IMG_1318.jpg

40 РЕГИОНОВ

Сегодня в Татарстане в области национально-культурных отношений разрабатываются две программы – «О реализации концепции национальной политики» и «Концепция по сохранению татарской идентичности». Первая будет рассмотрена и принята правительством РТ уже в мае. Об этом сегодня на форуме «Национально-культурные автономии России и развитие межэтнического диалога и гражданского согласия» сообщил Александр Терентьев – замруководителя аппарата президента РТ, руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики.

Форум, который сегодня проходит в казанском Доме дружбы народов, собрал представителей более 40 регионов РФ – это руководители национально-культурных автономий народов РФ, домов дружбы народов, национально-культурных центров РФ. Организатором его выступила федеральная национально-культурная автономия татар. В зале можно было увидеть Разиля Валеева – председателя комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и нацвопросам, Рафаэля Хакимова – вице-президента академии наук РТ, Ильшата Аминова – гендиректора ТНВ.

Терентьев не стал подробно останавливаться на том, что будет представлено в этих важных документах, но обозначил их необходимость. По словам шефа департамента, Татарстан является одним из лидеров в Поволжье по количеству религиозных объединений. В республике их 1603, причем из них 1198 – это мусульманские (еще 309 – российской православной церкви). При этом Терентьев отметил, что есть проблемы, особенно в мусульманской умме. Под вывеской духовного возрождения были принесены чуждые для мусульман Поволжья взгляды, свойственные больше для монорелигиозной среды. В силу последних в Казани терактов эти проблемы становятся более чем актуальными. Татарстан, напомнил он, внеся изменения в закон «О свободе совести и вероисповедания», ограничил возможность создания религиозных организаций не гражданами России, перекрыл доступ в руководство таких организаций выходцев из иностранных учебных заведений. Такие же изменения предложено внести и на российском уровне.

В завершение доклада Терентьев отметил – с одной стороны, согласно соцопросам, 93% населения республики не приемлют идеи ваххабизма, экстремизма, связывая с ними теракты. С другой стороны, 7% респондентов говорят, что именно это – «чистый ислам, это то, что нужно». Это и вызывает в аппарате, видимо, опасения. Хотя сам по себе опрос вызывает некий скепсис: что такое ваххабизм, салафизм или традиционный ислам, разобраться не могут и специалисты, а тут – соцопрос…

Впрочем, Терентьев дал понять, что власти тоже не сидят сложа руки. Вопрос межконфессиональных отношений теперь (наконец-то!) рассматривают на высшем уровне: создан совет при президенте РФ (в него, кстати, вошел и модератор форума, депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов), утверждена стратегия национальной политики Российской Федерации.

IMG_13244.jpg

«Важно, что в ее обсуждении широкое участие приняли институты гражданского общества, федеральные, региональные автономии. Мы собирались здесь, в этом зале, обсуждали, давали свои предложения», - напомнил Терентьев и поблагодарил представителей федеральной власти: многое, о чем говорила республика, «было услышано».

Что касается самого Татарстана, то «вопрос нацполитики носит системный характер и находится в поле зрения всех органов власти». Терентьев напомнил, что в конце прошлого года в РТ был создан департамент при президенте РТ по вопросам внутренней политики (который сам выступающий и возглавил), «это 40 человек, три управления». Кроме того, работает совет при президенте РТ по национальным и межконфессиональным отношениям.

«ВСЕ МЫ ЗНАЕМ ВАЛИУЛЛУ ХАЗРАТА»

Следом выступил Александр Журавский – директор департамента госполитики в сфере межнациональных отношений минрегионразвития РФ, который, кстати, является выходцем из Казани. Приведенные им цифры оказались довольно пугающими.

19% респондентов нетерпимо или с предубеждениями относится к представителям других национальностей. В то же время 62% респондентов говорят, что они одобрили бы решения властей не пускать представителей тех или иных национальностей на территорию субъекта. А 30% респондентов (в некоторых регионах и все 60, например, в Ставрополье) ощущают неизбежность межнациональных конфликтов. Кстати, выступивший следом Владимир Зорин (хорошо знакомый казанским ученым и политической элите в качестве министра по делам национальностей в начале 2000-х) – замдиректора по науке Института этнологии и антропологии РАН, подтвердил, что латентная напряженность в стране возрастает.

IMG_1319.jpg

И уж совсем жутковато из уст Журавского прозвучало другое:

«Достаточно большой процент людей, согласно данным социологов (Журавский не стал уточнять, какой именноприм. авт.), готов взять в руки оружие для того, чтобы защищать свои интересы на национальной почве», - отметил он.

В этот момент, наверное, от слов всех спикеров должно было стать страшно сидящим в зале, но почему-то вспомнился Лев Толстой, сказавший о творчестве Леонида Андреева: «Он пугает, а нам не страшно…» По крайне мере, живущим в Татарстане вряд ли ведомо чувство, что кто-то готов взяться за оружие или нарастает «латентное напряжение» на национальной почве. Пока все споры у нас ведутся вокруг того, что дала нам Универсиада и нужно ли усыплять бродячих собак…

Справедливости ради скажем, что Журавский не только стращал. Он тут же рассказал, что делается для того, чтобы оружие в руки брать все-таки не пришлось.

«Социология социологией, но мы все знаем Валиуллу хазрата, и это трагедия и плохой симптом, - напомнил представитель минрегиона о летних терактах в Татарстане. - Мы говорим, что культурное многообразие – это самое главное геокультурное преимущество России. Но само по себе многообразие формирует единство. Формат общежития, формат того, что нас объединяет, – это гражданство, самосознание гражданства, понимание того, что каждый из нас как гражданин – часть гражданской нации... Вот это формирует ментальное единство. В противном случае каждый из народов будет ощущать себя в некотором автономном плавании, и страна, общество будет распадаться на молекулы и проявления отдельных воль, в том числе экстремистских. Очень важно синхронизировать и гармонизировать не только межнациональные отношения, но и управленческие политики на федеральном и региональном уровнях».

IMG_1309.jpg

Ресурсное обеспечение для такой синхронизации даст федеральная целевая программа «Укрепление российской нации и этнокультурное развитие народов России», которая сейчас готовится к принятию правительством РФ. Свои предложения к ней высказал каждый регион России.

ОТ ИСТОРИИ ТАТАР ДО ИСТОРИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Рафаэль Хакимов – вице-президент академии наук Татарстана, напомнил, что в настоящее время выходит семитомная история татар – пять томов вышли, еще два остались. В итоге получилась «практически история Евразии, потому что трудно отделить историю татар от истории русских, казахов и других народов». Также Хакимов заявил о новом проекте.

«У нас остается не менее важная задача – это история населенных пунктов. По Татарстану мы уже начали эту работу делать, и важно не упустить историю даже тех деревень, которые не существуют. Одновременно стоит задача написать историю татарских населенных пунктов по всей России», - рассказал он.

Вице-президент академии наук РТ также отметил: не то, что с историей татар, даже с историей России запутались.

«Сначала говорили, что истоки России в Киевской Руси. Сейчас Киев на Украине, и ссылаться на столицу, которая находится за пределами государства, неловко. Начали искать другие истоки и вышли на норманнскую теорию, то есть истоки на севере. Но в этой концепции как-то «выпали» славяне. Каким образом можно говорить об истории России и ссылаться на варягов? Ведь Россия – это не только север, это же огромная территория», - говорил он.

«Почему у нас история начинается то из Киева, то из Великого Новгорода? А где остальные территории и народы? Если мы вместе живем в одной стране, то истории всех народов надо представить достойно. Думаю, это не так уж сложно – есть опыт, методология. И это как раз объединяющая, а не разъединяющая концепция», - заявил Хакимов.

Участники форума дискуссии продолжили на тематических сессиях.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА? НЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ЭТО КАКИЕ-ТО ФРАГМЕНТАРНЫЕ СОБЫТИЯ

О ситуации в национальной политике России корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с одной из участниц форума – Наилей Маликовой, доктором социологических наук, профессором высшей школы современных социальных наук МГУ им. Ломоносова.

- Наиля Рамазановна, вы довольны тем, как России проводится национальная политика?

- Не вполне. Меня не устраивает, что нет последовательности. Это какие-то фрагментарные события, мероприятия, носящие несколько формальный характер. А ситуация требует, чтобы перешли, как говорят, во фронтальное наступление за формирование позитивной государственно-гражданской идентичности, того самого единства многообразия. А для этого таких формализованных мероприятий явно недостаточно. Поэтому должны быть изменены в корне, например, учебники, это должны быть добротные, хорошо написанные учебники истории. Ведь из истории при желании всегда можно извлечь равнопротивоположные примеры – и разъединяющие, и объединяющие народы.

- А сегодня учебники в большей степени разъединяют?

- В большей степени. Надо стремиться, чтобы учебно-образовательные программы обязательно включали бы в себя этот позитивный этнокультурный компонент. Помните острую дискуссию по поводу обучения в средней школе основам религиозных знаний? Я в свое время закончила кафедру этнографии и нас многообразию религий в истории народов мира (и так называлась его книга) учил Сергей Александрович Токарев. Это очень важно – показать, что религия в истории народов мира не была никогда разъединяющим барьером. Наоборот, религия зачастую была и над этносами, и интегратором, и двигателем межконфессионального диалога. Мне кажется, что в какой-то стихии возродить и привнести в регионах России этнокультурный компонент явно недостаточно – мы иногда проигрывали в этом. Потому что начинали вводить барьеры и границы.

- Почему мы начали их возводить? Ведь в Советском Союзе не было таких вопросов, которые есть сегодня в обществе?

- Дело в том, что в СССР была интернациональная основа. Потом на смену ей попытались позаимствовать из Западной, Центральной Европы концепцию политики мультикультурализма.

Но в чем ее ограниченность, неинструментальность для нашей страны? Политика мультикультурализма либеральна в своей основе и предполагает безусловный пиетет прав личности и микрогруппы – любой, в том числе и любой ориентации. И это преимущественная отдача приоритета узкогрупповым интересам всегда вступает в противоречие с интересами государства и гражданского общества и, по сути дела, не дает выход гражданским инициативам.

==video1390==

- Насколько сегодня мы понимаем, что чуждо нам?

- Вы знаете, Западная Европа сама доказала, насколько это не прижилось и там. Она столкнулась с крахом политики и идеологии мультикультурализма. Хотя в некоторых странах это доктринальная основа, она и признавалась, и широко реализовывалась. Но сегодня они столкнулись с последствиями, когда замыкаются, создаются символические социокультурные гетто. Если раньше в средние века гетто визуально определяли – это, например, кварталы, где жили иудеи, то сейчас множатся такие символические гетто. Это, например, общины этнических мигрантов, они не очень готовы включиться позитивно в межкультурную интеграцию, не имея, может быть, должного потенциала для культурного обмена. И тогда происходит присвоение неких экономических ресурсов принимающей стороны. Тем более что идет финансовая поддержка таких общин. Это всегда нехорошо. Потому что это тормозит и интеграцию, и включение в общество, и процессы модернизации, и не дает полноценно выстраивать стратегию будущего.

- Россия, Татарстан могут безболезненно вернуться к нашим традиционным межконфессиональным отношениям?

- Традиции имеют замечательное свойство – кумулятивность. Казалось бы, это традиции из давно ушедших времен, но на самом деле они лежат в архивированном виде, а потом получают внешний импульс. И происходит ее возрождение.

- Память народов?

- Не только. Такими конструированными традициями могут быть и положительные, и достаточно ограниченно функциональные. Если в целях политической мобилизации какую-то группу активного меньшинства поднять из архива, то начинается работа по актуализации традиции. Подключаются средства массовой информации, в последнее время – и интернет. Обратите внимание, в сети множатся порталы, каждый из которых в свою дуду дует, конструирует свой мир и призывает не обсуждать, а защищаться или нападать.

- Сегодня говорили о скором принятии федеральной целевой программы. Насколько она может изменить ситуацию? Не боитесь формализма?

- Все может быть, это зависит от уровня компетенции тех, кто реализует, и тех, кто дает проекты. Но может быть одна большая опасность – это лоббистская деятельность, когда используют федеральную программу для того, чтобы находить преференции для отдельных групп в ущерб другим сообществам.

- Достаточно ли в России, Татарстане развит институт мусульманского образования, чтобы не отправлять священнослужителей получать образование за рубежом?

- С этим проблем нет. Учебные заведения всегда были и в достаточном количестве. Просто в 90-е Турция направленно осуществляла некоторую экспансионистскую политику на постсоветское пространство, была мощная бесплатная образовательная программа. Вообще, социальный институт ислама в России – это то направление ислама, которое всегда относилось к суннизму. И оно предполагало широкое образование и всегда уважительно относилось к другим конфессиям. Я вспомнила сегодня свою бабушку, которая меня учила языку. Она была очень мудрая женщина, в свое время закончила медресе в Самаре. Она говорила следующее – многие и сейчас радикальные ребята не понимают главного – в исламе и мусульмане грамотные, и верующие признают первого пророка Моисея, следующего пророка – Иисуса Христа. Кто для них Магомед? Не Бог, это последний пророк. Но многие ли знают об этом?