В качестве главного ревизора выступил Ильдар Халиков |
УЧЕБА НАЧНЕТСЯ С ДЕТСАДА. НО БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ
Вчера во дворце творчества детей и молодежи Набережных Челнов прошла итоговая коллегия министерства образования и науки РТ, на которой были подведены итоги развития отрасли за 2012 год и поставлены задачи на будущее. Кроме самих педагогов на заседании присутствовали представители госсовета и кабмина Татарстана, федеральных и республиканских министерств и ведомств, руководители исполкомов городов и районов республики.
Коллегия прошла под знаком обновления законодательства – новый федеральный закон «Об образовании» был подписан 30 декабря прошлого года и начнет работать с 1 сентября. В соответствии с его регламентом теперь предстоит переписать и закон республиканский, хотя особой конкретики по пунктам нового закона аудитории коллегии услышать так и не удалось.
Главное, что стало ясно о перспективах развития отрасли в Татарстане, озвучил первый докладчик, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов в начале своей речи: «Усилиями руководства республики нам удалось отстоять в законе практически все базовые нормы законодательства». Он незамедлительно продемонстрировал отбитый у Москвы трофей – перешел на татарский язык. В течение всего доклада министр говорил поочередно на двух языках. Лишь единожды Фаттахов нарушил языковой паритет, подчеркивая: «Никакого разделения детей по национальному признаку не будет. Если кто-либо нуждается в дополнительном изучении русского языка, мы предоставим такую возможность за счет средств государства».
Нейтралитет восстановил премьер-министр РТ Ильдар Халиков, поправив докладчика с места в президиуме: «Энгель Навапович! Как русского, так и татарского». С 1 сентября все учителя русскоязычных групп должны перейти на «коммуникативные технологии» обучения татарскому языку.
Наиболее кардинальное, пожалуй, новшество, обусловленное принятым законом, касается дошкольного образования. Как пояснил в докладе Фаттахов, отныне оно приравнивается к полноценной образовательной программе. Это означает, что детсадовцам предстоит учиться по общим образовательным стандартам, которых никогда прежде не было. Впрочем, сдавать экзамены их не заставят.
Энгель Фаттахов рассказал о планах в отрасли образования |
Сегодня в обеспечении детей местами в садиках Татарстан, по словам Фаттахова, занимает лидирующие позиции. В 2012 году охват детей различными формами дошкольного образования увеличился в республике на 1,7%, достигнув показателя в 75,4% при федеральном показателе 63,8%. Почти вдвое увеличилось число негосударственных учреждений дошкольного образования, и всего за 2012 год в РТ создано 2 297 новых мест. При этом мест для самых маленьких по-прежнему не хватает, особенно в городах: к началу февраля в очереди на детсад стояло около 40 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
С 1 СЕНТЯБРЯ УЧАЩИХСЯ СНОВА ОДЕНУТ В ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ
Вложилась республика и в развитие общего образования. Как сказал Фаттахов, основные средства пошли на развитие материально-технической базы школ, что стоило бюджету почти 800 млн. рублей. Самым затратным направлением стала информатизация, о которой высказался впоследствии в своем заключительном слове и Халиков.
– Республика Татарстан вкладывает огромные средства в развитие информационных технологий, и мы гордимся этим, – сказал премьер. – Это большие деньги. Они тратятся именно для того, чтобы сельские школы обладали равными условиями с лучшими лицеями Казани. Но, уважаемые коллеги… создается ощущение, что половиной этих ноутбуков гвозди забивают. Во многих районах их практически не используют, хотя пул лидеров, вопреки ожиданиям, тоже составляют сельские районы.
В фойе дворца молодежи гостей ждала выставка технологического обеспечения школ и вузов |
Фаттахов, однако, докладывая первым, проехал тему информатизации с оптимизмом, и перешел к аттестации учителей и руководящих кадров. По словам министра, их аттестация прямо будет зависеть от количества аттестованных по результатам ЕГЭ выпускников школ.
– Наша задача – предоставить учителю возможности для саморазвития, научить передовым технологиям и методикам, – добавил министр. – По поручению президента республики в текущем году мы начинаем реализацию масштабного трехлетнего проекта по формированию системы тьюторской и методической поддержки учителей совместно с сингапурской компанией Educare.
Напомним, соглашение с Educare было подписано Институтом развития образования РТ 6 февраля. Осенью под контролем Educare пройдут тренинг 10 тыс. татарстанских учителей, всего же курсами повышения квалификации будет охвачено 30 тыс. педагогов.
Независимо от аттестаций кадровые перестановки в среде преподавателей будут отныне согласовываться с минобрнауки РТ. Ради этой цели изменится и структура управления в муниципальной системе образования. Городские отделы и управления будут укрупнены за счет смежных ведомств. В Набережных Челнах, к примеру, такое укрупнение уже состоялось путем объединения управления образования с управлением по делам молодежи. В связи с этим преобразованием, по словам Фаттахова, повысится и зарплата руководителей управлений, их заместителей и директоров методических центров, а сами ведомства получат автомобили.
Грантовая поддержка в 2013 году будет направлена на переоснащение кабинетов химии, физики, биологии |
Заканчивал Фаттахов тоже на оптимистической ноте, докладывая, что в 2012 году в отрасль образования было привлечено 6,9 млрд. рублей благодаря участию республики в целевых программах. В текущем же году для получения денег средним школам придется плотнее сотрудничать с потенциальными работодателями своих выпускников. Грантовая поддержка главным образом будет направлена на переоснащение кабинетов химии, физики, биологии. Условия минобрнауки – программы школ-претендентов должны отвечать требованиям подготовки рабочих кадров для конкретных производственных предприятий.
Несколько слов посвятил министр и проблеме дефицита учебников, на которые сегодня школы предлагают скидываться родителям без адекватного учета и, собственно, формальных оснований для таких требований. «Для решения этой проблемы создан республиканский электронный фонд учебной литературы, – сказал Фаттахов. – Система успешно прошла апробацию, отработан механизм прямой доставки учебников от издательств до муниципалитетов. В 2013 году мы должны решить проблему обеспечения учебниками». Кроме того, Фаттахов пообещал когда-нибудь в будущем обеспечить всех школьников двухразовым питанием, благодаря текущему переоснащению школьных столовых. А с 1 сентября этого года учащихся снова оденут в школьную форму.
Ильшат Гафуров пригласил преподавателей на курсы повышения квалификации |
«ПЕДАГОГА МОЖЕТ ОБУЧИТЬ ТОЛЬКО КФУ»
Вузовскую тематику министр оставил Ильшату Гафурову – ректору КФУ и члену президиума коллегии. Гафуров, впрочем, говорил исключительно о своем университете. Он высказал уверенность в том, что педагогическое образование в условиях федерального университета получило новые уникальные возможности. Практика, по словам Гафурова, показывает, что комплексное решение задач подготовки преподавательских кадров возможно лишь в крупных университетах и недоступно по объективным причинам педагогическим институтам. Ключевым отличием педобразования в КФУ ректор отметил тот факт, что квалифицированный учитель наряду с методикой преподавания должен получить фундаментальные знания в своей области. В КФУ учитель физики будет готовиться в институте физики, химики – в институте химии и так далее.
– По нашему видению, – добавил Гафуров, – в перспективе каждый институт КФУ будет располагать системой базовых школ. В дополнение к этому мы развернем работу со школьниками, особенно одаренными. Также должен отметить, что только за этот год 40 наших преподавателей прошли международную сертификацию. Планируется в течение трех лет провести через международную сертификацию весь профессорско-преподавательский состав педагогического отделения нашего университета.
Завершил докладную часть коллегии Халиков, подчеркнув в своей речи важность связи между школой, вузом и работодателем. Практика показывает, заметил Халиков, что отстают по всем показателям именно те образовательные учреждения, которые таковой связи не имеют.
«ВООБЩЕ-ТО, Я НОВЫЙ МИНИСТР…»
Отметим, что новый российский закон об образовании, направленный на укрепление подчеркиваемой докладчиками связи между образованием и реалиями отечественной промышленности, прошел через горнило битв законодателей и профессиональной среды педагогов. Достаточно сказать, что первоначальный законопроект – «правительственный», как его называют, – получил отпор в виде альтернативного проекта, расколовшего госдуму на два полновесных лагеря. По результатам рейтингового голосования за «правительственный» законопроект было подано 292 голоса, за альтернативный – 209. С учетом такого фактора, как партийная дисциплина, можно сказать, что голоса разделились поровну. Проект был переработан, а к закону в форме приложения была написана «дорожная карта». Она соотносит мероприятия и количественные показатели сферы образования с этапами перехода к так называемому «эффективному контракту». Под эффективным контрактом понимается контракт между педагогом и обществом – потребителем кадров с его производственными и идеологическими нуждами. Согласно «дорожной карте», например, нагрузка учителей увеличится с 9,4 обучаемых в настоящее время до 12 человек в 2018 году. Такова необходимость: сегодня в стране порядка 1,2 млн. учителей средних школ. Если они станут работать на одну ставку, что предполагает оговоренная в документе зарплата в 200% от средней по региону, то и учителей понадобится в 1,5 раза больше.
В «дорожной карте» также говорится о сокращении числа студентов с 6,3 млн. человек в 2013 году до 5,1 млн. к 2018 году – за эти перспективы закон и критикуется в первую очередь. Кроме того, критики обращают внимание на запланированное в законе сокращение финансового участия государства в образовательном процессе.
Министр образования Фаттахов на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о структуре финансирования образования, предусмотренной новым законом, ответил следующее: «Сегодня уже всем понятно, что экономическое благосостояние республики определяется на школьных скамьях. Человеческий потенциал – превыше всего. Я считаю, наш педагогический коллектив очень трудоспособный». Назвать хотя бы примерно сумму «огромных средств», которые, по его же словам, будут вложены в развитие отрасли в 2013 году, министр затруднился: «Вы понимаете, я же новый министр, я вам в следующий раз скажу».
После пленума Фаттахов вручил денежные сертификаты лучшим чиновникам от образования и педагогам |
НОВЫЙ ЗАКОН ДАСТ РАЗВЕРНУТЬСЯ ЧАСТНИКАМ
Вопросы финансового участия государства в просвещении граждан и в целом перспективы, которые сулит образованию новый закон, прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» ректоры татарстанских вузов и по совместительству депутаты Госсовета РТ, присутствовавшие на коллегии.
Файруза Мустафина – ректор НИСПТР:
– Конечно, можно закон сегодня ругать, и мы в какой-то степени его ругаем… Но он с 1 сентября вступает в силу. Новое законодательство, с одной стороны, выставило требования негосударственным образовательным учреждениям на общих основаниях, но вместе с тем этот закон дает саму возможность, причем широкую, частным организациям открывать школы, детсады, вести переподготовку.
До принятия закона очень много шумели о том, что в нем нет как такового начального профессионального образования. Есть разные уровни, начиная со средне-профессионального образования, и представляется, что НПО растворено в СПО. Нет ни университетов, ни академий – есть образовательная организация, которая ведет курсы по некому магистерскому специалитету, бакалавриату. Тем самым образовательные учреждения сравняли с любыми другими организациями, наверное, это сложно переварить.
Сегодня мы изучаем этот закон, смотрим, в чем он нас заставит управленчески, содержательно измениться. Там очень много статей, которые по-новому трактуют ведение образовательного процесса. Я думаю, хорошо, что там статус учителя выделен, социальные гарантии сельским педагогам закреплены. Очень хорошо то, что сельские школы теперь не могут быть закрыты волей начальства – для этого нужно голосование жителей. В России в последнее время закрытие школ вообще вошло в моду, потому что они нерентабельны. В законе много положительных сторон.
Мы ведь сейчас в образовании перешли на подушевое финансирование, и в каждом регионе законодательный совет утверждает подушевой норматив на одного учащегося. Деньги мы получаем в зависимости от количества детей, равно как и студентов. Другое дело, что расчеты, которые сегодня делаются на одного учащегося, нас не устраивают. Однако мы не можем говорить, что финансирование сократится. Кроме того, по программам образования и России, и Татарстана увеличивается количество и суммы грантов. Вот посмотрите, за 2012 год республика получила почти 7 миллиардов – это же громадная цифра. Образовательное учреждение должно находиться в поиске и выигрывать эти гранты.
Новые стандарты уже введены в России – с первыми классами мы по ним поработали, начали со вторыми, в пятых классах новые стандарты тоже введены, и в дошкольных учреждениях, и в вузах, только СПО немножко опаздывают. Эти стандарты определяют количество предметов, которые школа может выбирать самостоятельно. Но основные курсы в федеральном стандарте сохранены для всех единообразно. Конечно, есть опасения, что это затруднит перевод из одной школы в другую, поскольку в них будут разные программы, но, я думаю, что новые стандарты, если мы их успешно введем, формируют компетенции, учат добывать знания и делают ребенка ищущим знаний. Новый подход призван учить учиться. Первоклассник закончит школу через 11 лет – какие профессии будут востребованы к тому времени? Мы не можем сегодня этого сказать. Не к профессии надо школьника готовить, и тем более не к выбору вуза. Давать нужно компетенции, мировоззрение, гибкость ума, способность обучаться. Таков лучший мировой опыт общей школы. Россия – автор этого подхода, сформулированного Давыдовым, – только второй год пытается его ввести, когда весь мир его уже применяет.
Что касается сокращения числа обучающихся, в законе это ясно не прописано. Их станет меньше, скорее, в связи с демографической ситуацией. Количество студентов и школьников просчитывается четко. Пока в России идет рост числа учащихся, а через 6 -7 лет начнется спад. Другое дело, что количество бюджетных мест пока не регулирует поступление ребят по невостребованным профессиям. Действительно, российский бюджет в этом году сократил прием экономистов и юристов. Но тем самым поток абитуриентов был перенаправлен в коммерческие вузы. Поэтому для страны в принципе сокращения не произошло. Минобрнауки не смогло повлиять на этот процесс – ребята все равно выбрали те специальности, которым хотели обучаться. Такое сокращение не решает проблему переизбытка названных специальностей. Проблему надо доводить мировоззренчески до самих ребят.
На выставке были представлены не только оснащение, но и достижения учреждений образования |
СХЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕ ИЗМЕНИТСЯ
Ильшат Гафуров – ректор КФУ:
– Я не могу сказать, что в образовательном процессе с принятием нового закона что-то кардинально изменится. Он увеличит возможности учебных заведений, в том числе и высших, поспособствует внедрению новых программ подготовки специалистов и даст определенную самостоятельность. Насколько успешно он будет работать, покажет время, поскольку это один из немногих законов, который долго обсуждался, неоднократно возвращался на доработку, и профессиональная общественность его буквально проштудировала по всем пунктам. Но после принятия его по-прежнему критикуют, такие люди всегда находятся. Я всегда говорю в таких случаях, что нужно было участвовать в процессе формирования закона. Не думаю, что он будет настолько жестким, чтобы в него нельзя было внести изменения. И он однозначно намного лучше, чем тот закон, который был.
Структура финансирования школ меняться практически не будет, поскольку это компетенция региональных властей. В этом отношении закон не меняет ни регламентов, ни ответственности. Федеральным университетам он, напротив, дает некоторую самостоятельность.
Все те 12 лет, что я работал главой администрации, я слышал нарекания со стороны директоров школ – мол, мы экономим, занимаемся энергосбережением, а потом сэкономленные ресурсы у нас забирают. По существующим стандартам финансирования государство всегда оставляло компетенцию за собой. Теперь учебным заведениям дают возможность самостоятельно зарабатывать. Я поддерживаю и дальнейшее расширение таких возможностей. К сожалению, у нас всегда, после того как что-то дать, надо потом и удержать. Это как с федеральными университетами – мы, казалось бы, стали автономными, но, тем не менее я не сказал бы, что мы сильно отличаемся в решении многих вопросов от чисто бюджетных учреждений высшего образования. Да, у нас есть самостоятельность, мы по-новому проводим закупки, заключаем договоры, но и ответственность увеличилась. Это понятно – система контроля должна существовать. Но контролировать каждый шаг, я думаю, нет необходимости. Поэтому критика закона в том смысле, что он перекладывает ответственность с государства на образовательные учреждения, она несостоятельна. Я внимательно закон смотрел, в нем такого нет. Доля государства не сокращается, она только увеличивается. Недавно мы принимали изменения в бюджет республики, и могу сказать, что финансирование сферы образования только растет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.