«РЫСЬ» ВОЗВРАЩАЕТСЯ К КАМАЗУ

Сегодня вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил в федеральной прессе о том, что Россия и Италия не отказались от проекта бронеавтомобиля «Рысь» (LMV M65), совместного производства российских промышленников с Iveco. Переговоры по локализации производства будут проведены в ближайшее время.

«Контракт не разорван. Мы достаточно далеко зашли», - приводит РИА «Новости» слова Рогозина.

По мнению вице-премьера, «нам не нужна отверточная сборка, когда прикрутили бампер и назвали «Рысью».

«Впредь на такого рода контракты будет выходить не минобороны, а оборонная промышленность. Потому что смысл закупок иностранной военной техники состоит в повышении уровня квалификации российской промышленности. Поэтому промышленность должна локализовывать производство на своей производственной базе и потом уже говорить о том, насколько нам это выгодно», - отметил вице-премьер.

Сборку «Рысей» по контракту стоимостью около $1,5 млрд. передадут под контроль «Ростехнологий». С российской стороны в проекте производства этого автомобиля будет участвовать КАМАЗ, добавил Рогозин.

Он сообщил, что во время визита в Италию на следующей неделе он предложит зарубежным партнерам перенести сборку броневиков с 172-го центрального авторемонтного завода "Оборонсервиса" на предприятие в сотрудничестве с КАМАЗом.

Таким образом, продолжается пересмотр политики бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, отмечает газета «Ведомости». Весь прошлый год глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов открыто критиковал закупочную политику минобороны и даже жаловался занимавшему тогда пост президента РФ Дмитрию Медведеву на срыв контрактов по гособоронзаказу из-за позиции военного ведомства.

Напомним, в 2011 году минобороны заключило с Iveco контракт на сборку 1775 автомобилей «Рысь», затем министерство сообщало о возможной сборке до 3 тыс. машин.

Более подробной информации о сотрудничестве КАМАЗа и Iveco в настоящее время нет. Газета «БИЗНЕС Online» за комментариями обратилась в «Ростехнологии», однако на момент публикации материала они не были получены.

Руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев заявил газете «БИЗНЕС Online», что изначально первые 10 бронеавтомобилей Iveco LMV M65 действительно собирались на КАМАЗе. Но затем этот проект был передан в Воронеж в ОАО «172-й Центральный автомобильный ремонтный завод» (ЦАРЗ). Камазовские специалисты, по словам Афанасьева, которые участвовали в отработке технологии сборки итальянских броневиков, будут заниматься и подготовкой технологии полномасштабного производства, которое предполагается создать.

По данным источников газеты «БИЗНЕС Online», производством итальянского броневика займется одно из дочерних предприятий "Ростехнологий", а местом производства станет, возможно, один из пустующих корпусов КАМАЗа.

РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ОКАЗАЛАСЬ БЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОСТАВОК АМЕРИКАНСКИХ ЗАПЧАСТЕЙ

Тем не менее заявление Рогозина выглядит удивительным на фоне еще памятного объяснения КАМАЗа о том, почему он решил выйти из этого же проекта. Действительно, первоначально предприятие из Набережных Челнов в качестве пилотных образцов собрало 10 Iveco, которые были переданы минобороны. Однако затем встал вопрос…

Ключевые узлы Iveco LMV M65 - неитальянского происхождения. Керамическая броня - немецкая, ее основа - голландские материалы, двигатель - американский. Iveco не смогла передать права на производство этих узлов, поскольку они ей не принадлежат, а с американцами у России нет соглашения о военно-техническом сотрудничестве, сообщил «Известиям» источник в военно-промышленном комплексе.

Глава центра АСТ Руслан Пухов высказал изданию мнение, что в случае начала нелицензионного производства бронемашин американский Госдеп мог бы заблокировать продажи грузовиков КАМАЗа на Западе. К тому же российская армия оказалась бы в зависимости от поставок американских запчастей.

«Покупатель импортного вооружения всегда должен быть готов к тому, что будет зависеть от политической конъюнктуры. С такой ситуацией прекрасно знакомы пакистанцы, индийцы, венесуэльцы», - напомнил Пухов.


На этом фоне все громче доводы тех, кто считает, что Россия военную технику должна собирать самостоятельно, тем более есть более выгодные примеры. Журнал «Новости ВПК» приводит доводы специалистов о том, что «Рысь» не прошла серьезных испытаний на отечественном бездорожье и по тактико-техническим качествам уступает бронемашинам «Тигр», которые сделаны у нас, в России, и дешевле Iveco как минимум в три раза.

«ИДЕТ ОПАСНАЯ ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СТРАНЫ»

Несмотря на обещания Рогозина о том, что на КАМАЗе будет не отверточная сборка, Борис Кузнецов - профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Экономики, организации и управления производством» набережночелнинского филиала К(П)ФУ (ИНЭКА), считает, что совместный проект между Iveco и КАМАЗом должен быть при уровне локализации не менее 50 - 60%.

«Я категорический противник такого уровня аутсорсинга, когда российскому производителю оставляют только сборку. Это ни к чему, кроме как к уничтожению научных школ, не приведет. Только при условии локализации не менее 50 - 60 процентов можно идти на совместное производство в каких-то проектах, и в том числе с проектом Iveco. А во всех остальных случаях это губительно для страны».

Россия уже получила результаты «отверточных» операций: в стране нет собственного станкостроения, на ладан дышат автомобилестроение, гражданское судостроение, говорит профессор. Доля машиностроения составляет всего 12% от уровня объемов промышленного производства, что является результатом отверточной сборки. В свою очередь, объем промышленного производства составляет 27%, тогда как 20 лет назад был 54%.

«Идет опасная деиндустриализация страны. Надо остановиться у края пропасти!» – говорит профессор.
В пример Кузнецов приводит Китай, где отвергают проекты сотрудничества с иностранными компаниями при уровне локализации менее 50% и даже требуют всю документацию для осваивания технологий.

«Мы, покупая все заграничное, уничтожаем отечественные научные школы. Это очень и очень опасно. Общий принцип подхода к таким проектам должен быть такой - максимизация добавленной стоимости. Если мы получаем на операциях сборки всего от 7 до 10 процентов добавленной стоимости от общего объема, то это просто неприемлемые проекты!» - считает Кузнецов.

При этом, по его словам, самому создать аналогичный проект КАМАЗу «вполне по силам».
«На КАМАЗе есть прекрасные конструктора. Я могу назвать такую фамилию, как Азаматов (Рамиль Азаматов - бывший главный конструктор КАМАЗа - прим. ред.). У него есть и опыт. Это очень компетентный специалист», - говорит Кузнецов.