В 2025-м потребление электроэнергии в Татарстане выросло на 5,5% — до 37 млрд кВт*ч В 2025-м потребление электроэнергии в Татарстане выросло на 5,5% до 37 млрд кВт·ч Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан бьет энергетические рекорды за счет майнинга?

В объединенной энергосистеме (ОЭС) Средней Волги за последние 10 лет потребление электроэнергии увеличилось на 10,9%, среднегодовой темп прироста потребления составил 1%. Максимум потребления мощности увеличился на 966 МВт, или на 5,9%. При этом в 2025-м потребление показало скромный результат — рост составил всего 0,05%. Такими данными накануне делился генеральный директор ОДУ Олег Громов на пресс-конференции в Казани, которая прошла в РДУ РТ.

Совсем другая картина в Татарстане, где потребление электроэнергии с 2015-го увеличилось аж на 37% (против 10,9% во всей ОЭС). Разница существенная, подчеркнул Громов. Именно республика внесла бо́льшую долю в рост потребления в Поволжье. «Представляете, какие это цифры? За 10 лет. Среднегодовой темп прироста мощности — 3 процента. Превышение исторических максимумов в ОЭС редкое явление. У нас рекорды ставит только энергосистема Татарстана! С 2021 года республика постоянно увеличивает свое потребление, постоянно ставит рекорды», — указал спикер из Самары. К примеру, максимум потребления мощности за 10 лет увеличился на 1 391 МВт.

Олег Громов: «Мы как компания не владеем электрообъектами — ни электростанциями, ни линиями электропередачи. Но именно мы управляем режимами этих энергообъектов»Фото: Андрей Титов

В 2025-м потребление электроэнергии в Татарстане выросло на 5,5% до 37 млрд кВт·ч. При этом в целом по России потребление уменьшилось впервые с 2020 года — на 1,1%. Из других рекордов — 26 января в энергосистеме РТ зафиксирован исторический максимум потребления мощности (5 616 МВт). Это почти на 1 ГВт выше исторического максимума от 1991 года. «Мы всегда фиксируем показатели до и после [1991-го]. Энергосистема Татарстана превысила ее на 1 гигаватт. Многие его еще не достигли даже», — был впечатлен гендиректор ОДУ.

Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Средней Волги является филиалом АО «Системный оператор ЕЭС». Структура осуществляет оперативно-диспетчерское управление режимом работы ОЭС Средней Волги. Это Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Самарская и Ульяновская области, а также республики Татарстан, Марий Эл и Чувашия. ОДУ базируется в Самаре.

Основная задача системного оператора — это планирование и управление технологическими режимами работы энергообъектов в реальном времени, обеспечение устойчивого развития энергосистемы страны, поддержание единства и эффективной работы технологических механизмов оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности.

«Мы как компания не владеем электрообъектами — ни электростанциями, ни линиями электропередачи. Но именно мы управляем режимами этих энергообъектов. То есть задаем мощности станций, определяем необходимость и возможность вывода в ремонт оборудования, планируем эти ремонты», — пояснил Громов.

На территории ОЭС Средней Волги эксплуатируется 88 электростанций, из них 8 имеют установленную мощность свыше 1 тыс. МВт. Одна из крупнейших станций — Заинская ГРЭС «Татэнерго» (2,2 ГВт).

Любопытная особенность энергосистемы Татарстана. Самый большой рост в потреблении как в процентном соотношении (плюс 42%), так и в абсолютных величинах (0,8 млрд кВт·ч) показали центры обработки данных (ЦОДы). Раньше такие показатели были только у промышленности… Если по итогам 2024 года суммарно ЦОДы в Татарстане расходовали чуть более 1% от общей величины потребления электроэнергии энергосистемы региона, то к концу 2025-го эта цифра увеличилась до 3,4%.

Что тянет майнеров в Татарстан? Во-первых, республика привлекательна с точки зрения инвестиционного климата, пояснил директор РДУ РТ Андрей Большаков. Во-вторых, большинство крупных промышленных майнеров участвуют в механизме управления спросом. Речь идет о снижении потребления электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса включаются менее эффективные генерирующие объекты, т. е. объекты с наибольшей себестоимостью. Бонусом для потребителей в данном случае является снижение цены на электроэнергию.

Республика привлекательна с точки зрения инвестиционного климата, пояснил директор РДУ Татарстана Андрей БольшаковФото: Андрей Титов

В ОЭС Средней Волги суммарная мощность действующих ЦОДов составила почти 400 МВт (больше половины приходится на Татарстан). Есть намерения по проектам на еще 1,7 ГВт. Таким образом, мощность дата-центров Поволжья может вырасти более чем в 5 раз, поделился Громов.

По стопам Илона Маска: ТАИФ вложит 75 миллиардов в генерацию для ЦОДа и майнинга

«ЦОДы могут быть нацелены на майнинг криптовалюты или большие вычисления, например искусственный интеллект. Для нас это обычный потребитель. Причем есть особенности. У ЦОДов стабильная нагрузка — зимой, летом, днем, ночью они выбирают ровно тот объем мощности, который заявляли. Есть интересная и характерная особенность, для нас еще и полезная. Дело в том, что майнинговые ЦОДы легко управляются. В России введена четвертая группа потребителей, которые по команде системного оператора могут ограничивать свое потребление. Например, в часы пиковой нагрузки», — указал Громов.

Самый большой рост в потреблении как в процентном соотношении (плюс 42%), так и в абсолютных величинах (0,8 млрд кВт·ч) показали центры обработки данных (ЦОДы)Фото: Андрей Титов

Поскольку энергосистема Средней Волги сбалансированная, установленная мощность генерации серьезно превышает потребление. «То есть каких-либо серьезных ограничений на подключение ЦОДов в нашей энергосистеме нет. Когда происходит подключение, точно так же выдаются технические условия, разрабатываются технические мероприятия, они реализуются. Серьезного влияния ЦОДы на нас не оказывают, как в Сибири», — добавил спикер.

«ЦОДы могут быть нацелены на майнинг криптовалюты или большие вычисления, например искусственный интеллект. Для нас это обычный потребитель»Фото: Андрей Титов

Фантомный дефицит мощностей

В России дефицит электроэнергии достиг 25 ГВт, о чем не раз заявлял министр энергетики РФ Сергей Цивилев. Как ситуация обстоит в ОЭС Средней Волги? В регионах Поволжья о нехватке мощностей говорить не приходится, заверил «БИЗНЕС Online» Громов. Да и 25 ГВт — это дефицит не в моменте, а на перспективу. В красной зоне находятся Дальний Восток, Сибирь, юг.

Установленная мощность электростанций Татарстана составляет 8,9 ГВт. Мощностей, готовых нести нагрузку в пики, на 25%, или на 1,3 ГВт, больше максимального потребления. Т. е. имеются значительные резервы собственной генерирующей мощности.

Впрочем, в Татарстане другое мнение на этот счет. Генеральный директор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев ранее в интервью «БИЗНЕС Online» сообщал, что в республике не хватает эффективной конкурентоспособной генерации. Регион закупает извне почти 6 млрд кВт⋅ч (16% от общего энергопотребления). Эту проблему может решить отбор пяти проектов «Татэнерго», ТГК-16 и «Татнефти» в федеральную программу модернизации.

Раузил Хазиев: «Потребители сказали: «Вы что, обнаглели?! Умерьте свои аппетиты»

«Для того чтобы покрыть перспективный дефицит в 25 гигаватт [по стране], надо мобилизовать промышленность. Нужно успевать следовать за ростом потребления, вводить по 5 гигаватт мощностей в год. Мощности в ОЭС Средней Волги будут прирастать за счет ветряных и солнечных электростанций (ВЭС и СЭС). Это 1,7 гигаватта возобновляемых источников. Из них только 72 мегаватта — СЭС», — указал Громов.

В Татарстане готовящиеся к вводу генерирующие мощности тоже представлены только в ВИЭ (по официальным данным, если не брать в расчет планы ТАИФа построить парогазовые установки почти на 1 ГВт в Казани). Так, на 2028 год намечен запуск Свияжской ВЭС в Буинском районе на 269 МВт. Инвестором выступают структуры ПАО «Форвард Энерго» (ранее входило в финский Fortum, с апреля 2023 года находится под управлением Росимущества).

«Схема выдачи мощности уже разработана и утверждена. В первом квартале текущего года будут сформированы технические условия. Этот год — самая горячая стадия проекта. Мы все успеваем», — ответил Большаков на вопрос «БИЗНЕС Online».

При этом проект мусоросжигательного завода в Казани, который предполагает генерацию на 55 МВт, до сих пор не двигается дальше, стройка заморожена. В 2026 году объект точно не введут, хотя он все еще значится в официальных документах по развитию электроэнергетики.

«Должок за вами, Сергей Викторович!»: как казанский бизнесмен судится со структурой «Ростеха» из-за МСЗ

Уход потребителей на свою генерацию

Пока старые электростанции ждут модернизации, а новые — начала строительства, промышленность вовсю переходит на собственную генерацию. И этот тренд тоже наиболее очевиден в Татарстане. СИБУР в 2022-м запустил Лемаевскую ПГУ-450 на «Нижнекамскнефтехиме», в режиме пусконаладки работает Лушниковская ПГУ-250 на «Казаньоргсинтезе». Кстати, начало работы ПГУ на КОСе системный оператор назвал самым крупным вводом генерации в России в 2025 году.

«В перспективе у нас прослеживается порядка 100 мегаватт на промпредприятиях по ОЭС, но это вся генерация не выше единичной мощности 30 мегаватт в разных энергосистемах. В целом какого-то глобального роста нет. Это практически никак не влияет на режим», — указал Громов.

Промышленность вовсю переходит на собственную генерацию Промышленность вовсю переходит на собственную генерацию Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

С распределенной генерацией свыше 25 МВт сложнее работать, потому что системный оператор не имеет права управлять ими, за исключением аварийных ситуаций, добавил к этому директор РДУ Татарстана.

«Но мы научились работать со станциями, которые не являются оптовыми. Косвенно они нами управляются. Что касается станций меньше 25 мегаватт, их тоже достаточно много. Надо понимать, что вся энергетика нужна не нам с вами, не сетевым компаниям, не генерирующим компаниям, не системному оператору. Она необходима для обеспечения спроса потребителя. Если потребитель вводит какую-то нагрузку и частично будет покрывать этот спрос своей же генерацией, что ж в этом плохого? Плохого ничего нет, если это все в рамках действующих норм. Технологическая и экономическая эффективность налицо, потому что количество таких маленьких электростанций существенно увеличилось», — сказал Большаков.

«Надо понимать, что вся энергетика нужна не нам с вами, не сетевым компаниям, не генерирующим компаниям, не системному оператору. Она нужна для обеспечения спроса потребителя»Фото: Андрей Титов

При этом ряд экспертов, напротив, считает переход бизнеса на собственную генерацию одним из основных факторов, который приводит к снижению объемов передачи по электросетям. При этом бремя содержания инфраструктуры распределяется по оставшимся потребителям, из-за чего для них растут тарифы. В теории это и их толкает к тому, чтобы самим переходить на собственную генерацию. В отрасли этот механизм носит драматичное название «спираль смерти в электроэнергетике».

Как в Татарстане закручивается «спираль смерти»: топ-30 влиятельных энергетиков республики

Напоследок журналисты поинтересовались: насколько генерирующие объекты обеспечены ремонтной базой и комплектующими на фоне санкций? «В ОЭС Средней Волги все парогазовое и газотурбинное оборудование работает. Единственное, небольшую газовую турбину в Мордовии увезли на Запад для ремонта. Ее оттуда не вернули… А так все остальное оборудование работает, заявок на сохранение ресурса, вывод из эксплуатации нет», — заверил нас Громов.