Госпогранслужба Азербайджана задержала Рубена Варданяна (в центре) при попытке выехать из Нагорно-Карабахской республики В сентябре 2023 года госпогранслужба Азербайджана задержала Рубена Варданяна (в центре) при попытке выехать из Нагорно-Карабахской Республики Фото: © пресс-служба государственной пограничной службы Азербайджана, РИА «Новости»

400 томов дела Варданяна…

Кадры, на которых азербайджанские военные ведут закованного в наручники Рубена Варданяна, облетели мир в сентябре 2023 года. К тому моменту армянский миллиардер уже не был руководителем непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Он возглавлял ее с ноября 2022-го по февраль 2023 года, а после отставки продолжал оставаться на территории НКР и прямо говорил, что покидать регион не собирается, несмотря на давление. Но сделать это все-таки пришлось.

19 сентября 2023 года началась, а уже 20 сентября завершилась третья карабахская война. Тлевший 35 лет конфликт фактически пришел к своему финалу за сутки. Спустя сутки после начала военной операции Баку армия Арцаха, понеся потери, решила сложить оружие. Когда Ереван заявил, что принял к сведению решение армян Карабаха, те уже начали покидать территорию непризнанной республики. В этом потоке беженцев был и Варданян. Неофициально он считался едва ли не главным спонсором Карабаха.

Предпринимателя задержали при попытке выехать в город Горис Сюникской области Армении на пограничном пункте. Погранслужба Азербайджана заявила, что миллиардер незаконно прибыл на территорию республики, он был доставлен в Баку и передан «соответствующим государственным органам для принятия соответствующего решения».

«Ничего хорошего ему не светит. Азербайджан давно мечтал»: Рубен Варданян попался в руки Алиева

Очень скоро выяснится, что Варданян помещен в следственный изолятор Баку, а незаконное пересечение границы — это далеко не единственное и не самое тяжелое обвинение, которое предъявляют азербайджанские правоохранители. Кремль на фоне задержания пообещал, что, если бизнесмен все еще остается гражданином России, Москва будет защищать его права. Вот только от российского гражданства Варданян отказался незадолго до отъезда в Нагорный Карабах.

При этом бизнесмен сохранял гражданство Армении, полученное в июне 2021 года. В сегодняшних заметках азербайджанские СМИ называют Варданяна «гражданином Армении». Правда, Ереван вступаться за своего гражданина не спешил. Вероятно, потому, что у этого гражданина слишком серьезные политические амбиции.

Вслед за Варданяном после конфликта были задержаны еще 15 человек из числа военно-политических руководителей НКР. В начале февраля им вынесли приговор, и некоторые получили пожизненный срок. Теперь настала очередь вердикта по делу бизнесмена, просидевшего в СИЗО больше двух лет. На конец декабря 2024 года его дело состояло из 100 томов на 25 тыс. страниц, а к декабрю 2025-го, когда следствие вышло на финишную прямую, томов было уже 400.

Приговор вряд ли стал сюрпризом для Варданяна. Список обвинений был внушительный... Фото: «БИЗНЕС Online»

…и 20 лет тюрьмы

10 февраля Варданян выступил в суде с последним словом. Причем запретил адвокату приводить доводы защиты. Год назад, в феврале 2025-го, предприниматель объявил голодовку и назвал процесс над ним «судебным фарсом». «То, что происходит в зале суда, нельзя назвать судом — это политическое шоу, в котором демонстративно игнорируют мои права на справедливое разбирательство», — отмечал он.

«Не боюсь никакого наказания или решения и готов принять его совершенно спокойно», — отметил предприниматель в последнем слове. Гособвинение запрашивало для бизнесмена и экс-госминистра непризнанной бывшей НКР пожизненное лишение свободы. Решение оказалось мягче.

Бакинский военный суд приговорил Варданяна к 20 годам тюрьмы. Заседание суда было открытым, в нем приняли участие обвиняемые, их защитники, часть потерпевших, прокуроры. От имени государства в качестве потерпевшего участвовал руководитель аппарата кабинета министров республики Руфат Мамедов.

Очевидно, приговор вряд ли стал сюрпризом для подсудимого. Список обвинений был внушительный. Варданян признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 100 («Планирование и ведение агрессивной войны»), ст. 107 («Депортация или принудительное переселение населения»), ст. 109 («Преследование»), ст. 112 («Лишение свободы в нарушение норм международного права»), ст. 113 («Пытки»), ст. 114 («Наемничество»), ст. 115 («Нарушение законов и обычаев войны»), ст. 116 («Нарушение норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов»), ст. 214 («Терроризм»), ст. 214-1 («Финансирование терроризма»), ст. 218 («Создание преступного сообщества (организации»), ст. 228 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»), ст. 270-1 («Угрозы безопасности авиации»), ст. 278 («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти, насильственное изменение конституционного строя государства»), ст. 279 («Создание не предусмотренных законодательством вооруженных формирований или групп»), ст. 318 («Незаконное пересечение государственной границы Азербайджана») и других статей Уголовного кодекса Азербайджана.

Варданян (слева) известен прежде всего как один из основателей инвестиционно-брокерской компании «Тройка Диалог» Фото: © Viktor Chernov / Russian Look/ www.globallookpress.com

«Он много бы пользы принес, если бы был на свободе. Мы несколько раз встречались…»

«Все, кто лично знает Рубена или профессионально с ним взаимодействовал, понимают абсурдность и несостоятельность предъявленных ему обвинений», — сказано в заявлении семьи Варданяна, которое появилось сегодня в открытом доступе. Родные пообещали, что продолжат добиваться освобождения Варданяна и «армянских заключенных, удерживаемых по политически мотивированным основаниям». Но прежние попытки добиться свободы оказались безуспешными, и не совсем понятно, что должно произойти, чтобы позиция Баку изменилась.

Семья бизнесмена также заявила, что Варданяна лишили доступа к реальной юридической защите, связи с международными адвокатами и возможности присутствия на заседаниях независимых СМИ. Слушания проходили «за закрытыми дверьми» и в условиях, не отвечающих стандартам справедливого судебного разбирательства, настаивают родственники.

Судебное разбирательство велось открыто, защита имела полноценный доступ ко всем процессуальным процедурам, ни одно из процессуальных прав обвиняемого не было ограничено, он мог пользоваться услугами адвокатов, в том числе международных юристов, возражают азербайджанские СМИ. Одно из местных изданий пишет о приговоре Варданяну как о случае, когда «право оказалось сильнее давления», и обращает внимание на беспрецедентную информационную кампанию вокруг дела.

Упоминается в том числе резолюция Европарламента, принятая в марте 2025 года. В ней депутаты требовали от Баку немедленно освободить «23 армянских заложника», включая экс официальных лиц бывшей НКР. В решении парламента отмечалось, что судебные процессы над этими людьми «постановочные». Баку эти претензии ЕС отвергал.

Кремль сегодня не комментировал приговор Варданяну, да и в российских телеграм-каналах реакции не так много. Обсуждала ли Москва с Баку судьбу своего бывшего гражданина, достоверно неизвестно. В октябре 2023 года у президентов России и Азербайджана была встреча, и в открытой части разговора о Варданяне не было, отмечал Кремль. Это последний комментарий из Москвы по теме.

«Кроме как фарсом я это назвать не могу. Тем более он сам не принял этот суд. Естественно, люди в Армении негативно к этому отнесутся», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель национально-культурной автономии армян РТ Михаил Хачатурян.

«Он во многих проектах участвовал и не только в России. Он молодец — сам себя сделал. В Армении он создал высшую школу мирового уровня, канатную дорогу, между прочим, самую длинную в мире. Ну интересный человек, очень интересный. И я думаю, что он много бы пользы принес, если бы был на свободе. Он среди остальных достаточно выделялся своим интеллектом, уровнем. Мы с ним несколько раз встречались — он на меня очень хорошее впечатление произвел», — добавил Хачатурян.

«В Азербайджане очень ждали, что приговор будет самым суровым, то есть пожизненное заключение, — заявил в беседе с нашим изданием азербайджанский политолог, специалист по Южному Кавказу и Ближнему Востоку Тофик Аббасов. — Это человек, который совершил серию очень тяжких преступлений против азербайджанского народа, азербайджанской государственности как таковой. Да еще и самозванно называл себя госминистром несуществующего государства».

«Безусловно, сам факт появления Рубена Варданяна в азербайджанских пределах носил незаконный характер, потому что он залез в Азербайджан через задний двор. Вина этого человека доказана, и азербайджанская общественность, мне так кажется, неспроста требовала именно пожизненного заключения, потому что этот человек действительно погряз в серии преступлений. У нас сложилось впечатление, что нельзя заигрывать с теми силами, которые подогревают сепаратизм», — добавил Аббасов.

Подписание соглашения между представителями автоконцерна Daimler и ОАО «КАМАЗ». Справа налево: Рубен Варданян, Сергей Когогин, Сергей Чемезов. 2008 год Подписание соглашения между представителями автоконцерна Daimler и ОАО «КАМАЗ». Справа налево: Рубен Варданян, Сергей Когогин, Сергей Чемезов. 2008 год Фото: © Михаил Кутузов, РИА «Новости»

Кто такой Варданян и как он связан с Татарстаном?

Варданян известен прежде всего как один из основателей инвестиционно-брокерской компании «Тройка Диалог». В начале 1990-х выпускник экономического факультета МГУ, который набрался опыта за рубежом, проходя стажировки в Италии, курсы INSEAD во Франции и учебу в Гарвардской бизнес-школе, стал управляющим партнером компании и ее ключевым руководителем. Руководящую должность бизнесмен занимал до 2012-го.

В 2000-х «Тройка» открыла офисы в Нью-Йорке и Лондоне, а в 2011-м ее приобрел Сбербанк за $1,4 миллиарда. Варданян как основной акционер партнерства с долей 40% получил акции АвтоВАЗа (20,5%) и КАМАЗа (27,3%). Также в рамках интеграции Сбербанка и инвестиционной компании был создан корпоративно-инвестиционный бизнес Sberbank CIB — бизнесмен был его соруководителем до 2015 года и параллельно советником президента и председателя правления Сбербанка.

По словам экономиста, члена наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александра Разуваева, «Тройка» была одной из основных брокерских компаний и во многом создала российский фондовый рынок. Более того, Варданян был успешным инвест-банкиром и успел продать компанию Сберу до санкций за достойную сумму.

Предприниматель был активным игроком на российском рынке ценных бумаг. Он входил в состав биржевого совета Московской фондовой биржи и экспертного совета федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, возглавлял совет директоров национальной ассоциации участников фондового рынка, до 2012-го входил в бюро правления российского союза промышленников и предпринимателей, был в числе сооснователей московской школы управления «Сколково».

В 2024-м Варданяна номинировали на Нобелевскую премию мира за спонсирование нескольких десятков научных, образовательных и гуманитарных программ не только в Армении, но и в других странах. При его участии реализовывались международные и отечественные проекты. В том числе разработка отечественного электрокара «Атом» — ей занималась компания «Кама», основанная Варданяном и гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным. На старте проекта в 2021 году каждый вложил по 360 млн рублей.

Однако с 2022-го, когда бизнесмен отказался от российского гражданства и переехал в Нагорный Карабах, тогда еще не присоединенный к Азербайджану, его доля в российском автобизнесе постепенно уменьшалась. В 2024-м он перестал быть совладельцем КАМАЗа. Вышел из капитала ООО «Автоинвест», которое упоминается среди акционеров татарстанской компании и где Варданяну принадлежало 15% компании. А в октябре 2025 года стало известно, что предприниматель продал принадлежавшие ему 25% компании «Восход», которая является основным акционером «Камы». Как сообщалось, пакет могут распределить между другими совладельцами или продать новому инвестору.

«К сожалению, талантливый бизнесмен ушел в политику. Не очень понятно, зачем он полез в Карабах и отказался от российского гражданства. Соответственно, Россия за него вписываться не будет, и ждет его мрачное будущее», — прогнозирует Разуваев в разговоре с «БИЗНЕС Online». Собеседник напомнил, что позиция МИД России всегда была неизменной: Карабах — это Азербайджан. Даже возможные соратники или финансовые активы на территории страны не помогут бизнесмену выйти на свободу, полагает спикер.

Рубен Варданян (в центре) во время акции памяти жертв геноцида армян в Османской империи 1915 года у Вечного огня мемориального комплекса Цицернакаберд в ЕреванеРубен Варданян (в центре) во время акции памяти жертв геноцида армян в Османской империи 1915 года у Вечного огня мемориального комплекса Цицернакаберд в ЕреванеФото: © Асатур Есаянц, РИА «Новости»

«Для Пашиняна это только день большой радости»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали решение суда по делу Варданяна и порассуждали о дальнейшей судьбе бизнесмена.

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Ситуация достаточно абсурдная. Я не хочу комментировать конкретное судебное решение, потому что это некорректно. Но я слежу за должностными лицами, которые были, по моему мнению, незаконно задержаны на границе под предлогом того, что они занимали должности в Нагорном Карабахе. Все дальнейшее напоминает политическую расправу. При полном пассивном отношении к этому властей в Ереване. Причиной, на мой взгляд, является то, что эти люди (осужденные экс-руководители бывшей НКРприм. ред.) — прямые конкуренты нынешних властей Армении. И от этого ситуация [выглядит] еще гаже.

Абсолютное большинство предпринимателей Армении связаны с Россией. У всех здесь есть бизнес. У нас настолько тесно переплетены экономики, что невозможно не быть не связанным с Россией. Если Варданян отказался от российского гражданства, то, к сожалению, формально мы не можем вмешаться в его судьбу. Это если говорить про российское руководство. Но в экспертном сообществе есть устоявшееся мнение на этот счет. В частности, я его представляю.

Евгений Минченко — президент «Минченко консалтинг»:

— В тех плохих условиях, в которых содержится Рубен Варданян, 20 лет равносильно пожизненному заключению.

Насколько это политизированное дело? На 100 процентов. В данном случае азербайджанская сторона выполняет свою часть сделки с [премьер-министром Армении] Николом Пашиняном. Ему надо было устранить оппозицию в Армении руками азербайджанцев, и Алиев пошел ему навстречу.

Как может Россия помочь ему? Разговоры об этом были. Ходят слухи, что и Владимир Путин разговаривал с Алиевым на эту тему, но Варданян же отказался от российского гражданства, так что формальных оснований для того, чтобы за него заступаться, у России нет. Армянская сторона категорически отказалась вообще этот вопрос обсуждать. Для Пашиняна это только день большой радости. Власти Армении, гражданином которой является Варданян, практически прямым текстом говорят: «Заморите его в тюрьме».

Там идет достаточно активное давление [на Баку] со стороны авторитетных лиц на Западе, крупного бизнеса, политических фигур. Но я так понимаю, что для Алиева прочность его сделки с Пашиняном важнее, чем мотив сделать приятное тем или иным политикам в России или других странах.

Андрей Суздальцев — российский политолог, педагог:

— Конечно, это заказной приговор. Несмотря на всяческую поддержку этого человека в России, армянское руководство его преследовало с целью ликвидировать его политический потенциал. Надо сказать, что власть бархатной революции 2018 года в лице Пашиняна очень быстро превратилась в типичного авторитарного деятеля постсоветского пространства. Он, конечно, озабочен тем, чтобы реальные политические противники в Армении отсутствовали. И из Варданяна вместо политика сделали уголовника.

К сожалению, России приходится зачастую работать на постсоветском пространстве с авторитарными деятелями, для которых политическая судьба человека ничего не стоит. Россия заступалась за Варданяна, но не на официальном уровне. Наши СМИ, видные деятели, специалисты по Армении заступались. Но для Пашиняна это не играет никакой роли, потому что он озабочен сохранением своей власти.

Проблема в том, что у нас очень ограничены возможности. Мы традиционно не вмешиваемся во внутренние дела независимых суверенных государств. В данном случае это подается как внутреннее дело, хотя человек очень сильно связан с Россией.

Алексей Мартынов — политолог, международный эксперт, директор Международного института новейших государств:

— В такой ситуации никто другого и не ожидал. Даже семья Варданяна сказала: это не состязательный судебный процесс, а явная расправа. Варданян совершенно точно политический заключенный. В его деле со всеми возможными нарушениями политически мотивировано и обвинение, и сам процесс, и приговор. [Его осудили] за демонстрацию своих убеждений и действия относительно Нагорного Карабаха.

С точки зрения азербайджанских властей, с точки зрения Ильхама Алиева, он человек, который заслуживает 20 лет тюрьмы. Но обращу ваше внимание, что изначально ему требовали пожизненное заключение. Притом что осужден видный политический деятель и политический оппонент с точки зрения существования Нагорно-Карабахской Республики как независимого государства. Чего-то другого от Алиева никто не ждал.

Проблема заключается в том, что Варданян демонстративно отказался от российского гражданства — недальновидный поступок с его стороны. Но, как он сформулировал, он не хотел бросать тень на Россию своей деятельностью непосредственно в Нагорном Карабахе. Это не дает [России] оснований вмешиваться. Одно дело, когда речь идет о российском гражданине, другое — о человеке, который отказался от гражданства. С правозащитной точки зрения, в РФ есть свое мнение и оценка происходящего, поэтому я не знаю, как Россия может помочь как государство.

Мне сложно судить, что будет дальше. Но у Варданяна много друзей по всему миру. Конечно, они его не бросят, будут поддерживать всячески, насколько это возможно. Но он совершенно точно политический заключенный и своего рода узник совести, который осужден за убеждения и политические взгляды.

Могут ли использовать его как обменный фонд? Не знаю планов Алиева насчет Варданяна, но, учитывая социокультурные традиции и особенности такого государства, как Азербайджан, то вполне возможно. Почему нет?