В МАРТЕ «КАЗМЕТРОСТРОЙ» УЙДЕТ С ТРЕХ КАЗАНСКИХ УЛИЦ
Вчера ход строительства трех станций казанского метро обсуждался на деловом понедельнике в мэрии Казани. Работа идет напряженно, но за 74 дня до пуска трех станций метро в целом «Казметрострой» успевает завершить их в срок. Об этом рассказал гендиректор предприятия Марат Рахимов.
По его словам, завершены проходкой все 6 перегонных тоннелей общей протяженностью 10,2 км, уложен путевой бетон с рельсошпальной решеткой. Продолжается обустройство станций – выполнение по всем станционным комплексам достигло 90%. Отстают пока людские соединительные сбойки – готовность укрепленных переходов из одного тоннеля в другой в «красной зоне» строительных графиков, отметил Рахимов. Технология их возведения достаточно сложна, возведение идет закрытым горным способом, в обводненных грунтах и требует больших трудовых затрат. Тем более что на каждом перегоне таких переходов должно быть не менее трех. Кроме того, есть вопросы по пристанционным сооружениям на станции «Яшьлек – Юность». Необходимо уложить еще 515 кубометров бетона в сходе «Северного вокзала» - на самой станции монолитные работы уже завершены. Однако в целом Рахимов уверен, что в мае поезда с пассажирами пойдут по тоннелям.
Мэр Казани Ильсур Метшин поинтересовался, когда «Казметрострой» освободит стройплощадки на дорогах города. Как оказалось, уже в марте закрытые пока участки будут свободны.
- Мы контролируем все сроки, - заверил Рахимов. - Как максимум – в середине марта запланирована передача участка на Декабристов в районе «Тандема». Мартом мы уйдем с Шамиля Усманова, мартом мы уйдем с района Восстания. Эти комплексы дорог будут переданы под благоустройство.
- Под благоустройство, асфальтирование… Хорошо, - отметил градоначальник, поручив начальнику управления капитального строительства исполкома Ильгизу Латыпову до конца недели уточнить все эти графики. - Одно дело - ввод станций, которых ждут казанцы, а особенно жители Московского и Авиастроительного районов. Но и по движению были серьезные затруднения. Да, все понятно, временные трудности были – в сложнейших условиях около Московского рынка станция строится! Фотографии только на 20 процентов передают эти сложности. Не только жилой фонд рядом, не только перенос общественного транспорта, здесь огромное количество сетей, в стесненных условиях работали, но тем не менее все решения найдены. Спасибо за терпение всем жителям, которые живут вокруг строящихся станций, и тем, которые вынужден сегодня объезжать стройки... Большое спасибо Универсиаде, федеральному центру, нашему президенту. Потому что такого количества станций без федеральной поддержки, без поддержки программы подготовки к Универсиаде мы бы, конечно, не получили.
Сейчас продолжается работа с тем, чтобы утвердить строительство новых станций метро, в том числе в сторону футбольного стадиона до 2018 года.
- Во главе с президентом, с коллегами в министерстве транспорта, экономики, финансов сейчас продолжается эта работа, - отметил Метшин. - Думаю, что результат будет положительным.
СТАНЦИЯ С ВИДОМ САМОЛЕТНОГО САЛОНА
Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на всех трех строящихся станциях, оценил готовность подземки. Маршрут объезда начался с конечной станции метро. Здесь в разговоре с заместителем гендиректора МУП «Казметрострой» Вениамином Терзимановым корреспондент узнал, что тестовое движение поездов – обкатка путей без пассажиров – начнется уже в апреле.
Сейчас «Авиастроительная» закрыта сверху уже почти полностью, только немного сбоку остался открытый проем для спуска оборудования, но и он скоро будет запечатан бетонной плитой. На самой же станции пассажиров встречает ноу-хау - двери, заметно отличающиеся мягкостью хода. Открытые, они словно замирают и лишь потом начинают медленно закрываться. Не сравнишь с «хлопалками», так и норовящими поддать тебе на уже действующих станциях…
Еще одно новшество - инфракрасные обогреватели над входом, что также позволяет сохранить теплоту внутри станции. Под ногами в уже полностью оборудованном холле – новенькие плиты из гранита. Только потолок еще чернеет бетоном. Терзиманов объясняет газете «БИЗНЕС Online»: «Потолочное покрытие уже сделали, но потом пришлось демонтировать – светоотражения оказалось мало. Теперь будем ставить другой».
Коснувшись вопросов освещения, наш спутник продолжает эту тему - энергосистема станции рассчитана даже на полное отключение электричества, в этом случае она три часа будет освещаться лампами, подключенными к аккумуляторным батареям.
Мы тем временем заходим на платформу станции, и сразу становится ясной задумка проектировщиков – она напоминает гигантский салон самолета. Для этого на стенах крепятся специальные панели, своими изгибами напоминающие интерьер авиалайнера. Для полноты эффекта на потолке будут крепиться 10 больших светильников, также похожие на самолетные, но до них очередь еще не дошла. Впрочем, в «Казметрострое» убеждены, что к маю все три станции - «Авиастроительная», «Северный вокзал» и «Яшьлек» - будут полностью сданы в эксплуатацию.
«АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ» ДЛИННЕЕ ПРОЧИХ
Нас незаметно обгоняет молодой рабочий с полиэтиленовым пакетом в руках, из которого выглядывает уголок батона. Но заместитель гендиректора «Казметростроя» обладает, наверное, даром особо зоркого зрения:
«Молодой человек, вы куда с пивом на рабочее место?»
Рабочего тут же отправляют на разбирательство к мастеру, а наш спутник только разводит руками:
«На строительстве метро работают 32 субподрядные организации, Там, где руководители ответственно относятся к своим обязанностям, такого не происходит. К счастью, таких большинство. Всего же количество работающих на станции колеблется от 1000 до 1200 человек».
Мы тем временем доходим до конца перрона, но сама станция здесь не кончается. За ней расположен оборотный тупик, вмещающий три состава. Туда машинист может загнать электропоезд, осмотреть его, а утром прямо со станции начать движение. Там же расположен и один из аварийных выходов, чтобы пассажиры могли выйти по нему на поверхность, если на станции начнется пожар. «Авиастроительная», кстати, так же, как и строящаяся «Дубравная», будет длиннее всех остальных станций – против их 250 метров эти две станции будут длиной по 520 метров.
ВХОД В РАЙ
Впрочем, и под самой станцией еще имеются помещения. На двери в одно из них – местную подстанцию, юмористы-электрики размашисто написали: «Вход в рай». Подстанция практически готова, здесь идут пуско-наладочные работы. Со дня на день ждут подключения постоянного напряжения.
Сергей Сушенцев - мастер КМУ-1 ОАО «Татэлектромонтаж», пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что питание станции осуществляется через два кабеля напряжением по 10 киловольт с казанской ТЭЦ-2. Если пропадет напряжение в первом, автоматика сразу же переключится на второй. Но и это еще не все – «Авиастроительная» может запитываться и с «Северного вокзала», откуда по тоннелю уже проложен кабель. Таким образом, метро может избавить городских энергетиков от необходимости копать траншеи или прокладывать многокилометровую «воздушку» из микрорайона в микрорайон. Уже сейчас в тоннелях метро можно проложить не менее 10 таких кабелей, а потом еще и увеличить их количество.
А в подстанционном помещении на случай войны или, не дай Бог, падения метеорита можно разместить бомбоубежище. В общем, оказывается, что метро в Казани достаточно многофункционально. Кроме прочего, оно не только потребляет, но и вырабатывает электроэнергию. Дело в том, что двигатели метропоездов асинхронные и во время торможения выполняют функции ротора, уже не забирая, а отдавая электроэнергию в энергосистему. Так же работают и вентиляторы, регулирующие давление воздуха на станции. Когда поезд подходит, давление выталкиваемого им воздуха подается на вентиляторы, которые в этот момент тоже начинают работать как генераторы.
«МОСКОВСКАЯ» СТАЛА «СЕВЕРНЫМ ВОКЗАЛОМ», А «ДЕКАБРИСТОВ» - «ЯШЬЛЕК»
Готовность станции «Северный вокзал», расположенной почти впритык к железнодорожному терминалу «Восстание-Пассажирская» на улице Воровского, намного ниже, чем «Авиастроительной». По мнению сопровождающего нас Терзиманова, ее можно оценить примерно на 60%. Но работы здесь идут полным ходом. Когда мы подъехали, строители как раз заканчивали стыковку двух этих транспортных узлов. Так же, как и на других станциях, здесь по программе «Доступная среда» укладывается направляющая плитка для слабовидящих, а для инвалидов-колясочников уже готов спуск – пандус.
На напоминающей чем-то Московский кремль станции колонны весьма необычного типа. Если учесть, что и стены здесь обшиты панелями из императорского красного гранита, то становится понятно, что проектировщики старались обыграть прежнее название станции – «Московская». Однако впоследствии было принято сделать название более информативным, а внутренняя отделка станции осталась прежней. Сама станция тоже уже закрыта сверху, но не везде. На месте строительства одного из входов в нее колдуют над арматурой несколько рабочих с лицами восточного типа. Рядом с бетономешалкой столпились несколько китайцев. Вообще, складывается впечатление, что среди рабочих здесь преобладают выходцы из Азии. Исходя из этого, станцию следовало бы назвать «Азия» или «Восток», но до очередного переименования, наверное, не дойдет…
«ЯШЬЛЕК» СТАНЕТ ПЕРЕСАДОЧНОЙ НА ВТОРУЮ ЛИНИЮ
Директор по строительству ОАО «Апекс-Татарстан» Рустам Кенджаев тоже родом из одной из восточных республик бывшего СССР, но на его объекте – станции метро «Яшьлек» у Московского рынка – царит почти хирургическая чистота. Полы выстланы пленкой, входы закрыты, везде, где нужно, установлены тепловые пушки. Таким субподрядчиком можно только гордиться, о чем с гордостью и сообщает нам заместитель генерального директора ОАО «Казметрострой».
«Чисто, красиво, приятно работать с такими людьми», - отмечает он.
Готовность станции составляет почти 80%. Ее колонны будут «одеты» в негорючий композитный материал «алюкобонд», а стены – в особый, дымовский гранит с Урала.
Кенджаев рукой смахивает пыль с плитки: «Посмотрите, как играют крапинки, кристаллы! 3D!»
Поскольку эта станция расположена значительно ниже «Авиастроительной», то уровень обводнения здесь выше, уже на глубине около трех метров. Для того чтобы решить эту проблему, на станции установлена система веерного водоотведения, которая «снимает» воду с глубины аж 20 метров.
Стоит отметить, что с этой станции планируется пересадка на станцию «Волгоградская» второй (Савиновской) линии, начало работы над которой – лишь вопрос времени.
Всего, по словам Терзиманова, на строительстве казанского метрополитена в 2012 году было освоено 8,484 млрд. рублей. В том числе собственными силами «Казметростроя» - 2,702 млрд. рублей. В январе этого года эти цифры составили 397 млн. рублей и 47 млн. рублей соответственно. С вводом трех строящихся станций пассажиропоток казанского метро возрастет более чем в два раза. Сами же метростроители теперь думают уже о строительстве второй линии метро в Казани.
«Мы готовы выполнить и гораздо больший объем работ, вопрос только в финансировании проекта», - сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Терзиманов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 122
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.