Сегодня в неформальной обстановке на деловом обеде в ресторане «Катык» участники ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ познакомились с уполномоченным при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимуром Нагумановым. Встречаются члены ассоциация так еженедельно, «чтобы познакомиться, обсудить актуальные проблемы бизнеса». На этот раз, как рассказал президент ассоциации Хайдар Халиуллин, пригласили на обед недавно назначенного уполномоченного. Тем более что пока бизнесмены не понимают, чем конкретно будет заниматься Нагуманов. Самое любопытное, что ответ на этот вопрос, похоже, пока не знает и сам бизнес-омбудсмен…

- Я прошу прощения, что вот вроде бы чиновник к вам должен был прийти на встречу. На самом деле, не совсем, - смущенно заметил Нагуманов. - И я постараюсь от чиновничьего языка уйти максимально.

Отчасти именно поэтому бизнес-омбудсмен пришел на деловой обед, а не предложил всех собрать в большом зале, «где мы с президиумом с важным видом расскажем, как надо жить, и дадим слово выступающим, которые заранее записались (чувствовалось, что подобные официозные встречи в бытность свою главой района до боли надоели и самому Нагуманову - прим.авт.). Формат не тот».

462.jpg
Тимур Нагуманов: «Уполномоченный – не тот человек, которому дали шашку в руки, и сказали: вот тебе заросли проблем, как хочешь с ними, так и разбирайся»

НА ЗАПАДЕ НЕ НУЖНЫ ОМБУДСМЕНЫ

По словам Нагуманова, институт уполномоченного по правам предпринимателей в новинку не только для Татарстана и России. «Если смотреть зарубежный опыт, который мы обожаем просто использовать, - саркастически заметил Нагуманов. - Так вот, в развитых странах такого института практически не существует. Когда я связался с несколькими друзьями-бизнесменами зарубежными, канадцами, американцами, австрийцами, начал спрашивать, есть ли у них что-то подобное, они меня не поняли - как это, зачем?!»

Однако России и Татарстану подобный уполномоченный нужен, «чтобы улучшить инвестиционный климат и помочь предпринимателям в решении каких-то проблем». Татарстану, по-видимому, даже нужнее, так как местный омбудсмен появился здесь еще до принятия федерального закона об уполномоченном (пока что он прошел лишь первое чтение в Госдуме). Пока закон принимается, вокруг, разумеется, ломаются копья: какими функциями и полномочиями наполнить закон. При этом у самой идеи бизнес-омбудсмена появилось уже и немало противников. Но, объяснил Нагуманов, в Татарстане приняли решение, что работу надо начать, чтобы к тому времени, когда закон будет принят, уполномоченный мог вносить конкретные предложения, а не начинать с чистого листа.

Поэтому главная задача, которая стоит сейчас перед Нагумановым, - «выстроить нормальный контакт, диалог, оценить максимально ситуацию в комплексе и уже к моменту рассмотрению закона внести конкретные правильные предложения».

«НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО В НАШЕМ МИРЕ…»

- Сегодня ситуация с бизнесом РТ интересная, - осторожно начал Нагуманов. - С одной стороны мы хорошо развивающийся с экономической точки зрения регион. У нас создаются рабочие места, новые предприятия, инвестиции большие в основной капитал. Но есть еще субъективный фактор… Всегда, когда что-то развивается, появляется конкуренция, много участников рынка. И некое недовольство сложившейся ситуацией и желание ее изменить.

Что будет делать омбудсмен? Точно пока не знает и он сам. Во-первых, работать «по частным случаям и обращениям». Во-вторых, «анализировать системные проблемы и пытаться выработать решения проблем на государственном уровне». Весь вопрос в том, как это сделать? Нагуманов решил не изобретать велосипед и обратиться к опыту предпринимательских ассоциаций и ТПП РТ (с его главой - Шамилем Агеевым - он уже встречался). Однако при этом Нагуманов обратил внимание на то, что даже обращение ассоциаций к президенту РТ не является базой для принятия решений, а является «базой для диалога». Чтобы база для решений была, Нагуманов решил создать общественный совет, в который он уже пригласил представителей бизнес-сообществ, и создать экспертный совет «на добровольных началах». «Будем проводить прием предпринимателей, у меня есть возможность пригласить представителей министерств, ведомств, других структур – это несложно для меня. Я могу конкретно попросить, чтобы чиновник, отвечающий за эти вопросы, пришел и послушал. С казанским исполкомом такая договоренность уже достигнута», - заверил омбудсмен предпринимателей.

DSC05395.jpg
Наиль Галеев: "Вряд ли в зале найдется хоть один человек, который назовет хотя бы несколько действий государства, которые бы помогли бизнесу за последние несколько лет"

- Многие ждали, что раз создается институт уполномоченного, сразу будут решаться какие-то проблемы – это не так! Не так все просто в нашем мире, - философски заметил омбудсмен. - С ходу решать проблему невозможно и неправильно. За каждым решением стоит длинный путь. Чтобы поменять решение, опять же нужен длинный этап обсуждения и анализа. Мне хочется понять, что бы вы хотели видеть в уполномоченном, чего ждете от меня, что я должен делать, по-вашему. Тем более ваше мнение важно для выработки республиканского закона об уполномоченном. Во-вторых, я жду совместной работы по системным проблемам. В-третьих, мы попытаемся через частные проблемы выйти на систему и выработать конкретное решение.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БЕЗ ШАШКИ – В ЗАРОСЛЯХ ПРОБЛЕМ

Фердинанд Хуснутдинов - директор ООО «Копонат+» - поинтересовался у омбудсмена, занимался ли тот когда-либо в жизни бизнесом. Вопрос не праздный, чиновник на такой должности, на собственном опыте не переживший предпринимательских проблем, вряд ли вызовет доверие у бизнесменов республики. Нагуманов честно ответил, что опыт работы в бизнесе у него не очень большой: «Занимался этим, когда, так сказать, модно стало заниматься бизнесом, деньги зарабатывать. В сфере наружной рекламы. Компания некрупная была. После чего я пошел работать в крупный бизнес, не будучи акционером. Работал наемным менеджером на разных уровнях».

Гендиректор ООО «Поволжское бухгалтерское общество» Татьяна Шабаева предложила омбудсмену «представлять интересы предпринимателей в судах, особенно в случае судебных тяжб предпринимателей с налоговыми органами». Увы, Нагуманов в ответ сразу заметил, что идея хотя и хороша, но возможностей для ее реализации у него не будет. И сравнил свою должность с уполномоченными по правам человека или ребенка, «которые почти никогда в судах не участвуют». Объясняется это и количеством обращений, которое ждет омбудсмена, «их будет сложно переварить, не говоря о том, чтобы участвовать по каждому в суде». Нет у омбудсмена ни возможностей для этого, ни бюджета.

- Как же тогда вы сможете нам помочь? Консультированием? - скептически прокомментировала ответ Нагуманова Шабаева.

Бизнес-омбудсмен не смутился:

- По поводу тех же налоговых органов сразу говорю, что Борису Титову, наверное, дадут право контролировать деятельность федеральных структур. Но дадут ли полномочия контролировать деятельность региональным омбудсменам? Маловероятно, - объяснил он. - Уполномоченный – не тот человек, которому дали шашку в руки, и сказали: вот тебе заросли проблем, как хочешь с ними, так и разбирайся. Уполномоченный – институт власти, который призван защищать права, разбираться, кто ущемил ваши права, кто виноват, и уже иметь возможность как орган власти воздействовать... - широкими мазками наметил круг своих полномочий Нагуманов.

- Каким образом, простите? – недоверчиво поинтересовалась предпринимательница.

- По-разному, - пожал плечами Нагуманов, и вынужден был признаться, - вы поймите, у меня пока рычагов каких-то практически нет, честно вам говорю! Я сам не понимаю точно, как буду справляться. Я пока один. Мне дают одного помощника. Я стараюсь сейчас подобрать хорошего юриста. Какой у меня будет штат или аппарат – опять же не знаю! Как и что я буду делать – учусь по ходу дела.

Впрочем, Нагуманов заверил, что его обращения в органы власти будут иметь более высокий статус, чем обращения рядовых предпринимателей.

«ОМБУДСМЕН - ЭТО НЕ ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА»

Ильдус Янышев - директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта» - вступился в защиту омбудсмена, предложив не воспринимать этот новый институт как очередной «карательный орган или орган преследования».

- Это наш лоббист! Функция уполномоченного – фактически функция аппарата нашей ассоциации, но оплаченная государством. Выбирая из огромного количества проблем те, что носят системный характер, он будет оформлять и преподносить органам власти то, что нам нужно. Мы очень часто свои проблемы не можем даже правильно вербализовать, не то, что написать. А Тимур Нагуманов подскажет стратегию защиты наших интересов, - выразил надежду Янышев. - И будет на основе наших запросов лоббировать коррекцию тех или иных законодательных актов.

«ГДЕ, ГДЕ НОРМАЛЬНЫЕ ЧИНОВНИКИ?! ПОКАЖИТЕ ПРИМЕР!»

Радик Халиуллин - директор ООО «УК «Гранит-Дом» - поинтересовался личным мнением Нагуманова о развитии бизнеса в России, заметив, что за последние полтора-два года мы видим ужесточение налогового кодекса, например», и непонятно, чего ждать дальше.

- Просто наши ожидания, ожидания бизнес-сообщества не совпадают с теми мнениями, которые существуют в органах власти. И это говорит об отсутствии диалога, - начал издалека Нагуманов. - У представителей бизнеса мнение, что все хуже и хуже становится. А на уровне властей говорят, что все лучше и лучше. Во власти же не дураки сидят. Там много адекватных людей, принимающих правильные решения. И я не считаю, что у нас так уж плохо…

- К сожалению, вряд ли в зале найдется хоть один человек, который назовет хотя бы несколько действий государства, которые бы помогли бизнесу за последние несколько лет, - возразил Нагуманову Наиль Галеев - член совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ. - Я просто не могу навскидку вспомнить ни одного полезного действия государства. Каким образом малый бизнес может, например, пробить броню глав администраций в районах? Вот Альмир Сабитов - руководитель туристической фирмы «Аль Барро», с третьим главой администрации Верхнеуслонского района пытается, и безуспешно, решить вопрос по земле. Вопрос с администрацией не может решить даже министр республики! Как, по-вашему, можно воздействовать на глав районов?

- Где, где нормальные чиновники?! Покажите пример! - вступил в дискуссию сам Альмир Сабитов.

- У нас разговор немножко ушел в негатив, - заметил Нагуманов. - Я не уполномочен перед вами держать ответ за все органы власти, за весь их негатив.

- Наболело просто! Нам совет просто нужен! - послышались выкрики с мест.

- Много негатива накопилось в отношении органов власти. Я сам работал главой района, - продолжил бизнес-омбудсмен. - Поймите, глава - это не дурачок, который ездит на хорошей иномарке и говорит всем «нет», пока ты ему на лапу не дашь. Такие люди долго не продержатся главой.

ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ТИМУРА НАГУМАНОВА

- Раз у вас есть опыт работы главой района, предложите меры по стимулированию глав районов? – предложил Янышев. - Чтобы чиновники были заинтересованы в развитии предпринимательства! Какие инициативы вы будете предлагать?

Нагуманов в ответ разве что не развел руками, «даже на последнем съезде «ОПОРЫ России» обсуждали этот вопрос – ответа нет»:

- Предлагали налогов на местах оставлять побольше. Но, я думаю, большого эффекта это не даст. Предлагали индикаторы вводить. Но я, как человек, работавший главой района, могу сказать: никто не знает, что надо сделать, чтобы реально индикатор заработал и был очищен от «субъективизма». Поэтому у меня нет рецепта, - констатировал омбудсмен.

Но тут же заметил, что есть разница между работой главой сельского района (Нагуманов возглавлял Дрожжановский - прим.ред.) и пригородного района. Землю в Дрожжановском районе, по словам Нагуманова, давали любому желающему, кто собирался там строиться. Земля была неликвидная. Под Казанью же «каждый маленький аукциончик по земле вызывает большой ажиотаж». А в конце речи Нагуманов сказал многозначительную фразу: «Пригородных глав я всех знаю. Иногда сплетение интересов просто происходит, один интерес перевешивает другой. Некоторые вещи тет-а-тет могу рассказать, почему глава района поступает так, а не иначе…(«Да мы тоже знаем!», - махнули рукой бизнесмены), но это инсайдерская информация. Просто не хочу, чтобы большие заголовки в прессе появились…»

В финале делового обеда Нагуманова атаковали бизнесмены со своими просьбами, предложениями, вопросами. Но тут же выяснилось, что у омбудсмена нет пока даже визитной карточки: «У меня нет графика приема, я сижу в президентском дворце, туда заходить никому нельзя. Пока шлите жалобы и предложения на электронную почту».

Впрочем, сам Нагуманов встречей остался доволен. Хотели диалога – контакт, что называется, получен:

- Встреча была хорошей. Я и не ждал, что будет много рукоплесканий, приветствий. Но это нормально, потому что предпринимательская среда людей-чиновников, которые приходят им помочь, воспринимают «не очень», - объяснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online». - Проявлять надо себя на деле. Диалог состоялся, правда, короткий. Можно было больше времени потратить…

- Вы чувствуете вот это недоверие к вам со стороны бизнеса? – поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online» у омбудсмена.

- Я не скажу, что это недоверие. Есть сомнения определенные у них. Но сегодня мы хотя бы все друг друга поняли. Они поняли, кто я такой, чем буду заниматься. Я понял, что собой представляют наши предприниматели…