12.jpg
Иван Грачев (слева) будет отстаивать интересы РТ в сфере малой распределенной энергетики на федеральном уровне

«ИЗ-ЗА ИДИОТСКИХ ПРАВИЛ ТАКИЕ СИТУАЦИИ СЛУЧАЮТСЯ ПОВСЕМЕСТНО»

Вчера в здании кабинета министров состоялось подписание соглашения между кабмином РТ, комитетом Госдумы РФ по энергетике и общероссийским объединением работодателей «Российский союз строителей» о сотрудничестве в области развития сектора малой энергетики. В пресс-релизе правительства подробности документа не указывались, лишь обтекаемо сообщалось, что «работа в рамках соглашений позволит реализовать серию пилотных региональных проектов в сфере малой распределенной энергетики, а также выступить с рядом законодательных инициатив, которые устранят несовершенства законодательной базы в области энергетики».

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось выяснить, какие именно интересы республики будет отстаивать председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачев. Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал сам депутат еще до встречи с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым. Как выяснилось в ходе беседы, Иван Дмитриевич нацелен на вполне конкретное лобби – в части защиты Казанской ТЭЦ-2, оказавшейся отлученной от оптового рынка электроэнергии. А это означает, что генератору попросту не удастся компенсировать свои убытки в торгах электроэнергией и его в любой момент можно закрывать.

«Казанскую ТЭЦ-2 могли закрыть в ближайшее время, так как она не проходит через конкурсный отбор на оптовый рынок. Почему? Да правила оптового рынка дурацкие», - эмоционально сообщил Грачев. Он пояснил, что в КТЭЦ-2 вложены огромные средства на модернизацию и что «отбивка» этих средств серьезно влияет на стоимость вырабатываемой электроэнергии, поэтому оптовый рынок и не принимает ее продукцию.

Напомним, что в 2011 году на Казанской ТЭЦ-2 началась реализация проекта по строительству парогазовой установки на 220 мегаватт, состоящей из двух энергоблоков по 110 мегаватт каждый. Проект оценивается в 11,3 млрд. рублей. На сегодняшний день инвестировано более 500 млн. рублей.

«Она якобы хуже всех. Это глупая вещь! Генерирующая компания вынуждена, если происходит модернизация станции, часть затрат вносить в цену электроэнергии. И если она не компенсируется федеральным бюджетом, то эта цена, которую заявляет станция по оптовому рынку, оказывается хуже, чем у тех, кто ничего не вкладывает. И такая ситуация не только в Татарстане, а по всей России!» - определил масштабы проблемы депутат Госдумы. По словам Грачева, если татарстанские станции сегодня отлучить от участия в оптовом рынке электроэнергии, то они фактически окажутся на грани закрытия.

Однако как закрыть системообразующую станцию, дающую тепло половине Казани? Иван Дмитриевич сообщил, что этот вопрос он уже обсуждал с Аркадием Дворковичем и Игорем Сечиным. «Тема возникла и на комиссии по энергетике при правительстве РФ, и на аналогичной комиссии при президенте РФ. Я объяснил Дворковичу и Сечину, что, во-первых, закрывать эти станции нельзя, во-вторых, это неправильно (речь идет и о КТЭЦ-1, которая уже получила статус вынужденного генератора – авт.). Лучше правила исправить, чем хорошие станции закрывать».

Этот вопрос серьезно беспокоит республиканские власти, поэтому Грачева, как человека не чужого Татарстану (напомним, он был в 90-е депутатом татарстанского парламента), попросили инициировать решение правительственной комиссии по энергетике о придании ТЭЦ статуса вынужденного генератора. Данный статус накладывает вето на вывод генерации из эксплуатации из-за жесткой необходимости в ней энергосистемы региона. «Сейчас мы продвигаем Казанскую ТЭЦ-2 на режим вынужденной генерации с тем, чтобы она пару лет проработала, а мы бы правила тем временем исправили».

Не удержался Грачев и от критики российских законов, регулирующих энергетику. «На самом деле, многие наши законы в неудовлетворительном состоянии. Там масса проблем и в законе о теплоснабжении, и в законе об электроэнергетике, и об энергоэффективности... Из-за идиотских правил, из-за в принципе неправильной организации оптового рынка такие истории возникают повсеместно. Все время от жизни надо получать информацию, которая позволяет быстро корректировать законы и правила».

ЗАЧЕМ ТАТАРСТАНУ СВОЙ РЫНОК ГЕНЕРАЦИИ?

Источник в электроэнергетической отрасли на условиях анонимности раскрыл газете «БИЗНЕС Online» составляющую баланса сил на оптовом рынке электроэнергии. По его словам, сегодня в России станций с комбинированной выработкой тепла и электроэнергии большинство. И почти все они оказываются в аналогичной ситуации, когда ТЭЦ, в соответствии с законодательством, ставится запрет на участие в оптовом рынке.

«Объясню, как складывается цена на опте. У мощной станции своя себестоимость, и она ниже, чем у средних станций, соответственно, у средних стоимость ниже, чем у малых ТЭЦ. Чем станция мощнее, тем ниже себестоимость вырабатываемой электроэнергии. Казанские ТЭЦ -1 и ТЭЦ-2 – станции небольшие, и себестоимость электроэнергии у них выше. В результате работы на оптовом рынке именно мощные станции получают сверхприбыли, а ТЭЦ работают фактически в «ноль». Сегодня цена на оптовом рынке электроэнергии колеблется от 60 копеек до 2 рублей, а в розницу же продается по 2,5 рублей. Мощные станции, как правило, работают только на выработку электроэнергии – это атомные станции, ГЭС, ГРЭС. Специфика ТЭЦ – комбинированная выработка, и таких станций большинство в России. Но малые станции тоже должны зарабатывать», - высказал свою точку зрения эксперт.

По его мнению, выходом из ситуации может быть создание регионального рынка генерации: «Рассмотрим ситуацию создания региональной генерации, которая будет вплотную работать со сбытом. Сбыт будет брать электроэнергию с регионального рынка от небольших станций, а нехватку электроэнергии (небольшие ТЭЦ не смогут же покрывать все потребности региона) – покупать на опте. Самое главное, что в создании регионального рынка будет заинтересован сам регион. Потому что сумма электроэнергии будет складываться из оптовой и региональной цены, и чем дешевле будет региональная цена, тем выше инвестиционная привлекательность Татарстана». По словам собеседника «БИЗНЕС Online», эта модель вполне реальна, но применить ее не позволяет федеральный закон. «Если эта идея будет донесена до Госдумы и пролоббирована тем же Грачевым, то мы сможем вывести нашу небольшую генерацию на нормальную рентабельную работу и резко снизить стоимость электроэнергии и тепла для конечного потребителя», - уверен собеседник нашего издания.

ЭТО ИСКУССТВЕННЫЕ ПРАВИЛА, ПРИДУМАННЫЕ КОЛЛЕГАМИ ЧУБАЙСА

К идее создания регионального рынка генерации несколько скептически отнесся председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, который сообщил газете «БИЗНЕС Online», что «создание регионального рынка может быть временной мерой с целью провести реконструкцию станций, и именно как временная мера идея может быть интересной».

print_434044_380536.jpg
Марат Галеев: «Интерес в поставке тепла должен быть общим, а мне кажется, что он разрывается между участниками процесса»

Галеев поделился своим видением рыночных реформ в энергетике. «Они не совсем получились по результатам. Тарифы формируются затратным методом, поэтому конкурентного рынка не создалось. В мире существует практика – это согласование производителей и потребителей при тарифообразовании. Рынок энергетики сложный в тарифообразовании. Вопрос сбалансированности интересов производителей энергетики и потребителей – это крупная проблема, которую реформа не смогла решить».

Еще один момент, который, по мнению депутата Госсовета, негативно влияет на конечную цену для потребителей энергии, – это длинная цепочка, состоящая из генерации, сетей и сбыта. «Сейчас три компонента – сбыт отдельно, теплоцентраль отдельно, генерация отдельно. То, что сейчас разделили по функциям, это не очень хорошо. Звеньев много, конечный продукт один. Интерес в процессе поставки тепла должен быть общим, а мне кажется, что он разрывается между участниками процесса».

Этой же точки зрения придерживается и Грачев: «Я считаю, что запрет сетям и генерации заниматься сбытом – это неправильно, это искусственные правила, придуманные коллегами Чубайса. Но я не уверен, что смогу как-то поколебать эту систему, поскольку эта проблема политизирована. Как только я говорю, что надо проводить дечубайсизацию энергетики, это сразу переводится на рельсы политики».

«ТАТТЕПЛОСБЫТ» ПОЛУЧИЛ СТАТУС АГЕНТА

Впрочем, похоже, что в Татарстане нашли способ решения проблемы в части теплоэнергетики. Отметим, что разговоры о том, чтобы создать единую компанию, которая бы занималась генерацией тепла и ее поставкой до потребителя, идут уже давно. Вот и президент РТ Рустам Минниханов на энергетическом форуме в Казани в начале декабря коротко заявил: «Пора уже решить вопрос с созданием единой теплоснабжающей организации, а то слишком много посредников развелось».

И процесс, что называется, пошел. Буквально два дня назад руководство республики приняло решение об оптимизации схемы управления теплоснабжением потребителей – промышленных предприятий и населения.

Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор Генерирующей компании Раузил Хазиев, новая схема предполагает аккумулирование функций производства, транспортировки и продажи тепловой энергии в одной структуре. По его словам, это позволит проводить единую политику в режимах теплоснабжения и приведет статус теплоснабжающей организации в соответствие с действующим законодательством.

print_471087_406600-(1).jpg
Раузил Хазиев: «Максимального эффекта можно достичь, только перейдя на прямые отношения с потребителями без посредников»

В результате распоряжением премьер-министра РТ функции управления «Таттеплосбытом» переданы в Генерирующую компанию. И с 17 декабря «Таттеплосбыт» приобрел статус агента по продаже тепловой энергии.

«Мы хотим дойти до потребителя своим теплом. То есть транспортировка тепловой энергии, производство и продажа должны быть в одних руках. Реализацией тепла мы должны заниматься сами, потому что, при существующей схеме, мы можем потерять потребителей тепла. А значит, теряя доходы от тепла, мы увеличиваем стоимость электрической энергии, поэтому не сможем присутствовать на оптовом рынке электроэнергии», - пояснил Хазиев.

На вопрос корреспондента издания, просчитана ли эффективность от создания новой схемы теплоснабжения, каким образом она скажется на потребителях-промышленных предприятиях и населении, Хазиев ответил следующее:

«Главное, что ухудшения для них не будет. А эффект от создания новой схемы теплоснабжения – это единая политика в режимах, развитие населенных пунктов и сдерживание тарифов. И здесь без сокращения управленческого аппарата не обойтись, но линейных работников это не коснется. Вообще, максимального эффекта можно достичь, только перейдя на прямые отношения с потребителями без посредников».