«С помощью президента РТ Рустама Минниханова нам удалось обратиться к министру МЧС РФ Владимиру Пучкову с письмом и внести документы по системе на рассмотрение министерства», - так объяснили удачу «СпикФона» в компании |
КАЗАНСКИЙ СТАРТАП, ЭКСТРЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ И ПОМОЩЬ ОТ ПРЕЗИДЕНТА
К разработке системы оповещения МЧС привлекаются не только госструктуры и крупные компании, но и, что необычно, казанский стартап «СпикФон». Данная компания внедряет систему информирования граждан через домофоны.
На днях замминистра МЧС по РТ Олег Степущенко на брифинге раскрыл суть данной системы: оператор через домофоны сможет оповестить о пожаре, ЧС, эвакуации как отдельно взятый подъезд, так и целый микрорайон. Время реагирования – от 2 до 7 минут: за это время оператор вводит текстовое сообщение оповещения и дает команду на его трансляцию по выбранным адресам. До конца года по всему Татарстану планируется установить такие системы в 1 тыс. подъездов. В настоящее время операторы МЧС имеют доступ пока к домофонам 50 подъездов домов, преимущественно в Приволжском районе Казани. Однако с мая министерство начнет рекомендовать установку таких систем управляющим компаниям уже повсеместно.
Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Айрат Азизов - директор стратегического развития «СпикФон», сначала компания была в процессе переговоров лишь с местным МЧС, однако после презентации ее министру МЧС РФ Владимиру Пучкову подобными системами заинтересовались и на федеральном уровне.
«С помощью президента РТ Рустама Минниханова нам удалось обратиться к Пучкову с письмом и внести документы по системе на рассмотрение министерства», - объяснил удачу компании Азизов.
РЕКЛАМА КАК «БОНУС» ДОМОФОННОГО СЕРВИСА
Впрочем, как стало известно газете «БИЗНЕС Online», «СпикФон» планирует через домофоны не только оповещать о чрезвычайных ситуациях, но и транслировать рекламу коммерческих организаций. То есть, может получиться так, что горожане, установившие домофон, вскоре получат и дополнительные «бонусы» - круглосуточную аудиорекламу в собственных квартирах?
Отчасти это так. Рекламную информацию «СпикФон» «оставит» на уровне подъездов – ее казанцы будут слышать при входе и выходе из подъезда, а также при наборе номера квартиры на домофоне, пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Азизов. А вот экстренная информация от МЧС, действительно, дойдет до квартиры.
В «СпикФоне», который базируется в технопарке «Идея», газете «БИЗНЕС Online» объяснили, что у системы есть фактически два варианта работы. Первый: 70% сообщений через домофоны будет бесплатно предоставлен различным городским и республиканским службам и ведомствам - от управляющих компаний до МЧС.
«Это информационная система, и она срабатывает только в тот момент, когда человек выходит или заходит в подъезд или набирает номер квартиры на домофоне. Информация будет от различных ведомств, скажем, об отключении горячей воды, о ярмарке вакансий, о грядущем субботнике. По нашим данным, человек у подъездной двери проводит 8-10 секунд, и этого достаточно, чтобы он выслушал информационное сообщение», - уточнил Азизов.
Айрат Азизов: «Доводить до квартиры коммерческую информацию, разумеется, никто не собирается!» |
КОММЕРЧЕСКИЙ «ПУЛ» СООБЩЕНИЙ – 30%
По его словам, эта возможность будет предоставляться бесплатно госслужбам, ведомствам и администрации города. Как будет компания окупать затраты, если большая часть «пула» бесплатна? Спасет второй вариант работы - с трансляцией коммерческого «трафика», это оставшаяся часть «пула» - 30% всех сообщений. Однако и Азизов, и директор компании Ильдар Гайнанов заверили корреспондента «БИЗНЕС Online», что коммерческий трафик – это «платные сообщения социальной направленности» (впрочем, та же реклама: если в соседней аптеке появилось какое-то лекарство, в магазине скидки).
«Но доводить до квартиры коммерческую информацию же, разумеется, никто не собирается!» - объяснил Азизов, добавив, что система экстренного оповещения будет доводить информацию до квартир горожан в случае пожаров, ЧП, необходимости эвакуации жителей подъезда.
Компания уже ведет пилотный проект со 100 домофонами (по информации МЧС – с 50 домофонами) по улице Парина в Приволжском районе. Сейчас в компании обкатывают систему, готовят различные сообщения. 9 апреля планируется протестировать и доставку экстренных сообщений вместе с МЧС.
ПЕРВЫЕ КЛИЕНТЫ: «ПЯТЕРОЧКА», «РОСТЕЛЕКОМ», СОТОВЫЕ ОПЕРАТОРЫ
«И клиенты уже есть: заинтересованность в системе выразила компания «Ростелеком», «Пятерочка», различные сотовые операторы», - продолжает рассказывать газете «БИЗНЕС Online» Азизов.
«Были ли претензии со стороны жильцов во время тестирования и обкатки системы со стороны горожан? В принципе, когда мы только устанавливали ее, мы слышали претензии, что сообщения громкие слишком, и мы вынуждены были убавить громкость. Мы уточнили, какой должен быть уровень децибел, чтобы сообщения не были слишком громкие и их в то же время было слышно. Тем более что люди стоят примерно в полуметре-метре от домофона. Положительные отзывы мы получили и от мэрии, и от президента РТ», - сказал Азизов. Информация в домофоны, по его словам, будет загружаться при помощи GPRS или Ethernet.
Общая сумма инвестиций в проект на сегодняшний день составила 10 - 12 млн. рублей. «Включая вложения различных компаний, которые финансируют проект, так как он им кажется интересным», - пояснил Азизов. Финансы на стартап основатели компании собирали сами. Пять миллионов рублей им предоставили по гранту в АИР РТ.
ГОСКОНТРАКТ С МЧС, ГОРОДА ПОДМОСКОВЬЯ И РЕКЛАМА «СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА»
Гайнанов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что «СпикФон» работает уже не только на казанском рынке. Сотрудничество с МЧС РФ уже позволило им развернуться в Саратове, в 22 городах Подмосковья, Екатеринбурге, соседнем Зеленодольске. Основной упор компания будет делать на бесплатных сообщениях госслужб и ведомств. Тот 30-процентный пул, который пока называется «коммерческим», на самом деле, уверяет Гайнанов, будет опять же, скорее, представлять пул платных сообщений госслужб.
«Если, к примеру, ведомства свой бесплатный ежемесячный пул исчерпали, а им нужно еще», - говорит он.
Объясняется это тем, что в компании не хотели бы появления недовольных домофонами с установленными системами «СпикФон»: огромное количество рекламы может вызвать отказ от домофонов. Именно поэтому будет отбор поставщиков даже платной информации: в компании желали бы видеть не просто рекламу, а рекламу «социального характера».
"Как же вы будете зарабатывать деньги?" - поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online». «Госконтракт с МЧС, - объяснил Гайнанов, - Пока он еще не заключен, должны будут провести конкурс».
Однако, заметил он, конкурентов у компании нет, поэтому, вероятнее всего, в конкурсе будет участвовать только «СпикФон». При этом, замечают в компании, возможно «СпикФон» будет сотрудничать с МЧС как один из поставщиков глобального игрока, предоставляющего услуги экстренного обеспечения.
Общую стоимость инвестиций МЧС и сумму контракта в компании пока не называют – она в точности неизвестна до проведения конкурса.
НИКИФОРОВА ПОМОЖЕТ ЗАЙТИ ВО ВСЕ ПОДЪЕЗДЫ РОССИИ
Немного о компании. Ее совладельцы - Гайнанов (он же генеральный директор), которому принадлежит 35% в уставном капитале, Азизов -директор стратегического развития - также 35% доли, Марат Якупов с 30%. Основной вид деятельности ЗАО «СпикФон» - разработка программного обеспечения.
В презентационном ролике компании представлен потенциальный рынок «сбыта»: в крупных городах России установлено 400 тыс. домофонов, охватывающих около 60 млн. человек. Ноу-хау «СпикФона» заключается в том, что компания разработала систему, позволяющую объединить все домофоны страны в единую сеть. Фактически это некий встраиваемый в домофон аппаратно-программный комплекс, который позволяет загружать, хранить и воспроизводить через домофон аудиофайлы. Файлы загружаются дистанционно по каналу пакетной передачи данных GPRS, благодаря чему централизованная трансляция сообщений возможна как на уровне отдельного подъезда, так и на уровне района и даже целого города – в зависимости от степени общественной значимости информации. Эту технологию компания запатентовала в 2011 году.
Ильдар Гайнанов: «Госконтракт с МЧС пока еще не заключен, должны будут провести конкурс» |
Тогда же проект через агентство инновационного развития РТ получил грант на 5 млн. рублей. Позднее, как пишет marchmont.ru, к финансированию подключилась казанская Startobaza, которая, как известно, близка к министру связи РФ Николаю Никифорову, супруга которого Светлана Никифорова с 13 апреля 2012 года владеет 99% компании.
Как уточнили газете «БИЗНЕС Online» в самой Startobaza, компания является стратегическим партнером проекта "СпикФон" с 2012 года и продолжает свою «менторскую работу» с проектом по сей день. «Сумму сделки мы не разглашаем. «Стартобаза» - это умный инвестор, мы предоставляем проектам в первую очередь наши интеллектуальные и творческие компетенции при построении бизнеса. Например, совместно с командой проекта «СпикФон» мы вместе разработали план монетизации и выхода на рынок России, занимаемся вопросами патентования разработки, при нашем содействии сейчас идут переговоры с инвесторами первого раунда. "СпикФону", как и любому другому проекту под нашим ангельским крылом, мы помогаем выстроить первоначальную стратегию и успешно встать на ноги на ранней стадии развития», - рассказали нам.
Согласно тому же презентационному ролику, в планах компании в течение ближайших трех лет подключить большую часть крупных городов страны. Информацию об этом подтвердил и Азизов, сообщив, что система очень скоро может быть внедрена по всей России.
«ВОСПРИНИМАЕМОСТЬ ТАКОЙ ИНФОРМАЦИИ НЕВЫСОКАЯ»
Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» выразили озабоченность самой возможностью доставки информационных сообщений в квартиры и все-таки скептически отнеслись к эффективности подобных маркетинговых коммуникаций.
Елена Машкова - директор Центра маркетинговых исследований и аналитики, социолог, кандидат экономических наук:
- С одной стороны, это, конечно, суперинновация. С другой, - мне не нравится это вмешательство в частную жизнь. Если сообщения будут доставлять непосредственно до квартиры, я буду против. Из моего опыта, та информация, которая получается по подобным каналам, не очень эффективная. Ее можно сравнить с радио в автобусе: пассажиры, безусловно, слышат ее, но воспринимаемость такой информации невысокая. Если сообщения будут доставляться мне в квартиру, я «отпишусь» от услуги. При этом, само собой разумеется, что возможность отказа от услуги быть должна!
Ильдус Янышев - директор по координации деятельности с государственными органами и профессиональными организациями компании «Дельта», депутат Казанской городской думы:
- Если коммуникации будут доводиться до квартир горожан, то это обычный аналог спама, ненужной рассылки рекламных буклетов в почтовых ящиках. Домофон в квартире с объявлениями - это уже вмешательство в частную жизнь. В таком случае я подниму вопрос на заседаниях городской думы о запрете такой услуги. Кроме того, надо понимать, что мы все при установке домофона подписывали договор об одной услуге, а в довесок получать будем еще и рекламу?! Это просто нарушение договора.
Марат Хамидуллин - креативный директор рекламно-консалтингового агентства Concepto:
- Если я набираю номер квартиры, и вместо гудков услышу рекламное сообщение или музыку с рекламным сообщением, наверно, это приемлемо. Но только в том случае, если эта музыка будет всегда разная, а исполнение сделано на уровне. С точки зрения потребителя могу сказать, что это раздражающий фактор. Он будет работать первые месяц-два, а потом просто перестанет восприниматься.
Я бы не стал предлагать серьезным брендам рекламу через домофоны. Можно предложить такой способ коммуникации, например, дискаунтерам, которые объявляют о скидках, магазинам, продающим товары народного потребления, за ценами на которые многие следят очень внимательно. Для всего остального эта реклама не подходит. Это не имиджевая реклама, это элемент раздражения, как листовка в почтовом ящике.
Алексей Мамаков - директор «Неон-Арт»:
- Если прежде чем войти в подъезд, человек вынужден будет прослушать рекламное сообщение, на мой взгляд, это не совсем цивилизованно. Возможно, кому-то это нужно, и идея приживется. Но я не разделяю оптимизма по этому поводу. Подобная реклама вызовет раздражение.
Никита Ишмуратов - директор РС «Магазин»:
- Рынок рекламы - это всегда кризис коммуникации. Рекламщики вынуждены постоянно искать какой-то новый вид коммуникации. Все имеющиеся направления работы с потребителем притираются и теряют свою эффективность. Это вечная гонка пока существует капитализм.
По моему наитию, новый вид коммуникации не будет сверхэффективен. Это должны быть короткие и емкие «мэсэджи», чтобы человек смог до открытия двери уловить его. Важна работа копирайтеров, которые будут их делать, а копирайтинг у нас очень сильно страдает, он не развит.
Кроме того, будет зависеть от того, в каком подъезде вы размещаете рекламу, какие люди в нем живут. Должна быть проведена хорошая работа по сегментации рынка. В Авиастроительном районе – один сегмент, в Приволжском районе другой сегмент потребителей. Клиент, который будет размещать рекламу, должен это прекрасно понимать.
Нужно провести серьезное исследование, прежде чем давать рекламу через домофоны. Что вряд ли будет сделано, это несвойственно практике Казани. А то, что люди стремятся к чему-то новому, может только порадовать.
Павел Савицкий - директор рекламного агентства «Пи Арт»:
- Я считаю, что реклама сработала, если человек ее услышал или увидел. Если контакт произошел, значит, реклама свою функцию выполнила. Все остальное зависит от качества самого рекламного сообщения. Если оно человеку вообще нужно, то он ею, скорее всего, воспользуется. Если реклама человеку не нужна, значит, он ее выключит, отвернется, перестанет обращать внимание.
Справка Управляющая компания Startobaza (2011) – бизнес-ангел, оказывающий поддержку проектам в сфере информационных технологий. Помимо инвестиций компания выступает ментором и активным участником в развитии проекта. Управляющий партнер – Светлана Никифорова. Портфельные компании: RealSeaker, «Автодория», StartPack, «Небо», Digital Loyalty System, Smart Start, SpeakPhone. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 81
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.