- Айрат Ильдарович, расскажите об истоках вашего бизнеса. Когда была создана ваша компания и почему вы решили заняться именно полимерами?
- Наша организация была создана в 2009 году. Мы хотели прийти в сферу, которая позволила бы нам получать новые знания в области химии, нефтепереработки. Рынок полимеров сильно растет, происходит очень много изменений в разработках, научных исследованиях, в самой структуре продукции. Не факт, что об этом все знают, но в России данные технологии развиваются не очень быстрыми темпами, деньги не вкладываются в том объеме, в котором это необходимо.
Наличие в активе специалистов в данных областях сподвигло нас ездить по всему миру – Европа, Южная Корея, Тайвань. Там мы стали «стучаться в каждую дверь» ведущих производителей оборудования, получать какие-то навыки, просить их, уговаривать, показывая всем видом, что мы молодые-активные. Где-то мы технологию покупали, где-то совместно разрабатывали. Очень большой вклад в развитие нашей компании внесли немецкие коллеги, с которыми мы очень плотно работаем и которым очень благодарны за помощь. В результате мы приобрели необходимый опыт, технологии, наши специалисты стали более информированы в части новейших иностранных разработок. Именно иностранный опыт позволил нам прийти к тому, что мы здесь можем что-то делать. Тем более Татарстан является сырьевой базой для переработки полимеров.
- Сколько времени занял ваш «обучающий» этап?
- Создавая компанию, мы шли к тому, что через два-три года откроем производство, а этот период времени выбрали для изучения опыта за пределами России.
- Вы изучали иностранный опыт, но для ведения бизнеса выбрали именно Татарстан. Почему? Не было ли планов открыться в другом регионе?
- Да, нас приглашали в другие регионы и даже в другие страны. Но мы остались, естественно, в Татарстане, потому что здесь же созданы все условия, чтобы нормально производить продукцию. Здесь все готово для производителя, так скажем. А если и будем открывать производство за рубежом, то только в Германии. Наши немецкие партнеры – это люди, которые не подводят.
- Какую сумму инвестировали в открытие бизнеса? Каковы источники этих средств?
- Инвестировали очень большую сумму. Для нас она очень большая, помогли родные, друзья, кредит в банке, заложили все имущество.
- Какие виды продукции вы выпускаете либо планируете выпускать?
- Когда мы создавали компанию и формировали команду, мы намеревались выпускать один очень важный продукт, который в России сегодня представлен в очень маленьких объемах и очень плохом качестве. Речь о вспененном полиэтилене. Сегодня мы проходим конечный этап запуска данного производства на «Химграде»: продукт уже протестирован, оборудование закуплено, сейчас идет подготовка помещения.
Но, изучая этот продукт, мы побочно нашли другие, которые мы можем здесь производить. Они отсутствуют в Татарстане либо присутствуют не в тех объемах, которые производятся в других регионах России. Таким образом, мы начали выпускать гофрированные трубы – до этого они производились только в Подмосковье и еще в паре регионов в небольших объемах. У нас здесь есть хорошая поддержка со стороны правительства республики, хорошие льготные условия со стороны «Химграда» и КИП «Мастер». Скажем так, все заинтересованы, чтобы данная продукция выпускалась у нас здесь.
- Вы все время говорите «мы»…
- У нас есть команда. У истоков создания компании стояли и стоят по сегодняшний день четыре учредителя. Каждый из нас отвечает за свою сферу деятельности, благодаря чему как раз и получилась эффективная команда, позволившая правильно прийти к тому, чем мы сейчас занимаемся.
«Бизнес в России ведется тяжело. Даже если документ подписан, еще не факт, что процесс сложится именно так. Но, я думаю, мы придем к порядку ведения бизнеса» |
- Ваши партнеры были ранее связаны с химией и нефтехимией?
- Нет, не обязательно. Химия и нефтехимия – это наши специалисты и компетенция одного из наших учредителей. Трое других отвечают, соответственно, за финансы, юридическую и организационную части. Каждый из управляющих партнеров отдает тот опыт и знания, в которых максимально компетентен.
«СТАРАЕМСЯ МИНИМИЗИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»
- Ваша компания является резидентом «Химграда». Вы изначально планировали прийти на эту площадку?
- Да, шла речь о том, что если мы по договоренности с управляющей компанией «Химграда» берем помещение и сами доводим его до ума (естественно, с их стороны это бесплатное подключение и вся инфраструктура), то мы готовы входить туда и создавать там производство.
Понятно, что «Химград» на сегодняшний день это все-таки в плане зданий, помещений – не самое лучшее качество. Есть альтернатива, даже в Татарстане, – в частности, КИП «Мастер» в Челнах. На сегодняшний день мы там выпускаем гофрированные трубы и полиэтиленовые сетки. У них производственные площадки организованы на более высоком уровне, чем на «Химграде». Но надо учитывать, что основная проблема, с которой сталкивается производитель химической продукции, – это персонал. Челны – машиностроительный город, найти там людей с химическим образованием очень тяжело, в Казани с этим полегче.
- Сколько человек работают у вас в компании?
- На сегодняшний день у нас в Казани и в Набережных Челнах в общей сложности работают порядка 40 человек. Мы пытаемся минимизировать человеческий фактор. Важно понимать, что работник в производственном процессе должен меньше участвовать. Потому что когда сыграет роль человеческий фактор, может и оборудование поломаться, и продукция не та выйдет. В итоге – убыток предприятию. Лучше поставим больше линий и привлечем больше квалифицированных людей, чем на одной линии у нас будет скопление необразованных.
- Каковы ваши приоритеты развития бизнеса в ближайшие год-два?
- Прежде всего нам нужно закрепиться на «Химграде», все наши проекты и производства максимально разместить там. Ситуация в том, что у нас есть разработки свои, мы на патент подали документы – в этих моментах очень заинтересован инвестор. Пока мы арендуем небольшую площадь, но у нас в планах приобрести здание в собственность, 20 тысяч квадратных метров производственных площадей.
У немецких партнеров есть заинтересованность вложиться в наш текущий и новый бизнес. Переговорный этап прошел, они ждут нас на подписание контракта, после чего для нашего завода наступит новый этап развития. Мы целенаправленно движемся к расширению производства, для этого все предпосылки созданы. И в ближайшие пять лет основная задача – увеличить оборот примерно в 20 раз, это будет очень большой скачок.
- А каков оборот вашей компании сегодня? И на какой планируете выйти через три-пять лет?
- Оборот компании на сегодняшний день – это пока коммерческая тайна, а вот планируем через три-пять лет оборот не меньше 2,5 миллиардов рублей в год. Это желание инвестора.
- Каковы производственные мощности сегодня? На какой объем намерены выйти после запуска новых площадей?
- Это коммерческая тайна! Конкуренты не дремлют!
СЫРЬЕ И НЕМЦЫ
- Сырье для производства вспененного полиэтилена вы тоже планируете закупать в Татарстане?
- Да, здесь, поставщики – "Казаньоргсинтез" и "Нижнекамскнефтехим". Даже сталкиваясь порой с проблемами поставки сырья (а такое у наших поставщиков иногда бывает), можно использовать импортное сырье, которого у нас сейчас достаточно много на рынке. Оно всегда в наличии, и им всегда можно заменить наше.
- По качеству татарстанского сырья у вас нет претензий?
- Самое интересное, что сырье местное намного, намного хуже. Но когда мы в Германии разрабатывали оборудование для будущего производства, мы целенаправленно выбрали самое плохое сырье, чтобы линия полностью его «переваривала». Естественно, вначале ничего не получалось, немцы очень удивлялись происходящему. При тестировании выяснилось, что наше сырье не обладает теми свойствами, которыми должно обладать. В итоге мы совместно с нашими немецкими партнерами создали уникальное оборудование, которое перерабатывает все и выпускает качественную продукцию. Такого пока нет ни у кого.
- Но если местное сырье низкого качества, оно, наверное, более дешевое?
- На самом деле, оно не дешевое. Качество низкое, а при этом стоимость не настолько ниже импортного, чтобы говорить о цене. Например, во Франции сырье заметно дешевле, чем здесь у нас в Татарстане. У наших поставщиков бывают и резкие ценовые скачки. Так, в сентябре-октябре прошлого года произошел очень сильный скачок – чуть ли не до 70 - 80 процентов. Тогда некоторые влиятельные производители сильно возмутились, и вопрос урегулировался. Но цена местного сырья все равно завышена.
Тем не менее наша задача состояла в том, чтобы использовать именно местное сырье, затем его перерабатывать и получать хороший продукт, а не импортное сюда везти. И этого мы добились.
«ЕСЛИ БУДЕТЕ БРАТЬ ПРОДУКЦИЮ КАЗАНСКОГО ЗАВОДА, МЫ ВАМ ТОГДА НЕ ПРОДАДИМ ТО, ЧЕГО У КЗП НЕТ»
- А кому принадлежит ноу-хау вашего производства?
- Здесь ноу-хау нет, на самом-то деле. То есть все разработки, которые мы сделали, они известны. Но наше оборудование, разработанное совместно с немцами, уникально. У нас даже есть специальное соглашение с немецкой стороной о том, что они не имеют права продавать такое оборудование еще кому-либо в течение пяти-десяти лет.
- То есть вы настолько уверены в том, что одна и та же гениальная идея не придет сразу в несколько голов?
- Поймите, купить оборудование и поставить – это 30 процентов всей работы. Еще нужно правильно выработать рецептуру, правильно организовать производство… Ну и в конечном итоге правильно организовать реализацию продукции.
«Планируем через три-пять лет оборот не меньше 2,5 миллиардов рублей в год» |
- Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке производства полиэтиленовых изделий в России?
- Конкуренция есть, естественно. Есть очень мощные производители, например, в Подмосковье. Это крупный бизнес, они работают давно, у них товарная линейка шире. Но мы спокойно осваиваем свой рынок, берем ценообразованием, качеством. Расширять ассортимент нам пока нецелесообразно, поскольку, опять-таки, многих потребителей «убеждают» брать продукцию у конкретного производителя. Например, шантажируют – если вы не будете брать продукцию не у нас, а у Казанского завода полимеров, мы вам не дадим то, чего нет у КЗП. Хотя, казалось бы, мы для такого крупного бизнеса не конкуренты. Возможно, они так среагировали на нас потому, что мы стали сразу продвигать свою продукцию в России и странах СНГ.
- Как у вас организована схема дистрибуции?
- Все продажи на сегодняшний день организованы через наших дилеров, которые находятся в России, странах СНГ и Ближнего зарубежья. Мы пытаемся выйти на рынки Европы, наша продукция вызывает интерес. Завод – заводом, а организатор продаж – это наш торговый дом.
- Кто ваши крупнейшие клиенты? В каких регионах они базируются?
- Самые крупные клиенты находятся в Москве и в Краснодарском крае. В ближайшее время это Казахстан и Беларусь.
"Наша задача состояла в том, чтобы использовать именно местное сырье, затем его перерабатывать и получать хороший продукт, а не импортное сюда везти. И этого мы добились" |
- Каков средний объем заказа на вашем предприятии?
- Это коммерческая тайна.
«У НАС ЕСТЬ ПРИНЦИП – МЫ НЕ РАБОТАЕМ С КИТАЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ»
- Сейчас много говорят о том, что надо работать с «нано». Мол, за этим будущее, а кто не успел, тот опоздал. Вы планируете каким-либо образом подключиться к этой волне?
- Если только господин Чубайс профинансирует… (смеется). Нанотехнологии мы не отметаем, однако на сегодняшний день использовать нанотехнологии экономически нецелесообразно ввиду того, что мы обходимся имеющимися материалами. Наш интерес к нано сохраняется, но не в том объеме, чтобы туда сегодня уходить.
- Разработки, связанные с оборудованием, вы тоже осуществляете на базе ваших зарубежных коллег?
- Да, мы продолжаем сотрудничество с нашими немецкими партнерами. Как бы у нас не смотрели на Корею, опять же, Малайзию и другие развивающиеся в плане технологий страны, немцы – это все-таки люди номер один в области создания оборудования. Их оборудование работает безупречно. И они всегда пытаются улучшить, усовершенствовать, чтобы их станок работал четко, как часы.
У нас даже есть принцип – мы не работаем с китайскими компаниями. Даже за все это время ни разу в Китай не ездили, чтобы только не сталкиваться с ними. Мы по всему миру посмотрели, как китайское оборудование работает, и поняли, что лучше потратимся по деньгам, но это будет работать, стабильно и экономично. Многие, кто закупает китайское оборудование, целенаправленно рассчитывают его эксплуатировать год-два, причем зачастую не скрывают этого.
- Работаете ли вы по госзаказу, с госкомпаниями вроде ОАО «РЖД»? Универсиада? Олимпиада в Сочи?
- Пытаемся, но пока как-то не получается. Всем почему-то интересно работать со «своими». Возможно, потому, что мы твердо решили – не будем никому денег давать за то, чтобы нашу продукцию покупали, понимаете? Момент этот присутствует…
- А в Германии этого «момента» нет?
- В Германии – нет, поверьте. Даже когда мы находились во Франции, изучали опыт местного производителя гофрированных труб, отметили – они настолько ушли в экономику, насколько стараются удешевить свой продукт, но при этом сохранить качество! Там идет борьба за дешевизну.
- Каким вы видите свой бизнес лет через 30? Вообще, вы его там видите?
- Хороший вопрос. Но, к сожалению, наверное, я на него ответить не смогу (смеется).
- А если немца об этом спросить, как считаете, он сможет ответить?
- Немец сможет. Например, тем компаниям, с которыми мы сегодня работаем, больше 80 лет. У них, если компания существует, государство ее поддерживает. Потому что это рабочие места, налоги, новые технологии и имидж государства.
«АДРЕНАЛИНА ХВАТАЕТ НА РАБОТЕ»
- Вы производите впечатление человека увлеченного. Вам нравится заниматься этим бизнесом?
- Знаете, всегда хотел заниматься тем, что нравится, изучать новое и перенимать зарубежный опыт. В данном случае – действительно нравится, других вариантов нет.
- Кто вы по специальности?
- У меня два образования – экономическое, КФЭИ, и юридическое, КГУ.
«Всегда хотел заниматься тем, что нравится, изучать новое и перенимать зарубежный опыт. В данном случае – действительно нравится, других вариантов нет» |
- То есть вы не химик, вы управленец?
- Да. В технологиях разбираются наши специалисты, а также один из управляющих партнеров, это его зона ответственности. Но мне интересно создавать с нуля производство и развивать его.
- Вы сказали, что ваша «четверка» руководителей в неизменном составе со дня основания компании, то есть уже четыре года. Немалый срок для бурного моря российского бизнеса. А не бывало ли у вас четверых между собой каких-то крупных конфликтов, столкновений интересов, чтобы оказаться на грани?
- Нет, это не про нас. Возможно, дело в том, что из четверых трое выросли вместе. Поэтому все тонкие моменты решаются у нас компромиссом, общими решениям. Но в любом случае конечные решения принимаю я и второй управляющий партнер. И после этого вопросов не возникает ни у кого. Кроме того, играет роль и распределение зон ответственности среди управляющих партнеров – каждый знает свою зону, каждый сам решает проблему.
- Какие еще увлечения, кроме работы, есть у вас и ваших соратников?
- Основное внерабочее занятие у нас – это, конечно же, путешествия и спорт. У каждого – свой вид, нет такого, что мы вместе куда-то ходим. Я увлекаюсь разнообразными видами спорта, в зависимости от сезона, для меня главный критерий – это активность. Люблю велопробежки, понравился дайвинг, зимой – сноуборд, летом – виндсерфинг. Тренажерный зал – обязательно, плюс бассейн. В последнее время увлекся игрой на фортепиано.
- Что вам в большей степени дает спорт – адреналин или тонус?
- Адреналина хватает на работе. Спорт для меня – это разрядка, отдых для тела. Я занимаюсь не в пафосных залах, не для статусности или общения. Для меня важен результат.
- На ваш взгляд, какие три слагаемых составляют формулу успеха вашего бизнеса?
- Прежде всего уверенность в своих силах, в своем деле. Нужно жить сегодняшним днем, а не завтрашним и не вчерашним. Понимать, насколько это важно, лично для себя, поскольку если ты четко знаешь, почему это важно, ты сможешь донести это и до других, зажечь их своей идеей.
Во-вторых, это поддержка родных, близких людей, спасибо им за терпение и понимание, и, конечно же, соратников. Человек в одиночку многое может сделать, но не максимально. Когда есть партнер, он всегда подстрахует, как бы ни было тяжело.
В-третьих, это постоянная готовность к риску. Бизнес в России ведется тяжело, неопределенность существует, она переходит изо дня в день. Даже если документ подписан, еще не факт, что процесс сложится именно так. Но, я думаю, мы придем к тому порядку ведения бизнеса, который есть в Европе, лет через 20 - 30. Если к этому времени еще и менталитет поменяем.
Визитная карточка компании: ЗАО «Казанский завод полимеров» Год создания - 2009. Визитная карточка руководителя: Айрат Шарафеев Родился 22 февраля 1977 года в Казани. |
Спонсор проекта "Персона"
«ТМС групп» УК ООО «ТМС групп» – многофункциональная сервисная компания, занимающая заметную позицию на рынке нефтесервиса в РТ и в России в целом. Год основания: 2005 Отрасль: нефтегазодобывающая, машиностроение. Предлагаемые услуги: специализированное обслуживание, аренда, изготовление нефтепромыслового и бурового оборудования, изготовление металлоконструкций и трубной продукции. Директор: Ренат Нугайбеков Число сотрудников: более 4 тыс. человек. КООРДИНАТЫ Адрес: 423450, РТ, г. Альметьевск, ул. Герцена, 1д |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.