ТРОЕ СМЕЛЫХ
Вчера в 17.00 завершился прием заявок на участие в выборах на должность председателя Духовного управления мусульман РТ. Как сообщила пресс-служба ДУМ, всего было подано три заявки - и.о. муфтия Камиль хазрат Самигуллин, 44-летний Фарид хазрат Салман и 86-летний Харис хазрат Салихджанов. Теперь им предстоит пройти через фильтр президиума ДУМ РТ, который должен отобрать достойнейших из представленных.
Отметим, что в отличие от предыдущей кампании заявок немного. Напомним, что в марте 2011 года президиум рассматривал 12 заявок. Так, в числе претендентов значились экс- председатель ДУМ Татарстана Илдус Файзов, два мухтасиба – зеленодольский Габдельхамит Зинатуллин и альметьевский Наиль Сахибзянов, имамы казанских мечетей – имам мечети «Султан» Камиль Бикчентаев, имам мечети «Нурулла» Габдулла Галиуллин, имам мечети «Кул Шариф» Зуфар Галиуллин, имам мечети «Рафик» Рустам Сафиуллин, имам мечети «Раджаб» Минулла Арсланов, проректор казанского исламского колледжа Раис Мубаракшин, экс-мухтасиб Тюлячинского района Фидаиль Яруллин, а также директор исследований Благородного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман и имам мемориальной мечети МВД по РТ, полковник милиции в отставке Харис Салихджанов.
Последние двое вместе с фаворитом гонки и.о. муфтия РТ Самигуллиным в итоге вчера оказались среди участников заявочной кампании 2013 года.
ПЕРЕВОДЧИК И ВЕТЕРАН
На фигуре Салмана стоит остановиться отдельно. Выпускник истфака Казанского университета, коренной казанец Фарид Хайдаров (Салман – это псевдоним) попал в религиозную среду в начале 90-х во время празднования 1100-летия принятия ислама в России, организованного Духовным управлением мусульман европейской части СССР и Сибири во главе с Талгатом Таджетдином. Во время празднования Хайдаров был переводчиком при делегациях Ирака, Кувейта и Сирии.
«Он самостоятельно изучил арабский. Ходил на занятия в университет. Выучив язык, он стал автором одного из первых постсоветских переводов Корана на татарский язык. Правда, поскольку он был русскоязычным, часть татарской интеллигенции критиковала этот перевод за косноязычность и плохой татарский. Вообще, Фарид Салман обладает большим багажом богословских знаний. Недавно он выступил с хорошим докладом на одной из наших научных конференций, - вспоминает Азат Ахунов, доцент кафедры регионоведения и исламоведения института востоковедения Казанского федерального университета. - Во время объединительного съезда мусульман 1998 года, когда определился фаворит предвыборной гонки (Гусман Исхаков – ред.), Салман стал выступать с критикой части духовенства, утверждая, что оно ведет ваххабизацию республики. Данного курса он придерживается и сейчас».
Отметим, что Салман был достаточно долго в команде муфтия ЦДУМ Талгата Таджутдина. Начинал имамом мечети «Булгар» (сейчас здесь служит имам-хатыйбом экс-муфтий Файзов) в 1997 - 2000 годах. Затем председатель ЦДУМ назначил его муфтием Татарстана. Но продержался в этой должности Салман недолго. В 2005 году он вошел в конфликт с Таджутдином и был лишен всех должностей. С этого периода опальный имам пребывал в безвестности, работая в различных «виртуальных» духовных структурах.
Что же касается Салихджанова, то он является одним из старейших имамов Татарстана. Бывшему милиционеру, участнику Великой Отечественной войны сегодня 86 лет. Он автор исследования творчества Александра Пушкина, в частности, его стихотворных подражаний Корану. В то же время среди экспертов бытует мнение, что Салихджанов является номинальной кандидатурой, причем не впервые - к примеру, в 2002 году он выдвигался на выборах вместе с Гусманом Исхаковым. Сейчас Харис хазрат возглавляет мемориальную мечеть в комплексе зданий МВД по РТ на Дзержинского. «В этом плане Харис Салихджанов - удобная кандидатура для создания иллюзии выбора», - считает Ахунов.
ФАРИД САЛМАН: «Я ОТДАЮ СЕБЕ ОТЧЕТ, КАКОЕ ИМЯ ПРОЗВУЧАЛО ИЗ УСТ ПРЕЗИДЕНТА…»
Газете «БИЗНЕС Online» удалось получить краткий комментарий Салмана.
- Фарид хазрат, с какой программой вы идете на пост главы Духовного управления мусульман?
- Более подробную программу я изложу на съезде, но если в общем, то это сохранение прежнего курса и тех наработок, которые были созданы Ильдусом хазратом, Валиуллой хазратом, это исправление ситуации в идеологической составляющей духовного управления.
- В какую сторону?
- Если исходить из таких терминов, как «левый» уклон, «правый», «центризм», я бы назвал это центризмом. Это не примирение, потому что примириться не с кем и не с чем. Каждый является сторонником своих идеологических воззрений. Но, однако, считаю, что в нынешней ситуации надо разговаривать со всеми сторонами. Это религиозный диалог, в том числе с приверженцами тех движений, которые оказались сегодня вне правового поля. Но одновременно и проводить процесс духовного излечения тех, кто попал под тлетворное влияние этих - назову так - идеологических тоталитарных сект.
И естественно, процесс сохранения нашей традиционной религиозной составляющей - то, что мы называем нашим традиционным исламом. Традиционный ислам - это хорошо, но мы живем не в средние века, необходимо найти ту золотую середину, которая бы включала в себя и традиционный ислам ханафитского толка, и современную реальность.
- Вы уже знаете своих соперников?
- Первое - я бы не назвал их соперниками. Те люди, которые верят в Господа и судный день, - это братья. Второе - каждый из кандидатов представит свою программу, и думаю, что группа выборщиков изберет достойных.
- Но тем не менее кто наиболее явный претендент?
- Если исходить из российской, татарской действительности, я отдаю себе отчет в том, что из уст президента прозвучало имя Камиля Самигуллина «и других молодых ребят». Поэтому считают, что он и будет иметь приоритет. Но я категорически не согласен с желанием некоторых, так сказать, товарищей, которые навязывают обществу, что все Духовное управление должно быть отдано 20-летним. Это неправильный подход.
- Подать заявку было вашим решением, или вас выдвинула какая-то группа поддержки?
- Это мое решение. У меня спрашивали, один я иду или не один. Лично я один готов был подать документы и подал, потому что у нас должны быть реальные выборы, а не назначение. Вижу, что, несмотря на возраст, подал и Харис хазрат. Вот сейчас уже можно говорить, что это выборы, а не «собрались и назначили».
- То есть вы подали заявку только для того, чтобы создать видимость борьбы?
- Меня никто не просил, и просить некому. Если бы ко мне обратились, я бы давно уже был бы муфтием. (Смеется).
- На ваш взгляд, что удалось и не удалось Файзову?
- Удалось очень много. Считаю, что он привел это болото в движение…
- Что вы подразумеваете под «болотом»?
- Имею в виду состав Духовного управления – это было радикальное ваххабитское болото. И его великая заслуга в том (и это сейчас не оценивается, но со временем ему еще будут говорить спасибо), что он взял на себя миссию вычистить Авгиевы конюшни. Конечно, до конца это сделать ему не удалось, но тем не менее он начал. И надеюсь, что Камиль хазрат, я или Харис хазрат, кто из нас придет волей Божией на этот пост, тот продолжит это дело. Я, по крайней мере, если будет на то воля Божья, намереваюсь вести не только внутри религиозный диалог. Необходимо говорить о том, что во многих местах сложилась разобщенность: духовенство - это одно, народ - другое. Надо, чтобы духовенство приобрело свой положительный первоначальный эффект. Файзов начал эту работу. Плюс его попытки полноценного идеологического наступления на позиции радикального ислама. До его прихода ситуация была плачевной. Какое наследство он получил от Гусмана хазрата, мы все прекрасно знаем. За два года ему удалось провести какую-то идеологическую работу.
Но отмечу, что важен не только настрой будущего руководителя, но и желание республики поддержать его и идти до конца. В свое время я работал на Ямале, был муфтием Духовного управления мусульман Ямало-Ненецкого автономного округа. Власть первоначально сказала: мы вас поддержим, сделаем все для того, чтобы Ямал оставался тихим островком, каким он всегда был: интернациональным, толерантным. Но сегодня появилось сообщение, что в поселке Карачаево, недалеко от Нового Уренгоя, силами спецслужб проведена операция по ликвидации террористов. Это результат того, что в свое время не захотели реально поддержать усилия Духовного управления. Эти истории показывают, что иногда не хватает понимания тех людей, которые принимают решение. Очень надеюсь на то, что муфтий «икс» - один из нас троих - получит полную поддержку государства и общества.
- Вы сказали, что Файзов начал чистить Авгиевы конюшни. Может быть, есть какая-то другая причина отставки, не только состояние здоровья?
- К сожалению, я так и не смог с ним увидеться, поговорить, поэтому на данный вопрос я ответить не могу. Пройдет время, и точки над i будут расставлены.
- Вы в свое время также участвовали в выборной кампании, когда и Файзов подавал заявку…
- Да, но тогда была проявлена, скажем так, непрофессиональная компетентность. Это было связано с тем, что в то время в Духовном управлении еще было много сторонников Гусмана Исхака, и мне было вменили в вину, что я не был духовным лицом. Но это все равно что обвинить землю в том, что она круглая, а не квадратная.
- То есть сейчас вы считаете, что на этот раз это не будет препятствием?
- Это была надуманная причина, чтобы снять меня с арены и вызвать неприятие между мной и будущим муфтием в лице Илдуса Файзова. Но отношения у нас замечательные.
- Вы живете в Казани или в Москве?
- В Казани. Уже одиннадцатый год на два города, здесь живу, там работаю…
МОЯ ЦЕЛЬ – НЕ СТАТЬ МУФТИЕМ, А ПРОСВЕЩАТЬ ЛЮДЕЙ
Имам мемориальной мечети МВД по РТ, полковник милиции в отставке Салихджанов рассказал газете «БИЗНЕС Online», на каких направлениях работы он сосредоточится на посту муфтия, в случае если ему удастся одержать победу на выборах.
- С каждым годом у народа падает духовность, повышается уровень преступности. Россия занимает первое место среди суицидов в мире. Поэтому в школах надо внести предмет «Наука и религия», потому что они неделимы. А Аллах для всех один! Вот это должны осознать все, как убеждение человека. Что могу сказать про другие кандидатуры? Они тоже хорошие, люди добрые. И молодого Камиля хазрата Самигуллина, и Фарида Салмана хорошо знаю. Я сам автор книги «Религия и наука». Моя цель – не стать муфтием, а просвещать людей, как рядовой имам, - отметил Салихджанов.
ЗАГАДОЧНЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ
Хотя в официальном сообщении говорится только о трех кандидатах в муфтии, как сообщил газете «БИЗНЕС Online» имам мечети «Ризван» Алан хазрат Панарин, имамы ряда мечетей столицы выдвинули кандидатуру мухтасиба Казани, 52-летнего имама мечети «Марджани» Мансура Джалялетдинова на пост муфтия. Более того, Панарин утверждает, что они получили в ДУМ официальный документ с печатью о регистрации подачи документа. Инициативу проявили имамы мечетей «Ризван», «Ислам», «Рамадан», «Нурислам», «Хозейфа», «Динислам», «Азимовская», «Гадел», «Голубая».
По словам Алана хазрата, имамам стало обидно, что мухтасиб Казани не выдвигает кандидатуру на пост муфтия Татарстана. Когда стало известно о кандидатурах Салмана и Салихджана, имамы Казани решили подать заявку сами.
«Мансур хазрат Джалялетдинов много делает для развития уммы, строит для мусульман здания, содержит исламский колледж. В религиозной среде он варится уже с 90-х годов, поэтому он достоин стать нашим муфтием», - рассказал Панарин газете «БИЗНЕС Online».
Как заявил газете «БИЗНЕС Online» сам Джалялетдинов, ему эту новость имамы Казани сообщили только после подачи документов. «Я сначала удивился, потому что сам не собирался выдвигать свою кандидатуру. Они сказали: если не примите предложение, воспримем это как предательство. Имамы свою инициативу объяснили с тем, что я опытный, мог бы объединить всех мусульман, не вешая ярлыки. Они возлагают на меня большие надежды».
Однако, после того как газета «БИЗНЕС Online» попыталась уточнить факт подачи заявки в ДУМ, советник муфтия Ришат Хамидуллин заявил, что, кроме трех официально озвученных кандидатур, больше заявок никто не подавал.
У НАС НЕ ЛЮБЯТ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ
Шансы трех кандидатов оценили эксперты газеты «БИЗНЕС Online».
Илдар хазрат Баязитов - заместитель муфтия РТ по вопросам благотворительности:
- Думаю, что наиболее вероятный претендент на пост муфтия - Камиль Самигуллин. Тем более что его поддержал наш президент. Конечно, здесь дело выбора уже за мухтасибами, за имамами, но думаю, что они отдадут свои голоса за Камиля. Он очень грамотный человек, знаток Корана, знает его наизусть, это большое благо. У него есть энергия, есть способность работать. Он, конечно, еще не проявил себя, но потенциал и надежда, что он сможет продуктивно работать, есть.
Харис Салихджан - очень глубокоуважаемый мною человек, но думаю, что для того чтобы выправить ситуацию в Татарстане, нужны будут силы. Это не в упрек ему сказано, но нужно учитывать, что у него все-таки очень почтенный возраст.
А Фарид Салман, думаю, и сам понимает, что его не выберут. Скорее всего, он свою кандидатуру выдвинул, чтобы просто был выбор.
Рафаэль Хакимов - вице-президент академии наук РТ:
- Кто реально победит, сказать трудно, хотя все озвученные фигуры довольно известные. Думаю, ставка делается на того, кого поставили исполняющим обязанности, обычно так делается. Камиля Самигуллина я мало знаю. Фарид Салман, я бы сказал, несколько скандально известен. А Салихджан находится в очень преклонном возрасте, но я считаю его самым толковым среди всех претендентов на пост муфтия. Он всегда стоял особняком, он истинный джадид глубоких татарских корней, и, конечно же, если бы он был моложе, то это было бы большой удачей для республики. Какой-то упорной борьбы за пост главы ДУМ я не ожидаю. У нас не любят непредсказуемости.
Ильшат Гимадеев - религовед:
- Список кандидатов просто смешной! Что можно сказать, если в нем одному кандидату 86 лет, другому - 28?! Вы представьте себе муфтия в 86 лет, он в 1945 году на фронт ушел. С другой стороны, может, это и хорошо, что не будет противостояния? Из трех кандидатов лучший Камиль Самигуллин. Он и победит.
Справка Камиль Самигуллин родился 22 марта 1985 года. 2003 год - учеба в Северо-Кавказком исламском университете (г.Махачкала). Фарид Салман (Хайдаров Фарид Адибович) — российский мусульманский деятель, ученый-теолог, автор многочисленных трудов по теологии и богословию. Родился муфтий-хазрат Салман в 1969 году в Казани, татарин. После окончания средней школы в 1986 году поступил на исторический факультет Казанского государственного университета (КГУ), который закончил с отличием в 1991 году. В 1986 - 1988 годах работал в археографической лаборатории КГУ, а также в Госархиве Татарстана — татарский отдел. Во время празднования 1100-летия принятия ислама в России, организованной ДУМЕС, был переводчиком при делегациях Ирака, Кувейта и Сирии. Работал старшим преподавателем в медресе при Азимовской мечети, медресе мечетей "Нур Ислам" и "Аль-Марджани" в Казани, преподавал в Исламском университете "Аль-Фатых" (Казань). Обучался в Ливане, в Сирии, прошел курсы повышения квалификации в исламском университете Абун-Нур (Дамаск), был посвящен в ученики досточтимого шейха Ахмеда Кефтаро, ныне упокоившегося муфтия Сирии. Свободно владеет арабским языком. Переводит с английского, персидского, турецкого и османского языков. Закончил Казанское медресе им. 1000-летия Ислама. На духовной должности с 1991 года — тогда он был назначен главой международного отдела Мухтасибатского управления Татарстана. В 1992 году назначен на должность заместителя муфтия ДУМ Татарстана — руководителя международного отдела, затем имам-хатыб мечети на Сенной площади (г. Казань). - имам-хатыб Соборной мечети "Аль-Марджани" в 1995 - 1997 гг. Представлял ЦДУМ в межрелигиозном совете России. В настоящее время муфтий Салман является директором центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан и является раис – уль-уляма Всероссийского муфтията (глава совета улемов Российской ассоциации исламского согласия, г. Москва) Харис Салихджанов Родился 30 июля 1927 года в деревне Чутай Балтасинского района РТ в семье Салихджана и Шамседжихана. Мансур Джалялетдинов Родился 27 марта 1960 года в г. Казани. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 92
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.