40 РЕГИОНОВ
Сегодня в Татарстане в области национально-культурных отношений разрабатываются две программы – «О реализации концепции национальной политики» и «Концепция по сохранению татарской идентичности». Первая будет рассмотрена и принята правительством РТ уже в мае. Об этом сегодня на форуме «Национально-культурные автономии России и развитие межэтнического диалога и гражданского согласия» сообщил Александр Терентьев – замруководителя аппарата президента РТ, руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики.
Форум, который сегодня проходит в казанском Доме дружбы народов, собрал представителей более 40 регионов РФ – это руководители национально-культурных автономий народов РФ, домов дружбы народов, национально-культурных центров РФ. Организатором его выступила федеральная национально-культурная автономия татар. В зале можно было увидеть Разиля Валеева – председателя комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и нацвопросам, Рафаэля Хакимова – вице-президента академии наук РТ, Ильшата Аминова – гендиректора ТНВ.
Терентьев не стал подробно останавливаться на том, что будет представлено в этих важных документах, но обозначил их необходимость. По словам шефа департамента, Татарстан является одним из лидеров в Поволжье по количеству религиозных объединений. В республике их 1603, причем из них 1198 – это мусульманские (еще 309 – российской православной церкви). При этом Терентьев отметил, что есть проблемы, особенно в мусульманской умме. Под вывеской духовного возрождения были принесены чуждые для мусульман Поволжья взгляды, свойственные больше для монорелигиозной среды. В силу последних в Казани терактов эти проблемы становятся более чем актуальными. Татарстан, напомнил он, внеся изменения в закон «О свободе совести и вероисповедания», ограничил возможность создания религиозных организаций не гражданами России, перекрыл доступ в руководство таких организаций выходцев из иностранных учебных заведений. Такие же изменения предложено внести и на российском уровне.
В завершение доклада Терентьев отметил – с одной стороны, согласно соцопросам, 93% населения республики не приемлют идеи ваххабизма, экстремизма, связывая с ними теракты. С другой стороны, 7% респондентов говорят, что именно это – «чистый ислам, это то, что нужно». Это и вызывает в аппарате, видимо, опасения. Хотя сам по себе опрос вызывает некий скепсис: что такое ваххабизм, салафизм или традиционный ислам, разобраться не могут и специалисты, а тут – соцопрос…
Впрочем, Терентьев дал понять, что власти тоже не сидят сложа руки. Вопрос межконфессиональных отношений теперь (наконец-то!) рассматривают на высшем уровне: создан совет при президенте РФ (в него, кстати, вошел и модератор форума, депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов), утверждена стратегия национальной политики Российской Федерации.
«Важно, что в ее обсуждении широкое участие приняли институты гражданского общества, федеральные, региональные автономии. Мы собирались здесь, в этом зале, обсуждали, давали свои предложения», - напомнил Терентьев и поблагодарил представителей федеральной власти: многое, о чем говорила республика, «было услышано».
Что касается самого Татарстана, то «вопрос нацполитики носит системный характер и находится в поле зрения всех органов власти». Терентьев напомнил, что в конце прошлого года в РТ был создан департамент при президенте РТ по вопросам внутренней политики (который сам выступающий и возглавил), «это 40 человек, три управления». Кроме того, работает совет при президенте РТ по национальным и межконфессиональным отношениям.
«ВСЕ МЫ ЗНАЕМ ВАЛИУЛЛУ ХАЗРАТА»
Следом выступил Александр Журавский – директор департамента госполитики в сфере межнациональных отношений минрегионразвития РФ, который, кстати, является выходцем из Казани. Приведенные им цифры оказались довольно пугающими.
19% респондентов нетерпимо или с предубеждениями относится к представителям других национальностей. В то же время 62% респондентов говорят, что они одобрили бы решения властей не пускать представителей тех или иных национальностей на территорию субъекта. А 30% респондентов (в некоторых регионах и все 60, например, в Ставрополье) ощущают неизбежность межнациональных конфликтов. Кстати, выступивший следом Владимир Зорин (хорошо знакомый казанским ученым и политической элите в качестве министра по делам национальностей в начале 2000-х) – замдиректора по науке Института этнологии и антропологии РАН, подтвердил, что латентная напряженность в стране возрастает.
И уж совсем жутковато из уст Журавского прозвучало другое:
«Достаточно большой процент людей, согласно данным социологов (Журавский не стал уточнять, какой именно – прим. авт.), готов взять в руки оружие для того, чтобы защищать свои интересы на национальной почве», - отметил он.
В этот момент, наверное, от слов всех спикеров должно было стать страшно сидящим в зале, но почему-то вспомнился Лев Толстой, сказавший о творчестве Леонида Андреева: «Он пугает, а нам не страшно…» По крайне мере, живущим в Татарстане вряд ли ведомо чувство, что кто-то готов взяться за оружие или нарастает «латентное напряжение» на национальной почве. Пока все споры у нас ведутся вокруг того, что дала нам Универсиада и нужно ли усыплять бродячих собак…
Справедливости ради скажем, что Журавский не только стращал. Он тут же рассказал, что делается для того, чтобы оружие в руки брать все-таки не пришлось.
«Социология социологией, но мы все знаем Валиуллу хазрата, и это трагедия и плохой симптом, - напомнил представитель минрегиона о летних терактах в Татарстане. - Мы говорим, что культурное многообразие – это самое главное геокультурное преимущество России. Но само по себе многообразие формирует единство. Формат общежития, формат того, что нас объединяет, – это гражданство, самосознание гражданства, понимание того, что каждый из нас как гражданин – часть гражданской нации... Вот это формирует ментальное единство. В противном случае каждый из народов будет ощущать себя в некотором автономном плавании, и страна, общество будет распадаться на молекулы и проявления отдельных воль, в том числе экстремистских. Очень важно синхронизировать и гармонизировать не только межнациональные отношения, но и управленческие политики на федеральном и региональном уровнях».
Ресурсное обеспечение для такой синхронизации даст федеральная целевая программа «Укрепление российской нации и этнокультурное развитие народов России», которая сейчас готовится к принятию правительством РФ. Свои предложения к ней высказал каждый регион России.
ОТ ИСТОРИИ ТАТАР ДО ИСТОРИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Рафаэль Хакимов – вице-президент академии наук Татарстана, напомнил, что в настоящее время выходит семитомная история татар – пять томов вышли, еще два остались. В итоге получилась «практически история Евразии, потому что трудно отделить историю татар от истории русских, казахов и других народов». Также Хакимов заявил о новом проекте.
«У нас остается не менее важная задача – это история населенных пунктов. По Татарстану мы уже начали эту работу делать, и важно не упустить историю даже тех деревень, которые не существуют. Одновременно стоит задача написать историю татарских населенных пунктов по всей России», - рассказал он.
Вице-президент академии наук РТ также отметил: не то, что с историей татар, даже с историей России запутались.
«Сначала говорили, что истоки России в Киевской Руси. Сейчас Киев на Украине, и ссылаться на столицу, которая находится за пределами государства, неловко. Начали искать другие истоки и вышли на норманнскую теорию, то есть истоки на севере. Но в этой концепции как-то «выпали» славяне. Каким образом можно говорить об истории России и ссылаться на варягов? Ведь Россия – это не только север, это же огромная территория», - говорил он.
«Почему у нас история начинается то из Киева, то из Великого Новгорода? А где остальные территории и народы? Если мы вместе живем в одной стране, то истории всех народов надо представить достойно. Думаю, это не так уж сложно – есть опыт, методология. И это как раз объединяющая, а не разъединяющая концепция», - заявил Хакимов.
Участники форума дискуссии продолжили на тематических сессиях.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА? НЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ЭТО КАКИЕ-ТО ФРАГМЕНТАРНЫЕ СОБЫТИЯ
О ситуации в национальной политике России корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с одной из участниц форума – Наилей Маликовой, доктором социологических наук, профессором высшей школы современных социальных наук МГУ им. Ломоносова.
- Наиля Рамазановна, вы довольны тем, как России проводится национальная политика?
- Не вполне. Меня не устраивает, что нет последовательности. Это какие-то фрагментарные события, мероприятия, носящие несколько формальный характер. А ситуация требует, чтобы перешли, как говорят, во фронтальное наступление за формирование позитивной государственно-гражданской идентичности, того самого единства многообразия. А для этого таких формализованных мероприятий явно недостаточно. Поэтому должны быть изменены в корне, например, учебники, это должны быть добротные, хорошо написанные учебники истории. Ведь из истории при желании всегда можно извлечь равнопротивоположные примеры – и разъединяющие, и объединяющие народы.
- А сегодня учебники в большей степени разъединяют?
- В большей степени. Надо стремиться, чтобы учебно-образовательные программы обязательно включали бы в себя этот позитивный этнокультурный компонент. Помните острую дискуссию по поводу обучения в средней школе основам религиозных знаний? Я в свое время закончила кафедру этнографии и нас многообразию религий в истории народов мира (и так называлась его книга) учил Сергей Александрович Токарев. Это очень важно – показать, что религия в истории народов мира не была никогда разъединяющим барьером. Наоборот, религия зачастую была и над этносами, и интегратором, и двигателем межконфессионального диалога. Мне кажется, что в какой-то стихии возродить и привнести в регионах России этнокультурный компонент явно недостаточно – мы иногда проигрывали в этом. Потому что начинали вводить барьеры и границы.
- Почему мы начали их возводить? Ведь в Советском Союзе не было таких вопросов, которые есть сегодня в обществе?
- Дело в том, что в СССР была интернациональная основа. Потом на смену ей попытались позаимствовать из Западной, Центральной Европы концепцию политики мультикультурализма.
Но в чем ее ограниченность, неинструментальность для нашей страны? Политика мультикультурализма либеральна в своей основе и предполагает безусловный пиетет прав личности и микрогруппы – любой, в том числе и любой ориентации. И это преимущественная отдача приоритета узкогрупповым интересам всегда вступает в противоречие с интересами государства и гражданского общества и, по сути дела, не дает выход гражданским инициативам.
==video1390==
- Насколько сегодня мы понимаем, что чуждо нам?
- Вы знаете, Западная Европа сама доказала, насколько это не прижилось и там. Она столкнулась с крахом политики и идеологии мультикультурализма. Хотя в некоторых странах это доктринальная основа, она и признавалась, и широко реализовывалась. Но сегодня они столкнулись с последствиями, когда замыкаются, создаются символические социокультурные гетто. Если раньше в средние века гетто визуально определяли – это, например, кварталы, где жили иудеи, то сейчас множатся такие символические гетто. Это, например, общины этнических мигрантов, они не очень готовы включиться позитивно в межкультурную интеграцию, не имея, может быть, должного потенциала для культурного обмена. И тогда происходит присвоение неких экономических ресурсов принимающей стороны. Тем более что идет финансовая поддержка таких общин. Это всегда нехорошо. Потому что это тормозит и интеграцию, и включение в общество, и процессы модернизации, и не дает полноценно выстраивать стратегию будущего.
- Россия, Татарстан могут безболезненно вернуться к нашим традиционным межконфессиональным отношениям?
- Традиции имеют замечательное свойство – кумулятивность. Казалось бы, это традиции из давно ушедших времен, но на самом деле они лежат в архивированном виде, а потом получают внешний импульс. И происходит ее возрождение.
- Память народов?
- Не только. Такими конструированными традициями могут быть и положительные, и достаточно ограниченно функциональные. Если в целях политической мобилизации какую-то группу активного меньшинства поднять из архива, то начинается работа по актуализации традиции. Подключаются средства массовой информации, в последнее время – и интернет. Обратите внимание, в сети множатся порталы, каждый из которых в свою дуду дует, конструирует свой мир и призывает не обсуждать, а защищаться или нападать.
- Сегодня говорили о скором принятии федеральной целевой программы. Насколько она может изменить ситуацию? Не боитесь формализма?
- Все может быть, это зависит от уровня компетенции тех, кто реализует, и тех, кто дает проекты. Но может быть одна большая опасность – это лоббистская деятельность, когда используют федеральную программу для того, чтобы находить преференции для отдельных групп в ущерб другим сообществам.
- Достаточно ли в России, Татарстане развит институт мусульманского образования, чтобы не отправлять священнослужителей получать образование за рубежом?
- С этим проблем нет. Учебные заведения всегда были и в достаточном количестве. Просто в 90-е Турция направленно осуществляла некоторую экспансионистскую политику на постсоветское пространство, была мощная бесплатная образовательная программа. Вообще, социальный институт ислама в России – это то направление ислама, которое всегда относилось к суннизму. И оно предполагало широкое образование и всегда уважительно относилось к другим конфессиям. Я вспомнила сегодня свою бабушку, которая меня учила языку. Она была очень мудрая женщина, в свое время закончила медресе в Самаре. Она говорила следующее – многие и сейчас радикальные ребята не понимают главного – в исламе и мусульмане грамотные, и верующие признают первого пророка Моисея, следующего пророка – Иисуса Христа. Кто для них Магомед? Не Бог, это последний пророк. Но многие ли знают об этом?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.