30.jpg

В АРСКОМ РАЙОНЕ НА 17 ПОСЕЛЕНИЙ - 88 МУСУЛЬМАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В КАЗАНИ – 60

- В последние годы активность гражданских институтов в Республике Татарстан существенно возросла, что требует дополнительного внимания к ним со стороны государства, - начала свою речь Гульнара Сергеева.

Она сообщила, что в РТ зарегистрировано 5595 некоммерческих организаций (НКО). Это больше, чем в других субъектах ПФО, причем прошлый год дал невиданный ранее прирост в 485 новых НКО, в основном за счет увеличения числа религиозных организаций и общественных объединений. 26 НКО получили в прошлом году финансирование из-за рубежа на сумму 65 млн. рублей, все они были проверены на предмет терроризма. Но всерьез взяться за настоящих «иностранных агентов», то есть НКО, получающих деньги из-за границы и занимающихся политической деятельностью, в РТ так и не получилось, поскольку таковых не зафиксировано.

Значительная часть НКО составляют религиозные организации, их в Татарстане 1594 (тоже рекорд в ПФО), из них 1193 – мусульманских. Любопытный анализ был проведен Сергеевой в разрезе муниципальных образований республики.

- Выяснилось, что в ряде районов республики количество мусульманских организаций кратно превышает количество поселений в составе районов. В качестве примера можно привести Арский район, где на 17 поселений приходится 88 мусульманских организаций. В Кукморском районе на 30 поселений - 65. И такое же количество – 60 мусульманских организаций – приходится на миллионную Казань, а в Набережных Челнах их всего 18 на 700 тысяч жителей, - констатировала Сергеева, но выводов о причинах такой аномалии делать не стала.

Чуть позже в своем докладе руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Александр Терентьев вернулся к этой теме, но не увидел в таком дисбалансе мусульманских организаций ничего особенного и предложил воспринимать его как должное.

«ИМЕЮТСЯ 25 АКТОВ С КОРРУПЦИОГЕННЫМИ ФАКТОРАМИ»

Еще одной сферой деятельности управления является контроль за соблюдением соответствия татарстанского законодательства федеральному. Так вот, чаще других, как выяснилось, встречаются нарушения в ведомственных нормативных актах, как правило, они просто не поспевают за «печатным станком» Госдумы РФ. Также управление юстиции выявляет признаки коррупции в законах. Сергеева отметила, что количество нормативных актов с коррупциогенными факторами, увы, остается стабильным. Что характерно, подозрения на коррупцию у нее возникли при анализе целого блока актов, предоставляющих меры государственной поддержки предпринимателям. По мнению Сергеевой, это «создало возможные коррупциогенные злоупотребления со стороны чиновников».

- На сегодняшний день имеются 25 актов с коррупциогенными факторами, которые, мы надеемся, будут устранены в скором времени, - сказала она.

Этот факт весьма заинтересовал присутствующего на коллегии вице-премьера РТ Асгата Сафарова, он попросил подготовить ему более подробную информацию и пообещал, что на нее «будет реакция». После совещания Сергеева пояснила журналисту «БИЗНЕC Online», какие факторы имелись в виду. «Например, вместо «чиновник «обязан» дать ответ в течение трех дней» пишут «вправе». То есть он может дать, а может не дать. В конкурсах особенно не указывают, в какие сроки нужно документы подать. Либо критерии четко не определены. Это все дает чиновнику возможность решать по своему усмотрению», - сообщила она.

ПАРАД ПРОТЕСТОВ

С дебютным - после вступления в должность замруководителя аппарата президента РТ - и очень ярким выступлением вышел руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Александр Терентьев. Он поддержал тезис Сергеевой о том, что политическая жизнь в РТ заметно оживилась после либерализации избирательного законодательства. Сегодня в РТ 38 региональных отделений политических партий, в очереди на регистрацию стоят еще около 200 партий. Но существующему политическому ландшафту пока мало что угрожает.

- Далеко не все из них обладают политическим весом и авторитетом у граждан, ряд из них являются коммерческими или политтехнологическими проектами, - заявил он.

Тем не менее количественный рост, считает Терентьев, может привести к политизации ситуации в обществе. «Мы еще помним те большие «портянки» на избирательных участках в 90-е годы», - вспомнил он.

В Татарстане, как и везде в России, прошел бум на протестные акции. Терентьев подсчитал, что за прошлый год в республике их было около 500. Самыми активными у нас стали представители ТРО КПРФ, которые провели 121 акцию, ЛДПР провели 12 акций, «Справедливая Россия» - 8. Вместе с тем Терентьев отметил, что, по данным социологических опросов, большинство жителей Татарстана не разделяют оппозиционных настроений: свыше 70% татарстанцев старше 18 лет полностью исключают для себя возможность участия в протестных акциях. Интересно, что, согласно ряду политических теорий, достаточно 5% активного меньшинства – и революция в кармане у ее организаторов…

«88 ПРОЦЕНТОВ ТАТАРСТАНЦЕВ ВИДЯТ В САЛАФИЗМЕ ЧЕРТЫ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА»

Другая тема - о деятельности религиозных организаций - обострилась после терактов в отношении служителей духовенства летом прошлого года. Сами теракты Терентьев назвал «вызовом государству и общественности» и перечислил те меры, которые принимаются сейчас для оздоровления ситуации: от законодательных инициатив до аттестации мусульманских преподавателей и переподготовки имамов. Также он отметил, что в обществе возникает феномен, когда обсуждение ситуации лишь усугубляет ее, и привел данные соцопросов:

- Почти каждый четвертый житель Татарстана оценивает ситуацию в религиозной сфере как напряженную и опасается за ее ухудшение. Притом 88 процентов татарстанцев видят в салафизме черты религиозно-политического экстремизма. Две трети опрошенных ощущают угрозу личной безопасности и безопасности своих близких. Сегодня в общественном мнении присутствуют две крайности или два опасных заблуждения: то, что идет повальная салафизация или ваххабизация. И второе – то, что ведется притеснение мусульман. Эти две крайности одинаково неприемлемы, так как далеки от истинного положения дел.

Терентьев, однако, призвал не впадать в истерику, а вести продуманную и предметную работу.