IMG_7553.jpg

«ГДЕ РАЗРЕШАТ ЧУТЬ-ЧУТЬ, ТАМ САМИ СЕБЕ ПОЗВОЛЯТ МНОГО»

- Рифкат Нургалиевич, ваше мнение о допустимых промилле в выдыхаемом воздухе у водителей и к тому, что на сегодня по статистике 10 - 15 процентов водителей лишаются прав управления за содержание алкоголя меньше 0,2 промилле, что противоречит международной конвенции. (Марат Ярмиев)

- Когда мне задают этот вопрос, я всегда отвечаю: а почему никто не ставит вопрос, чтобы машинистам поезда или летчикам тоже разрешили эти промилле?

- Говорят, что даже если не пьешь, какие-то доли промилле все равно показывает…

- Неправда! После трех литров кваса, например, ничего не показывает. Сегодня после употребления 50 граммов водки показывает 0,3 промилле у человека средней комплекции. Это количество водки выветривается в течение пяти часов. А просят разрешить 0,2 промилле. Но ведь надо учесть наш менталитет – где разрешат чуть-чуть, там сами себе позволят много. И не забывайте, что эта норма касается всех, в том числе и водителей автобусов: если разрешат всем, то им, значит, тоже можно? А они везут 40 - 50 человек!

- А тех, у кого зафиксировано 0,2 промилле, много?

- Таких много. Но мы всегда учитываем погрешность прибора – 0,05 промилле. Когда законодательством было разрешено 0,15 промилле, мы всегда «порогом» считали 0,2. Если сейчас законодательство утвердит 0,2 промилле, то мы «порогом» будем считать 0,25. Здесь суть в том, что если ты считаешь себя трезвым, то езжай в больницу и сдавай кровь на анализ.

«ВОДИТЕЛИ-МИГРАНТЫ СДАЮТ ЭКЗАМЕН НА ЗНАНИЕ ПДД»

- Как вы относитесь к тому, что водителями общественного транспорта работают мигранты из Средней Азии? Или это надуманная проблема?

- Эта проблема существует, и мы ее сами породили. Если кто-то не хочет ездить в автобусе, которым управляет приезжий из ближнего зарубежья, то почему же никто из местных водителей не хочет идти работать на общественный транспорт?

- А как вы оцениваете уровень их водительского мастерства?

- Водители-мигранты сдают у нас экзамен на знание ПДД. К сожалению, нарушителей много среди водителей общественного транспорта. Но когда нарушает местный, никто об этом не говорит, а вот случаи с мигрантами получают большой резонанс.

- 1 апреля в Казани автобус наехал на людей, стоящих на остановке. Причина трагедии уже понятна?

- Мы изначально говорили, что причина связана с неполадкой рулевого управления.

- Значит, не «человеческий фактор»?

- «Человеческий фактор» бывает в любом случае. Ведь если рулевое управление отказало, водитель должен тормозить, а он не тормозил… Идет следствие, и оно сделает свои выводы.

- А кто ответит за то, что погибли три человека?! Наверное, и руководитель компании виноват в том, что автобус был неисправен?

- Виновных установят следственные органы в рамках действующего законодательства. А мне хотелось бы, чтобы средства массовой информации так же активно реагировали на все ДТП, в которых погибли люди. Ведь бывает, что и пять человек погибает при аварии на личном транспорте… Повторю: за три месяца этого года в республике погибли 98 человек, из них 12 - в Казани.

«В КАЗАНИ ПЕШЕХОДЫ ЧАЩЕ ПОГИБАЮТ ПО СВОЕЙ ВИНЕ»

- Сколько среди них пешеходов?

- В целом по республике пешеходы составляют порядка 15 процентов от всех погибших, а в Казани – каждый второй.

- Кто чаще бывает виновен в гибели пешеходов – водители или они сами?

- В Казани пешеходы чаще погибают по своей вине. В 2012 году погиб 41 пешеход, из них на пешеходных переходах – 16. Даже пришлось пойти на такие затратные мероприятия, как установка заграждений вдоль дорог, чтобы люди не выскакивали на проезжую часть. Но, к сожалению, люди все равно гибнут.

- Вы держите на контроле резонансные дела, связанные с ДТП?

- Все действия проводит следствие, а мы в курсе событий так же, как и вы.

- Как вы считаете, в случае с Точилкиным причина трагедии была в скорости?

- Конечно.

IMG_7474.jpg

«У НАС НЕ РЕШЕН ВОПРОС СООТВЕТСТВИЯ ДОРОГ И ТРАНСПОРТА»

- Вообще на таких скоростных машинах, например, таких как спорткар Porshe, можно ездить по Казани, как вы считаете?

- Это из той же истории: можно ли допускать грузовые MAN и Volvo, которые сегодня работают на казанских стройках? У них нагрузка на ось – 13, а ездят они по нашим дорогам, которые допускают нагрузку на ось 6 - 10. Вот поэтому у нас все дороги и «убиты». К сожалению, у нас не решен вопрос соответствия дорог и транспорта, который по ним ходит. Если мы допускаем на наши дороги такие автомобили, то и дороги надо строить им под стать. А у нас даже КАМАЗы выпускают с превышением допустимой нагрузки на ось.

Здесь должна быть четкая позиция: если дороги России не приспособлены под определенный вид транспорта, то их и не надо регистрировать на нашей территории. Но ведь такое решение никто на себя не возьмет! Даже сами дорожники, строя дороги, одновременно их разрушают большегрузами. При таком подходе у нас никогда не будет нормальных дорог!

- В чьей компетенции – пускать автомобили или не пускать?

- Это в компетенции органов местной власти. В Казани пробовали запускать систему весового контроля, но в связи со строительством объектов Универсиады этот вопрос так и не решили, и все грузовики сейчас идут с превышением допустимой нормы. А выход есть – надо строить нормальные дороги, по которым могут ходить все автомобили.

- Когда ГИБДД начнет следить за состоянием наших дорог и не на словах наказывать виновных за их плачевный вид господ чиновников? Просто невозможно передвигаться на авто - кругом ямы и канавы. Ведь всем понятно, что безопасность нашего движения на дорогах в большей степени зависит от их состояния! (Михаил)

- Мы контролируем в рамках своих полномочий. Например, измеряем ямы – высоту, ширину и длину. Если она превышает нормы ГОСТа, мы делаем предписание. Если нарушение не устраняется, то составляем протокол. Если и после этого яма не устраняется, передаем материал в прокуратуру.

- А кто-нибудь наказывается за неудовлетворительное состояние дорог, за невыполнение ваших требований?

- Статистика такая: за три месяца 2013 года по линии дорожного надзора выдано 1 089 предписаний на устранение нарушений правил содержания улично-дорожной сети, составлено около 700 административных протоколов в отношении должностных и юридических лиц, направлено около 50 сообщений в прокуратуру для принятий мер реагирования.

Мы не сидим сложа руки, и если где-то яма латается, то в этом наше участие тоже есть. А когда на плохое состояние дорог реагирует общество, то нам это только в плюс: одно дело – мы требуем, другое дело, когда само общество следит за порядком. В любом случае, дорога должна «лечиться» вовремя, это, как больной зуб: если его своевременно не вылечил, зуб придется удалить… Конечно, самое лучшее – отремонтировать все дороги, но, к сожалению, мы не такие богатые.

IMG_7527.jpg

«ПО 8 РАЗ ЗАДЕРЖИВАЕМ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ»

- Почему автомобиль со штрафстоянки нельзя забрать в этот же день? (Рамиль); Почему разрешение на выдачу автомобиля со штрафстоянки оформляется только до 18:00? Нет ли в этом нарушения закона? Собирается ли ГИБДД выдавать данные разрешения круглосуточно? (Тимур)

- Если водитель задержан за вождение в нетрезвом состоянии, за отсутствие водительских прав и т.п., то машина возвращается только после устранения причины задержания. Если же связано с неправильной парковкой, то издержки водителя, конечно, должны быть минимизированы. Но даже если машина эвакуирована за парковку в неположенном месте, по факту должно быть принято соответствующее решение, а решение принимается в ГИБДД в рабочее время. Выдача же автомобилей производится со стоянки круглые сутки.

- Наверное, все сделано так, чтобы человек заплатил деньги и извлек урок?

- К сожалению, ситуация у нас такая, что по 8 раз задерживаем одних и тех же. И все равно человека это не останавливает от нарушения правил.

- Во сколько обходится штрафстоянка нарушителям?

- Эвакуация – 1,2 тысячи рублей, штраф за парковку под запрещающим знаком – 1,5 тысячи рублей, хранение на стоянке – примерно 60 рублей за один час.

- Будет ли ГИБДД согласовывать размещение камер видеофиксации с автомобилистами? Зачем, например, камера по ул. Карла Маркса, 65, которая фиксирует заезд на автобусную полосу? Допустим, я выехал из церкви, мне нужно перестроиться на левую полосу, создавая помехи автобусу, а после камеры - обратно для поворота на ул. Толстого. Где логика? (Руслан Галлямов)

- Действующим законодательством не предусмотрено согласование средств контроля за дорожным движением с его участниками. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения РФ, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков. И соблюдать правила дорожного движения необходимо вне зависимости от наличия средств фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

Ограничения, связанные с выездом и движением по полосе для маршрутных транспортных средств, закреплены в п. 18.2 ПДД РФ раздела 18 ПДД РФ «Приоритет маршрутных транспортных средств» и являются специальной нормой по отношению к п. 8.5 ПДД РФ, из которой следует, что в случаях, когда такая полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки 1.11 ПДД РФ, именно при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее, а не заблаговременно.

Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, если это не создает помех маршрутным транспортным средствам. В иных случаях движение по полосе для маршрутных транспортных средств запрещено.

Так, на улице Карла Маркса, напротив въезда во двор храма в честь святой великомученицы Варвары, имеются две горизонтальные дорожные разметки 1.11 ПДД РФ, одна из которых предназначена для заезда во двор храма, а другая - для выезда с него. Для поворота с улицы Карла Маркса на ул. Толстого необходимо перестроиться на горизонтальной дорожной разметке 1.11 ПДД РФ. Указанные разметки нанесены в соответствии с ГОСТ Р52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

IMG_7486.jpg

ГИБДД НАЧНЕТ ПРИУЧАТЬ ВОДИТЕЛЕЙ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ

- Я инвалид-колясочник, каждый день езжу на своем автомобиле. Чаще всего места, предназначенные для парковки инвалидов, заняты. Почему эта проблема не решается, ведь штраф составляет от 3 до 5 тысяч рублей? Пристегиваться научили и парковаться можно научить (Булат)

- С начала года привлечено к ответственности около 900 водителей, занявших места, предназначенные инвалидам. Если на парковке нет специальных мест для автомобилей инвалидов, то мы выдаем предписание, чтобы исправили это нарушение.

- Вы хотите сказать, что сотрудники ГИБДД ходят по парковкам и проверяют, все ли правильно там припарковались?!

- По парковкам не ходят, но если поступает информация, то мы реагируем.

- На казанских дорогах практически нет разметки, но ваши сотрудники, в нарушении п.9.2 ПДД РФ, визуально определяют нарушение сплошной там, где ее фактически нет. Как быть нам, автомобилистам? (Ильшат)

- На участках улично-дорожной сети, на которых отсутствует дорожная разметка, водителям необходимо руководствоваться пунктом 9.1. правил дорожного движения, а именно: количество полос для движения безрельсовых транспортных средств определяется самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.

В соответствии с п. 9.2 ПДД РФ на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено правилами, знаками и разметкой.

- Может быть, полосу для общественного транспорта выделить столбиками, как в других странах?

- Столбиками не надо ничего выделять. Весной на 44 улицах Казани будет нанесена вся разметка, и ГИБДД начнет активно приучать водителей к соблюдению правил. Даже когда разметка сотрется, останутся знаки, и мы не прекратим работать в этих местах. Честно говоря, мы пока ослабили внимание, потому что в городе много мест с затруднением движения из-за строек.

- В Петербурге часть дороги закрашивают желтыми полосами…

- Мы тоже получили разрешение на окрашивание таким образом пешеходных переходов.

«ДЕЛАЕМ АКЦЕНТ НА ТЕРМОПЛАСТИК»

- Почему бы волевым решением не отказаться от нанесения дешевой краски и не перейти на термопластик? (Александр)

- В прошлом году термопластик впервые появился в Казани – на улицах Сахарова, Чистопольской, Московской. Мы эту политику ведем. В этом году наша задача – сделать из термопластика все выделенные полосы для общественного транспорта.

- Какой срок службы у термопластика?

- Термопластик должен работать не меньше года, а краска держится всего три месяца. Но краска стоит 200 рублей за квадратный метр, средний термопластик – 800 - 900, а улучшенный термопластик – 1,2 - 1,3 тысячи рублей. Тем не менее мы делаем акцент на термопластик, и президент республики поддержал нас в этом вопросе. На всех строящихся и капитально ремонтируемых дорогах обязательно будет применяться термопластик.

- Все остановки общественного транспорта забиты «бомбилами», автобусы не могут нормально подъехать к остановке и останавливаются на проезжей части, соответственно, уменьшается пропускная способность дороги, образуются заторы и прочее (Ренат)

- Я бы не сказал, что сейчас остановки «забиты» легковыми автомобилями, потому что с вводом нового административного кодекса штраф за это нарушение ощутимый. Стоянка запрещена на расстоянии 15 метров до остановки и не ближе 5 метров до пешеходного перехода. Нарушителей фиксируют патрульные ГИБДД и «Паркон», если автомобиль стоит там довольно долго, а также проводится эвакуация автомобилей.

«Я НИКОГДА НЕ ПРИЗЫВАЛ ПОКУПАТЬ РАДАРЫ-ДЕТЕКТОРЫ!»

- Почему вы столь непоследовательны в своих словах? Напомню ситуацию про радары-детекторы: при старте внедрения камер контроля скорости вы прямо рекомендовали приобретать такие устройства, а совсем недавно уже начали говорить, какое это зло. (Вulat)

- Я никогда не призывал покупать радары-детекторы! Когда у меня спросили про мое отношение к этим устройствам, я посмеялся и сказал, что в 1998 году мы подобное уже проходили, когда водители ставили лазерные диски, чтобы радары не срабатывали. И мы тогда на столбы повесили «кукушки». Я просто сказал, что у нас «против лома» прием есть. И в этот раз нашли выход – поставили 300 имитаторов, еще 100 поставим. Пусть у всех «верещит»! А периодически на месте имитатора ставим прибор…

Но, к сожалению, у нас начали машины переворачиваться из-за того, что водители резко тормозят, когда у них срабатывает антирадар. И когда такие случаи стали заканчиваться гибелью людей, я обозначил проблему – лучше запретить радары-детекторы. И в связи с этим моим заявлением СМИ два месяца говорили о безопасности дорожного движения! Я всегда стараюсь находить такие темы, чтобы вынудить журналистов говорить о безопасности на дорогах.

НОМЕРА ОПРЕДЕЛЯЕТ ГЕНЕРАТОР СЛУЧАЙНЫХ ЧИСЕЛ

- Прошу вас сделать систему продажи «красивых» номеров прозрачной, на аукционной основе с доходом в пользу государства. Несмотря на все ваши усилия по выдаче номеров, «система» по «подгадыванию» номеров продолжает работать. (Эдуард Гарифуллин)

- Продажа номеров через аукцион не предусмотрена нормативными документами. Хотя, честно говоря, это было бы хорошим пополнением бюджета… Полгода назад нами была разработана и внедрена программа, позволяющая присваивать государственные регистрационные знаки на транспортные средства по принципу «комбинации случайных чисел», что полностью исключает возможность выбора так называемых «красивых номеров».

- Почему бы вам не инициировать продажу номеров через аукцион?

- Но ведь ГИБДД – не коммерческая структура! Хотя понимаю, что бюджет теряет такие деньги, ведь люди готовы платить. Поторговался через интернет, заплатил государству и получил свои номера… И не было бы разговоров о коррупции.

- Наверное, ГИБДД тайно все равно удовлетворяет потребность некоторых людей в особых номерах?

- Вот чтобы не было ничего тайного, мы сделали генератор случайных чисел. Сегодня все номера – в общей копилке.

«НИКТО НЕ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ О НЕМ НАПИСАЛИ В СМИ ИЛИ ИНТЕРНЕТЕ»

- ГИБДД сегодня продолжает перекрывать улицы из-за начальства?

- Мы перекрываем только в случае проезда охраняемых лиц – первых лиц, официальных делегаций. Это те, кто подлежит государственной охране. Даже когда в Казань приезжал президент России Владимир Владимирович Путин, ограничения движения были минимальными.

- А «мигалки» сегодня у кого есть?

- У нас в республике «мигалка» положена только президенту и министру внутренних дел.

- Когда на дорогах наступит демократия, чтобы все участники движения были равны?

- Думаю, уже сегодня демократия на дорогах есть. Ведь никто не хочет, чтобы о нем написали в СМИ или интернете. И начали с ГИБДД: выложили в интернет наши автомобили, стоящие под запрещающим знаком. И моя машина там была – я с тонированными стеклами ездил и под знаком ее оставлял. А сейчас я такого себе не позволяю. Общество воспитывает!

- Иногда сотрудники ГИБДД останавливают автомобиль и просто просят показать документы…

- Согласен, без особой причины останавливать не надо. Но ведь и инспектора ГИБДД понять надо: а как ему выявить пьяных и наркоманов за рулем, как проверить, не везет ли человек что-то запрещенное? У нас много ориентировок для проверки. Считаю, если инспектор вежливо проверил документы, к этому надо отнестись с пониманием – он выполняет свою работу во благо обществу.

IMG_7511.jpg

«САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА – ЭТО СТРАХОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО»

- Сколько в ГИБДД вакантных мест?

- В Казани не хватает 16 - 19 человек, а по республике – 50 - 60. В рамках нового закона о полиции отбор кандидатур очень жесткий. И, честно говоря, нельзя сказать, что к нам большая очередь желающих. Все-таки у нас очень тяжелые условия работы: рано вставать, рабочий день практически ненормированный.

- Профессия инспектора ГИБДД потеряла свой престиж?

- Престиж потерян, потому что сегодня есть масса профессий, где за такие же деньги, как у нас, можно ничего не делать. И я понимаю тех, кто уходит. Даже уходят в другие подразделения МВД, потому что у нас работать труднее.

- А зарплата в ГИБДД какая сегодня?

- Зарплата – около 30 тысяч рублей.

- Раньше был анекдот: дайте полосатую палочку, и можно зарплату не платить. Сейчас такого нет?

- Сейчас очень жестко с этим: видеорегистраторы, ГЛОНАСС, управление собственной безопасности, контрольно-профилактический отдел управления ГИБДД МВД по РТ. Я не говорю, что коррупция ликвидирована, но она минимизирована.

- Сколько фактов коррупции выявили в прошлом году?

- Наверное, десяток – официально, но много есть и неофициальных, по которым сложно возбудить уголовные дела. Мы в этом плане работаем.

- Говорят, что сегодня опять стало легко купить права.

- На выявление таких фактов и УСБ нацелено. Министр внутренних дел РФ Владимир Александрович Колокольцев на заседании коллегии ведомства четко объявил, что в первую очередь – это бытовая коррупция. Если информация подтверждается, мы сразу передаем ее в следственный комитет. Сегодня самая большая проблема – это страховое мошенничество, где, к сожалению, задействованы наши сотрудники. Но мы знаем об этой проблеме и боремся с ней.

«В СПЕЦДИВИЗИОНЕ ГИБДД РАБОТАЮТ ПАТРИОТЫ»

- При республиканской ГИБДД есть общественная организация, помогающая вам в наведении порядка?

- Есть спецдивизион в ГИБДД Казани, в котором порядка 200 человек. Они работают на крупных массовых мероприятиях, их можно отличить по специальным жилетам и повязкам на руке. У нас еще есть лекторская группа из общественников.

- Какова у них мотивация?

- У них есть удостоверение общественного инспектора, но при видеофиксации правонарушений они не играют роли… Я считаю, что в спецдивизионе работают патриоты.

- Сегодня много угонов автомобилей?

- За три месяца этого года наблюдается рост на три процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«ЧТО КАСАЕТСЯ КРИТИКИ, ТО МЫ СВОИ «БОЛЯЧКИ» САМИ ЗНАЕМ»

- Газету «БИЗНЕС Online» вы читаете?

- Я читаю только дайджесты, которые мне готовят сотрудники, и обзоры СМИ, которые приходят из МВД. «БИЗНЕС Online» читаю только тогда, когда говорят, что вы опубликовали что-то интересное. А вообще в интернете я ничего не читаю! Поймите меня правильно – не хватает времени! Я ведь довольно часто выступаю в СМИ, а для этого сам пишу материал. Сегодня, например, у меня на рецензии лежат три книги…

А что касается критики, то мы свои «болячки» сами знаем и боремся с ними. И все, что ГИБДД делает, это все направлено на безопасность населения. Хотелось бы, чтобы люди смотрели на нашу работу через эту призму.

- У вас есть обратная связь с населением?

- Все, что идет к нам через портал госуслуг, через МВД и «телефон доверия», нам достаточно, чтобы знать ситуацию. По вторникам я веду прием населения – каждый раз принимаю до 20 человек.

Окончание следует.

Рифкат Минниханов: «Зрителям церемоний открытия и закрытия Универсиады мы рекомендуем не приезжать на своих машинах». Часть 1-я