Экономика республики в 2025-м росла почти втрое быстрее общероссийской. По данным статистики, ВВП РФ увеличился всего на 1%, тогда как валовой региональный продукт Татарстана прибавил 2,9%, превысив 5,7 трлн рублей. Главным драйвером стал промышленный рост — 9,9% на фоне скромных 1,3% по стране в целом. Однако успехи обрабатывающих производств и нефтехимии не смогли компенсировать внушительный спад в автопроме и строительстве дорог и инженерных сооружений. О том, в какой сфере предприятий в 2025-м закрылось больше всего, почему начало падать производство мебели, как общепит смог удержать рост оборота и как выросли цены за год, — в обзоре «БИЗНЕС Online» по мотивам доклада Татарстанстата.
Основной вклад в рост экономики внесли обрабатывающие производства, прежде всего предприятия нефтехимии и ОПК, а также резиденты ОЭЗ, промпарков и ТОСЭРов. Совокупно они обеспечили 20% в ВРП республики
Промпроизводство выросло сильнее, чем в 2024-м, — спасибо «прочим готовым изделиям»
В начале февраля Росстат опубликовал доклад о социально-экономическом положении России за 2025 год. Валовой внутренний продукт (ВВП) страны, согласно данным официальной статистики, вырос на 1% против роста на 4,9% в 2024-м. Объем ВВП составил в текущих ценах 213,5 трлн рублей. Индекс промышленного производства (ИПП) по итогам года увеличился на 1,3% против 4,6% в 2024-м. После активного роста российская экономика переживает период «охлаждения». В первом полугодии 2026-го замедление экономики продолжится и темпы роста восстановятся в лучшем случае в конце года, а скорее всего, только в 2027-м, обозначил недавно министр экономического развития РФ Максим Решетников.
Картину в Татарстане частично открывает комплексный доклад, который вечером в минувшую пятницу опубликовал Татарстанстат. Согласно документу, валовой региональный продукт (ВРП) республики превысил 5,7 трлн рублей — это на 2,9% больше, чем в 2024-м. Основной вклад в рост экономики внесли обрабатывающие производства, прежде всего предприятия нефтехимии и оборонно-промышленного комплекса, а также резиденты особых экономических зон, промышленных парков и территорий опережающего социально-экономического развития.
Совокупно они обеспечили 20% в ВРП Татарстана, уточнял на прошлой неделе на коллегии вице-премьер РТ – министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. Однако расширенных показателей по отраслям ведомство тогда не раскрывало. Если смотреть на общие показатели, то экономика Татарстана выдержала еще один год в условиях геополитической напряженности. Промышленное производство в целом выросло на 9,9%, и это даже выше, чем 5-процентный рост в 2024 году.
Кого благодарить за такие показатели? Наибольший вклад в рост промышленности внесло производство «прочих готовых изделий» (плюс 18,87% за год), а также электрического оборудования (18,4%). Эти сектора демонстрируют рост значительно выше среднего показателя по региону. Заметно выросли объемы производства лекарств (плюс 7,2%), а также выпуск в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева (плюс 5,2%).
Вместе с тем некоторые отрасли продолжают демонстрировать снижение объемов производства. К примеру, выпуск автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов сократился на 13,9%, и это вполне объяснимо с учетом сложностей у КАМАЗа, падения на рынке грузовиков.
Непонятно, откуда резкое падение в производстве одежды (минус 25,3%), текстильных изделий (минус 8,2%). Причем стремительное падение в этих направлениях продолжается второй год подряд
Выпуск одежды продолжает падать, и теперь присоединилась мебель
На 8% упало производство резиновых и пластмассовых изделий, на 2,9% — металлургическое производство. Энергетический сектор региона показал падение на 2,4%, а добыча полезных ископаемых — на 0,9%. Эти показатели тоже можно объяснить ситуацией на рынке, международной конъюнктурой.
При этом непонятно, откуда резкое падение в производстве одежды (минус 25,3%), текстильных изделий (минус 8,2%). Причем стремительное падение в этих направлениях продолжается второй год подряд. В 2024-м производство одежды упало на 16,7%, текстиля — на 15,8%. Из хороших новостей — пока удается показывать небольшой, но все-таки рост в производстве обуви. Один из собеседников «БИЗНЕС Online», возглавляющий предприятие по производству одежды, на условиях анонимности заявил, что особых надежд на 2026 год нет: вероятно, будет еще одно падение.
В производстве мебели «провал» по сравнению с прошлым годом оценивается в минус 18,6%, хотя годом ранее был рост на уровне 8%. Очевидно, что мебельщики сильно завязаны на строительстве, но в этой сфере у нас хоть и скромный, но рост, о котором далее. Так что же с мебелью?
Падение производства признал в беседе с «БИЗНЕС Online» основатель фабрики Div-one Вячеслав Лавров. Он указывает на снижение спроса на продукцию, которое приводит к сокращению игроков. Есть три направления — офлайн, онлайн и маркетплейсы, и сильнее всего падение продаж ощущается в офлайн-сегменте. «Потребительская привычка поменялась, плюс цены с наценкой арендной. Насколько мне известно, трафики очень сильно падают в торговых центрах, причем не только в Казани, но и в Москве, других городах», — говорит Лавров. С другой стороны, его фабрика ощущает серьезный рост продаж через сайт.
Сильно невыгодным стало производство пуфиков и другой мелкой мебели, а вот в производстве диванов и кухонь Лавров падения не замечает. «На маркетплейсы сейчас идут все, кто хочет спастись, чтобы организовать какой-то сбыт более-менее стабильный, чтобы загружать производство. И во многом компании приговаривают свою маржинальность для того, чтобы получить объем», — описывает Лавров.
«Например, у „Асконы“ или „Орматек“ есть ресурс работать на малой марже, плюс у них есть всякие дополнительные соглашения. А если говорить о малом бизнесе с намеком на средний, как у нас, то тут опций значительно меньше. Поэтому вроде бы в натуральном выражении объем вырос, но, если брать количество продавцов, оно достаточно серьезно сокращается», — подчеркивает Лавров. В этом году тенденция продолжится: к существующим трудностям добавляются налоговая реформа и падение потребительского рынка.
В 2025 году производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов сократилось на 13,9%, одежды — на 25,3%, текстильных изделий — на 8,2% по сравнению 2024-м
Отгрузка приросла, но темпы сбавили
По итогам прошлого года объем отгруженных товаров собственного производства увеличился по сравнению с 2024-м на 6,8% до 6 трлн рублей. Рост, но заметно ниже, чем в 2024-м, когда «отгрузка» показывала почти 20-процентный подъем. Из суммарной отгрузки 925 млрд рублей пришлось на добычу полезных ископаемых, что на 26,7% меньше, чем в 2024-м. 4,8 трлн рублей взяли на себя обрабатывающие производства.
Несмотря на снижение объемов в денежном выражении на 3,8%, на 1-м месте среди обрабатывающих производств производство кокса и нефтепродуктов. Данная отрасль отгрузила товаров собственного производства почти на 1,2 трлн рублей. 2-е место взяли производители химических веществ — 517 млрд рублей — это хуже показателей 2024-го на 2,9%. 473 млрд рублей в общую копилку закинули производители автотранспортных средств — это на 8,4% меньше, чем годом ранее.
Если по итогам 2025 года производители грузовиков снизили объемы производства на 13,9%, то в декабре 2025-го по сравнению с декабрем 2024-го производство автотранспортных средств просело на 38,2%. Если брать в количественном выражении, то за прошлый год в Татарстане было выпущено 40 127 грузовых автомобилей, что на 32,4% меньше, чем за аналогичный период 2024-го.
Несмотря на рост ИПП в части производства машин и оборудования на 5,6%, производство центробежных насосов снизилось на 29,9% до 8 787 единиц. Производство резиновых и пластмассовых изделий показало снижение на 8%, однако производство резиновых смесей снизилось на 33,3% до 20 тыс. тонн. Данное сырье используется в производстве шин. Учитывая падение рынка продаж новых автомобилей, понятно, что рынок шин также просел.
68,3% от общего ввода составило индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Так что частники продолжают тянуть строительный сектор
Стройка в Татарстане сработала практически «в ноль», сектор тянет ИЖС
Объем работ, выполненных на стройке, в денежном выражении вырос всего на 0,2% и достиг 1 трлн рублей. Причем такой рост в деньгах отражает не объемы стройки, а повышение затрат на строительство. На 16,3% снизился объем работ, выполненных крупными и средними организациями по виду деятельности «строительство». Так, на 3% в денежном выражении снизилось строительство жилых и нежилых зданий, на 30,6% — строительство инженерных сооружений.
Строительство автомобильных дорог просело на 35,3%. Очевидно, связано это с окончанием в 2024 году крупных строек: автодороги М12 и трассы Алексеевское – Альметьевск.
В 2025-м в Татарстане введено жилье площадью 3,5 млн кв. метров. Это на 1,8% больше аналогичного периода прошлого года. 1,3 млн кв. м пришлось на Казань — столько же, сколько и в 2024-м. При этом население республики построило индивидуальные жилые дома общей площадью 2,4 млн кв. м, в том числе в Лаишевском районе — 331 тыс. кв. м, Высокогорском — 189 тыс. кв. м, Тукаевском — 162 тыс. кв. м, Пестречинском — 185 тыс. «квадратов». В целом 68,3% от общего ввода составило индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Так что частники продолжают тянуть строительный сектор.
За 2025 год возведен ряд школ на 4 тыс. ученических мест. Это почти на 60% меньше, чем в 2024-м. Введено было дошкольных организаций на 1,1 тыс. мест, что на 25% меньше, чем годом ранее. Торгово-офисных центров было построено на 44% меньше — 5,8 тыс. кв. метров.
Строительство в лидерах по числу ликвидированных организаций. Было ликвидировано за год 1 528 организаций, а вновь зарегистрировано 949
Что значат показатели в стройке?
Опубликованные данные подтверждают устойчивость и зрелость рынка, который «не посыпался даже в откровенно неблагоприятных условиях», отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от Татарстана, член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Илья Вольфсон. «Поэтому на первый взгляд скромную прибавку в 0,2 процента на фоне дорогого проектного финансирования, роста себестоимости и сдержанного спроса стоит трактовать как сохранение темпа и управляемости», — указывает спикер.
Строительство в лидерах по числу ликвидированных организаций. Было ликвидировано за год 1 528 организаций, а вновь зарегистрировано 949. «Я бы тут говорил все-таки не о кризисе, а структурной перестройке. Мы видим скорее консолидацию, переформатирование бизнеса, уход слабых и недокапитализированных игроков на фоне высокой ставки и более жестких требований к прозрачности и качеству, перераспределение функций между юрлицами и так далее. В итоге это должно работать на оздоровление отрасли, потому что в ней остаются те, кто способен выполнять обязательства, работать в правовом поле и обеспечивать людям понятный результат», — прокомментировал такие цифры Вольфсон.
«Что касается ожиданий от этого года, то многое будет зависеть от стоимости денег, ипотечных инструментов и темпов реализации инфраструктурных решений, однако при грамотной настройке процедур и поддержке ключевых проектов Татарстан способен как минимум удержать объемы без резких провалов», — добавил депутат Госдумы.
Республика удерживает лидерство по вводу жилья, у нее «очень высокий» уровень, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» основатель и руководитель ГК «Бриз» Андрей Беляков. По его мнению, падения объемов строительства в РТ в этом году быть не должно. «Снижения, конечно, не будет. Либо мы останемся на уровне прошлого года, либо реализуется тенденция к небольшому приросту», — говорит спикер.
«Что касается закрытия организаций, то смотрите… Это, конечно, мое личное мнение, но, наверное, рынок чистит сам себя. Уходят лишние посредники. Рынок сам себя зачищает. Кто неспособен, кто был малоустойчивым, тот, наверное, и ушел с рынка. А остались те, кто действительно имеет запасы и свой наработанный рынок, людей. Выживает сильнейший», — добавил Беляков.
«Я считаю, что показатели ввода жилья не отражают ситуацию текущего состояния рынка, а фиксируют итоги работы прошлых лет, — отмечает руководитель АН „Счастливый дом“ Анастасия Гизатова. По ее мнению, это запаздывающий показатель, оставшийся от советских времен и больше подходящий для пятилеток: — Напоминает политизированный момент, как в советском прошлом, о том, сколько было надоев, сколько тонн зерна собрали».
«Зачем гнаться за этим показателем? Нужно строить не ради него, а с учетом продаж. Татарстан уже на границе распроданности (соотношение проданного жилья и жилья строительной готовности), тут очень шаткое положение, — считает Гизатова. Следовательно, надо обращать внимание на качество, а не на количество жилья, которое было построено. В качестве примера она приводит Китай, где при высокой плотности населения существуют целые незаселенные и непроданные микрорайоны: — Зато все планы по вводу жилья они выполнили и перевыполнили».
«Ввод ИЖС — это не только то, что построено в 2024–2025 годах, но и дома, которые стояли 10–20 лет незарегистрированными. Если мы уберем ИЖС, то увидим, что показатели по вводу жилья плюс-минус одинаковые. За исключением 2023-го, который как раз компенсировал 2021–2022 годы», — говорит Гизатова.
Что касается большого числа закрытых организаций, ликвидация не всегда означает финансовый крах. «Вполне возможно, ликвидация компании — это планируемая акция для различных целей. Поэтому нельзя сказать, что они все обанкротились в связи с кризисом. Там были разные причины. Читатели „БИЗНЕС Online“ наверняка знают об этих причинах», — заявила она.
Строители в этом году отреагируют на налоговую реформу и прочие вызовы времени, но без массовых ликвидаций и ухода компаний из отрасли. «Они не останутся в стороне и отреагируют закрывшимися организациями, укрупнением или, наоборот, дроблением. Но не настолько, чтобы была всеобщая ликвидация и уход из отрасли», — добавила Гизатова.
Самый динамичный рост показали расходы на бытовые и коммунальные услуги, которые выросли на 17,8 и 16,7% соответственно
Коммунальные расходы за год выросли почти на 17%. Это зона риска для общепита, который в 2025-м показал рост
Чуть больше в рамках официальной инфляции вырос потребительский рынок, который выступает индикатором благосостояния жителей республики. Оборот розничной торговли в Татарстане составил 1,78 трлн рублей, что на 2,8% больше, чем в 2024-м. Рост расходов на пищевые продукты составил 1,5%, непродовольственные товары показали 3,7-процентный рост. При этом 44,6% оборота приходится на пищевые продукты, напитки и табачные изделия.
По итогам 2025 года оборот ресторанов, баров и кафе Татарстана достиг 97 млрд рублей. Прирост относительно итога 2024-го составил 7,5% — тогда общепит республики заработал 90,5 миллиарда. Это увеличение несколько ниже, чем в 2024-м, когда рост за год составил 8,8%.
Рост цен в общепите за год Татарстанстат оценил в 12%. Кстати, традиционно активный декабрь в 2025-м принес рестораторам на 10% больше, чем декабрь 2024-го.
Подсчеты Татарстанстата о ситуации в общепите близки к реальности, но с учетом инфляции все-таки есть небольшое падение оборота, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» ресторатор Нурислам Шарифулин. Также есть определенное сокращение предприятий. «На самом деле рост [оборота предприятий общепита] обусловлен фастфудом. У ресторанов же среднего ценового диапазона было падение, и оно более ярко выражено. Дешевый сегмент (фастфуд, столовые) растет, средний сегмент падает, высокий пока стоит и показывает динамику лишь за счет открытия таких громких проектов, как „Горыныч“», — поясняет собеседник.
По оценке Шарифулина, оборот общепита в этом году снизится на 20–25%. «Среднее повышение цен в прошлом году получилось 12–14 процентов. Пока сказать, каким будет в этом году, сложно. Например, продукты не так сильно дорожают, как в прошлом, и это радует. Но выросла „коммуналка“ до катастрофических размеров. Поэтому пока мы пытаемся встроиться в новую экономическую реальность», — говорит спикер.
«Налоговая реформа конкретно нас не затронула, поскольку мы на общей системе налогообложения с 2022 года. А вот всех остальных, кто сидел на УСН, „упрощенке“, патентах, сильно все это затронуло. Я думаю, что в этом году закроется больше 200 [заведений] и откроется меньше 200. То есть динамика будет отрицательная. Мы здесь прогнозируем до 10 процентов безвозвратно закрытых заведений. Но надо понимать, что в любой момент рыночная конъюнктура меняется», — добавил ресторатор.
Объем платных услуг, оказанных населению, вырос на 9% по сравнению с 2024-м. За исследуемый период объем платных услуг, оказанных татарстанцам, составил 561 млрд рублей, из которых 93,6 млрд рублей ушло на «коммуналку», 84,3 млрд рублей — на транспортные услуги и 100 млрд — на бытовые. При этом самый динамичный рост показали расходы на бытовые и коммунальные услуги, которые выросли на 17,8 и 16,7% соответственно. Транспортные расходы увеличились на 15%.
Фиксированный набор потребительских товаров и услуг на месяц по Татарстану на конец декабря 2024 года стоил 20 796 рублей. К декабрю 2025-го он вырос в цене на 8,9% до 22 643 рублей
Цены на продукты растут быстрее инфляции
Индекс потребительских цен по итогам декабря 2025-го по сравнению с декабрем 2024-го вырос на 9,4%. Индекс цен производителей промышленных товаров за год снизился на 4,2%. При этом цены на товары, реализуемые на внутреннем рынке, уменьшились всего на 1%. Это говорит о том, что производители снизили цены на продукцию, отправляемую на экспорт, что в том числе связано и с укрепившимся курсом рубля. Цены у производителей сельхозпродукции выросли на 7,3%, тарифы на грузовые перевозки — на 10,2%.
Фиксированный набор потребительских товаров и услуг на месяц по Татарстану на конец декабря 2024 года стоил 20 796 рублей. К декабрю 2025-го он вырос в цене на 8,9% до 22 643 рублей. Стоимость минимального набора продуктов питания составила 6 431,02 рубля, что на 4,3% больше декабрьских значений.
Плодоовощная продукция в республике за год подешевела на 8,7%, а продовольственные товары в целом, наоборот, подорожали на 7,2%.
В списке непродовольственных товаров легковые автомобили подешевели на 1,8%, медикаменты подорожали на 9,3%, строительные материалы — на 1,4%. Автомобильный бензин за год поднялся в цене на 12,1%. Причем газомоторное топливо за год упало в цене на 18,4%, а дизельное, наоборот, выросло на 10,8%. Начисленная среднемесячная заработная плата за год увеличилась на 21,2% до 87,7 тыс. рублей.
Что касается бизнеса в Татарстане, то предприятия отчитались о получении в январе – декабре 2025 года чистой прибыли в размере 713 млрд рублей, что на 5,6% меньше показателя 2024-го. 77,1% организаций получили прибыль в размере 926 млрд рублей, 22,9% организаций — убыток на сумму 213 млрд рублей. В 2024-м 21,1% предприятий показали убыток в размере 89 млрд рублей.
В 2025 году количество ликвидированных организаций составило 6 988, а зарегистрированных было меньше — 5 692. Больше всего было закрыто компаний в строительстве и оптовой и розничной торговле — 1 528 и 2 053 соответственно.
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.