Крылатый снежный барс изображен на гербе республики, для всех тюрок барс — тотемное животное Крылатый снежный барс изображен на гербе республики, для всех тюрок барс — тотемное животное Фото: «БИЗНЕС Online»

X5 и «Татспиртпром» решили вместе помочь снежным барсам

Недавняя годовая коллегия минсельхозпрода РТ запомнилась не только успехами республики, но и диалогом между компанией X5 и руководством Татарстана. Представитель одного из крупнейших в стране ретейлеров заверил, что попасть на полки «Пятерочек» и «Перекрестков» местным фермерам не так уж и сложно. А еще попросил смягчить ограничение, по которому сеть не может открывать новые точки в регионе, если ее доля в денежном выражении превышает 25% от объема проданных продовольственных товаров за предыдущий год.

Ретейлер просил поднять верхнюю планку до 35%, обещая республике новые инвестиции. Сможет ли Татарстан помочь с этим, не совсем понятно, ведь нынешний лимит установлен федеральным законом о торговле. С другой стороны, республика умеет в лоббизм. А X5, как выяснилось, умеет пойти республике навстречу. Сегодня ретейлер на пресс-конференции объявил, что вместе с «Татспиртпромом» займется сохранением и восстановлением популяции снежных барсов.

Не секрет, что для Татарстана тема барсов особенная. Крылатый снежный барс изображен на гербе республики, для всех тюрок барс — тотемное животное. Слово «барс» встречается регулярно — от названия крупнейшего в республике банка до хоккейной команды и футбольного стадиона. Руководство РТ ранее подчеркивало, что сохранить снежного барса — это «главная экологическая задача и совместная ответственность перед будущим поколением». В марте 2025 года в Казани собрали большую международную конференцию по теме сохранения животного.

«Многие опасались того, что происходит… Но приехали!»: «ирбис-дипломатия» Минниханова в Казани

А в 2024-м в Республике Алтай — естественном ареале обитания ирбиса — с подачи Татарстана построили центр сохранения биологического разнообразия «Снежный барс», куда привезли четырех снежных барсов. Три особи доставили из Киргизии, еще одну — из Пермского зоопарка. Но прежде помощью занималась «Татнефть», а вот другие компании в проекте не участвовали.

Теперь некоторые присоединяются. В октябре 2025 года «Татспиртпром», АО «ТАИФ» и «Нэфис Косметикс» подписали соглашения о сотрудничестве с научным центром «Снежный барс». В учредителях — АНО минэкологии РТ, Академия наук РТ, КФУ, межрегиональная ассоциация «Ирбис» и ООО «СКП „Татнефть — Ак Барс“».

 В марте 2025 года в Казани собрали большую международную конференцию по теме сохранения животного В марте 2025 года в Казани собрали большую международную конференцию по теме сохранения животного Фото: «БИЗНЕС Online»

«Республика Татарстан, как вы знаете, очень трепетно относится к снежному барсу»

Нынешнее соглашение, которое подписали сегодня в Москве X5 и «Татспиртпром», предусматривает в том числе финансовую поддержку центру на Алтае. «Сотрудничество будет способствовать сохранению и восстановлению популяции снежных барсов. Стороны помогут в реализации комплекса задач, направленных на научное изучение редкого животного, а также восстановление и сохранение его популяции», — говорилось в анонсе к сегодняшней пресс-конференции.

А если поконкретнее?

В своих кратких выступлениях на брифинге спикеры выдали набор правильных тезисов вперемешку с рекламой компаний. Речь не только о сохранении редкого вида, но и об «устойчивости» экосистемы, а значит, об экономике и качестве жизни человека в целом, отметили на сегодняшней конференции в РИА «Новости». Снежного барса невозможно сохранить отдельно от среды обитания, подчеркнула модератор. И тут стоит сделать еще одно отступление.

«Барсятник», который открылся на Алтае, изначально должен был появиться в Татарстане. Еще в 2017 году были планы создать центр разведения снежного барса на базе охотничьего хозяйства «Свияжск». В 2020-м власти республики анонсировали запуск центра изучения редких видов кошек «Ак барс». Разместить его планировали в Камско-Устьинском районе, воссоздать там условия проживания барсов, приближенные к реальным. Планировалось завезти 6 кошек. Но проект столкнулся с критикой, дескать, в республике нет гор высотой до 5 тыс. м, где привыкли жить сами кошки и горные козлы, и питания для них.

Ученые пришли к выводу, что Татарстан будет не лучшим местом для разведения снежного барса из-за климатических условий. Но от проекта по снежным барсам республика не отказалась. Сначала при участии РТ была создана ассоциация «Центр по изучению и сохранению снежного барса „Ирбис“», а в 2022 году была достигнута договоренность о строительстве центра на Алтае. Так что центр, по сути, является проектом Татарстана, но за пределами республики. Сейчас центр включает в себя научно-административный и ветеринарный блоки, кормокухню (специальное помещение для приготовления и хранения пищи для животных), жилой блок для сотрудников, хозяйственные помещения и вольеры площадью более 5 тыс. кв. метров.

Для X5 участие в проекте по сохранению барса — это «значимая веха», отметил управляющий директор торговой сети «Пятерочка» Владислав Курбатов. Без лишней скромности он заметил, что компания с 2015 года достаточно успешно занимается устойчивым развитием и вносит «огромный вклад». О том, как хорошо магазины X5 работают для сохранения экологии, поведала и управляющий директор торговой сети «Перекресток» Раиса Полякова. Например, в чем именно будет заключаться помощь и какие средства готов выделить ретейлер. Дальше выяснилось, что источником средств компании видят клиентскую базу X5.

«Для нас это очень серьезный и ответственный шаг. Мы осознаем, что мы делаем, являемся крупнейшим производителем в своей индустрии, — заготовленными фразами говорил гендиректор „Татспиртпрома“ Руслан Максудов. — Для нас это не просто вклад, а целая идеология, которую мы будем продвигать».

 Нынешнее соглашение, которое подписали сегодня в Москве X5 и «Татспиртпром», предусматривает в том числе финансовую поддержку центру на Алтае Нынешнее соглашение, которое подписали сегодня в Москве X5 и «Татспиртпром», предусматривает в том числе финансовую поддержку центру на Алтае Фото: Андрей Берец

Как отметил руководитель ТСП, принять участие в акции сможет любой человек и компания рассчитывает на «очень хороший результат». «Сам снежный барс — это очень редкое, величественное животное. К сожалению, он находится на грани исчезновения. Это как никогда актуальная тема», — убеждал Максудов.

«К тому же Республика Татарстан, как вы знаете, очень трепетно относится к снежному барсу. И руководство республики принимает очень много мер по поддержке и сохранению популяции», — сказал руководитель «Татспиртпрома». Он напомнил о научном центре, которому предстоит много научно-исследовательской работы на Алтае. «Мы готовы подключиться к этому и будем благодарны любым партнерам», — отметил спикер, не забыв поблагодарить «свою команду» и партнеров.

Выступления не отвечали на вопрос, в чем заключается соглашение, какие по нему есть обязательства у сторон. Текст документа публике не предоставили. В «Татспиртпроме» затруднились оперативно предоставить его.

 <span style="color: rgb(36, 36, 36);">«Сам снежный барс — это очень редкое, величественное животное. К сожалению, он находится на грани исчезновения. Это как никогда актуальная тема» </span> «Сам снежный барс — это очень редкое, величественное животное. К сожалению, он находится на грани исчезновения. Это как никогда актуальная тема» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы как-то с Русланом встретились, и он говорит: вот мы планируем…»

Представитель издания «Газета.ру» интересовался почему-то не барсами, а тем, какими еще экологическими проектами занимается «Пятерочка». «Коммерсантъ» спросил, почему X5 взволновали именно барсы.

«Любые проекты зарождаются, когда есть какая-то инициатива, совместное желание. Мы как-то с Русланом встретились, и он говорит: вот мы планируем такой проект вместе с Республикой Татарстан, это для нас важно и так далее. И мы подумали, что, наверное, нам было бы тоже интересно в этом поучаствовать», — отметил Курбатов.

Он подчеркнул, что подобных партнерств между производителями продукции и торговыми сетями «не так много». «Понятно, когда участвуют бизнес-сообщество и государство, это становится очень важным проектом. Ну наверное, по этой причине мы сегодня говорим о снежных барсах. Это не то что мы там специально бегали и охотились, [чтобы помочь] самому ценному виду. Так все совпало!» — отметил спикер.

Полякова дала понять, что свою роль сыграла позиция ТСП. Те хотели бы в рамках проекта использовать клиентскую базу X5, чтобы собрать «достаточно значимую, фундаментальную сумму», уточнила она. Выходит, деньги даст не сама компания, а покупатели в магазинах?

Сколько средств хотелось бы собрать? «Какой-то цели мы не ставим. Все будет зависеть от того отклика, который получим от рынка. Но мы рассчитываем на большой эффект. Как правильно отметили мои партнеры, совместная работа трех крупных компаний должна дать такой синергетический эффект. Все средства, которые мы вместе соберем, пойдут в первую очередь на финансирование научного центра», — рассказал Максудов.

Собранные средства пойдут на развитие инфраструктуры, ветеринарную деятельность, закупку кормов, модернизацию действующих вольеров. Представители руководства «Пятерочки», «Перекрестка» и «Татспиртпрома» также отметили, что компании подключились к проекту по собственной инициативе. Директор научно-исследовательского центра сохранения биологического разнообразия «Снежный барс» Вячеслав Долгов заверил, что именно компании напрямую обратились к раису РТ с предложением поддержать ученых.

«Самим барсам деньги, наверное, не понадобятся. Видимо, они куда-то уйдут и дальше…»

Благостную атмосферу, в которой почти не нашлось места конкретике, чуть разбавил один из участников — главный редактор московского экологического журнала «ЭкоГрад» Игорь Панарин. Он заметил, что издание и «Пятерочка» ранее сотрудничали по одному «замечательному климатическому проекту». «Правда, он немножко заглох из-за того, что на местах у вас как бы есть проблемы. И прекрасно придуманный вашими экологами проект ваши… использовали для обложки, воровства, ухода от налогов. В общем, неприятная история. Если надо будет, потом расскажу», — сказал Панарин.

Возможно, речь шла о проекте первой музыкальной экотропы, которую «Пятерочка» помогла обустроить под Санкт-Петербургом. Заметку о нем можно найти на сайте «ЭкоГрада», а Панарин интересовался, где в Питере жил управляющий директор «Пятерочки». На чем основаны такие громкие обвинения в воровстве, главред не уточнил, но переживал за средства для барсов.

«Вам огромное спасибо за то, что выделяете средства. Но, правда, самим барсам деньги, наверное, не понадобятся. Видимо, они куда-то уйдут и дальше…» — переживал журналист. «В чем вопрос у вас?» — прервала модератор. Вопрос был в том, предусмотрен ли в соглашении общественный контроль и финансирование на него.

Средства собираются в фонде и контролем за их расходованием занимаются «специально нанятые люди», они отвечают за «правильное целеполагание», ответил представитель «Пятерочки». «Наша задача — скорее выделять эти средства, а дальше, соответственно, средства должны быть правильно распределены людьми, которые, наверное, в этом больше понимают, чем я. Точно не знаю, что больше нужно снежным барсам для того, чтобы сохранить их популяцию. Но это точно правильный шаг, чтобы снежным барсам стало в чем-то легче», — рассуждал Курбатов. Подытожил он тем, что общественный контроль нужен, но в данном случае контроль за «финансовым аудитом» и его достаточно.

 Специалисты центра будут стремиться к увеличению популяции барсов, однако на первом месте стоит не размножение животных, а именно научные исследования ареала обитания Специалисты центра будут стремиться к увеличению популяции барсов, однако на первом месте стоит не размножение животных, а именно научные исследования ареала обитания Фото: Национальный парк «Сайлюгемский» / ТАСС

В центре на Алтае ждут еще двух ирбисов из Монголии

Долгов также отметил, что у проекта нет никаких количественных целевых показателей, которые определяют его успех. Специалисты центра будут стремиться к увеличению популяции барсов, однако на первом месте стоит не размножение животных, а именно научные исследования ареала обитания.

Дело в том, что вымирание барсов обусловлено именно оскудением ареала обитания, в частности кормовой базы. Барсы, по словам ученого, питаются в основном козерогами и кабаргой. Оба этих животных также внесены в Красную книгу, что тоже напрямую влияет на популяцию барсов. «На первом этапе мы будем изучать животных, потом переводить потомство в открытые вольеры, где они сами будут охотиться, а затем заключать соглашение с заповедниками и национальными парками, чтобы запускать барсов уже в естественную среду обитания», — поделился планами Долгов.

Для каждого барса предусмотрен вольер площадью 400 кв. метров. Там воссозданы условия, имитирующие естественную среду обитания животных. Например, построены специальные сооружения. После того как повысится рождаемость животных, их переведут в более крупные вольеры площадью в несколько гектаров. На животных крепятся специальные датчики, кроме того, за ними наблюдают при помощи фотоловушек.

С исследовательским центром сотрудничают Монголия и Киргизия, отметил Долгов позже в разговоре с «БИЗНЕС Online». Сейчас прорабатывается вопрос передачи из Монголии четырех барсов — два из них будут переданы «Снежному барсу», а еще два отправятся в зоопарк в Красноярске.

Всего в России на сегодняшний день обитает менее 100 особей снежного барса. В основном они находятся в Бурятии, Тыве и Красноярском крае. Общую же численность этих животных в мире трудно посчитать из-за их скрытности. Основная зона расселения — горы Китая, Индии и Афганистана. В одном только Китае, по неофициальным данным, живет до 5 тысяч.