Рустем Сибгатуллин: «Нужно создать в Татарстане сообщество людей, для начала просто интересующихся предпринимательской деятельностью» |
ПО МАЛЕНЬКОЙ ФИРМЕ ЛЮБАЯ СЕРЬЕЗНАЯ ОШИБКА УДАРИТ ОЧЕНЬ СИЛЬНО
- Рустем Рафкатович, складывается ощущение, что современная молодежь отнюдь не рвется идти в предприниматели…
- Есть интересный опрос на эту тему, который проводил ВЦИОМ. По результатам этого исследования выяснилось, что 40 процентов молодых людей предпочли бы в качестве места работы… "Газпром"! Многие готовы выбрать "Роснефть", пойти в чиновники… А вот стать предпринимателями, открыть свое дело желают очень и очень немногие…
Это подтверждают также исследования английских социологов по нескольким странам, в том числе на территории России. Так вот, англичане обнаружили, что подавляющее большинство россиян, 93 процента, даже не рассматривают возможность открыть свое дело. А, скажем, в Бразилии больше половины опрошенных, 52 процента, задумываются о том, чтобы начать собственный бизнес…
- Может, молодежь в России не видит, не знает успешных предпринимателей?
- Нет-нет, примеры успешных предпринимателей в нашей стране есть. Другое дело, что далеко не всегда этот успех стал результатом их собственных усилий, умения, таланта… А причина молодежных предпочтений, я думаю, в том, что, закончив вуз и вступив во взрослую жизнь, молодой человек хочет сразу устроиться в солидную, крупную организацию. Он же знает, что там не только получит стабильную и хорошую зарплату, но и попадет в круг профессионалов, у которых есть чему научиться. Кроме того, бренды «Газпром» и «Роснефть» очень мощно раскручиваются. Тут и реклама «Мечты сбываются», и веселая песня Слепакова про акционера «Газпрома»… Вся рекламная индустрия внушает, что в этих гигантах работают успешные люди, что, попав в их круг, ты и себя обеспечишь, и свою семью… А вот заняться своим бизнесом, открыть свое дело – это немалый риск. Мы даже можем сказать, что в определенном смысле это синонимы: предпринимательство и риск. Может так получиться, что ты и себе доходы не обеспечишь, и работникам, которых нанял, не сможешь зарплату платить. В большой компании твоя какая-то ошибка наверняка будет снивелирована всей этой махиной опытного персонала и вообще не будет заметна, а по твоей маленькой фирме любая серьезная ошибка ударит очень сильно.
- Неужели среди нашей молодежи абсолютно не популярна американская мечта? Ну что, куплю одно яблоко за цент, хорошенько помою, продам за два и, в конце концов, стану миллионером…
- Мечта-то, может, и есть. Но молодые люди боятся купить первое яблоко. И не знают, как это делать.
- Вы наверняка встречались со многими молодыми татарстанцами, потенциальными предпринимателями. Так чего они боятся? На что жалуются?
- Жалобы примерно одни и те же. Молодые люди, а иногда их родители, говорят, что в наше время без блата не протолкнешься, начать свое дело без связей тяжело. К слову, «ОПОРА России» проводила свой традиционный опрос «Индекс ОПОРЫ-2012», и в топ проблем вышла нехватка качественных кадров. Получается, что, с одной стороны, молодые люди не хотят заниматься своим делом и желают идти в большой бизнес, а с другой – этот бизнес говорит, что не хватает профессиональных кадров.
Среди других жалоб – такие стандартные, как высокое налогообложение, большие цены на энергоносители, бюрократические барьеры… Проблем у предпринимателей, особенно молодых, много. Чтобы помочь их решить, и была разработана республиканская программа поддержки молодежного предпринимательства.
СНЯТЬ БАРЬЕРЫ БОЯЗНИ, БАРЬЕРЫ НЕПОНИМАНИЯ
- Пожалуйста, расскажите подробнее, что это за программа?
- В 2012 году правительством республики была утверждена долгосрочная целевая комплексная программа поддержки молодежного предпринимательства на 2012 - 2016 годы. В конце прошлого года были проведены первые мероприятия, в 2013-м начинаем усиленную раскрутку программы. Основная ее цель – вовлечь молодежь в предпринимательскую деятельность, в социально-экономическое развитие республики. И как раз снять барьеры боязни, барьеры непонимания, показать, что, занимаясь своим бизнесом, можно достичь успеха, обеспечить себя и свою семью, своих работников. Механизмы, которые предполагает программа, такие: вызвать интерес к этой сфере, вовлечь в нее, дать какие-то базовые навыки… В этой программе есть мероприятия, рассчитанные на разные слои населения. Мы понимаем, что начинать надо прямо со школьной скамьи. Правда, детский сад не охватываем…
- А что, есть примеры, когда даже малышей готовят к бизнесу?
- Есть такие наработки в мире, и в перспективе мы, возможно, тоже к этому придем. Программы для дошколят учат их понимать, что такое деньги, откуда они берутся, как их надо правильно тратить… Конечно, эти программы больше построены на семейном бюджете, ребятам объясняют, какие финансовые процессы происходят в семье.
Но наша республиканская программа ориентирована на молодежь с 14 до 30 лет, в том числе на школьников-старшеклассников.
- Что программа предлагает старшеклассникам?
- Например, создание школьных бизнес-компаний. В Татарстане этим уже занимаются, действовала программа «Достижения молодых», которую разработал одноименный казанский центр. В прошлом году она охватила примерно 40 школ. Теперь эта работа будет проводиться уже в рамках правительственной программы, причем центр получил бюджетную поддержку. Так что у нас есть хорошие примеры того, как школьники создают свои бизнес-компании, где ребята своими руками производят какую-то продукцию, продают ее, даже получают выручку… Конечно, пока это лишь деловая игра, но она позволяет развить навыки общения в предпринимательской среде.
В конце прошлого года, уже в рамках программы поддержки молодежного предпринимательства, в торговом комплексе Park House Казани прошла благотворительная школьная ярмарка. В ней участвовали больше 20 школьных бизнес-компаний со всей республики. Это был финал их годовой работы, который стал настоящим праздником, жизнерадостным и жизнеутверждающим. В глазах школьников искорки блестели!..
У каждой школы был свой стенд, где любой посетитель ТЦ мог что-то купить. Причем часть выручки затем была перечислена больному ребенку. Такое решение приняли сами школьные бизнес-компании. Они передали через благотворительный фонд «Ак барс созидание» 80 тысяч рублей на лечение.
- Для школьников солидная сумма… А какую продукцию они предлагали на ярмарке?
- Сделанную своими руками. Было мыло, которое ребята сами сварили. Поскольку ярмарка проходила в преддверии Нового года, на ней было много елочных игрушек, сувениров. Были необычные открытки, были красивые абажуры, была вышивка… Лично я там сделал несколько покупок.
ТУТ МОЖЕТ ПОМОЧЬ АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛ И РАЙОНОВ
- Вы сказали, сегодня действуют примерно 40 школьных бизнес-компаний. Но раз принята республиканская программа, их будет, наверное, больше?
- Мы сегодня как раз и ставим такую задачу - вовлечь как можно больше школ в эту работу, увеличивать их число хотя бы вдвое каждый год. Это вообще-то даже математическая модель: чем больше охват на нижнем уровне пирамиды или на верхнем уровне воронки (тех же школьников), тем больше в последующем заинтересуются предпринимательством. В 14 - 15 лет молодой человек определяет свои интересы в будущей жизни. И наша задача – зародить в нем этот интерес. В России и тем более в нашей республике много различных программ – по работе с творческой молодежью, с научной, со спортивной… А эта программа – она первая, которая должна создать среду для вовлечения молодежи в предпринимательство. Мы должны вызвать у молодых интерес к этой сфере деятельности, потом вовлечь их и обучить азам предпринимательства… И чем больше будет охват среди школьников, тем больший процент из них в дальнейшем будет ориентирован на предпринимательство.
Закончив школу, кто-то поступит в вуз, кто-то, быть может, сразу попытается начать свое дело. Но в любом случае – по принципу воронки – число тех, кого увлекает бизнес, сокращается. В республиканской программе заложена работа и с более взрослой категорией, с тем же студенчеством. Но опять только некий процент из них сохранит интерес к предпринимательству – воронка сужается. Для тех, кто перешел в следующую категорию, проводятся тренинги, учебы, конкурсы молодых предпринимателей, создаются студенческие бизнес-клубы… Кстати, возраст позволяет студентам уже организовать юридическое лицо и заняться реальным бизнесом. И у нас есть примеры, уже можно говорить о тех молодых татарстанцах, которые добились успеха в бизнесе. Надо, чтобы молодежь видела: вот этот человек в их возрасте открыл свое дело и быстро достиг успеха… Мы будем приглашать таких успешных бизнесменов на встречи с молодежью. Кроме того, для нее будут вести учебу профессиональные бизнес-тренеры, которые умеют работать с группами, мотивировать людей…
Первый в рамках республиканской программы конкурс молодых предпринимателей в Татарстане прошел в конце прошлого года. Были определены четыре победителя, они участвовали в федеральном слете молодых предпринимателей, который проходил в Москве.
Как видите, программа уже действует, и в ее основу заложена концепция взращивания предпринимателей. И повторю, чем шире охват школьников на базовом уровне, тем больше в будущем появится людей, готовых заняться предпринимательством. Поэтому я призываю администрацию школ, администрацию муниципальных районов активно участвовать в республиканской программе поддержки молодежного предпринимательства. Используя свои рычаги, используя возможности этой правительственной программы, надо вовлечь в нее как можно больше школ и школьников. Тогда, надеюсь, через какое-то время новый опрос ВЦИОМа покажет, что 40 процентов молодых людей хотят не в "Газпром" идти работать, а заняться своим бизнесом, открыть свое дело…
ТАТАРСТАНУ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- Другими словами, нам нужно создать в Татарстане сообщество людей, для начала просто интересующихся предпринимательской деятельностью, бизнес-процессами. Как, например, заинтересовались в Болгарах. Это очень интересный пример – бизнес-компания в школе в Болгарах. Это лучший проект школьной бизнес-компании за прошлый год. У них тема школьного бизнеса – организация необычных экскурсий. Ребята создали легенду, создали необычные костюмы… И когда приплывает в Болгары теплоход, они встречают туристов очень необычным и ярким представлением - там показана и реальная история, там есть похищения, там есть загадки… Все это восхищает и запоминается надолго. Ну а для школьников это не только творчество, удовольствие и бизнес, а еще и вполне приличный заработок…
26 января этот проект будет презентован на третьем республиканском молодежном форуме президенту РТ. Мы надеемся, что болгарский школьный бизнес-проект будет рекомендован туристическим компаниям…
- А какая работа в рамках республиканской программы сегодня проводится - и планируется - со студенческой молодежью?
- Это даже проще, чем в школах, потому что в вузах не требуется помощь администрации, лишь бы она не мешала. Основная задача - создание внутривузовских сообществ, которые могли бы проводить некий набор мероприятий. В том числе, например, открытые лекции. Это когда известный предприниматель приходит в вуз и перед желающими, обычно это где-то полсотни человек, рассказывает, как добился успеха. Один из таких бизнесменов – совладелец казанских мастерских шиномонтажа «Пятое колесо» Айдар Исмагилов, про которого недавно писала газета «БИЗНЕС Online». Он очень хорошо рассказывает молодежи, что такое реальный бизнес, что такое управление автомойками, как подбирается персонал… А поскольку те же студенты очень часто видят на улицах этот бренд, им очень интересно пообщаться на эту тему. Тем более что это нормальный, доступный человек, который объясняется на их языке…
Конечно, нужно, чтобы на такие открытые лекции приходили и, скажем, начальники отделов нашего министерства экономики и рассказывали, какие механизмы поддержки предпринимателей есть в Татарстане. В республике достаточно много грантов, но об этом не то что молодежь, даже многие опытные предприниматели не знают.
Есть у нас планы и по некоему моделированию бизнес-кейсов. Выбираются какие-то актуальные бизнесовые проблемы - либо конкретной фирмы, либо отрасли, либо муниципалитетов - и оформляется кейс, задача. А студенты предлагают свое решение. При этом формируется команда, и те, кто в нее вошли, еще и начинают лучше понимать бизнес-процессы.
В планах у нас не только масштабные образовательные программы, которые будут проводиться внутри вузов, но и те, что состоятся в формате выезда (слеты, смены в лагерях и т.д.)
Понятно, что на первом этапе стоит задача просто вовлечения молодых в самозанятость. А следующая ступень – уже ориентация на определенные отрасли экономики. В республике достаточно сильная инфраструктура – технопарки, IT-парки, технополис «Химград», бизнес-инкубаторы… Но, как показывает практика, о них недостаточно осведомлены предприниматели республики и предприимчивая молодежь. Одной из задач республиканской программы мы видим развитие молодежного предпринимательства в определенных отраслях экономики, в том числе с привлечением имеющейся в Татарстане инфраструктуры. Причем мы бы хотели сделать упор на производственный бизнес, на сферу обслуживания, ведь Татарстану нужны не только информационные технологии.
ЕСЛИ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ОТКРЫЛ БИЗНЕС, ТО ГОТОВЫ РАССКАЗАТЬ О НЕМ
В республиканской программе поддержки молодежного предпринимательства на 2012 - 2016 годы предусмотрено ее информационное обеспечение. Конкурс на его проведение выиграл региональный общественный фонд поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего» РТ. Директор фонда Ярослав Муравьев рассказал газете «БИЗНЕС Online» о том, как проводится «информационная атака» - проект «Бизнес-класс.tv».
- Ярослав, кто запустил в Татарстане проект «Бизнес-класс»? И какие задачи стоят перед ним?
- Проект запустило министерство экономики РТ в рамках реализации республиканской программы поддержки молодежного предпринимательства. А партнером и техническим реализатором стал наш фонд «Фактор будущего». У проекта несколько направленностей. Это информирование молодежи о республиканской программе, ее мероприятиях. Дальше – популяризация образа предпринимателя. Экспертные советы от ведущих бизнесменов – по разным отраслям. Также рассмотрение проблем предпринимателей – наш проект отнюдь не будет каким-то «розовым», безоблачным…
Мы хотим собрать свое информационное сообщество. Хотим, чтобы молодые татарстанцы увидели своих сверстников, которые ведут реальный бизнес. Причем для молодых предпринимателей это будет абсолютно бесплатно. Нас спрашивают: почему вы их рекламируете? Но мы же не рекламируем, мы рассказываем об успехе конкретного предпринимателя. И если нам кто-то из татарстанцев предложит рассказать о своем успешном бизнесе и нам это покажется интересным, то расскажем. Это одна из наших задач – показывать успешных молодых ребят. Например, мы рассказали о Тимуре Дугине, который первым начал создавать хостелы в Казани. Каждую неделю будем рассказывать на своем сайте о таких предпринимателях…
Нам прежде всего интересен реальный производственный бизнес. Слишком много в последнее время перекладывания бумажек, перепродаж одного и того же…
- Как найти ваш сайт?
- Адрес на русском языке - http://бизнес-класс.tv/ и на английском - http://b-class.tv/. Ретрансляция идет в социальные сети, мы закидываем всем. И отклик в соцсетях очень мощный, сами не ожидали! Например, всего за неделю «ВКонтакте» мы получили почти 1200 подписчиков. Сегодня охват аудитории, с репостами, - около 25 тысяч. Наша аудитория в основном пока в Казани – 67 процентов, но также и в Набережных Челнах - 17, Нижнекамске, Альметьевске, Зеленодольске…
На нашем сайте есть информационная лента, связанная в основном с молодежным предпринимательством.
Кроме того, у нас есть еженедельные передачи по этой тематике на республиканском радио «Эхо Москвы». Еженедельно мы выходим и в программе «Утро» телеканала «Эфир», и тоже еженедельно - в утренней программе ТНВ. Наши небольшие рекламные нарезки типа: «В новой передаче смотрите…» - идут на весь холдинг «Эфира», а это не только Казань, но и другие города РТ, и по ТНВ, это в основном сельская местность…
Я бы хотел, чтобы мы пришли к такому: если молодой человек открыл бизнес, то сразу пишет нам, и мы рассказываем: вчера открыл свое дело… Чтобы расходов на рекламу у молодого предпринимателя было как можно меньше. Ну и если кто-то хочет проанонсировать свое мероприятие, связанное с молодежным предпринимательством, - без проблем. Но только в том случае, когда это не связано с фондовым рынком и сетевыми компаниями. А так мы вообще хотим создать раздел для анонсирования молодежью своих бизнесов.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ У НАС УЖЕ ЕСТЬ
- Как будете развивать сайт?
- Сейчас его пока можно назвать минималистическим – там видеоконтент плюс набор новостей. Но он и запущен совсем недавно, после новогодних каникул. В планах – создание цикла видеопрограмм различного формата. Наши основные продукты – смонтированная программа и сюжет. Еще – расширенное интервью участника программы. Мы не можем вставить интервью на целых 30 минут в свою программу, но, если кому-то тема показалась интересной, он может посмотреть это интервью отдельно. Я думал, что такие большие интервью никто не будет смотреть, но, как ни странно, идет по 500 - 600 просмотров. Также на сайте есть отдельные 30-секундные фрагменты с какими-то интересными мыслями. И, само собой, новостной контент. Это то, что касается информационного насыщения портала и всех его ответвлений в соцсетях.
Нам интересна даже не столько молодежь, которая уже в бизнесе, сколько та, которая еще не определилась. Социальные сети позволяют выйти на такую аудиторию. Чтобы привлечь ее, мы выкладываем на своем сайте прикольные опросы, анекдоты, картинки. Например, показали, как выглядят и сколько места занимают 100, 1 000, 1 000 000 долларов и так далее… Это же интересно, привлекает внимание к сайту. И в наших, порой полушутливых, опросах молодежь участвует охотно. Так что обратная связь у нас уже есть.
Вообще, очень радует, что у нас в республике появляются программы, которые нацелены на работу с молодежью по самым важным направлениям. И что в этом могут участвовать и общественные организации.
Хотел бы сказать несколько слов о концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи РТ «Перспектива» - ее подписал президент республики в конце 2012 года. Это глобальнейшая программа, которая призвана стратегически изменить подход к работе с молодежью. К написанию этой программы аппарат президента РТ привлек и наш фонд поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего». Сейчас создан межведомственный координационный совет по реализации этой концепции, совет возглавил премьер-министр РТ. Я курирую вопрос структуры этой программы и взаимодействия с реальными секторами. У нас много кто взаимодействует со всевозможными культурными, спортивными организациями, а вот опыта взаимодействия с реальными секторами экономики мало. А у нашего фонда еще с реализации прошлого проекта остались очень хорошие наработки. Думаю, мы сможем их использовать.
Надеюсь, что года через два-три система работы с молодежью в Татарстане станет на порядок лучше - благодаря республиканским программам и участию в них специалистов с хорошим и разным опытом, благодаря тому, что в этих программах поставлены конкретные задачи. Это особенно актуально сегодня, когда качество подготовки кадров и вопросы работы с человеческим ресурсом выходят на первый план.
Справка Сайт «Бизнес-класс.tv»: |
На правах рекламы