В прошлом году в парке Победы 9 мая установили памятный камень участникам специальной военной операции. На камне закрепили позолоченную табличку с надписью «Здесь будет установлен памятник защитникам Родины — участникам специальной военной операции». Вот только сроков установки памятника не объявили. А открывать должны были, судя по всему, не камень, а уже готовый монумент В прошлом году в парке Победы 9 мая установили памятный камень участникам специальной военной операции. На камне закрепили позолоченную табличку с надписью «Здесь будет установлен памятник защитникам Родины — участникам специальной военной операции». Вот только сроков установки памятника не объявили. А открывать должны были, судя по всему, не камень, а уже готовый монумент Фото: «БИЗНЕС Online»

Пока ни аллеи, ни памятника

9 мая в парке Победы прошла красивая церемония, приуроченная к 80-летней годовщине Победы. На территории ближе к атомной подлодке К-403 «Казань» заложили памятный камень участникам специальной военной операции на Украине, которые сегодня продолжают ратное дело дедов и прадедов. «Таким образом мы даем старт важному и благородному делу — строительству мемориала, который станет символом нашей безграничной благодарности защитникам Отечества», — обозначил раис Татарстана Рустам Минниханов.

«Камень, который мы открываем, должен быть началом того, что мемориал станет лучшим в России», — сказал один из участников церемонии, отец погибшего бойца батальона «Алга» Юрий Мариненко. На камне закрепили позолоченную табличку с надписью «Здесь будет установлен памятник защитникам Родины — участникам специальной военной операции». Вот только сроков установки памятника не объявили. А открывать должны были, судя по всему, не камень, а уже готовый монумент.

Причем изначально речь шла даже не о нем, а о более масштабном проекте — Аллее участников СВО. Первые наработки по ней министерство культуры РТ представило еще в ноябре 2023 года на заседании межведомственной комиссии по увековечению памяти выдающихся личностей и знаменательных событий. Создать мемориальную зону чуть ранее, в сентябре 2023-го, поручил раис РТ в ежегодном послании парламенту. Концепция будущей аллеи должна была быть готова к концу I квартала 2024 года, как и первые шаги к определению бюджета, поясняли нашему изданию в минкульте республики.

Тогда же источники «БИЗНЕС Online» говорили, что к 80-летию Победы готовая аллея должна «блестеть». Официально сроки не назывались, но такие временные рамки выглядели вполне логично. Однако после ноября 2023 года новостей ни о будущей аллее, ни о памятнике героям СВО долгое время не было.

Следующее упоминание об аллее в информационном поле датируется апрелем 2025 года. На тот момент замглавы исполкома Казани Гузель Сагитова сообщила, что проект мемориальной зоны разрабатывает Институт развития города, но дедлайн реализации проекта не назвала: «О сроках ничего неизвестно. Потому что все равно надо будет ждать окончания СВО». В связи с растущим количеством заявок от родственников погибших и ветеранов в парке Победы планируется создание временного мемориала, говорила она.

Изначально речь шла даже не о памятнике, а о более масштабном проекте — Аллее участников СВО Изначально речь шла даже не о памятнике, а о более масштабном проекте — Аллее участников специальной военной операции Фото: «БИЗНЕС Online»

«Необходимо активизировать эту работу»

Сегодня Минниханов лично упомянул монумент героям СВО на заседании оргкомитета по проведению в 2026 году Года воинской и трудовой доблести. «Важный вопрос — строительство памятника участникам СВО. Необходимо активизировать эту работу для торжественного открытия памятника в рамках тематического года», — отметил руководитель республики, обращаясь к участникам совещания.

Так что речь была не об аллее в целом, а конкретно о монументе. Посыл «активизировать работу» можно прочитать как «надо ускоряться». Но с учетом того, что новостей о будущем памятнике нет, вряд ли монумент появится в парке Победы к очередной годовщине Победы.

Кулуарная работа идет, каждую неделю проводятся совещания, но определенности пока нет, сказал один из источников нашего издания. По его словам, тему в целом курирует вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, а разработка проекта монумента — за минкультом республики и Ирадой Аюповой. Но пока будущий памятник не согласован.

«Работа идет», — кратко ответила сегодня Фазлеева на вопрос «БИЗНЕС Online», решено ли, как будет выглядеть памятник и какие определены сроки его установки.

Один из собеседников нашего издания подтверждает, что с проектом несколько затянули, но обращает внимание на «нюансы». К примеру, обсуждался вариант установить списки погибших в СВО. Но ведь число погибших, к сожалению, растет, боевые действия продолжаются. И как тут найти компромисс?

Памятник — это тоже дело небыстрое. Сама установка времени не займет, но ведь надо определить, как будет выглядеть монумент. В Татарстане есть опыт, когда проводится конкурс на лучший эскиз, организуется общественное обсуждение. Есть и история из 2019 года, когда памятник афганцам выбирали со скандалом. А как будет в этот раз? Есть ли какие-то эскизы, наметки? Будут ли их обсуждать с участниками СВО? Кто привлечен к работе? Открытые вопросы. К примеру, несколько специалистов, с которыми пообщался сегодня «БИЗНЕС Online», только от нашего издания узнали о том, что памятник будет.

Участник СВО, депутат Госсовета РТ Эдуард Шарафиев в разговоре с нашим изданием выразил сожаление, что работа по увековечиванию памяти участников СВО в Казани «пробуксовывает». «И вот, в 2025 году наконец-то был заложен камень в основание будущего памятника в честь бойцов СВО. А сейчас Рустам Нургалиевич дал четкое поручение, и я уверен, что оно будет выполнено: памятник появится в столице республики, и это, несомненно, станет местом, где смогут собираться ветераны СВО, а также родные и близкие тех, кто погиб, защищая интересы Родины», — отметил Шарафиев. Но о текущей ситуации с памятником он не знает.

«Это, несомненно, станет местом, где смогут собираться ветераны СВО, а также родные и близкие тех, кто погиб, защищая интересы Родины» «Это, несомненно, станет местом, где смогут собираться ветераны СВО, а также родные и близкие тех, кто погиб, защищая интересы Родины» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Желательно, конечно, вынести этот памятник на общественное обсуждение»

Скульптор, автор «Советского солдата» в парке Победы Максим Малашенко в беседе с «БИЗНЕС Online» признался, что впервые узнал о планах сделать монумент. «Желательно, конечно, вынести этот памятник на общественное обсуждение. Но то, как будет выглядеть, зависит от места. В парке Победы доминанта — это памятник Советскому солдату, воину-победителю. И он должен быть не больше его однозначно», — сказал спикер.

«Допустим, в Брянск мы делаем проект. И у меня там большой, огромный мемориальный комплекс. Но это такой долгоиграющий проект. Сейчас много делают памятников героям СВО. В основном это небольшие памятники. Но я думаю, что в Казани он должен быть метра три высотой. Я имею в виду саму фигуру. В формате памятника воинам-афганцам», — рассуждает Малашенко.

Сергей Толстых: «Вы помните памятники при советской власти, когда труженица села стояла с серпом, а рабочий — с молотом? Наверное, этот памятник тоже должен быть в такой же стилистике» Сергей Толстых: «Вы помните памятники при советской власти, когда труженица села стояла с серпом, а рабочий — с молотом? Наверное, этот памятник тоже должен быть в такой же стилистике» Фото: «БИЗНЕС Online»

Памятник однозначно нужен, а для его создания надо привлечь экспертов, самих участников специальной военной операции, деятелей культуры, указал депутат Госсовета РТ, зампред комитета по законности и правопорядку Ринат Фазылов. «Каким я вижу этот памятник? Надо смотреть на месте. Нужно, чтобы он гармонично смотрелся в общем ансамбле парка Победы», — отметил собеседник, для которого вопрос о будущем монументе оказался неожиданным.

Памятник должен быть «народным», СВО — это «народная операция», заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» командир ООО ЧОО «Застава „Отдельный батальон охраны Приволжского федерального округа“» Сергей Толстых. «Вы помните памятники при советской власти, когда труженица села стояла с серпом, а рабочий — с молотом? Наверное, этот памятник тоже должен быть в такой же стилистике. Крестьянин откладывает руль, рабочий откладывает молот, и берут они вместо всего этого в свои руки автоматы. А женщины плетут маскировочные сети. Вот это будет идеальным вариантом», — уверен спикер.

Эдуард Шарафиев: «Имеет смысл собрать рабочую группу для проработки визуализации» Эдуард Шарафиев: «Имеет смысл собрать рабочую группу для проработки визуализации»

«Да, есть очень много состоятельных людей, которые вкладывают свои средства, от души поддерживают ее. Но ведь основная масса жертв пришлась на тот класс, который является малозащищенным. Это сельские жители, люди с малым достатком. Те, которые сейчас на передовой воюют. Люди, которые там составляют порядка 60–70 процентов личного состава, это именно выходцы из простого люда. Это те самые рабочие и крестьяне. Это те ребята, которые вчера пили пиво во дворе, работали на заводах, сеяли зерно и благоустраивали сельское хозяйство, а в 2022 году взялись за оружие и начали защищать Родину. Им, этим людям, и должен быть посвящен этот памятник», — добавил Толстых.

«Думаю, имеет смысл собрать рабочую группу для проработки визуализации. Необходимо учесть множество факторов: например, важно обязательно отметить и тех, кто принимал участие в КТО на территории приграничных субъектов РФ, а также тот факт, что в зоне СВО и КТО проходили службу как кадровые военнослужащие, так и мобилизованные, а также добровольцы», — рассуждает о будущем памятнике Шарафиев.

По его мнению, концепция должна перекликаться с Победой в Великой Отечественной войне, поскольку «СВО зачастую позиционировалась как продолжение и логическое завершение борьбы с нацизмом, пусть и в новом обличии».