров Банка России принял решение снизить ставку на 0,5 п. п. до 15,5% годовых. Причем это уже 6-е снижение ставки подряд. В своем релизе регулятор подтвердил, что рост цен «значимо ускорился» в январе под влиянием разовых факторов Совет директоров Банка России принял решение снизить ставку на 0,5 п. п. до 15,5% годовых. Причем это уже 6-е снижение ставки подряд. В своем релизе регулятор подтвердил, что рост цен «значимо ускорился» в январе под влиянием разовых факторов Фото: © Konstantin Kokoshkin / Global Look Press/ www.globallookpress.com

Банк России уверен, что налоговый всплеск — это временно и дальше инфляция снизится. Верим?

Возможно, в том числе эти риски заставили Банк России принять неожиданное решение? Совет директоров принял решение снизить ставку на 0,5 п. п. до 15,5% годовых. Причем это уже 6-е снижение ставки подряд. В своем релизе регулятор подтвердил, что рост цен «значимо ускорился» в январе под влиянием разовых факторов.

«При этом устойчивые показатели текущего роста цен, по оценке Банка России, существенно не изменились. После исчерпания влияния разовых факторов инфляция возобновит снижение», — буквально пышет уверенностью регулятор, которой в прошлом году не наблюдалось.

Будут ли снижать дальше? Сигнал у ЦБ нейтральный, он обещает «оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях в зависимости от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий». По базовому сценарию средняя ставка в 2026 году составит 13,5–14,5% годовых. Но если прежде Банк России писал о «длительном периоде» жесткой денежно-кредитной политики (ДКП), то теперь говорит о «поддержании».

«Как мертвому припарка»: что скрывается за предновогодним фасадом сниженной ключевой ставки

В новом среднесрочном прогнозе ЦБ ухудшил прогноз по инфляции в 2026 году. По прогнозу регулятора, с учетом проводимой ДКП годовая инфляция снизится до 4,5–5,5% в 2026 году, хотя прежде ожидались 4–5%. Устойчивая инфляция вблизи 4% сложится во втором полугодии 2026 года, а в 2027-м и далее годовая инфляция будет находиться на цели. Впрочем, телеграм-канал bitkogan замечает, что прогноз изменился незначительно и «Банк России уверен, что все идет по плану».

Регулятор признает, что повышенные инфляционные ожидания могут помешать устойчивому замедлению инфляции. Но дальше по релизу — снова оптимизм от Банка России. Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста уменьшается, внутренний спрос будет расти сдержанно, напряженность на рынке труда постепенно снижается.

Индекс Мосбиржи вырос после решения ЦБ понизить ключевую ставку Индекс Мосбиржи вырос после решения ЦБ понизить ключевую ставку Фото: © Sergey Petrov / Global Look Press/ www.globallookpress.com

Пик инфляционного давления был пройден в декабре – январе, как и пик роста инфляционных ожиданий, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции. «Сейчас у нас больше уверенности, что мы можем продолжить снижение ставки», — отметила она.

Индекс Мосбиржи вырос после решения ЦБ понизить ключевую ставку. ВТБ объявил, что снизил ставки по кредитам наличными в среднем на 3 п. п. Следующее заседание совета директоров, на котором рассмотрят ключевую ставку, запланировано на 20 марта.

У ЦБ, видимо, больше данных, которые подтверждают, что скачок цен в январе был временным, а дальше инфляция снова будет снижаться, пытается найти объяснение главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. По его мнению, дальше Банк России может пойти по принципу снижения в среднем на 50 б. п. за заседание и таким макаром дойдет до 12% в декабре. Но не факт, что снижать ставку будут равномерно.

«Несмотря на сигнал о возможной паузе на ближайших заседаниях (март – апрель, судя по прогнозу), итоговое решение ЦБ является заметно мягче рыночных ожиданий. <…> В марте ожидаю дальнейшее снижение ставки до 15 процентов. Иными словами, сохраняю прогноз ключевой ставки 10–11% на конец 2026 и 9–10% в 2027 году», — написал в своем телеграм-канале экономист Дмитрий Полевой.

С учетом политического давления на ЦБ решение «вполне логичное», считает глава научного совета центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. По его мнению, снижение ставки «укладывается в актуальный политический календарь», впереди отчет правительства РФ в Госдуме. «Если исходить из всего этого замеса интересов и планов, можно прогнозировать вероятность дальнейшего небольшого снижения ставки уже в марте. Тем более что и прогноз по средней годовой ставке самого ЦБ этот сценарий подтверждает. Хотя и с оговоркой по росту инфляции. Выборы все ближе», — отметил Чеснаков в своем телеграм-канале.

«Наши финансовые организации достаточно хорошо отражают предполагаемое решение ЦБ» «Наши финансовые организации достаточно хорошо отражают предполагаемое решение ЦБ» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Дальше я сейчас не вижу серьезных факторов замедления роста цен…»

В разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали решение Банка России и порассуждали, откуда у регулятора такой оптимизм и будет ли ставка снижаться дальше.

Александр Виноградов — ведущий экономист АНО «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“»:

— Удивлен ли я таким решением Центробанка? Да нет. Смотрите. Во-первых, снижение миниатюрно. Во-вторых, эффект от него будет, условно говоря, через полгода, месяцев через 8. В-третьих, это все сильно смахивает, как я уже неоднократно писал… Сколько уже на Центробанк идет накат? Снизьте ставку, снизьте ставку, снизьте ставку! У нас там кредитованию хана, всему хана и так далее. И ЦБ фактически говорит: «Вот вам позитивная динамика в облегчении условий кредитования и отвалите от нас уже! Все!»

Ставки по кредитам и вкладам, я думаю, чуть-чуть уползут вниз, примерно сообразно движению ЦБ.

Разделяю ли я уверенность ЦБ в том, что скоро разовые факторы исчерпаются и дальше будет снижаться инфляция? Нет, не разделяю. Потому что появятся новые факторы. Последняя инициатива — о том, чтобы скорректировать и уравнять условия оплаты утильсбора на иномарки, ввозимые из Киргизии, Казахстана, Армении и Беларуси, с российскими ставками. Причем буквально с 1 апреля. Потому что бюджет надо пополнять. А все это сказывается на росте цен. Не одно, так другое, не другое, так третье. Ну а кроме того, у нас что, все хорошо с доступом к технологическому импорту? Нет, он достаточно дорог и в целом становится все тяжелее. Это все в структуре роста цен.


Андрей Кочетков — частный инвестиционный консультант:

— Удивлен ли я решением ЦБ? Нет, потому что предыдущее снижение было столь же осторожным — на 50 базисных пунктов. Но тогда как раз, наоборот, ожидания были в том, что снизят на процентный пункт, а то и даже более агрессивно. Соответственно, нынешнее решение — это, скажем так, дополнение к тому, что было сделано в декабре.

То есть, по сути дела, декабрьская ситуация у нас реализовалась в феврале, и Центральный банк просто брал паузу для того, чтобы оценить влияние тех самых разовых факторов, которые у нас случились в первом месяце зимы, когда правительство повысило НДС на 2 процентных пункта. В регионах подняли тарифы ЖКХ. Ну и просто нужно было посмотреть динамику цен, которая, в общем-то, у нас не самым лучшим образом все равно себя реализует. Поэтому снижение было осторожным, но дополнительным к тому, что было сделано в декабре.

В дальнейшем, конечно, стоит более внимательно смотреть за инфляцией. И тогда станет ясно, как будет действовать Центральный банк. Дальше я сейчас не вижу серьезных факторов замедления роста цен. К сожалению, у нас официальный показатель инфляции один, а на самом деле реальная инфляция у людей совсем другая. Тем более если брать не элитарное потребление, где Bugatti подешевел на 1 миллион рублей и это сказалось на общей инфляции. А вот батон хлеба или тарифы ЖКХ для большинства людей — это наиболее актуальные показатели роста цен. И то, что происходит именно в этой части потребления, пока оставляет большую озабоченность.

Можно ли сказать, что регулятор испугался переохлаждения экономики? Некоторое ее переохлаждение у нас действительно наблюдается. Особенно это видно в малом и среднем бизнесе. Крупный бизнес более терпим к таким колебаниям ставки, но на уровне МСБ охлаждение достаточно серьезное. Не всегда у этих предприятий есть свободные средства, чтобы обойтись без кредитов. У них нет таких возможностей займа, например, на фондовом рынке или через облигации. Соответственно, единственный инструмент, который им доступен, — или спросить у знакомых и близких, или пойти в банк и взять кредит. Чем ниже ставки, тем такому бизнесу проще. Опять же, у нас население живет во многом за счет краткосрочных займов. И в данной сфере потребление тоже сейчас очень ограничено. А малый и средний бизнес во многом зависит от этого.

Снижение на полпроцента не сильно поможет. Но и нужно понять Центральный банк. Делать резкие движения он тоже не будет, потому что он пытается изо всех сил бороться с инфляцией. А главным источником инфляции у нас в стране является государство, которое постоянно повышает тарифы, но при этом хочет, чтобы этого не делали все остальные. Ну а как может, например, магазин не повышать цены, если у него выросла стоимость отопления, стоимость аренды и прочие различные налоги? То есть тут вариантов никаких нет.

Разделяю ли я уверенность ЦБ в том, что скоро разовые факторы исчерпаются, а дальше инфляция будет снижаться? Когда-то и снег растает, естественно. Но есть, например, полугодовые периоды. Если зимой у нас тарифы ЖКХ особо не повышались,то с 1 октября у нас предполагается серьезное повышение. Плюс могут, например, настоять на повышении цен газовщики и тому подобное. Здесь очень сложно говорить. У нас эти разовые факторы почему-то становятся периодичными.

Банки закладывали это снижение уже в январе. Если посмотреть на динамику доходности депозитов, то до Нового года предложения были на уровне 16 процентов или 15,5 процента. Сейчас таких предложений либо минимум, либо почти нет. Наши финансовые организации достаточно хорошо отражают предполагаемое решение ЦБ.


Дмитрий Голубовский — аналитик «Золотого монетного дома»:

— Я немножко удивлен таким решением, потому что не ожидал снижения, хотя последние данные по инфляции внушали оптимизм. Я имею в виду самые последние, потому что начало года было плохим. Так что я приятно удивлен.

Почему Центробанк принял такое решение? Думаю, причин две: все те же позитивные данные по инфляции и тревожные звоночки, которые еще с конца прошлого года у нас идут с рынка облигаций, где был кризис в сегменте высокодоходных облигаций. Сейчас уже пошли тревожные звоночки от крупных заемщиков. Последнее — это когда «Самолет» обратился за 50-миллиардным кредитом к правительству. Это уже даже не звоночек, а удар в колокол, показатель, что у крупных игроков рынка недвижимости начинаются проблемы. А если проблемы у них, то проблемы и у банков.

Испугались переохлаждения экономики? Сам регулятор у нас ничего не боится. Он просто принял к сведению такие риски и тот факт, что на самом деле у нас гражданские отрасли уже в рецессии. Это в целом по экономике у нас рост благодаря бюджетному контуру. А продолжать чрезмерно жесткую денежную политику дальше — это провоцировать в стране экономический кризис, который перейдет на финансовую сферу. Потому что просрочки растут и у банков будут проблемы. В этом случае встанет вопрос: а за чей счет их спасать? Сейчас уже встал вопрос, за чей счет, возможно, придется спасать рынок недвижимости. За счет бюджета? Но у нас бюджетный дефицит. За счет кредитов Центрального банка? Тогда зачем дожидаться этого момента, когда проще просто удешевить стоимость кредита сразу? Такая логика, я думаю.


Евгений Коган — профессор НИУ ВШЭ, управляющий директор инвестиционной компании «Московские партнеры»:

— Я абсолютно не удивлен такому решению Центробанка. Мы полагали, 50 на 50, что либо снизит на 50 базисных пунктов, либо оставит ставку неизменной. Поэтому для меня это было абсолютно не неожиданным. Центробанк мог либо сохранить ставку и сказать, что будет следить за ситуацией и постарается в дальнейшем идти по пути снижения ставки, либо сказать, что не видит принципиальных рисков в экономике. Что, в общем-то, можно еще снижать и снижать ставку.

С учетом накопленной инфляции за январь и начало февраля — да, действительно, есть ощущение, что не все очень хорошо. Но это ощущение временное, и я думаю, что сейчас не надо пугаться. Эти дни, в которые были просадки по облигациям, надо использовать для того, чтобы покупать облигации в долгую. Вот эти длинные государственные бумаги, которые еще несколько дней назад давали доходность более 15 процентов годовых на 10–15 лет. Но люди боялись. И зря, на мой взгляд. Сегодня, я думаю, доходность по этим бумагам будет уже ниже 15, но к концу года такие бумаги будут иметь доходность порядка 11–12 годовых и прибыль по ним с учетом купонов может составить не менее чем 35–40, а возможно, и более процентов за год.

Сказались ли опасения, что будет переохлаждение экономики? Знаете, как говорится, волков бояться — в лес не ходить. Центральный банк просто подтвердил свои предыдущие прогнозы и сказал, что да, он видит потенциал небольшого роста инфляции сверх своего таргета, но это никак не меняет его политику. Ну и слава богу!