Если заглянуть еще глубже в корни праздника, то начало мая отмечает новый природный цикл обновления и бурного цветения жизни, когда нужно достойно похоронить отжившее, старое и отмороженное за долгую зиму и позаботиться о ростках, саженцах, птенцах новой жизни. На самом деле, это, наверное, самый яркий праздник всей живой Природы, частью которой мы являемся. К сожалению, не всегда разумной и достойной.

Но, если не отгораживаться друг от друга искусственными конфессиональными, национальными и прочими барьерами, то нельзя не услышать в этом весеннем празднике и тему православной Пасхи, и более раннего Науруза, и первого дня Раджаба, и многое другое, привнесенное в общий праздник Весны разными народами. Потому что во время смертельных испытаний, когда достигает высшего накала вечное противоборство между жизнью и смертью, между добром и злом, между правдой и ложью, все эти различия становятся неважными, и имеют значение только настоящие ценности, делающие нас людьми.

В этом смысле жизнеутверждающий Праздник Победы, со слезами на глазах, будет всегда, пока мы сохраняем в душе главные человеческие ценности и готовы за них постоять не на жизнь, а на смерть. Природные духовные корни этого Праздника так глубоки – это уже на уровне подсознания, что они затрагивают даже закоренелых атеистов и чиновных безбожников. Даже они стараются, как могут, отметить этот праздник, хотя бы праздничным парадом, фейерверком или организацией субботников по очистке от мусора подведомственных территорий.

А в сознании многих из старших поколений – это мощный Знак, отмечающий тяжелые поражения и блистательные победы, как в труде, так и в бою. Полноценное восприятие этого Знака сердцем и умом помогает найти верный ответ на самые важные вопросы. В чем смысл жизни и судьбы – своей собственной и своего народа? За что боролись и к чему на самом деле стремились? Закончен ли бой за настоящую достойную жизнь или он еще продолжается?

Настоящий праздник – это не только каникулы народной души, но и экзамен для Духа, когда можно и нужно приподняться над суетой будней и, на всякий случай, проверить – не образовался ли в текущей жизни непростительный разрыв между прошлым, настоящим и будущим, между ценностями земными и небесными, между традициями отцов и нынешними порядками или беспорядками.

В «новой» России никакие новые праздники и добрые общенародные традиции по большому счету так и не родились – не хватает согласия ни Души, ни Духа. Пока пробовали перелицевать советские праздники, но только попортили их. Годовщину Октября новая власть, как ни старалась, так и не смогла превратить в день национального единства и примирения – обращение к памятным историческим датам только усиливает раздоры в расколотом обществе. Возрожденные религиозные праздники тоже не дают полноты единства в Духе – мешает конфессиональная разобщенность.

001.jpg

И только День Победы собрал в себе все качества общенационального праздника и стал единственным из советского прошлого, который не подчиняется российским новациям – наоборот, все мы, вольно или невольно, пока еще подчиняемся Духу этого праздника. В нем побеждает державная традиция, которая только подчеркивает нынешнее жалкое состояние российской государственности.

Однако парадокс в том, что меньше чем через полвека после великой Победы, которая по сути и определила картину послевоенного мира, народ-победитель потерпел сокрушительное поражение, результаты которого вполне сопоставимы с уроном, понесенным от фашистской агрессии. И это поражение необратимо развело народ и власть в разные стороны. Потому что именно предательство во власти стало основной причиной этого сокрушительного поражения, в результате которого сложился нынешний криминально-олигархический строй. Звучит грубо и упрощенно, но, по сути, именно так. Иначе мы бы давно уже торжественно отмечали День приватизации, праздник крушения СССР и освобождения от социализма, устраивали всенародные гуляния по случаю разгрома Красной Армии и т.п. Однако памятные исторические даты времен Горбачева, Ельцина и Гайдара почему-то никто всенародно не празднует – напротив, с каждым годом они вызывают все больший протест и возмущение. Но пока это протест на коленях и возмущение обманутых.

И возникает вопрос: а что же мы, послевоенные поколения, отмечаем теперь в День Победы? Неужели этот праздник обращен только в прошлое, к памяти отцов и дедов и их бессмертному подвигу? К немногим, еще живым, ветеранам? Или же этот священный Дух, нисходящий на наши души в начале мая, все же оставляет надежду оправиться от постыдного поражения и вернуть утраченное достоинство – и себе, и своей стране? Теплится ли еще уголек в потухшем костре или он постепенно угаснет?

Для кого как. Понятно, что праздники не вечны. По мере угасания живой памяти непосредственных участников и свидетелей священный дух Победы постепенно заменяется обрядовой стороной, формальными ритуалами, за которые еще цепляется память последующих поколений. И сегодняшние раскопки солдатских захоронений невольно напоминают христианские ритуалы поклонения мощам.

От нас зависит, как мы отмечаем праздник Победы – по привычному обряду или по Духу. И тут возможны варианты, в зависимости от нашего отношения к Победе. Возможно, этот праздник станет тихим и камерным днем памяти и скорби по героям прошлого – в связи с отсутствием подлинных героев в настоящем. Или же превратится в регулярное шоу для повышения патриотического градуса населения, т.е. будет приватизирован властью в интересах политической конъюнктуры. Или все же, чтобы свести концы с концами разорванного времени, нам удастся подхватить еще не угасший Дух Победы, спасти тлеющий уголек, чтобы одолеть на сей раз внутреннего врага – систему лжи, обмана и самообмана, в которую мы все оказались повержены.

Важно только понять, что за долгие годы постсоветского рабства эта система превратилась в господствующую высоту, пирамиду с оторвавшейся «самодостаточной» верхушкой. И эту многослойную и глубоко эшелонированную вертикаль лжи уже не удастся взять одним приступом, кавалеристским наскоком. Она уже не пробивается никакими «прямыми линиями», народными фронтами и ополчениями. А отступать некуда – позади последние, самые дорогие ценности, сохраняющие нас людьми.

Самое время, как в 1942 - 1943, чтобы создать спасительную стратегию и тактику, превосходящую матерого врага. Тот, кто так и не разобрался со своим прошлым и не успел выдавить из себя раба, годится только для отступления и плена. А для перелома, открывающего путь к Победе, нужны свежие артели и роты объединенного профессионального когнитариата, которому нечего терять, кроме иллюзий бесконфликтного корпоративного выживания на оккупированной финансовым капиталом территории. Только эти созидательные артели и роты своими маршевыми бросками овладеют новыми моделями экономики и политики, наведут переправы к новым хозяйственным укладам.

Спасительная надежда – «лишь бы не было войны…» – оправдана и достойна уважения в сердце женщины, тем более, если она вынашивает под сердцем ребенка. Но она может стать непростительной слабостью для того, кто считает себя мужчиной и намерен защитить от зла и мерзости свою женщину, ребенка и дом. Тот, кто имеет смелость смотреть на жизнь в упор и правде в глаза, понимает, что и фашизм, по большому счету, никуда не делся. Он стал финансовым, электронным, генно-модифициованным и т.п. И для одоления его новых, все более изощренных форм, необходимо даже не столько оружие, сколько умный рабочий инструмент в руках профессионала. Нынешним разгромленным и взятым в плен профессионалам не хватает одного – умения соединяться в артели и роты, а то и в партизанские отряды.

Вспомним поколение фронтовиков, которые молодыми лейтенантами вернулись с войны, получили образование, защитили диссертации и пошли работать в вузы страны. Свидетельствую, что лучшие из них, невзирая на догмы официальной системы, заложили в головы и сердца студентов основы знаний по жизни и профессии. Это были зерна, из которых вырастает сегодняшний когнитариат – в противовес выхолощенной науке и пустоцветам «креативного класса». Мой учитель по основному ремеслу, Сергей Александрович Люшин, бывший командир зенитного дивизиона, ректор КФЭИ (1962 – 1972), завкафедрой политэкономии, в конце - доцент на четверть ставки, до последних дней проработавший в институте. Во время редких встреч в лихие 90-е обычно начинал неторопливую беседу словами: «Ну, вранья стало больше…» И далее следовал беспощадный политико-экономический анализ того, что творится в стране и регионе. Он едва застал время, когда вузами пришли руководить «эффективные менеджеры»…

Вечная память!

Рустам Курчаков